"СЕЛАФАИЛ"
"СЕЛАФАИЛ"
Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700
т ; Вооружение - 74 орудия
; Экипаж - 570/610
человек.
Заложен 3 августа 1800 в Новом адмиралтействе
Санкт-Петербурга И.П. Амосовым, спущен 22 августа 1803, вошел в состав
Балтийского флота.
В 1804 введен в Кронштадтский док для обшивки медными
листами. Участвовал в войне с Францией 1804-1807. 19 июля 1805 последовало
Высочайшее указание Александра I подготовить эскадру (в том числе и “Селафаил”)
для экспедиции в Средиземное море. 10 сентября 1805 в составе эскадры вице-адмирала Д.Н. Сенявина “Селафаил” вышел из Кронштадта
в Средиземное море по маршруту Ревель - Копенгаген - Портсмут - Гибралтар - Кальяри -
Мессина и 23 января 1806 прибыл в Корфу. С 5 февраля по 5 марта конвоировал английские
транспорты на Мальту, затем вернулся в Корфу. 11 марта на корабле поднял свой
флаг Д.Н. Сенявин. 15 марта “Селафаил” с отрядом пришел в Кастельново, доставив
туда войска, а 27 марта вернулся в Корфу. 27 апреля с эскадрой пришел к острову Курцало,
где 28 апреля русские суда высадили десант, взявший крепость. 14 мая “Селафаил”
во главе отряда вышел из Кастельново. 20 мая суда отряда подошли к Триесту,
где австрийские власти задержали русские торговые суда, и стали на якорь
у береговых батарей в боевой готовности. 21 мая русские суда были освобождены,
и 27 мая отряд ушел в Котор. С 1 по 25 июня “Селафаил” в составе отряда действовал
у Новой Рагузы. 25 июня суда отряда, приняв на борт войска, отошедшие от Новой
Рагузы, ушли в Котор. С 26 ноября по 10 декабря, находясь во главе отряда, “Селафаил”
участвовал в операции по взятию крепостей на островах Курцало (была оставлена
русскими войсками в августе) и Браццо. 17 января 1807 с эскадрой пришел в Корфу.
Участвовал в войне с Турцией 1806-1812. 10 февраля 1807 в составе эскадры Д.Н.
Сенявина вышел из Корфу и 23 февраля прибыл к проливу Дарданеллы. С 5 по 16
марта в
паре с кораблем “Скорый” блокировал вход в пролив. С 24 апреля по 1 мая в составе отряда контр-адмирала
А.С. Грейга участвовал в крейсерстве в районе Смирна - остров Лесбос - остров
Хиос с целью выманить турецкий флот в море. 10 мая участвовал в Дарданелльском
сражении; одним из первых начал бой. В ходе сражения сблизился со 100-пушечньш
кораблем капу-дан-паши и дал несколько продольных залпов в корму, нанеся
турецкому флагману серьезные повреждения. 11 мая в составе отряда А.С. Грейга
был послан отрезать отставшие турецкие суда от входа в пролив Дарданеллы.
Вместе с кораблем “Ретвизан” атаковал один из турецких кораблей, который, не
выдержав огня, выбросился на мель. Затем “Селафаил” крейсировал у пролива
Дарданеллы и 1 июня вернулся к острову Тенедос. 19 июня участвовал в Афонском сражении.
В паре с кораблем “Уриил” атаковал 80-пушечный корабль “Седель-Бахр” под флагом
капитан-бея и нанес ему сильные повреждения. После окончания сражения турки
пытались увести поврежденный корабль на буксире, но посланный Д.Н. Сенявиным
в погоню “Селафаил” ночью догнал “Седель-Бахр” (буксировавшие его корабли
спешно ушли при подходе русского корабля) и заставил сдаться. Утром 20 июня
на пленном корабле был поднят Андреевский флаг, и он на буксире пошел к острову Тенедос. После заключения Тильзитского мирного договора
25 августа отряд под командованием А.С. Грейга, в составе которого находился
“Селафаил”, ушел от острова Тенедос и, зайдя в Специю, 14 сентября прибыл в Корфу.
19 сентября в составе эскадры Д.Н. Сенявина “Селафаил” вышел из Корфу в Россию.
5 октября эскадра прошла Гибралтар, но из-за штормовой погоды и сильных противных
ветров не смогла продвинуться далее м. С.-Винсент и 30 октября пришла в Лиссабон.
