"АЗИЯ"
"АЗИЯ"
Длина - 48,8
м ; Ширина - 13,6
м ; Вооружение - 66 орудий
;
Экипаж - 460/550
человек.
Заложен 19 августа 1772 в Архангельске на
Соломбальской верфи. Строитель
А. Мальцов. Спущен 20 сентября 1773, вошел в состав Балтийского флота.
В
июне-октябре 1775 в составе отряда перешел
из Архангельска в Кронштадт. В 1776-1778
в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе. Участвовал
в “вооруженном нейтралитете”. 11 июня 1780 в составе эскадры бригадира И.А.
Борисова вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Копенгаген
- остров Тексель -
Довер - пролив Ла-Манш -
Лиссабон - Гибралтар -
Порт-Магон и 26 октября прибыл в Ливорно. 18 апреля 1781 с эскадрой вышел обратно
в Россию по маршруту Кадис - пролив Ла-Манш
- Копенгаген и 14 августа прибыл в Кронштадт.
В 1782 тимберован, но в море больше не выходил, стоял в Кронштадтской гавани.
Разобран после 1791.
Командиры: князь Ф.Н. Шаховской
(1775-1776), А.Г. Спиридов (1777-1778,
1780-1781), Г.Д. Киленин (1783), С.Н. Телепнев
(1786-1787), С.И. Плещеев (1788).
"АМЕРИКА"
Длина - 48,8
м ; Ширина - 13,6
м ; Вооружение - 66 орудий
;
Экипаж - 460/550
человек.
Заложен 19 августа 1772 в Архангельске на
Соломбальской верфи. Строитель
А. Мальцов. Спущен 20 сентября 1773, вошел в состав Балтийского флота.
В
июне-сентябре 1775 в составе отряда перешел из
Архангельска в Ревель. В июне 1777 перешел из Ревела в Кронштадт. Участвовал
в “вооруженном нейтралитете”. 11 июня 1780 в составе эскадры бригадира И.А.
Борисова вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Копенгаген
- остров Тексель -
Довер - пролив Ла-Манш -
Лиссабон - Гибралтар -
Порт-Магон и 26 октября прибыл в Ливорно. 18 апреля 1781 с эскадрой вышел обратно
в Россию по маршруту Кадис - пролив Ла-Манш
- Копенгаген и 14 августа прибыл в Кронштадт.
В июне-августе 1787 в составе эскадры находился
в практическом плавании в Балтийском море до острова Борнгольм. Участвовал
в войне со Швецией 1788-1790. 12 мая 1790
в составе эскадры вице-адмирала А.И. Круза вышел из Кронштадта в крейсерство
в район м. Стирсуден - Красная Горка.
23-24 мая 1790 участвовал в Красногорском
сражении. Во время боя разорвалось одно орудие. Потери составили:
10 убитых и 26 раненых. 30 мая
корабль отправлен к южному входу в Биоркезунд с целью запереть в проливе
шведский гребной флот. 13 июня в составе отряда эскортировал гребную флотилию
вице-адмирала К. Нассау-Зигена от Толбухина маяка до Биоркезунда. Во время
сражения гребных флотилий 21-22 июня шел
за русской флотилией, обеспечивая прикрытие с тыла. 23 июня присоединился
к флоту у Выборга. Из-за повреждений отправлен в Кронштадт. Разобран после
1791.
Командиры: А.Ф. Поповкин
(1775), С.3. Кривцов (1777), Д. Бодлей (1778-1779),
М.Г. Коковцев (1780-1781), И.К. Фомин
(1787), Е.А. Пущин (1789), Я.Г. Сукин (1790).
"СЛАВА
РОССИИ"
Длина - 48,8
м ; Ширина - 13,6
м ; Вооружение - 66 орудий
;
Экипаж - 460/550
человек.
Заложен 20 сентября 1773 в
Архангельске на Соломбальской верфи. Строители
В. Гунион и М.Д. Портнов. Спущен 13 мая 1774, вошел в состав Балтийского флота.
До 1778 в составе эскадры стоял
в Архангельске. В июне-августе 1778 во главе
эскадры под флагом бригадира С.П. Хметевского перешел в Кронштадт. Участвовал
в “вооруженном нейтралитете”. 11 июня 1780 в составе эскадры бригадира И.А.
Борисова вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Копенгаген
- остров Тексель -
Довер - пролив Ла-Манш -
Лиссабон - Гибралтар -
Порт-Магон. 23 октября 1780 на переходе из Порт-Магона в Ливорно ночью в шторм
разлучился с эскадрой. В 23.00 на корабле увидели прямо по курсу берег.
Отданные два якоря не удержали корабль, он был выброшен на камни острова Лажа-Лингер
в 8 милях к востоку от Тулона и разбился. Погибли 11 человек.
Командиры: Л.К. Ваксель (1777),
С.С. Гибс (1778), И. Баскаков (1780).
"БЛАГОПОЛУЧИЕ"
Длина - 48,8
м ; Ширина - 13,6
м ; Вооружение - 66 орудий
;
Экипаж - 460/550
человек.
Заложен 20 сентября 1773 в
Архангельске на Соломбальской верфи. Строители
В. Гунион и М.Д. Портнов. Спущен 18 мая 1774, вошел в состав Балтийского флота.
До 1778 с эскадрой стоял в Архангельске,
в июне-августе 1778 вместе с ней перешел в Кронштадт.
Участвовал в “вооруженном нейтралитете”. 11 июня 1780 в составе эскадры контр-адмирала
А.И. Круза вышел из Кронштадта в Северное море. Зайдя в Копенгаген, 31 июля
эскадра прибыла на Дильский рейд, а 11 августа вышла в крейсерство в район Доггер-банки,
19 августа из-за большого числа больных на кораблях зашла в Христианзанд, 16
сентября
вышла в море и 8 октября вернулась в Кронштадт. 20 июня 1782 в составе эскадры
контр-адмирала А.И. Круза корабль вышел из Кронштадта в Северное море.
9 августа эскадра подошла к Доверу и повернула в Северное море для крейсерства.
16 августа из-за полученных во время сильного шторма повреждений эскадра вынуждена
была зайти в Христианзанд. 5 сентября суда эскадры вышли в море и 19 ментября вернулись
в Кронштадт. Корабль больше в море не выходил, стоял в Кронштадтской гавани.
Разобран в 1793 в Кронштадте.
Командиры: М. Мельников (1778,
1780), Ф.С. Палицын (1781), М.К. Макаров (1782), Д.Ф. Бачманов (1787-1788).
"ТВЁРДЫЙ"
Длина - 48,8 м ; Ширина - 13,6 м ; Вооружение - 66 орудий
;
Экипаж - 460/550
человек.
Заложен 20 сентября 1773 в Архангельске на
Соломбальской верфи. Строители
В. Гунион и М.Д. Портнов. Спущен 21 мая 1774, вошел в состав Балтийского флота.
В июне-августе 1778
с эскадрой перешел из Архангельска в Кронштадт. Участвовал в “вооруженном
нейтралитете”. 11 июня 1780 в составе эскадры бригадира И.А. Борисова вышел
из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Копенгаген -
остров Тексель - Довер -
пролив Ла-Манш - Лиссабон -
Гибралтар - Порт-Магон и 26 октября
прибыл в Ливорно. 18 апреля 1781
с эскадрой вышел обратно в Россию по маршруту Гибралтар -
Кадис - пролив Ла-Манш -
Копенгаген и 14 августа прибыл в Кронштадт. 20 июня 1782 в составе эскадры контр-адмирала
А.И. Круза вышел из Кронштадта в Северное море. 9 августа эскадра подошла к Доверу
и повернула в Северное море для крейсерства. 16 августа из-за полученных во время
сильного шторма повреждений суда эскадры зашли
в Христианзанд, 5 сентября вышли в море и 16 сентября вернулись в Кронштадт. В 1787 “Твёрдый”
в составе эскадры находился в практическом плавании в Балтийском море до
острова Борнгольм. Разобран в 1791 в Кронштадте.
Командиры: П.И. Ханыков (1778),
Б.И. Воронов (1779), И.Ф. Салманов (1780-1781),
П.И. Лежнев (1782), Е.Е. Тет (1783, 1787).
"СВЯТОЙ
НИКОЛАЙ"
Длина - 48,8
м ; Ширина - 13,6
м ; Вооружение - 66 орудий
;
Экипаж - 460/550
человек.
Заложен 12 ноября 1773 в Архангельске на
Соломбальской верфи. Строители
В. Гунион и М.Д. Портнов. Спущен 21 мая 1775, вошел в состав Балтийского флота.
До 1779 находился в Архангельске.
Участвовал в “вооруженном нейтралитете”. 21 июня 1779 с отрядом вышел из Архангельска
и 7 июля у м. Вардё присоединился к эскадре контр-адмирала С.П. Хметевского,
пришедшей из Ревеля. Занял позицию у м. Святой Нос. 21 августа суда эскадры соединились
и пошли в Балтийское море. 17 октября прибыли в Кронштадт. 11
июня 1780
в составе эскадры контр-адмирала А.И. Круза “Св. Николай” вышел из Кронштадта
в Северное море. Зайдя в Копенгаген, 31 июля эскадра прибыла на Дильский рейд,
а 11 августа вышла в крейсерство в район Доггер-банки, 19 августа из-за большого числа
больных на судах зашла в Христианзанд, 16 сентября вышла в море и 8 октября вернулась
в Кронштадт. 20 июня 1782 в составе эскадры контр-адмирала А.И. Круза “Св.
