"РИГА"
Первые корабли Балтийского флота. Они были
недостаточно мореходны и имели относительно низкие маневренные качества,
что было обусловлено строительством на приладожских верфях.
"РИГА"
Длина - 35,7 м ;
Ширина - 12,3 м
; Вооружение - 50 орудий ; Экипаж - 330 человек
Заложен в августе 1708
на Новоладожской верфи. Спущен
в 1710. Строитель Р. Броун. Вошел в состав Балтийского флота.
В
августе 1710 перешел с верфи к острову Котлин. Участвовал
в Северной войне 1700-1721. В 1710-1712
ежегодно выходил в составе эскадры к Кроншлоту для защиты Санкт-Петербурга
с моря (на зимовку уходил в Неву), маневрировал на рейде для обучения экипажа.
С мая по сентябрь
1713
в составе эскадры крейсировал в Финском заливе.
С 10 по 11 июля находясь в составе эскадры вице-адмирала К.И. Крюйса,
преследовал отряд шведских судов (3 линейных корабля капитан-командора Рааба), шел под флагом
вторым в колонне. 11 июля сел на мель к западу от острова Гогланд. На "Риге"
спустили флаг, что было расценено остальными,
как сигнал прекратить бой. Вся русская эскадра (7 линейных кораблей, 4
фрегата, 2 шнявы) упустили шведские корабли. "Рига" была снята с мели, а
К. Крюйс был осужден на смерть, но помилован Петром I. В 1714, 1715
и 1718 в составе эскадр крейсировал
в Финском заливе. В 1716 и 1717
находился на Кронштадтском рейде. Разобран в
1721. Командиры:
И. Дегрейтер (1712),
Г. Вессель (1713), Я. Кроненбург
(1714-1715), Н.А. Синявин
(1718).
"ВЫБОРГ"
Длина - 35,7 м ; Ширина - 12,3 м
; Вооружение - 50 орудий ; Экипаж - 330 человек
Заложен в августе 1708 на
Новоладожской верфи. Спущен в 1710. Строитель Р. Броун.
Вошел в состав Балтийского флота.
В июне 1710 перешел с верфи в Санкт-Петербург и к острову
Котлин. Участвовал в Северной войне 1700-1721. В августе-октябре 1710 под флагом
Петра 1 маневрировал у Кроншлота. В 1711 и 1712 выходил в составе эскадры к
Кроншлоту для защиты Санкт-Петербурга с моря (на зимовку уходил в Неву),
маневрировал на рейде для обучения экипажа. С мая 1713 в составе эскадры
вице-адмирала К.И. Крюйса крейсировал в Финском заливе. С 10 по 11 июля находясь
в составе эскадры вице-адмирала К.И. Крюйса,
преследовал отряд шведских судов (3 линейных корабля капитан-командора Рааба), шел головным в колонне.
11 июля сел на мель к западу от острова Гогланд. На помощь “Выборгу” были посланы все гребные суда эскадры, но стащить его
с камней не смогли. В ночь на 12 июля 1713 корпус корабля переломился и утром
был сожжен экипажем.
Командиры: Н.А. Синявин (1710), П.
Беземакер
(1712), В. Шельтинг (1713).
"ПЕРНОВ"
Длина - 35,7 м ;
Ширина - 12,3 м
; Вооружение - 50 орудий ; Экипаж - 330 человек
Заложен в сентябре 1708 на Олонецкой верфи.
Спущен в июле 1711. Строитель Г.А. Меншиков. Вошел
в состав Балтийского флота.
В сентябре 1711 перешел с верфи в Санкт-Петербург. Участвовал в Северной войне
1700-1721. В 1712 в составе эскадры находился у Кроншлота для защиты
Санкт-Петербурга с моря, маневрировал на рейде для обучения экипажа. 24 июля в
составе отряда преследовал три шведских корабля, приблизившихся к острову
Котлин. С мая по сентябрь 1713 в составе эскадры вице-адмирала К.И. Крюйса
крейсировал в Финском заливе. С 10 по 11 июля преследовал отряд шведских судов.
В 1714 и 1715 в составе эскадр крейсировал в Финском заливе. В 1716 и 1717
находился на Кронштадтском рейде. Разобран в 1721.
Командиры: А. Декур (1711), Б.
Эдвард (1712), Я. Валронт (1713),
П. Беземакер (1713-1716).
"ПОЛТАВА"
Длина - 39,8 м ; Ширина - 11,7 м ;
Водоизмещение - около 1000 т ;
Вооружение - 54 орудия ; Экипаж - 360 человек.
Заложен
5 декабря 1709 в Санкт-Петербургском адмиралтействе.
Спущен 15 июня 1712. Строители Петр Михайлов
и Ф.М. Скляев. Вошел в состав Балтийского флота.
Первый отечественный корабль, осадка которого соответствовала
остальным размерениям. По сравнению с кораблями, построенными на Ладожском
озере, имел улучшенные мореходные и маневренные качества. Участвовал в Северной
войне 1700-1721. С мая по сентябрь 1713 в составе эскадры крейсировал в Финском
заливе. С 7 по 10 июня и с 7 по 16 июля плавал под флагом Петра 1
(контр-адмирала Петра Михайлова) . 10-11 июля преследовал отряд шведских судов.
В 1714 и 1715 в составе эскадр крейсировал в Финском заливе. С 20 апреля по 12
мая 1716 с эскадрой крейсировал в Балтийском море до острова Борнгольм. В июле
1716 с эскадрой перешел из Ревеля в Копенгаген и с 5 по 14 августа плавал в
Балтийском море в составе четырех объединенных флотов (русского, датского,
голландского и английского). 22 октября вернулся в Ревель. С 4 июня по 16 июля
1717 в составе эскадры генерал-адмирала графа Ф.М. Апраксина участвовал в
крейсерстве у берегов Швеции и высадке десанта на остров Готланд. В августе 1717 во
время погони за шведским капером сел на мель, получил повреждения и был
отправлен в Санкт-Петербург на ремонт. В июле 1718 поставлен в эллинг
Санкт-Петербургского адмиралтейства и в 1718-1719 тимберован. 4 мая 1721 в
составе эскадры вышел из Ревеля в крейсерство. 9 мая у м. Дагерорт во время
сильного шторма получил повреждения (сломаны фок- и грот-мачты) и отстал от
эскадры. 17 мая пришел в Ревель и был отправлен в Кронштадт на ремонт. В 1722 и
1723 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе.
Больше в море не выходил и с 1725 числился “сверх штата”. Разобран в 1732.
Командиры:
Г. Гельма (1713), В.
Шельтинг (1714), В. Фангент (1715-1717),
Я. Шапизо (1720-1721), Я. Вильстер
(1722-1723).
|