Блокированная с ноября 1807 английским флотом (после начала англо-русской войны),
эскадра Д.Н. Сенявина простояла в Лиссабоне до августа 1808. После подписания
Лиссабонского мирного договора 31 августа суда эскадры под конвоем английских
кораблей вышли в море и 26 сентября прибыли в Портсмут. 29 сентября 1808 на “Селафаиле”
были спущены Андреевский флаг, вымпел и гюйс, и он был передан англичанам
на хранение. 9 сентября 1809 экипаж на английских транспортах прибыл в Ригу. “Селафаил”
продан в Англии в 1813, все годные орудия были сняты и доставлены в Россию.
Командиры: К.Г. Михайловский (1803-1804), П.М. Рожнов
(1805-1808).
"СИЛЬНЫЙ"
Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700
т ;
Вооружение - 74 орудия
; Экипаж - 570/610
человек.
Заложен 29 августа 1801 на Соломбальской верфи А.М.
Курочкиным, спущен 28 мая 1804, вошел в
состав Балтийского флота. За постройку этого корабля А.М. Курочкин получил от императора Александра I особую
награду - бриллиантовый перстень.
В августе-октябре 1804 перешел из Архангельска в Кронштадт. Участвовал
в войне с Францией 1804-1807. В сентябре 1805 в составе эскадры адмирала Е.Е.
Тета доставил экспедиционный корпус генерала графа П.А. Толстого из Кронштадта
в Померанию. 19 августа 1806 во главе эскадры вышел из Кронштадта в Средиземное
море для усиления эскадры вице-адмирала Д.Н. Сенявина по маршруту Ревель
- Копенгаген - Портсмут - Гибралтар - Мессина. 21 декабря эскадра пришла в Корфу,
а 1 января 1807 - в Котор, где соединилась с эскадрой Д.Н. Сенявина. Корабль
участвовал в войне с Турцией 1806-1812. 17 января 1807 в составе эскадры Д.Н.
Сенявина пришел в Корфу, а 10 февраля вышел к проливу Дарданеллы. 23 февраля эскадра
пришла к входу в пролив, 6 марта подошла к острову Тенедос и после отказа коменданта
крепости сдаться 8 марта высадила десант, взявший крепость. 10 мая “Сильный”
участвовал в Дарданелльском сражении, вел бой последовательно с двумя
турецкими флагманскими кораблями, приближавшимися к проливу. Затем вступил
в перестрелку с третьим кораблем и преследовал его даже после того, как
береговые батареи открыли огонь. В бою ядром был убит командир И.А. Игнатьев.
12 мая “Сильный” с эскадрой пришел к острову Тенедос. С 19 мая по 1 июня блокировал
пролив Дарданеллы. 19 июня участвовал в Афонском сражении. В паре с кораблем “Рафаил”
атаковал 120-пушечный корабль “Мессудие” под флагом капудан-паши и заставил
его выйти из линии. 20 июня в составе отряда контр-адмирала А.С. Греига был
послан захватить турецкие суда, отставшие от флота и стоявшие у Афонской
горы, но при подходе русского отряда турки сожгли свои суда. 25 июня с эскадрой
пришел к острову Тенедос. После заключения Тильзитского мирного договора 25
августа с эскадрой Д.Н. Сенявина ушел от острова Тенедос, 4 сентября прибыл в Корфу, а 19
сентября вышел в Россию. 5 октября эскадра прошла
Гибралтар, но из-за штормовой погоды и сильных противных ветров не смогла
продвинуться далее м. С.-Винсент и 30 октября пришла в Лиссабон. Блокированная
с ноября 1807 английским флотом (после начала англо-русской войны), эскадра
простояла в Лиссабоне до августа 1808. После подписания Лиссабонского мирного
договора 31 августа 1808 суда эскадры под конвоем английских кораблей вышли в
море и 26 сентября прибыли в Портсмут. 29 сентября 1808 на “Сильном” были спущены Андреевский
флаг, вымпел и гюйс, и он был сдан англичанам на хранение. 9 сентября 1809 экипаж
на английских транспортах прибыл в Ригу. В 1813, погрузив все годные орудия
и боеприпасы с судов эскадры Д.Н. Сенявина, корабли “Сильный” и “Мощный” с
эскадрой контр-адмирала М.П. Коробки перешли из Портсмута в Кронштадт.
“Сильный” разобран в 1819 в Кронштадте.
Командиры: Н.И. Броун (1804-1805), И.А. Игнатьев (с 1806
до 10.5.1807), Д.С. Шишмарев (с 10.5.1807), А.П. Малыгин (1808), В.Н. Титов
(1813).
"ОРЁЛ"
Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700
т ;
Вооружение - 74 орудия
; Экипаж - 570/610
человек.
Заложен 16 декабря 1805 на Соломбальской верфи А.М.
Курочкиным, спущен 23 мая 1807, вошел в состав Балтийского флота.