Николай” вышел из Кронштадта в Северное море. 9 августа эскадра подошла к Доверу
и повернула в Северное море для крейсерства. 16 августа из-за полученных во время
сильного шторма повреждений суда эскадры зашли в Христианзанд. 5 сентября эскадра
вышла в море и 19 сентября вернулась в Кронштадт. Корабль больше в море не выходил,
стоял в Кронштадтской гавани. Разобран в 1790.
Командиры: И. Овцын (1777-1779), Р.К. Дугдаль (1780-1782), И.И. Дубровин (1787-1789).
"ХРАБРЫЙ"
Длина - 48,8
м ; Ширина - 13,6
м ; Вооружение - 66 орудий
;
Экипаж - 460/550
человек.
Заложен 12 ноября 1773 в Архангельске на
Соломбальской верфи. Строители
В. Гунион и М.Д. Портнов. Спущен 21 мая 1775, вошел в состав Балтийского флота.
До 1779 находился в Архангельске.
Участвовал в “вооруженном нейтралитете”. 21 июня 1779 с отрядом вышел из Архангельска
и 7 июля у м. Вардё присоединился к эскадре контр-адмирала С.П. Хметевского,
пришедшей из Ревеля. Занял позицию у м. Нордкап. 25 августа присоединился к эскадре,
идущей в Балтийское море. 21 сентября во время сильного шторма у берегов Норвегии
ударами волн были сломаны грот- и бизань-мачты, фор-стеньга, вместе с ними
упали за борт и утонули 43 человека. “Храбрый” отделился от эскадры и зашел
в залив Эквог, где остался на зимовку. В мае-июне 1780
перешел из залива Эквог в Кронштадт. 20 июня 1782 в составе эскадры контр-адмирала
А.И. Круза вышел из Кронштадта в Северное море. 9 августа эскадра подошла к Доверу
и повернула в Северное море для крейсерства. 16 августа из-за полученных во время
сильного шторма повреждений суда эскадры зашли в Христианзанд, 5 сентября вышли
в море и 19 сентября вернулись в Кронштадт. В 1787 “Храбрый” в составе эскадры
находился в практическом плавании в Балтийском море до острова Борнгольм.
Участвовал в войне со Швецией 1788-1790. 26
мая 1790 с отрядом вышел из Кронштадта и, присоединившись к флоту,
пришел с ним 29 мая в Выборгский залив. 9 июня в составе главных сил флота занял
позицию в центре, блокируя шведский флот. 22-23
июня
участвовал в Выборгском сражении и преследовании противника. Оказал помощь
поврежденному кораблю “Саратов”, вместе с кораблем “Мстислав” взял в плен контр-адмиральский
корабль “София Магдалина”. В составе отряда крейсировал у Свеаборга. 8 июля
пришел в Ревель, а 13 сентября вместе с эскадрой прибыл в Кронштадт. Разобран
в 1793 в Кронштадте.
Командиры: М. Мельников (1777),
А.В. Мусин-Пушкин (1779-1780), Е.С.
Одинцов (1782), Я.А. Жохов (1787), А.И. Борисов (1788), Г.Д. Киленин (1789-1790).
"ИАНУАРИЙ"
Длина - 48,8
м ; Ширина - 13,6
м ; Вооружение - 66 орудий
;
Экипаж - 460/550
человек.
Заложен 1 декабря 1776 в Архангельске на
Соломбальской верфи. Строитель
М.Д. Портнов. Спущен 12 мая 1780, вошел в состав Балтийского флота.
Участвовал
в “вооруженном нейтралитете”. 10 июля 1780 в составе эскадры бригадира В.П.
Фондезина вышел из Архангельска. 23 июля, когда суда разошлись по позициям,
занял пост у острова Кильдин, 4 августа пришел к м. Нордкап. 18 августа эскадра пошла
в Балтийское море. В тумане “Иануарий” разлучился с эскадрой, 6 сентября выдержал
сильный шторм. Ударами волн была сломана грот-мачта, поврежден корпус.
Под фальшивым вооружением 26 сентября пришел в Берген, где остался для ремонта
и на зимовку. В мае-июне 1781 перешел из
Бергена в Кронштадт. 20 июня 1782 в составе эскадры вице-адмирала В.Я. Чичагова
вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Копенгаген -
Диль - м. Финистерре -
Кадис - Гибралтар я 4 октября прибыл в Ливорно
(у м. Финистерре разлучился с эскадрой и в Ливорно шел самостоятельно).
В 1783 с эскадрой стоял в Ливорно. Весной 1784 ходил на ремонт в порт Ферайо.
13 мая 1784 с эскадрой вышел из Ливорно в Россию по маршруту Гибралтар -
пролив Ла-Манш - Копенгаген и 21 августа прибыл
в Кронштадт. Участвовал в войне со Швецией 1788-1790. В
июне 1789 эскортировал 6 транспортов из Кронштадта в Ревель, а затем
во главе отряда пришел к полуострову Паркалаут с целью прервать коммуникации
шведов. 15 и 17 августа суда отряда отражали атаки шведской гребной флотилии.
16 октября прибыли в Кронштадт. 12 мая 1790 в составе эскадры вице-адмирала А.И.
Круза “Иануарий” вышел из Кронштадта и крейсировал в районе м. Стирсуден
- Красная Горка. 23-24
мая
участвовал в Красногорском сражении. Потери составили: 6 убитых и 20 раненых.
29 мая, преследуя шведов, вошел с флотом в Выборгский залив. 9 июня в составе
отряда бригадира П.И. Лежнева “Иануарий” занял позицию на правом фланге
между островами Рондо и Пейсари. 22 июня участвовал в Выборгском сражении. Отразил
атаку шведских канонерских лодок, а затем, обрубив якорные канаты, пошел
на помощь эскадре контр-адмирала И.А. Повалишина. В июне-июле 1790
с флотом лавировал у Свеаборга, а 13 июля пришел на Ревельский рейд и 13
сентября
прибыл в Кронштадт. До 1799 в море не выходил, в 1798 был тимберован в
Кронштадте. Участвовал в войне с Францией 1798-1800. 21
июля 1799
в составе эскадры контр-адмирала П.В. Чичагова, приняв на борт войска,
вышел из Ревеля в Голландию. Эскадра пришла в Ярмут 27 августа уже после капитуляции
голландского флота. 3 сентября она перешла к острову Тексель и до 8 сентября высаживала
доставленные из России войска. 7 ноября 1799 прибыла в Портсмут. 5 июня 1800,
приняв на борт русские войска с английских судов, “Иануарий” вышел из Портсмута
в Россию во главе эскадры под флагом контр-адмирала К.Е. Брейера. 22 июня
эскадра прибыла в Ревель, а 21 июля в Кронштадт. В 1801, 1803 и 1804 “Иануарий”
в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и
Финском заливе. Участвовал в войне с Францией 1804-1807.
В сентябре-октябре 1805 в составе эскадры адмирала
Е.Е. Тета доставил в Померанию русский экспедиционный корпус. В 1806 с
отрядом крейсировал в Финском заливе. В 1807-1810 ежегодно выходил на Кронштадтский рейд для защиты острова Котлин с моря.
Разобран в 1815 в Кронштадте.
Командиры: П.И. Григорков
(1780-1781), М.Г. Коковцев (1782-1784),
Е.С. Одинцов (1787), В.И. Глебов (1789-1790), И.С. Шелгунов (1791-1794),
Д.А. Игнатьев (1798-1800), М.Н. Лизунов
(1802-1803), Д.А. Лукин (1804), А.И.
Элиот (1805-1806), С.С. Палицын (1807,
1809-1810), П.Г. Григорьев (1808).
"НЕ ТРОНЬ МЕНЯ"
Длина - 48,8
м ; Ширина - 13,6
м ; Вооружение - 66 орудий
;
Экипаж - 460/550
человек.
Заложен 1 декабря 1776 в Архангельске на
Соломбальской верфи. Строитель
М.Д. Портнов. Спущен 12 мая 1780, вошел в состав Балтийского флота.
Участвовал
в “вооруженном нейтралитете”. 10 июля 1780 во главе эскадры вышел из Архангельска.
От острова Кильдин суда разошлись по позициям, 23 июля “Не тронь меня” занял
пост у м. Нордкап. 18 августа суда, покинув свои позиции, соединились и пошли
в Балтийское море, а 9 октября прибыли в Кронштадт. 25 мая 1781 в составе эскадры
контр-адмирала Я.Ф. Сухотина “Не тронь меня” вышел из Кронштадта в Средиземное
море по маршруту Гельсинор - пролив Ла-Манш
- м. С.-Винсент -
Гибралтар - остров Менорка -
остров Корсика и 15 августа прибыл в Ливорно. 2 мая 1782 вышел с эскадрой обратно
в Россию по маршруту Гибралтар - пролив
Ла-Манш - Копенгаген и 2 июля прибыл в
Кронштадт. В 1783 в составе эскадры находился в практическом плавании в
Балтийском море до острова Готланд. В 1784-1788
стоял в Кронштадте, в 1788 ремонтировался. Участвовал в войне со Швецией
1788-1790. В июне-сентябре 1789 в составе эскадры крейсировал в Финском заливе. 12
мая 1790 в составе
эскадры вице-адмирала А.И. Круза вышел из Кронштадта и крейсировал в районе
м. Стирсуден - Красная Горка. 23-24
мая
участвовал в Красногорском сражении. Во время боя одно орудие треснуло
в дульной части. Потери составили: один убитый и двое раненых. 29 мая, преследуя
шведов, вошел с флотом в Выборгский залив. 9 июня в составе эскадры контр-адмирала
И.А. Повалишина “Не тронь меня” занял позицию на левом фланге между м.