В 1807 в составе отряда капитан-командора А.С. Смирнова
перешел из Архангельска в Кронштадт. Участвовал в боевых действиях против
флотов Англии и Швеции на Балтийском море в 1808-1809. 14 июля 1808 в составе
эскадры адмирала П.И. Ханыкова вышел из Кронштадта в крейсерство к полуострову
Гангут. 13 августа, встретив в море англо-шведский флот, русская эскадра пошла
к Балтийскому порту. Прибыла туда 14 августа, вошла в порт, и суда стали на шпринг,
готовясь отразить атаку англо-шведского флота. Но корабли противника, простояв
месяц у порта, ушли в свои базы. 30 сентября эскадра пришла в Кронштадт.
25 мая 1809 “Орёл” с эскадрой вышел на Кронштадтский рейд для обороны острова
Котлин с моря, по диспозиции встал на Северном фарватере. Участвовал в
Отечественной войне 1812 и войне с Францией 1813-1814. 15 июня 1812 в составе
эскадры адмирала Е.Е. Тета прибыл в Свеаборг для принятия на борт войск.
27 августа эскадра прибыла в Ревель, доставив туда корпус генерал-лейтенанта
Ф.Ф. Штейнгеля, а 3 сентября пришла в Кронштадт. 15 октября в составе эскадры адмирала
Е.Е. Тета “Орёл” вышел из Кронштадта в Англию для совместных действий с
английским флотом против французского и 29 ноября прибыл в Ширнесс. До мая 1813
корабль находился в Англии, выходя в крейсерство совместно с английскими
кораблями. После Высочайшего указа от 19 апреля с эскадрой вернулся в Кронштадт.
Летом 1814 с отрядом крейсировал в Балтийском море. В августе 1814 в составе
эскадры вице-адмирала Р. В. Кроуна доставил из Любека в Кронштадт русские
войска. В 1817 в составе эскадры вице-адмирала Р.В. Кроуна ходил к берегам
Франции, доставил из Кале в Кронштадт русские войска. В 1824 находился
в практическом плавании в Финском заливе. Разобран в 1833 в Кронштадте.
Командиры: О.Е. Гаствер (1807), Ф.В. Веселаго (1808),
И.С. Сульменев (1811), Д.А. Дурново (1812-1814), И. Т. Быченский (1817),
Н. Р. Сеславин (1824).
"СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА"
Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700
т ;
Вооружение - 74 орудия
; Экипаж - 570/610
человек.
Заложен 16 декабря 1805 на Соломбальской верфи А.М.
Курочкиным, спущен 23 мая 1807, вошел в состав Балтийского флота.
В 1807 во главе отряда перешел из Архангельска в Кронштадт.
Участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции на Балтийском
море в 1808-1809. 14 июля 1808 в составе эскадры адмирала П.И. Ханыкова вышел
из Кронштадта в крейсерство к полуострову Гангут. 13 августа, встретив в море англо-шведский флот, русские
суда пошли к Балтийскому порту. Прибыв туда 14 августа, они стали на шпринг,
готовясь отразить атаку англо-шведского флота. Корабли противника, простояв
месяц у порта, ушли в свои базы. 30 сентября русская эскадра вернулась в Кронштадт.
25 мая 1809 корабль “Северная Звезда” с эскадрой вышел на Кронштадтский рейд
для обороны острова Котлин с моря, по диспозиции встал на Северном фарватере.
В 1810 находился на Кронштадтском рейде. Участвовал в Отечественной войне
1812 и войне с Францией 1813-1814. 15 июня 1812 с эскадрой адмирала Е.Е. Тета
пришел в Свёаборг для перевозки войск (орудия были оставлены в одном деке).
27 августа эскадра доставила в Ревель корпус генерал-лейтенанта Ф.Ф. Штейнгеля,
а 3 сентября вернулась в Кронштадт. В сентябре 1812 “Северная Звезда” и “Борей” перевезли
из Кронштадта в Свёаборг кадет Морского корпуса. 28 октября “Северная Звезда”
в составе эскадры вице-адмирала Р. В. Кроуна вышла из Свеаборга в Англию
для совместных действий с английским флотом против французского и 29 ноября
прибыла в Ширнесс. До июня 1814 корабль находился в Англии, выходя в крейсерство
вместе с английскими кораблями. 24 июня 1814 с эскадрой Е.Е. Тета вышел с
Доунского рейда и 16 июля прибыл в Кронштадт. В 1817 в составе эскадры вице-адмирала
Р.В. Кроуна ходил к берегам Франции, чтобы доставить из Кале в Кронштадт
русские войска. В 1818 находился на Кронштадтском рейде для обучения экипажа.
В 1820 находился в практическом плавании в Балтийском море. 7 ноября 1824
во время наводнения стоял в Военной гавани Кронштадта, был сорван с места
и отнесен на отмель, но 9 ноября снят с нее. Разобран в 1827 в Кронштадте.