Крюсерорт и банкой Реппие. 22 июня участвовал в Выборгском сражении. Шведский
флот, прорываясь в море, основной удар нанес по эскадре И.А. Повалишина.
Более часа до подхода главных сил суда эскадры отражали атаку. Во время
боя был убит командир корабля Д. Тревенен, значительно повреждены рангоут
и такелаж. 6 июля “Не тронь меня” пришел в Кронштадт. В 1792, 1796 и 1797
в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море
и Финском заливе. Участвовал в войне с Францией 1798-1800.
В июне-июле 1798 в составе эскадры адмирала
А.И. Круза крейсировал в Балтийском море у острова Борнгольм и в проливе Зунд.
В июле 1799 в составе эскадры адмирала П.И. Ханыкова крейсировал у берегов
Померании, осматривая встречные суда. В 1800 и 1801 в составе эскадр находился
в практических плаваниях в Финском заливе. В 1803 выведен на Ревельский рейд
и поставлен на позицию для защиты базы с моря. Осенью 1803 переоборудован
в блокшив.
Командиры: В.П. Фондезин
(1780), М. Мельников (1781-1782),
Ф.И. Калугин (1783), П.И. Лежнев (1786-1787),
П.П. Лялин (1788), И.И. Дубровин (1789), Д. Тревенен (до 22.6.1790), И.М.
Френев (с 22.6.1790),
Л.Н. Сумароков (1791-1792), К.И. Гревенс
(1794), А.Н. Нелединской (1796), Д.Т. Вараксин (1797-1798),
В.Н. Подводин (1799), Н.И. Броун (1800), О.Е. Гаствер (1801), Ф.К. Митьков
(до 10.5.1803).
"СВЯТОСЛАВ"
Длина - 48,8
м ; Ширина - 13,6
м ; Вооружение - 66 орудий
;
Экипаж - 460/550
человек.
Заложен 1 декабря 1776 в Архангельске на
Соломбальской верфи. Строитель
М.Д. Портнов. Спущен 22 мая 1781, вошел в состав Балтийского флота.
В
июле-сентябре 1781 с эскадрой перешел из Архангельска
в Кронштадт. Участвовал в “вооруженном нейтралитете”. 20 июня 1782 в составе
эскадры вице-адмирала В.Я. Чичагова вышел из Кронштадта в Средиземное море
по маршруту Копенгаген - Диль -
Лиссабон - Гибралтар и 17 ноября прибыл
в Ливорно. В 1783 с эскадрой стоял в Ливорно. Весной 1784 ходил на ремонт
в порт Ферайо. 13 мая 1784 с эскадрой вышел из Ливорно в Россию по маршруту
Гибралтар - пролив Ла-Манш -
Копенгаген и 21 августа прибыл в Кронштадт. В 1785 в составе эскадры находился
в практическом плавании в Балтийском море до острова Борнгольм. Участвовал
в войне со Швецией 1788-1790. 21 июля 1788
пришел из Кронштадта к флоту, стоявшему у острова Сескар, и крейсировал с
ним в Финском заливе у Свеаборга. 16 октября вернулся в Кронштадт. В мае 1789 перешел
из Кронштадта в Ревель и 2 июля в составе эскадры адмирала В.Я. Чичагова вышел
в Балтийское море. 15 июля участвовал в Эландском сражении. Крейсировал с
эскадрой в районе остров Борнгольм - остров
Готланд - м. Дагерорт и 16 августа прибыл
на Ревельский рейд. С 20 августа в составе Резервной эскадры крейсировал в Финском
заливе, 20 сентября пришел в Ревель, а 15 октября в Кронштадт, где встал на ремонт. 26
мая 1790
вышел из Кронштадта, 28 мая присоединился к флоту и вместе с ним вошел в
Выборгский залив. 9 июня в составе главных сил “Святослав” занял позицию в центре.
22 июня участвовал в Выборгском сражении, затем с эскадрой крейсировал у Свеаборга
и полуострова Паркалаут. 6 августа корабли пришли в Ревель, а 13 сентября в Кронштадт. В 1794
и 1795 в составе эскадр крейсировал в Финском заливе. Разобран после 1800
в Кронштадте.
Командиры: Ф.И. Калугин (1781),
П.И. Шишкин (1782-1784), А.М. Бачманов
(1785-1790), Ф.С. Палицын (1791-
1794), Г.А. Сарычев (1795-1796), А.А.
Круз (1798), Ж. Куэдин (1799).
"ТРЁХ СВЯТИТЕЛЕЙ"
Длина - 48,8
м ; Ширина - 13,6
м ; Вооружение - 66 орудий
;
Экипаж - 460/550
человек.
Заложен 27 августа 1778 в Архангельске на
Соломбальской верфи. Строитель
М.Д. Портнов. Спущен 22 мая 1781, вошел в состав Балтийского флота.
В
июле-сентябре 1781 с эскадрой перешел из Архангельска
в Кронштадт. Участвовал в “вооруженном нейтралитете”. 20 июня 1782 в составе
эскадры контр-адмирала А.И. Круза вышел из Кронштадта в Северное море.
9 августа суда подошли к Доверу и повернули в Северное море для крейсерства.
16 августа из-за полученных во время сильного шторма повреждений эскадра вынуждена
была зайти в Христианзанд, 5 сентября покинула его и 19 сентября вернулась в Кронштадт.
В 1785 корабль в составе эскадры находился в практическом плавании в Балтийском
море до острова Борнгольм. До 1793 в море не выходил. Участвовал в войне с
Францией 1792-1797. 9 июня 1793 с эскадрой
пришел из Кронштадта в Ревель и 30 июня в составе флота вышел в море. 10 июля
флот стал на якорь у острова Мэн, блокируя пролив Зунд. 13 июля эскадра адмирала
А.И. Круза, в составе которой находился корабль, отделилась от флота и,
зайдя в Копенгаген, 19 июля вышла в Северное море для крейсерства. 8 августа эскадра
пришла в Копенгаген, а 14 августа у острова Борнгольм соединилась с флотом. 20
августа
корабль пришел с флотом в Ревель, а 15 сентября в Кронштадт. Больше в море не
выходил, стоял в Кронштадтской гавани. Разобран в 1801.
Командиры: И.О. Селифонтов
(1781), Ф.И. Калугин (1782), А.И. Денисов (1785), И.М. Одинцов (1786),
М.А. Мосолов (1790-1791), Я.Г. Сукин
(1793), С.Я. Дешаплет (1794-1796),
Д. Келли (1799-1800).
"ВЫШЕСЛАВ"
Длина - 48,8
м ; Ширина - 13,6
м ; Вооружение - 66 орудий
;
Экипаж - 460/550
человек.
Заложен 27 августа 1778 в Архангельске на
Соломбальской верфи. Строитель
М.Д. Портнов. Спущен 21 мая 1782, вошел в состав Балтийского флота.
В
июле-августе 1782 с отрядом перешел из Архангельска
в Кронштадт. В 1784 и 1785 в составе эскадр находился в практических плаваниях
в Балтийском море до острова Борнгольм. 20 декабря 1787 определен в состав Средиземноморской
эскадры. Участвовал в войне со Швецией 1788-1790.
25 июня 1788 в составе эскадры адмирала С.К. Грейга вышел из Кронштадта на
поиск противника. 6 июля участвовал в Гогландском сражении, шел во главе авангарда,
после смены галса - в арьергарде. Первым
открыл огонь и, судя по рапорту С.К. Грейга, особо отличился. Потери составили:
52 убитых и 82 раненых. Корабль получил много пробоин, были повреждены
рангоут и такелаж. Для ремонта отправлен в Кронштадт, куда пришел 11 июля.
В мае 1789 перешел из Кронштадта в Ревель и 2 июля в составе эскадры адмирала
В.Я. Чичагова вышел в Балтийское море. 15 июля участвовал в Элаидском сражении.
Потери составили: 1 убитый и 11 раненых.
Затем крейсировал с эскадрой в районе остров Борнгольм -
остров Готланд - м. Дагерорт и 16 августа прибыл
на Ревельский рейд. С 27 августа по 11 октября с эскадрой крейсировал у м. Дагерорт.
18 октября с отрядом вышел из Ревеля в Кронштадт. 20 октября стал на якорь у острова
Родшхер (Родшер), который не успел обойти (эскадра, обойдя остров, следовала
дальше). Свежим ветром был снесен на мель, при отливе сел на камни, потерял
руль и повредил днище. 23 октября экипаж перешел на купеческие суда, а корабль
был зажжен и взорвался.
Командиры: А.В. Мусин-Пушкин
(1782), С. Эльфинстон (1784-1788),
Ф.И. Тезигер (1789).
"РОДИСЛАВ"
Длина - 48,8
м ; Ширина - 13,6
м ; Вооружение - 66 орудий
;
Экипаж - 460/550
человек.
Заложен 5 октября 1778 в Архангельске на
Соломбальской верфи. Строитель
М.Д. Портнов. Спущен 21 мая 1782, вошел в состав Балтийского флота.
В
июле-августе 1782 с эскадрой перешел из Архангельска
в Кронштадт. В 1784-1786 в составе
эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и Финском заливе.