Командиры: А.С. Смирнов (1807), М.И. Ратманов (1808-1810), А.В. Повалишин (1812-1818), И.С. Тулубьев (1820).
"БОРЕЙ"
Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700
т ;
Вооружение - 74 орудия
; Экипаж - 570/610
человек.
Заложен 16 декабря 1805 на Соломбальской верфи А.М.
Курочкиным, спущен 26 мая 1807, вошел в состав Балтийского флота.
В 1807 в составе отряда капитан-командора А.С. Смирнова
перешел из Архангельска в Кронштадт. Участвовал в боевых действиях против
флотов Англии и Швеции на Балтийском море в 1808-1809. 14 июля 1808 в составе
эскадры адмирала П.И. Ханыкова вышел из Кронштадта в крейсерство к полуострову
Гангут. 13 августа, встретив в море англо-шведский флот, русская эскадра пошла
к Балтийскому порту. Прибыв туда 14 августа, суда стали на шпринг, готовясь отразить
атаку англо-шведского флота. Корабли противника, простояв месяц у порта,
вернулись в свои базы. 30 сентября “Борей” с эскадрой пришел в Кронштадт. 25 мая 1809
с эскадрой вышел на Кронштадтский рейд для защиты острова Котлин с моря, по
диспозиции встав на Северном фарватере. Участвовал в Отечественной войне
1812 и войне с Францией 1813-1814. 15 июня 1812 с эскадрой адмирала Е.Е. Тета
пришел в Свёаборг для перевозки войск (орудия были оставлены в одном деке).
27 августа эскадра доставила в Ревель корпус генерал-лейтенанта Ф.Ф. Штейнгеля,
а 3 сентября вернулась в Кронштадт. В сентябре 1812 “Борей” и “Северная Звезда” перевезли
из Кронштадта в Свёаборг кадет Морского корпуса. 28 октября “Борей” в составе
эскадры вице-адмирала Р.В. Кроуна вышел из Свеаборга в Англию для совместных
действий с английским флотом против французского и 29 ноября прибыл в Ширнесс.
До мая 1813 находился в Англии, выходя в крейсерство совместно с английскими
кораблями. После Высочайшего указа от 19 апреля вместе с эскадрой контр-адмирала
М.П. Коробки вернулся в Кронштадт. В 1817 тимберован в Кронштадте. В 1818-1820
в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском зал.
Во время наводнения 7 ноября 1824 стоял в Военной гавани Кронштадта, был сорван
с места и отнесен на отмель, но 9 ноября снят с нее. Разобран в Кронштадте
в 1829.
Командиры: Т.В. Мур (1807), С.С. Палицын (1808),, М.И.
Ратманов (1812-1813); И.А. Казанцев (1818), Д. Бортвиг (1819-1820).
"НЕ ТРОНЬ МЕНЯ"
Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700
т ;
Вооружение - 74 орудия
; Экипаж - 570/610
человек.
Заложен 28 августа 1807 на Соломбальской верфи А.М.
Курочкиным, спущен 9 мая 1809, вошел в состав Балтийского флота.
Участвовал в Отечественной войне 1812 и войне с Францией
1813-1814. 11 августа 1812 в составе эскадры вице-адмирала Р.В. Кроуна вышел
из Архангельска. В океане корабли выдержали сильный четырехдневный шторм,
9 октября прибыли в Свёаборг. 28 октября эскадра вышла из Свеаборга в Англию для
совместных действий с английским флотом против французского и 29 ноября прибыла
в Ширнесс. До мая 1814 корабль находился в Англии, выходя в крейсерство вместе
с английскими кораблями. 25 мая 1814 эскадра Р.В. Кроуна покинула Ширнесс,
27 мая прибыла в Шербур, где приняла на борт русскую гвардию, и 8 июля доставила
ее в Кронштадт. В 1817 в составе эскадры вице-адмирала Р.В. Кроуна корабль
ходил к берегам Франции, чтобы доставить из Кале в Кронштадт русские войска.
Во время наводнения 7 ноября 1824 стоял в Военной гавани Кронштадта, был сорван
с места и отнесен на отмель, но 15 ноября снят с нее. Разобран в 1828 в Кронштадте.
Командиры: Ф.К. Митьков (1812-1814), Д.В.Руднев (1817).
"ТРЁХ ИЕРАРХОВ"
Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700
т ;
Вооружение - 74 орудия
; Экипаж - 570/610
человек.
Заложен 28 августа 1807 на Соломбальской верфи А.М.
Курочкиным, спущен 9 мая 1809, вошел в состав Балтийского флота.
Участвовал в Отечественной войне 1812 и войне с Францией
1813-1814. 11 августа 1812 в составе эскадры вице-адмирала Р.В. Кроуна вышел
из Архангельска. В океане корабли выдержали сильный четырехдневный шторм,
9 октября прибыли в Свеаборг. 28 октября эскадра вышла из Свеаборга в Англию для
совместных действий с английским флотом против французского и 29 ноября прибыла
в Ширнесс. До мая 1814 корабль находился в Англии, выходя в крейсерство вместе
с английскими кораблями. 25 мая 1814 эскадра Р.В. Кроуна покинула Ширнесс,
27 мая прибыла в Шербур, где приняла на борт русскую гвардию, и 8 июля доставила
ее в Кронштадт. В 1816 корабль находился в практическом плавании в Финском
заливе. В 1817 в составе эскадры вице-адмирала Р.В. Кроуна ходил к берегам
Франции, чтобы доставить из Кале в Кронштадт русские войска. Во время наводнения
7 ноября 1824 стоял в Военной гавани Кронштадта, был сорван с места и отнесен
на отмель, но 15 ноября снят с нее. В 1827 переоборудован в магазин в Кронштадте.
Командиры: В.И. Терновский (1812-1814), И.Г. Степанов
(1816), Ф.Я. Тизенгаузен (1817).
"СВЯТОСЛАВ"
Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700
т ;
Вооружение - 74 орудия
; Экипаж - 570/610
человек.
Заложен 28 августа 1807 на Соломбальской верфи А.М.
Курочкиным, спущен 14 августа 1809, вошел
в состав Балтийского флота.
В 1810 во время англо-русской войны занимал пост в устье
Северной Двины. Участвовал в Отечественной войне 1812 и войне с Францией
1813-1814. 11 августа 1812 в составе эскадры вице-адмирала Р.В. Кроуна вышел
из Архангельска. В океане корабли выдержали сильный четырехдневный шторм,
9 октября прибыли в Свеаборг. 28 октября эскадра вышла из Свеаборга в Англию для
совместных действий с английским флотом против французского и 29 ноября прибыла
в Ширнесс. До мая 1814 “Святослав” находился в Англии, выходя в крейсерство
вместе с английскими кораблями. 25 мая 1814 эскадра Р.В. Кроуна покинула
Ширнесс, 27 мая прибыла в Шербур, где приняла на борт русскую гвардию, и 8 июля доставила ее в Кронштадт.
В 1816 корабль находился в практическом плавании в Финском заливе. Во время
наводнения 7 ноября 1824 стоял в Военной гавани Кронштадта, был сорван с места
и отнесен на отмель. Разобран в 1828 в Кронштадте.
Командиры: П.М. Рожнов (1810), Ф.И. Цац (1811), И.Г. Степанов
(1812-1814), В.И. Терновский (1816).
"НОРД-АДЛЕР"
Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700
т ;
Вооружение - 74 орудия
; Экипаж - 570/610
человек.
Заложен 20 ноября 1809 на Соломбальской верфи А.М.
Курочкиным, спущен 9 мая 1811, вошел в состав Балтийского флота.
Участвовал в Отечественной войне 1812 и войне с Францией
1813-1814. 11 августа 1812 во главе эскадры под флагом вице-адмирала Р.В. Кроуна
вышел из Архангельска. В океане во время сильного четырехдневного шторма
“Норд-Адлер” потерял грот- и фор-стеньги, в трюм поступала вода, 219 человек
из экипажа заболели цингой. 9 октября вместе с эскадрой пришел в Свеаборг. 28
октября
во главе эскадры вышел из Свеаборга в Англию для совместных действий с
английским флотом против французского и 29 ноября прибыл в Ширнесс. До мая 1814
“Норд-Адлер” находился в Англии, выходя в крейсерство вместе с английскими
кораблями. 25 мая 1814 эскадра Р.В. Кроуна покинула Ширнесс, 27 мая прибыла
в Шербур, где приняла на борт русскую гвардию, и 8 июля доставила ее в Кронштадт.
Летом 1817 корабль перевозил войска из Ревеля в Свеаборг. Осенью в составе
эскадры контр-адмирала А.В. Моллера вышел из Ревеля в Испанию и прибыл
в Кадис, где в 1818 был продан испанскому правительству. Экипаж на транспортах
вернулся в Россию.
Командир: Д. Гамельтон (1812-1814, 1817).
"ПРИНЦ ГУСТАВ"
Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700
т ;
Вооружение - 74 орудия
; Экипаж - 570/610
человек.
Заложен 20 ноября 1809 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 9
мая 1811, вошел
в состав Балтийского флота.