20 декабря 1787 определен в состав Средиземноморской эскадры. Участвовал в войне
со Швецией 1788-1790. 23 июня 1788 в составе
эскадры адмирала С.К. Грейга вышел из Кронштадта на поиск противника. 6 июля
участвовал в Гогландском сражении, находился в составе кордебаталии. Потери
составили: 24 убитых и 27 раненых, корабль получил много пробоин. До 14 августа
с флотом крейсировал в Финском заливе, затем отделился от флота и с отрядом
перешел к полуострову Гангут для контроля шхерного фарватера. 5 октября корабли отбили
атаку отряда шведского гребного флота и 17 октября пришли в Ревель. 2 июля 1789
в составе эскадры адмирала В.Я. Чичагова “Родислав” вышел из Ревеля в Балтийское
море. 15 июля участвовал в Эландском сражении. Затем крейсировал с эскадрой
в районе остров Борнгольм - остров Готланд
- м. Дагерорт, 16 августа пришел на Ревельский
рейд. 20 августа в составе отряда вышел к полуострову Паркалаут, а затем перешел к
проливу Барезунд, где находилась шведская гребная флотилия. 8 сентября во главе
отряда атаковал шведскую флотилию и береговые батареи шведов. В результате
боя батареи были захвачены, а флотилия противника отступила в глубь пролива.
14 октября с отрядом вышел из пролива Барезунд. 15 октября у острова Нарген сел на мель
из-за не точности карты и компаса, не смог сняться и к вечеру наполнился
водой. Экипаж был спасен, а корабль 24 октября затонул.
Командиры: И.Н. Курманалеев
(1782, 1784-1787), Д. Тревенен (1788-1789).
"БОЛЕСЛАВ"
Длина - 48,8
м ; Ширина - 13,6
м ; Вооружение - 66 орудий
;
Экипаж - 460/550
человек.
Заложен 19 сентября 1781 в Архангельске на
Соломбальской верфи. Строитель
М.Д. Портнов. Спущен 16 мая 1783, вошел в состав Балтийского флота.
В
июле-сентябре 1783 с эскадрой перешел из Архангельска
в Кронштадт. В 1784-1786 в составе
эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море до острова Борнгольм.
20 декабря 1787 определен в состав Средиземноморской эскадры. Участвовал в войне
со Швецией 1788-1790. 23 мая 1788 в составе
эскадры адмирала С.К. Грейга вышел из Кронштадта на поиск противника. 6 июля
участвовал в Гогландском сражении, шел в составе арьергарда, после смены
галса - в авангарде. Потери составили:
58 убитых и 72 раненых, корабль получил множество пробоин. 10 июля отправлен
в Кронштадт “для исправления”. 5 августа вышел из Кронштадта, в море присоединился
к флоту и с ним крейсировал в Финском заливе, а 2 октября прибыл в Ревель. С 16
мая
по 26 июня 1789 во главе отряда выходил из Ревеля к полуострову Паркалаут с целью
прервать коммуникации между Швецией и Свеаборгом. 22 июня участвовал в бою
со шведской гребной флотилией, 2 июля 1789 в составе эскадры адмирала В.Я.
Чичагова вышел из Ревеля в Балтийское море. 15 июля участвовал в Эландском
сражении. Потери - 7 раненых. Затем
крейсировал с эскадрой в районе острова Борнгольм -
остров Готланд - м. Дагерорт и 16
августа прибыл
на Ревельский рейд. С 27 августа по 11 октября с эскадрой находился в крейсерстве
у м. Дагерорт. 2 мая 1790 участвовал в Ревельском сражении. Во время боя
стоял на шпринге в первой линии эскадры, сделал 2100 выстрелов. Потери
составили: 1 убитый и 5 раненых. 24 мая с Ревельской эскадрой вышел в море.
25 мая Ревельская и Кронштадтская эскадры соединились и пошли к Выборгу,
преследуя шведский флот, 29 мая вошли в Выборгский залив. 9 июня, находясь во
главе отряда бригадира П.И. Лежнева, “Болеслав” занял позицию на правом
фланге между островами Рондо и Пейсари. В ночь на 22 июня отряд отразил атаку
шведской гребной флотилии. 22 июня “Болеслав” участвовал в Выборгском сражении.
Обрубив якорные канаты, пошел на помощь эскадре И.А. Повалишина. Преследовал
шведов, с отрядом взял в плен севшие на мель неприятельские суда. Затем
крейсировал с флотом у Гельсингфорса, а 13 июля прибыл в Ревель. В 1791 в
составе эскадры находился в практическом плавании в Финском заливе. Тимберован
в 1798 в Кронштадте. Участвовал в войне
с Францией 1798-1800. 22 мая 1798 в составе
эскадры вице-адмирала М.К. Макарова вышел из Кронштадта в Северное море
для совместных действий с английским флотом. 3 июля у острова Тексель русская
эскадра и английская эскадра вице-адмирала Онслоу соединились и крейсировали,
блокируя берега Голландии. Из-за поврежденной грот-мачты “Болеслав” отделился
от эскадры и 20 августа пришел в Блекстекс. В мае-октябре 1799
в составе отрядов крейсировал в Северном море у берегов Голландии. 22 июля
в составе объединенного англо-русского флота высаживал десант на остров Тексель.
25 мая 1800 пришел в Портсмут, а 16 июня вместе с эскадрой вышел в Россию и
21 июля прибыл в Кронштадт. В апреле-июне 1803
выходил на Кронштадтский рейд для обучения экипажа. В июле-сентябре 1804 в составе эскадры с десантом выходил в крейсерство в Балтийское
море до острова Борнгольм. В 1805 с отрядом находился в практическом плавании
в Балтийском море. Разобран в 1808.
Командиры: И.А. Повалишин
(1783), Д. Бикс (1784-1786), А.И.
Денисов (1788), Н.И. Шешуков (с 1789 до 1.8.1791), Д. Престон (с 1.8.1791
по 1792), А.А. Сарычев (1798-1800),
К.И. Кригер (1803-1805).
"МЕЧЕСЛАВ"
Длина - 48,8
м ; Ширина - 13,6
м ; Вооружение - 66 орудий
;
Экипаж - 460/550
человек.
Заложен 19 сентября 1781 в Архангельске на
Соломбальской верфи. Строитель
М.Д. Портнов. Спущен 16 мая 1783, вошел в состав Балтийского флота.
В
июле-сентябре 1783 с эскадрой перешел из Архангельска
в Кронштадт. В 1784-1786 в составе
эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море до острова Борнгольм.
20 декабря 1787 определен в состав Средиземноморской эскадры. Участвовал в войне
со Швецией 1788-1790. 23 июня 1788 в составе
эскадры адмирала С.К. Грейга вышел из Кронштадта на поиск противника. 6 июля
участвовал в Гогландском сражении, шел в арьергарде, а после смены галса
-
в авангарде. Потери составили: 29 убитых и 84 раненых, корабль получил
67 пробоин. Из-за сильной течи 10 июля отделился от флота и пошел в Кронштадт
на ремонт. С мая по 23 августа в составе эскадры вице-адмирала А.И. Круза крейсировал
у Красной Горки, затем перешел на Ревельский рейд, присоединился к флоту
и вместе с ним ходил к полуострову Гангут. 17 октября в составе отряда вышел из Ревеля
на соединение с эскадрой вице-адмирала В.П.
Фондезина (Копенгагенской) . 12 ноября отряд прибыл в Копенгаген, где соединился
с эскадрой. 19 июля 1789 “Мечеслав” в составе эскадры вышел из Копенгагена,
22 июля у острова Борнгольм присоединился к флоту, крейсировал с ним в районе
острова Борнгольм - остров Готланд -
м. Дагерорт и 16 августа прибыл на Ревельский рейд. Затем в составе отрядов крейсировал
в Финском заливе, а 15 октября прибыл в Кронштадт. С мая по август 1791 выходил на Кронштадтский
рейд для обучения экипажа. В 1794 в составе эскадры находился в практическом
плавании в Финском заливе. (?)
Командиры: В. Ржевский (1783),
А.И. Борисов (1784-1786), М.И. Борисов
(1787-1789), К.И. Гревенс (1791),
А.В. Пустошкин (1794).
"ИЗЯСЛАВ"
Длина - 48,8
м ; Ширина - 13,6
м ; Вооружение - 66 орудий
;
Экипаж - 460/550
человек.
Заложен 19 сентября 1781 в Архангельске на
Соломбальской верфи. Строитель
М.Д. Портнов. Спущен 16 мая 1784, вошел в состав Балтийского флота.
Строился по чертежам
адмирала С.К. Грейга, впоследствии обращен в 74-пушечный корабль.
В июне-августе 1784
с эскадрой перешел из Архангельска в Кронштадт. В 1785 в составе эскадры
находился в практическом плавании в Балтийском море до острова Борнгольм.
20 декабря 1787 определен в состав Средиземноморской эскадры. Участвовал в войне
со Швецией 1788-1790. 23 июня 1788 в составе
эскадры адмирала С.К. Грейга вышел из Кронштадта на поиск противника. 6 июля
участвовал в Гогландском сражении, находился в составе кордебаталии. Потери
составили: 10 убитых и 41 раненый, корабль получил 108 пробоин. Затем крейсировал
с флотом в Финском заливе, а 2 октября пришел в Ревель. 2 июля 1789 в составе эскадры
адмирала В.Я. Чичагова вышел из Ревеля в Балтийское море. 15 июля участвовал
в Эландском сражении. Потери составили: 5 убитых и 5 раненых. Затем крейсировал
с эскадрой в районе остров Борнгольм -
остров Готланд - м. Дагерорт и 16
августа пришел
на Ревельский рейд. С 27 августа по 11 октября с эскадрой находился в крейсерстве
в Финском заливе. 2 мая 1790 участвовал в Ревельском сражении, стоял в первой
линии эскадры на шпринге, сделал 744 выстрела. Потерь не имел. 24 мая с Ревельской
эскадрой вышел в море. 25 мая Ревельская и Кронштадтская эскадры соединились
и пошли к Выборгу, преследуя шведский флот, 29 мая вошли в Выборгский зал.