Участвовал в Отечественной войне 1812 и войне с Францией
1813-1814. 11 августа 1812 в составе эскадры вице-адмирала Р.В. Кроуна вышел
из Архангельска. В океане во время сильного четырехдневного шторма “Принц
Густав” получил повреждения. 9 октября с эскадрой прибыл в Свеаборг, но из-за
повреждений был оставлен там после ухода эскадры в Англию. В августе 1814 в составе
эскадры вице-адмирала Р.В. Кроуна перевозил из Любека в Кронштадт русские
войска. В 1817 с эскадрой Р.В. Кроуна ходил к берегам Франции, чтобы доставить
из Кале в Кронштадт русские войска. В 1818 и 1820 в составе эскадр находился
в практических плаваниях в Финском заливе. Во время наводнения 7 ноября 1824 стоял
в Военной гавани Кронштадта, был сорван с места и отнесен на отмель, но
9 ноября снят с нее. Разобран в 1827 в Кронштадте.
Командиры: С.Г. Скотт (1812), И.А. Казанцев (1814, 1817),
С.И. Селивачев (1818), Т.В. Мур (1820).
"БЕРЛИН"
Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700
т ;
Вооружение - 74 орудия
; Экипаж - 570/610
человек.
Заложен 10 марта 1810 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 19
июля 1813, вошел в
состав Балтийского флота.
В августе-октябре 1813 в составе отряда контр-адмирала А.В. Моллера
перешел из Архангельска в Ревель. В 1814, 1817-1820 в составе эскадр находился
в практических плаваниях в Балтийском море и Финском заливе. В 1827 переоборудован
в магазин в Кронштадте.
Командиры: Я.П. Дон (1813-1814), В.Н. Титов (1818), С.И.
Селивачев (1819), Г.Я. Мачаков (1820).
"ГАМБУРГ"
Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700
т ;
Вооружение - 74 орудия
; Экипаж - 570/610
человек.
Заложен 10 марта 1810 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 19
июля 1813, вошел в
состав Балтийского флота.
В августе-отябре 1813 в составе отряда контр-адмирала А.В. Моллера
перешел из Архангельска в Ревель. В 1814, 1816 и 1820 находился в практических
плаваниях в Финском заливе. В 1817 в составе эскадры вице-адмирала Р.В. Кроуна
ходил к берегам Франции, чтобы доставить из Кале в Кронштадт русские войска.
Во время наводнения 7 ноября 1824 стоял в Военной гавани Кронштадта, был сорван
с места и отнесен на отмель, но 23 декабря снят с нее. В 1827 переоборудован
в магазин в Кронштадте.
Командиры: Д.В. Руднев (1813-1814), М.И. Ратманов (1816-1817),
Г.И. Платер (1826).
"ДРЕЗДЕН"
Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700
т ;
Вооружение - 74 орудия
; Экипаж - 570/610
человек.
Заложен 10 марта 1810 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 19
июля 1813, вошел в
состав Балтийского флота.
В августе-октябре 1813 во главе отряда под флагом контр-адмирала
А.В. Моллера перешел из Архаигельска в Ревель. В 1814 и 1816 в составе
эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и Финском заливе.
В 1817 в составе эскадры А.В. Моллера вышел из Ревеля в Испанию и прибыл
в Кадис, где в 1818 был продан испанскому правительству. Экипаж на транспортах
вернулся в Россию.
Командиры: Г. Мофет (1813), А.П. Фондезин (1814), Е.П.
Гетцен (1816), В.И. Терновский (1817).
"ЛЮБЕК"
Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700
т ;
Вооружение - 74 орудия
; Экипаж - 570/610
человек.
Заложен 10 марта 1810 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 19
июля 1813, вошел в
состав Балтийского флота.
В августе-октябре 1813 в составе отряда контр-адмирала А.В. Моллера
перешел из Архангельска в Ревель. В 1814 и 1816 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и
Финском заливе. В 1817 в составе эскадры контр-адмирала А.В. Моллера вышел
из Ревеля в Испанию и прибыл в Кадис, где в 1818 был продан испанскому
правительству. Экипаж на транспортах вернулся в Россию.
Командиры: B.С. Кологривов (1813), С.С. Палицын (1816),
И.Г. Степанов (1817-1818).
"АРСИС"
Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700
т ;
Вооружение - 74 орудия
; Экипаж - 570/610
человек.
Заложен 30 января 1814 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 26
мая 1816, вошел в состав Балтийского флота.
В июле - сентябре 1816 в составе отряда капитан-командора Г.Я. Мачакова
перешел из Архангельска в Кронштадт. В 1821 находился в практическом плавании
в Балтийском море. Во время наводнения 7 ноября 1824 стоял в Военной гавани
Кронштадта, был сорван с якоря и отнесен на отмель. Снят с нее 25 октября 1825
и переоборудован в магазин. Разобран в 1832 в Кронштадте.