9 июня в составе главных сил “Изяслав” занял позицию в центре. 22 июня участвовал
в Выборгском сражении. 23 июня, преследуя противника, вынудил шведский фрегат
спустить флаг, затем вместе с фрегатом “Венус” взял в плен корабль “Ретвизан”. 13
июля
с эскадрон прибыл в Ревель, а 13 сентября в Кронштадт. В мае-августе 1791
находился на Кронштадтском рейде для обучения экипажа. В 1792, 1796 и 1797
в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и
Финском заливе. Участвовал в войне с Францией 1798-1800.
14 августа 1798 пришел из Кронштадта в Ревель и 20 августа в составе эскадры контр-адмирала
П.К. Карцева вышел в Северное море для совместных действий с английским
флотом. Суда эскадры выдержали сильный шторм у м. Скаген и вынуждены были
зайти в Гельсинор. 29 сентября эскадра вышла из Гельсинора в пролив Каттегат и далее
в Северное море. 3 октября в районе Доггер-банки у “Изяслава” открылась сильная
течь, для ремонта он зашел в Христианзанд. 1 ноября вышел из Христианзанда,
в море встретился с флагманским кораблем “Принц Густав”, получившим сильные
повреждения во время шторма. Спустив все гребные суда, команда “Изяслава”
перевезла на борт экипаж с тонущего корабля и командующего эскадрой контр-адмирала
П.К. Карцева. 9 ноября “Изяслав” пришел в Ярмут, до апреля 1799 стоял в устье Темзы.
В мае-июне 1799 ремонтировался в доке. 13
июня
вышел из дока и 8 июля в составе отряда контр-адмирала М.И. Борисова вышел
в Россию. 14 августа прибыл в Кронштадт. В 1800, 1801 и 1803 в составе эскадр
находился в практических плаваниях в Финском заливе. 3 июля 1800 принимал участие
в маневрах и стрельбах у Красной Горки в присутствии Е.И.В. Павла I.
17 июня 1804 на Кронштадтском рейде корабль посетил Е.И.В. Александр I. В
июле-августе 1804 в составе эскадры с десантом
на борту “Изяслав” крейсировал в Балтийском море до острова Борнгольм. Разобран
в 1808 в Кронштадте.
Командиры: B.С. Шубин (1784),
П.К. Карцев (1785, 1788-1789), Е.К.
Сивере (1790-1792), М.А. Шепинг (1796),
А.В. Певцов (1797), А.Ф. Клокачев (1798-1799),
М.И. Муханов (1800), Р.П. Шельтинг (1801, 1803), Е.И. Лутохин (1804), П.А.
Боиль (1805).
"ПАНТЕЛЕЙМОН"
Длина - 48,8 м ;
Ширина - 13,5 м ; Вооружение - 66 орудий ;
Экипаж - 460/550 человек.
Заложен 7 сентября 1784 в Архангельске на
Соломбальской верфи. Строитель
М.Д. Портнов. Спущен 14 мая 1786, вошел в состав Балтийского флота.
В
июле-августе 1787 перешел из Архангельска в
Кронштадт. Участвовал в войне со Швецией 1788-1790. 19
июля 1788 пришел к флоту, стоявшему у острова Сескар, и вместе с ним
крейсировал в Финском заливе. С 23 августа по 15 октября с отрядом находился у полуострова
Гангут, блокируя шхерные коммуникации шведов. 17 октября с отрядом вышел из
Ревеля на соединение с эскадрой вице-адмирала В.П. Фондезина (Копенгагенской)
и 6 ноября прибыл в Копенгаген. С 22 ноября по 2 декабря 1788 в составе отряда бригадира
И.М. Одинцова ходил в крейсерство для пресечения шведской торговли. 19 июля 1789
с Копенгагенской эскадрой вышел в море. 22 июля у острова Борнгольм Копенгагенская
и Ревельская эскадры соединились и крейсировали в районе острова Борнгольм
- остров Готланд -
м. Дагерорт, 16 августа пришли на Ревельский рейд. 20 августа в составе отряда капитана
1 ранга Я.И. Тревенена “Пантелеймон” вышел к полуострову Паркалаут, а 5 сентября перешел
к проливу Барезунд. 8 сентября участвовал в сражении со шведской гребной флотилией.
В результате боя шведская флотилия отступила, а береговые батареи были
захвачены. 15 октября “Пантелеймон” прибыл в Ревель, затем перешел в Кронштадт.
12 мая 1790 в составе эскадры вице-адмирала А.И. Круза вышел из Кронштадта
в крейсерство в районе м. Стирсуден -
Красная Горка. 23-24 мая участвовал в
Красногорском сражении. Потери составили: 9 убитых и 19 раненых, в том
числе и от разрыва своих пушек. Преследуя противника, 29 мая эскадра вошла
в Выборгский залив, заблокировав шведский флот. 9 июня, находясь в составе
отряда контр-адмирала И.А. Повалишина, “Пантелеймон” занял позицию на левом
фланге между м. Крюсерорт и банкой Реппие. 22 июня в ходе Выборгского сражения
получил большие повреждения, так как шведы, прорываясь в море, основной
удар наносили по отряду И.А. Повалишина, 6 июля 1790 с отрядом вернулся в
Кронштадт. С мая по август 1791 находился на
Кронштадтском рейде для обучения экипажа. Тимберован в 1795 в Кронштадте.
В 1796 и 1797 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском
заливе. 7 июля 1797 на Кронштадтском рейде корабль посетил Е.И.В. Павел I. “Пантелеймон”
участвовал в войне с Францией 1798-1800.
В июне-августе 1798 в составе эскадры адмирала
А.И. Круза крейсировал в Балтийском море в районе острова Борнгольм -
остров Стефенс, блокируя выход из пролива Зунд. 14 июня 1799 пришел из Кронштадта
в Ревель и, приняв на борт войска, 21 июля вышел в море в составе эскадры
контр-адмирала П.В. Чичагова для доставки десанта в Голландию. 27 июля в Балтийском
море во время сильного шторма на корабле сломалась грот-мачта и при падении
увлекла за борт 29 человек. 1 августа “Пантелеймон” отделился от эскадры и пришел
в Ревель, а 14 августа в Кронштадт. В 1800
и 1803 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе.
С 1804 стоял в Ревельском порту. (?)
Командиры: В.И. Глебов (с
1785 до 10.1788), И.И. Лотырев (с 10.1788 по 1790), А.А. Круз (1791-1792),
П.И. Нелидов (1795), Р.Р. Галл (1796-1797), А.С.
Бабаев (1798), М.Д. Волховской (1799), В.П. Малыгин (1800-1802),
А.Т. Быченский (1803-1804).
"СЕВЕРНЫЙ
ОРЁЛ"
Заложен 11 мая 1786 в Архангельске на Соломбальской
верфи. Строитель
М.Д. Портнов. Спущен 9 мая 1787, вошел в состав Балтийского флота.
Участвовал
в войне со Швецией 1788-1790. 5 июля 1788
в составе эскадры контр-адмирала И.А. Повалишина вышел из Архангельска.
29 августа эскадра прибыла в Копенгаген, где соединилась с эскадрой вице-адмирала
В.П. Фондезина. В сентябре-октябре 1788 суда эскадры
блокировали Карлскрону. С 22 ноября по 3 декабря 1788 в составе отряда бригадира
И.М. Одинцова “Северный Орёл” выходил в крейсерство для пресечения шведской
торговли. 19 июля 1789 с Копенгагенской эскадрой вышел в море. 22 июля у острова
Борнгольм Копенгагенская и Ревельская эскадры соединились и крейсировали в
районе острова Борнгольм -
остров Готланд - м. Дагерорт, 16 августа прибыли
на Ревельский рейд. 20 августа “Северный Орёл” в составе отряда капитана 1 ранга
Я.И. Тревенена вышел к полуострову Паркалаут, а 5 сентября пришел к проливу Барезунд.
8 сентября участвовал в сражении со шведской гребной флотилией и береговыми батареями.
В результате двухчасового боя береговые батареи были захвачены, а шведские
суда отошли. “Северный Орёл” был отправлен для блокады Северного прохода,
но сел на камни. С него были сняты орудия, экипаж перешел на другие суда.
К 13 сентября 1789 корабль был полностью разбит.
Командир: Ф.С. Палицын (1788-1789).
"ПРОХОР"
Заложен 10 июня 1787 в Архангельске на
Соломбальской верфи. Строитель
М.Д. Портнов. Спущен 7 мая 1788, вошел в состав Балтийского флота.
Участвовал
в войне со Швецией 1788-1790. 5 июля 1788
в составе эскадры контр-адмирала И.А. Повалишина вышел из Архангельска.
29 августа эскадра прибыла в Копенгаген, где соединилась с эскадрой вице-адмирала
В.П. Фондезина (Копенгагенской). В сентябре-октябре 1788 “Прохор” принимал участие в блокаде Карлскроны. С 16
мая по 29 июня 1789
в составе отряда бригадира П.И. Лежнева выходил в крейсерство к берегам
Норвегии. 19 июля с Копенгагенской эскадрой вышел в море. 22 июля Копенгагенская
и Ревельская эскадры соединились и крейсировали в районе острова Борнгольм
- остров Готланд -
м. Дагерорт, 16 августа прибыли на Ревельский рейд. В сентябре-октябре 1789
с эскадрой “Прохор” крейсировал в Финском заливе, 11 октября пришел в Ревель.
2 мая 1790 участвовал в Ревельском сражении, стоял на шпринге в первой линии,
сделал 1177 выстрелов, потери - один
раненый. 13 мая с отрядом вышел в крейсерство, а 24 мая присоединился к эскадре,
вышедшей из Ревеля. 29 мая, преследуя шведов, русская эскадра вошла в Выборгский
зал. 9 июня, будучи в составе главных сил, “Прохор” занял позицию в центре.
22 июня участвовал в Выборгском сражении. 23 июня, преследуя шведские суда, у
острова Сомерс взял в плен канонерскую лодку. До 2 июля с отрядом крейсировал
у Свеаборга, затем пришел в Ревель. В 1791 и 1792 в составе эскадр находился
в практических плаваниях в Финском заливе и Балтийском море. Участвовал в
войне с Францией 1792-1797. С 25 июня
по 20 августа 1793 в составе эскадры адмирала В.Я. Чичагова выходил из Ревеля
в Балтийское море к острову Мэн, блокируя выход из пролива Зунд. В 1795 находился
в практическом плавании в Финском заливе для обучения мичманов и гардемарин.
(?)
Командиры: Ф.Г. Скорбеев
(1788-1792), И.Ф. Штейнгель (1793,
1795).
"ПАРМЕН"
Заложен 28 августа 1788 в Архангельске на
Соломбальской верфи. Строитель
М.Д. Портнов. Спущен 15 мая 1789, вошел в состав Балтийского флота.
В
июле-сентябре 1792 с эскадрой перешел из Архангельска
в Кронштадт. Участвовал в войне с Францией 1792-1797.
9 июня 1793 прибыл в Ревель из Кронштадта, 30 июня с флотом вышел к острову Мэн.
Затем в составе эскадры адмирала А.И. Круза отделился от флота и вместе
с ней 14 июля пришел в Копенгаген. С 19 июля по 8 августа эскадра А.И. Круза крейсировала
в Северном море. 13 августа она вышла из Копенгагена и, соединившись с флотом,
20 августа прибыла в Ревель, а 15 сентября в Кронштадт. 1 июня 1795 в составе эскадры контр-адмирала
П.И. Ханыкова “Пармен” вышел из Кронштадта в Англию для совместных действий
с английским флотом по блокаде побережья Франции и Голландии и 27 июля прибыл
на Дильский рейд. С 10 по 25 августа 1796 в составе отрядов “Пармен” крейсировал
в Северном море. 24 сентября с эскадрой вышел с Ширнесского рейда и, зайдя в Копенгаген,
14 октября прибыл в Кронштадт. Разобран в 1798 в Кронштадте.
Командиры: К.И. Гревенс (1792-1793),
А.А. Круз (1795-1797), И.А. Баратынский
(1798).
"НИКАНОР"
Заложен 1 июля 1788 в Архангельске на Соломбальской
верфи. Строитель
М.Д. Портнов. Спущен 16 мая 1789, вошел в состав Балтийского флота.
В
июле-сентябре 1792 с эскадрой перешел из Архангельска
в Кронштадт. Участвовал в войне с Францией 1792-1797.
9 июня 1793 прибыл в Ревель из Кронштадта, 30 июня с флотом вышел к острову Мэн.
Затем в составе эскадры адмирала А.И. Круза отделился от флота и 14 июля вместе
с ней пришел в Копенгаген. С 19 июля по 8 августа эскадра А.И. Круза крейсировала
в Северном море. 13 августа она вышла из Копенгагена и, соединившись с флотом,
20 августа прибыла в Ревель. 7 июля 1795 на
Ревельском рейде “Никанор” присоединился к пришедшей из Кронштадта эскадре
контр-адмирала П.И. Ханыкова и вместе с ней вышел в Англию для совместных
действий с английским флотом по блокаде побережья Франции и Голландии.
27 июля эскадра прибыла на Дильский рейд. С 10 августа 1795 по 28 мая 1796 в составе
отрядов “Никанор” крейсировал в Северном море. 4 сентября 1796 с эскадрой вышел
с Ширнесского рейда и, зайдя в Копенгаген, 30 октября прибыл в Кронштадт. Больше
в море не выходил, стоял в Кронштадтской гавани. (?)
Командиры: А.И. Лавров (1792-1794),
князь Д.С. Трудецкой (1795-1796), Т.В.
Мур (1799-1800).
"ПИМЕН"
Заложен 25 июля 1788 в Архангельске на
Соломбальской верфи. Строитель
М.Д. Портнов. Спущен 16 мая 1789, вошел в состав Балтийского флота.
В
июле-сентябре 1792 с эскадрой перешел из Архангельска
в Кронштадт. Участвовал в войне с Францией 1792-1797.
9 июня 1793 пришел из Кронштадта в Ревель, 30 июня с флотом вышел к острову Мэн.
Затем в составе эскадры адмирала А.И. Круза отделился от флота и 14 июля пришел
в Копенгаген. С 19 июля по 8 августа эскадра А.И. Круза крейсировала в Северном
море. 13 августа она вышла из Копенгагена и, соединившись с флотом, 20 августа прибыла
в Ревель, а 15 сентября в Кронштадт. 1 июня 1795 “Пимен” в составе эскадры вице-адмирала
П.И. Ханыкова вышел из Кронштадта в Англию для совместных действии с английским
флотом по блокаде побережья Франции. С
10 августа 1795 по 28 мая 1796 в составе отрядов крейсировал в Северном море. 21
сентября 1796,
покинув Норвежский рейд, с эскадрой вышел в Россию и, зайдя в Копенгаген,
14 октября прибыл в Кронштадт. Разобран в 1798 в Кронштадте.
Командир: И.М. Колокольцов
(1792-1797).
"ИОНА"
Заложен 26 июня 1789 в Архангельске на
Соломбальской верфи. Строитель
М.Д. Портнов. Спущен 22 мая 1790, вошел в состав Балтийского флота.
Участвовал в войне с
Францией. 1792-1797. 30 июня 1794 в составе
эскадры контр-адмирала Е.Е. Тета вышел из Архангельска. 14 августа эскадра прибыла
на Эдинбургский рейд, а 9 сентября вышла в Россию и 27 сентября прибыла в Кронштадт.
1 июня 1795 “Иона” в составе эскадры вице-адмирала П.И. Ханыкова вышел из
Кронштадта в Англию для совместных действий с английским флотом по блокаде
побережья Франции и Голландии и 27 июля прибыл на Дильский рейд. С 10 августа 1795
по 20 сентября 1796 в составе отрядов крейсировал в Северном море. 21 сентября 1796,
покинув Норский рейд, с эскадрой вышел в Россию и 14 октября прибыл в Кронштадт.
Участвовал в войне с Францией 1798-1800.
2 июня 1798 в составе эскадры адмирала А.И. Круза вышел из Кронштадта в Балтийское
море. У острова Борнгольм отделился от эскадры и с отрядом контр-адмирала
П.И. Шишкина перешел к острову Мэн. С 25 июня по 12 июля занимая позицию у
острова
Фемарн, блокируя пролив Большой Бельт, а затем присоединился к эскадре и
26 августа вернулся с ней в Кронштадт. 14 июня 1799 пришел из Кронштадта в Ревель
и, приняв на борт войска, 21 июля в составе эскадры контр-адмирала П.В. Чичагова
вышел из Ревеля в Голландию. Эскадра прибыла в Ярмут 27 августа уже после капитуляции
голландского флота. 3 сентября она перешла к острову Тексель и до
8 сентября высаживала доставленные ей России войска. До июня 1800 “Иона” находился
в Англии, выходя в составе отрядов в крейсерство в Северное море. 16 июня 1800
с эскадрой вышел из Портсмута в Россию и 21 июля прибыл в Кронштадт. В 1803
перешел в Ревель. Разобран в 1803 в
Ревеле.
Командиры: Д.П. Казин (1794),
А.А. Сарычев (1795-1796), П.Ф. Бачманов
(1798), А.В. Певцов (1799-1802), О.Е.
Гаствер 1803).
"ФИЛИПП"
Заложен 9 июля 1789 в Архангельске на Соломбальской
верфи. Строитель
М.Д. Портнов. Спущен 22 мая 1790, вошел в состав Балтийского флота.
Участвовал
в войне с Францией 1792-1797. 30 июня 1794
в составе эскадры контр-адмирала Е.Е. Тета вышел из Архангельска. С 14 августа
по 9 сентября эскадра заходила на Эдинбургский рейд, а 27 сентября прибыла в Кронштадт.
1 июня 1795 “Филипп” в составе эскадры вице-адмирала П.И. Ханыкова вышел из
Кронштадта в Англию для совместных действий с английским флотом по блокаде
побережья Франции и Голландии и 27 июля прибыл на Дильский рейд. С 10 августа 1795
по 30 мая 1797 в составе отрядов крейсировал в Северном море. 31 мая 1797 эскадра
контр-адмирала М.К. Макарова, в составе которой находился “Филипп”, вышла
из Ярмута в крейсерство совместно с английской эскадрой. У м. Скаген русская
эскадра отделилась от англичан и пошла в пролив Каттегат, а 16 июля прибыла
в Кронштадт. “Филипп” участвовал в войне с Францией 1798-1800.
В мае-августе 1798 в составе эскадры адмирала
А.И. Круза ходил в крейсерство в район острова Борнгольм -
остров Мэн для блокады пролива Зунд. 5 июля 1799 с эскадрой адмирала П.И. Ханыкова
вышел из Ревеля в крейсерство к берегам Померании, осматривая встречные
суда. 27 июля во время сильного шторма получил повреждения (переломились фока-рей,
грот- и фор-стеньги), отделился от эскадры и ушел в Ревель, а 14 августа прибыл
в Кронштадт. В 1800 с эскадрой находился в практическом плавании в Финском
заливе. Разобран в 1803 в Кронштадте.