Командир: С.М. Китаев (1821).
"КАЦБАХ"
Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700
т ;
Вооружение - 74 орудия
; Экипаж - 570/610
человек.
Заложен 30 января 1814 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 26
мая 1816, вошел в
состав Балтийского флота.
В июле-сентябре 1816 во главе отряда перешел из Архангельска в Кронштадт.
Сведений о плаваниях корабля не найдено. Во время наводнения 7 ноября 1824
стоял в Военной гавани Кронштадта, был сорван с места и отнесен на отмель,
но 9 ноября снят с нее. В 1828 переоборудован в блокшив в Кронштадте.
Командир: Г.Я. Мачаков (1816).
"РЕТВИЗАН"
Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700
т ;
Вооружение - 74 орудия
; Экипаж - 570/610
человек.
Заложен 12 июля 1816 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 20
мая 1818, вошел в
состав Балтийского флота.
В 1818 перешел из Архангельска в Кронштадт. В 1822-1824
находился в практических плаваниях в Балтийском море.
Разобран в 1833 в Кронштадте.
Командиры: B.С. Кологривов (1818), С.И. Селивачев (1822-1823), П.И. Сущев (1824).
"ТРЁХ СВЯТИТЕЛЕЙ"
Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700
т ;
Вооружение - 74 орудия
; Экипаж - 570/610
человек.
Заложен 8 февраля 1818 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 31
июля 1819, вошел
в состав Балтийского флота.
В 1820 в составе отряда перешел из Архангельска в Кронштадт.
В 1824 в составе эскадры адмирала Р.В. Кроуна совершил плавание в Атлантический
океан. Дойдя до берегов Исландии, эскадра обогнула с запада острова Ирландия
и Великобритания, затем проливом Ла-Манш вышла в Северное море и вернулась
в Кронштадт. Во время наводнения 7 ноября 1824 корабль стоял в Военной гавани
Кронштадта, был сорван с места и отнесен на отмель. С отмели снят не был
и в 1828 разобран.
Командиры: Д.В. Руднев (1820), Г.И. Платер (1824).
"СВЯТОЙ АНДРЕЙ"
Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700
т ;
Вооружение - 74 орудия
; Экипаж - 570/610
человек.
Заложен в 1820 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 18
мая 1821, вошел
в состав Балтийского флота.
В 1821 перешел из Архангельска в Кронштадт. В 1824 в составе
эскадры адмирала Р.В. Кроуна совершил плавание в Атлантический океан. Дойдя
до берегов Исландии, эскадра обогнула с запада острова Ирландия и Великобритания,
затем проливом Ла-Манш вышла в Северное море и вернулась в Кронштадт. Осенью
“Св. Андрей” был поставлен в док Петра Великого. В 1826 в составе эскадры
адмирала Р.В. Кроуна совершил плавание в Северное море до Доггер-банки.
10 июня 1827 в составе эскадры адмирала Д.Н. Сенявина вышел из Кронштадта,
у Красной Горки участвовал в показательных маневрах, за которыми наблюдал
Е.И.В. Николай I. Затем с эскадрой пошел в Англию и 28 июля прибыл в Портсмут.
После ухода эскадры контр-адмирала графа Л.П. Гейдена в Средиземное море
12 августа с эскадрой Д.Н. Сенявина вышел из Портсмута и 13 сентября прибыл в Кронштадт. В 1828 в
составе эскадры находился в практическом плавании в Балтийском море. В
1829 переоборудован в блокшив в Кронштадте. Использовался как мишень при
стрельбах. В 1838 передан в распоряжение К.А. Шильдера для производства
опытов с подводной лодкой. 20 июня 1840 под днищем корабля были подорваны
три мины, и от полученных повреждений он затонул.
Командиры: Н.К. Певцов (1821, 1826), С.И. Селивачев (1824),
В.Е. Рентель (1827), А.В. Мутовкин (1828).
"СЫСОЙ ВЕЛИКИЙ"
Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700
т ;
Вооружение - 74 орудия
; Экипаж - 570/610
человек.
Заложен в 1820 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 22
мая 1822, вошел
в состав Балтийского флота.
В 1822 перешел из Архангельска в Кронштадт. В 1825 находился
в практическом плавании в Балтийском море. В 1826 в составе эскадры адмирала
Р. В. Кроуна совершил плавание в Северное море до Доггер-банки. 10 июня 1827
в составе эскадры адмирала Д.Н. Сенявина вышел из Кронштадта, у Красной
Горки участвовал в показательных маневрах, за которыми наблюдал Е.И.В.