Командиры: Н.И. Барш (1794),
А.С. Смирнов (1795-1799), С.Я. Дешаплет
(1800), С.Г. Скотт (1801-1802).
"ГРАФ
ОРЛОВ"
(с 29
ноября 1796 -
“Михаил”)
Заложен 14 июля 1790 в Архангельске на
Соломбальской верфи. Строитель
М.Д. Портнов. Спущен 24 мая 1791, вошел в состав Балтийского флота.
Участвовал
в войне с Францией 1792-1797. 30 июня 1794
в составе эскадры контр-адмирала Е.Е. Тета вышел из Архангельска. С 14 августа
по 9 сентября эскадра заходила на Эдинбургский рейд, а 27 сентября прибыла в Кронштадт.
1 июня 1795 в составе эскадры вице-адмирала П.И. Ханыкова вышел из Кронштадта
в Англию для совместных действий с английским флотом по блокаде побережья
Франции и Голландии и 27 июля прибыл на Дильский рейд. С 10 августа 1795 по 20
сентября 1796
в составе отрядов крейсировал в Северном море. 24 сентября 1796, покинув Ширнесский
рейд, с эскадрой вышел в Россию и 14 октября вернулся в Кронштадт. Тимберован
в 1798. Участвовал в войне с Францией 1798-1800.
14 июня 1799 пришел из Кронштадта в Ревель и, приняв на борт войска, 21 июля
в составе эскадры контр-адмирала П.В. Чичагова вышел из Ревеля в Голландию.
Эскадра прибыла в Ярмут 27 августа уже после капитуляции голландского флота.
3 сентября она перешла к острову Тексель, где до 8 сентября высаживала доставленные из России
войска. До мая 1800 корабль находился у берегов Англии. 5 июня, приняв на борт
русские войска с английских судов, с отрядом вышел из Портсмута и 21 июля 1800
прибыл в Кронштадт. В 1803 находился на Кронштадтском рейде для "обучения
экипажа. В 1804 с эскадрой находился в практическом плавании в Балтийском
море до острова Борнгольм. Больше в море не выходил, стоял в Кронштадтской
гавани. В 1808 в качестве блокшива выведен на Северный фарватер для защиты
острова Котлин с моря. Разобран в 1809 в Кронштадте.
Командиры: И.А. Пеллисиер
(1794), П.Ф. Бачманов (1795-1796),
Н.Ф. Пасынков (1799-1800), Д. Монк
(1801), Д.П. Буланин (1803), И.Т. Быченский (1804), В.Р. Розе (1806-1807),
Д.И. Гунариев (1808).
"ЕВРОПА"
Заложен 19 июля 1791 в Архангельске на
Соломбальской верфи. Строитель
Г. Игнатьев. Спущен 15 мая 1793, вошел в состав Балтийского флота.
Участвовал
в войне с Францией 1792-1797. 30 июня 1794
в составе эскадры контр-адмирала Е.Е. Тета вышел из Архангельска. С 14 августа
по 9 сентября эскадра заходила на Эдинбургский рейд, а 27 сентября прибыла в Кронштадт.
1 июня 1795 корабль “Европа” в составе эскадры вице-адмирала П.И. Ханыкова вышел
из Кронштадта в Англию для совместных действий с английским флотом по блокаде
побережья Франции и Голландии и 27 июля прибыл на Дильский рейд.
С 10 августа 1795 по 20 сентября 1796 в составе отрядов крейсировал в Северном море.
21 сентября 1796 с отрядом вышел с Норского рейда и 1 октября прибыл в Копенгаген,
где собрались все русские суда, пришедшие из Англии. В составе эскадры
контр-адмирала М.К. Макарова 24 октября вышел из Копенгагена в крейсерство в
Северное море. 15 ноября эскадра прибыла на Норский рейд и до 30 мая 1797 находилась
у берегов Англии. 31 мая 1797 она вышла из Ярмута в крейсерство совместно
с английской эскадрой. У м. Скаген русская эскадра отделилась от англичан
и пошла в пролив Каттегат, а 16 июля прибыла в Кронштадт. Корабль участвовал
в войне с Францией 1798-1800. 29 мая 1798
“Европа” в составе эскадры вице-адмирала М.К. Макарова вышла из Ревеля
в Англию для совместных действий с английским флотом. 3 июля у острова Тексель
русская эскадра соединилась с английской. До июля 1800 в составе отрядов и
эскадр “Европа” крейсировала в Северном море. 16 августа 1799 в составе англо-русского
флота корабль высаживал десант на побережье Голландии у м. Гельдер. 19 августа
в составе эскадры английского адмирала Митчелла вошел в Тексельский пролив.
20 августа эскадра принудила к капитуляции голландский флот. В мае 1800 корабль
ремонтировался в Портсмуте в доке, поэтому остался в Англии после ухода
русской эскадры на родину. 4 июля 1800, приняв на борт 200 русских солдат,
он вышел из Портсмута и 6 августа прибыл в Кронштадт. Больше в море не выходил,
стоял в Кронштадтской гавани. В 1809 выведен на Северный фарватер как плавбатарея
для защиты острова Котлин с моря. Разобран в 1811 в Кронштадте.
Командиры: А.А. Сарычев (1794),
М.И. Борисов (1795-1797), Л.И. Качалов
(1798-1800), С.Я. Дешаплет (1801),
Г.А. Говоров (1809).
"АЗИЯ"
Заложен 21 сентября 1794 в Архангельске на
Соломбальской верфи. Строитель
Г. Игнатьев. Спущен 24 августа 1796, вошел в состав Балтийского флота, в 1801 перечислен в состав
Черноморского флота. Участвовал
в войне с Францией 1798-1800. 3 июля 1798
в составе эскадры вице-адмирала Е.Е. Тета вышел из Архангельска в Англию
для совместных действий с английским флотом и 8 августа прибыл на Норский рейд.
С августа 1798 по май 1799 в составе эскадр крейсировал в Северном море. 2 июня 1799
эскадра контр-адмирала П.К. Карцева, в составе которой он находился, вышла
из Портсмута в Средиземное море на соединение с эскадрой Ф.Ф. Ушакова.
До Гибралтара она конвоировала английские транспорты, а 3 августа прибыла в Палермо,
куда 22 августа пришла эскадра Ф.Ф. Ушакова. С эскадрой Ф.Ф. Ушакова корабль “Азия”
перешел в Неаполь. В октябре 1799 конвоировал суда с войсками из Ливорно в Неаполь.
24 декабря в составе эскадры Ф.Ф. Ушакова с десантом на борту пришел из Неаполя
в Мессину для последующей высадки десанта на остров Мальта. 31 декабря 1799, получив
приказ Павла I о возвращении в Россию, эскадра Ф.Ф. Ушакова покинула Мессину
и 7 января 1800 прибыла в Корфу. С 20 марта по 2 июня в составе отряда вице-адмирала
П.К. Карцова корабль ходил в крейсерство в район острова Сицилия -
остров Мальта, 2 июня вернулся в Корфу, а 6 июля вместе с эскадрой Ф.Ф. Ушакова
вышел в Россию и 26 октября прибыл в Севастополь. В 1801 килевался в Севастополе.
В мае 1804 во главе отряда перешел из Севастополя в Одессу. 23 мая, приняв на
борт войска, корабли отряда вышли из Одессы в Средиземное море, шли под
торговыми флагами, орудия из
деков были сняты и погружены в трюм. 2 июля отряд пришел в Корфу, где корабль
“Азия” остался в составе эскадры контр-адмирала А.А. Сорокина. Участвовал
в войне с Францией 1804-1807. В ноябре 1805
эскадра А.А. Сорокина доставила русские войска из Корфу в Неаполь, но после
Аустерлицкого сражения перевезла их обратно в Корфу. 18 января 1806 в Корфу
пришла эскадра адмирала Д.Н. Сенявина, который возглавил все русские морские
силы в Средиземном море. 10 февраля корабль “Азия” во главе отряда вышел из Корфу
в Адриатическое море к берегам Черногории и Далмации для блокады побережья.
30 марта суда отряда взяли крепость Курцало. 19 апреля высадили десант на остров Лезина,
бомбардировали крепость. В мае-июле 1806
корабль находился в Курцало, 25 июля вышел к Новой Рагузе для блокады. 9
сентября
захватил 2 требаки с грузом, которые пытались прорваться в крепость. 16 сентября
артогнем отразил попытку прорыва французских канонерских лодок. 22 сентября перешел
в Кастельново, а затем в Корфу. Участвовал в боевых действиях против Турции.
В апреле-мае 1807 вместе с фрегатом “Лёгкий” ходил
в Лепантский залив для поиска турецких судов. 5 мая у острова Занте захватили
корсарское судно, 9 мая обстреляли крепость Патрас, а затем вернулись в Корфу.
В ноябре 1807 “Азия” конвоировала из Корфу в Анкону транспорты с войсками.
3 декабря вернулась в Корфу, а 28 декабря в составе
эскадры капитана 1 ранга И.О. Салтанова прибыла из Корфу в Триест, где
простояла до 1809. 17 мая, когда к Триесту подошла английская эскадра, корабль
занял позицию под прикрытием береговых батарей. Англичане не решились атаковать
русскую эскадру и спустя месяц ушли. 27 сентября 1809 было получено Высочайшее
указание сдать суда французскому правительству. К 20 октября корабль был разоружен
и введен в гавань, а экипаж перешел в береговые казармы. 24 марта 1810 экипаж
корабля вышел из Триеста через Австро-Венгрию в
Николаев.
Командиры: А.Н. Нелединской
(1798-1800), Г.Г. Белле (Белли) (1804-1807),
Е.Д. Бороцы (1808-1809).
"ПОБЕДА"
Заложен 11 сентября 1795 в Архангельске на
Соломбальской верфи. Строитель
Г. Игнатьев. Спущен 26 мая 1797, вошел в состав Балтийского флота, в 1801 перечислен в состав
Черноморского флота.
Участвовал
в войне с Францией 1798-1800. 3 июля 1798
в составе эскадры вице-адмирала Е.Е. Тета вышел из Архангельска в Англию
для совместных действий с английским флотом и 8 августа прибыл на Норский рейд.
С августа 1798 по май 1799 в составе эскадр крейсировал в Северном море. 2 июня 1799
в составе эскадры контр-адмирала П.К. Карцева вышел из Портсмута в Средиземное
море на соединение с эскадрой Ф.Ф. Ушакова. 3 августа эскадра прибыла в Палермо,
куда 22 августа пришла эскадра Ф.Ф. Ушакова. В сентябре 1799 с эскадрой “Победа” перешла
в Неаполь. 24 декабря 1799 в составе эскадры Ф.Ф. Ушакова с войсками на борту
пришла из Неаполя в Мессину для последующей высадки десанта на остров Мальта.
31 декабря 1799, получив приказ Павла I о возвращении в Россию, эскадра Ф.Ф.
Ушакова покинула Мессину и 7 января 1800 прибыла в Корфу. С 20 марта по 2 июня “Победа”
в составе отряда вице-адмирала П.К. Карцева ходила в крейсерство в район острова Сицилия -
остров Мальта, 2 июня вернулась
в Корфу, а 6 июля с эскадрой Ф.Ф. Ушакова вышла в Россию и 26 октября прибыла в
Севастополь. В июне-октябре 1804 в составе
отряда корабль ходил из Севастополя в Корфу, доставив туда войска. Участвовал
в войне с Турцией 1806-1812. 8 апреля 1807
в составе эскадры контр-адмирала С.А. Пустошкина вышел из Севастополя к
Анапе. 11 апреля суда эскадры, выдержав сильный шторм, получили значительные
повреждения и 13 апреля вернулись в Севастополь. “Победа” была поставлена на
ремонт и килевание. 15 июня 1809 в составе отряда капитан-лейтенанта А. И.
Перхурова с десантом на борту корабль пришел к Анапе. Суда отряда бомбардировали
крепость и высадили десант, который совместно с войсками взял крепость.
23 июня отряд вернулся в Севастополь. С 30 июня по 26 июля 1810 в составе эскадры
контр-адмирала А.А. Сарычева “Победа” выходила из Севастополя в крейсерство
в район от Синопа до Варны на поиск турецких судов. С 9 по 26 августа суда эскадры
выходили в крейсерство к Варне. 17 августа эскадра обнаружила турецкие суда,
преследовала их, но турки ночью смогли оторваться. С 27 июня по 15 августа 1811
с эскадрой вице-адмирала Р.Р. Галла корабль выходил в крейсерство в район
между Варной и проливом Босфор. В августе 1812 в составе отряда перевез войска
из Анапы в Севастополь. Больше в море не выходил, стоял в Севастопольском
порту. Разобран после 1816.
Командиры: К.Г. Михайловский
(1798-1800), П.М. Макшеев (1803), Н.Г.
Сукшеев (1805), М.И. Ратманов (1807), П.Н. Драгопуло (1809-1810),
А.Э. Палеолог (1811-1816).
"ДАВИД
СЕЛУНСКИЙ"
Длина - 48,8
м ; Ширина - 13,5
м ; Вооружение - 66 орудий.
Заложен 9 октября 1770 в Санкт-Петербургском
адмиралтействе. Перезаложен 15 ноября 1773
(из-за ветхости стапеля набор был разобран и перенесен на другой стапель).
Строитель В.А. Селянинов. Спущен 24 июня 1779, вошел в состав Балтийского флота.
Участвовал в “вооруженном нейтралитете”.
11 июня 1780 в составе эскадры бригадира Н.Л. Палибина вышел из Кронштадта
к берегам Португалии по маршруту Копенгаген -
остров Тексель - Довер. В океане из-за
большого количества больных на борту (250 человек) отделился от эскадры
и 15 августа пришел в Портсмут. 11 октября вышел из Портсмута для соединения с эскадрой,
которая должна была возвращаться в Россию. Не встретив эскадру в проливе
Ла-Манш, 25 октября пришел в Копенгаген, где, прождав полтора месяца, остался
на зимовку. В мае 1781 перешел из Копенгагена в Кронштадт. 20 июня 1782 в составе
эскадры вице-адмирала В.Я. Чичагова вышел из Кронштадта в Средиземное море
по маршруту Копенгаген - Диль -
пролив Ла-Манш - м. Финистерре -
Лиссабон - Гибралтар. В Средиземном
море разлучился с эскадрой, шел самостоятельно и 24 января 1783 прибыл в Ливорно,
где стояла эскадра. Весной 1784 ходил для ремонта в порт Ферайо. 13 мая 1784
с эскадрой вышел из Ливорно в Россию по маршруту Гибралтар -
пролив Ла-Манш - Копенгаген и 21 августа прибыл
в Кронштадт. Разобран после 1786.
Командиры: М.П. Фондезин
(1779-1781), Г.И. Муловский (1782-1786).
"ПОБЕДОНОСЕЦ"
Длина - 48,8 м ; Ширина
- 13,6
м ; Вооружение - 66 орудий.
Заложен 9 июля 1778 на Кронштадтской
верфи. Строитель А.С. Катасанов. Спущен 16 сентября 1780, вошел в состав
Балтийского флота. Построен из обожженного
леса, смазанного жидкой смолой с серой. При осмотре спустя 7 лет после
спуска не имел повреждений.
Участвовал
в “вооруженном нейтралитете”. 20 июня 1782 в составе эскадры вице-адмирала
В.Я. Чичагова вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Копенгаген
- Диль -
пролив Ла-Манш - м. Финистерре (во время
шторма разлучился с эскадрой и далее шел самостоятельно) -
Кадис - Гибралтар и 4 октября прибыл в Ливорно.
В 1783 стоял с эскадрой в Ливорно. Весной 1784 ходил для ремонта в порт
Ферайо. 13 мая 1784 с эскадрой вышел из Ливорно в Россию по маршруту Гибралтар
- пролив Ла-Манш -
Копенгаген и 21 августа прибыл в Кронштадт. 20 декабря 1787 определен в состав Средиземноморской
эскадры. Участвовал в войне со Швецией 1788-1790.
19 июля 1788 пришел из Кронштадта к флоту, стоявшему у острова Сескар, и в его
составе крейсировал в Финском заливе. 17 октября в составе отряда отделился от
флота и пошел на соединение с эскадрой вице-адмирала В.П. Фондезина (Копенгагенской).
12 ноября 1788 прибыл, в Копенгаген, присоединился к эскадре и встал на зимовку.
19 июля 1789 эскадра покинула Копенгагенский
рейд и 22 июля в Балтийском море соединилась с Ревельской эскадрой. Обе эскадры
крейсировали в районе острова Борнгольм -
остров Готланд - м. Дагерорт, а 16
августа прибыли
на Ревельский рейд. С 27 августа по 11 октября “Победоносец” крейсировал с флотом
в Финском заливе. 2 мая 1790 участвовал в Ревельском сражении, стоял на шпринге
в первой линии эскадры, сделал 1430 выстрелов. Потери -
5 раненых. 24 мая с Ревельской эскадрой вышел в море и после соединения с
Кронштадтской эскадрой, преследуя шведский флот, 29 мая вошел в Выборгский
залив. 9 июня в составе главных сил “Победоносец” занял позицию в центре. 22
июня
участвовал в Выборгском сражении. 23 июня, преследуя шведские суда, взял в
плен севший на мель шведский корабль “Финланд”, стащил его с мели и повел на
буксире. 2 июля прибыл на Ревельский рейд. В сентябре-октябре 1790
в составе отряда ходил в Копенгаген, 5 ноября 1790 прибыл в Ревель. В 1791
в составе эскадры находился в практическом плавании в Финском заливе. Участвовал
в войне с Францией 1792-1797. 9 июня 1793
прибыл в Ревель из Кронштадта и 30 июня в составе эскадры адмирала В.Я. Чичагова
вышел из Ревеля в Балтийское море. 10 июля с эскадрой встал на якорь у острова
Мэн, контролируя вход в пролив Зунд. Приняв на борт больных с других судов,
отделился от эскадры и 13 августа прибыл в Кронштадт. В 1794
и 1797 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе.
В 1795 выходил на Кронштадтский рейд для обучения экипажа. В мае-июне 1801
стоял на Кронштадтском рейде как плавучая батарея (без мачт) для защиты острова Котлин с моря. Разобран в 1807 в Кронштадте.
Командиры: Н.С. Мордвинов
(1781), А.Г. Спиридов (1782-1784),
С.А. Валронт (1787), А.И. Тимашев (1788-1791),
Л.Н. Сумароков (1793), Ф.И. Тезигер (1794), И.С. Шелгунов (1795), Х.Т.
Беринг (1797), С.Я. Деляп (1799), И.Т. Быченский (1801).
"СВЯТАЯ
ЕКАТЕРИНА"
Длина - 47,24
м ; Ширина - 12,6
м ; Вооружение - 60 орудий
Заложен 26 мая 1779 на Херсонской
верфи. Строитель В.А. Селянинов. Разобран на стапеле в 1785. В 1784 князь
Г.И. Потемкин" приказал переделать его в 50-пушечный фрегат, но набор подлежал
полной переборке, а стапель под ним сгнил. К 10 марта 1785 был разобран.
|