Николай I. Затем с эскадрой пошел в Англию и 28 июля прибыл в Портсмут. После
ухода эскадры контр-адмирала графа Л.П. Гейдена в Средиземное море 12 августа
с эскадрой Д.Н. Сенявииа вышел из Портсмута и 13 сентября вернулся в Кронштадт.
В 1828 с эскадрой находился на Кронштадтском рейде для обучения экипажа.
В 1829-1830 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском
море. Разобран в 1837 в Кронштадте.
Командиры: Ф.В. Кандлер (1822), Н.Г. Казин (1825), А.А.
Дурасов (1826-1829), И.Е. Гаврино (1830).
"ПРОХОР"
Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700
т ;
Вооружение - 74 орудия
; Экипаж - 570/610
человек.
Заложен 28 ноября 1821 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 23
мая 1823, вошел в
состав Балтийского флота.
В 1823 перешел из Архангельска в Кронштадт. Во время наводнения
7 ноября 1824 стоял в средней гавани Кронштадта, был сорван с места и отнесен
на отмель, где простоял пять лет. 27 сентября 1829 снят с отмели, введен в док
и тимберован. В 1831-1833 в составе эскадр находился в практических плаваниях
в Балтийском море и Финском заливе. В июле 1835 в составе эскадры вице-адмирала
П.И. Рикорда доставил из Кронштадта в Данциг Гвардейский корпус. Затем
крейсировал в Балтийском море, а 9 сентября с эскадрой прибыл в Данциг, чтобы
перевезти в Ревель Гвардейский корпус. Весной 1836 с эскадрой находился
в практическом плавании, 24 июня пришел на Кронштадтский рейд и 3 июля принимал
участие в церемонии встречи Балтийским флотом ботика Петра I. В 1838-1840
находился в практических плаваниях в Финском заливе и Балтийском море. Разобран
в 1846 в Свеаборге.
Командиры: П.П. Мистров (1823), барон Р.Н. Левендаль (1831-1836),
П.М. Баранов (1838), 3.3. Балк (1839), B.С. Хромченко (1840).
"КНЯЗЬ ВЛАДИМИР"
Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700
т ;
Вооружение - 74 орудия
; Экипаж - 570/610
человек.
Заложен в 1822 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 27
мая 1824, вошел
в состав Балтийского флота.
В 1824 перешел из Архангельска в Кронштадт, где был поставлен
в док для обшивки днища медными листами. 13 июля 1826, когда корабль стоял
на Кронштадтском рейде, на нем был поднят черный флаг, а на его палубе
состоялось разжалование морских офицеров, принимавших участие в восстании
на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 14 декабря 1825, - Н.А., М.А. и П.А. Бестужевых,
К.П. Торсона, А.П. Арбузова, Ф.Г. Вишневского, Д.И. Завалишина, М.К. Кюхельбекера,
Н.А. Чижова, Б.А. и М.А. Бодиско, А.П. и П.П. Беляевых и В.А. Дивова.
Над головой каждого из осужденных был сломан палаш, а сорванные эполеты и мундиры брошены за борт. 10
июня 1827
в составе эскадры адмирала Д.Н. Сенявина “Князь Владимир” вышел из Кронштадта,
у Красной Горки участвовал в показательных маневрах, за которыми наблюдал
Е.И.В. Николай I. Затем с эскадрой пошел в Англию и 28 июля прибыл в Портсмут.
После ухода эскадры контр-адмирала графа Л.П. Гейдена в Средиземное море
12 августа с эскадрой Д.Н. Сенявина вышел из Портсмута и 13 сентября прибыл в Кронштадт.
Участвовал в войне с Турцией 1828-1829. В июне 1828 в составе эскадры контрадмирала
П.И. Рикорда вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Кеге-бухта
- Плимут - Гибралтар и в октября 1828 прибыл на остров Мальта. Затем с эскадрой
вице-адмирала графа Л.П. Гейдена перешел к острову Порос. В феврале 1829 пришел
к отряду П.И. Рикорда, блокирующему пролив Дарданеллы. После заключения Адрианопольского
мирного договора в сентябре 1829 с эскадрой ушел в Грецию. В июле 1830 во главе отряда
под флагом вице-адмирала графа Л.П. Гейдена ушел из Архипелага в Россию
и осенью прибыл в Кронштадт. В 1831 перешел из Кронштадта в Свеаборг, где
был переоборудован в блокшив.
Командиры: С.М. Китаев (1824), П.Ф. Качалов (1826), А.И.
Грен (1827-1830), Н.С. Зыбин (1831).
"ЦАРЬ КОНСТАНТИН"
Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700
т ;
Вооружение - 74 орудия
; Экипаж - 570/610
человек.
Заложен 5 июля 1824 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 21
мая 1825, вошел
в состав Балтийского флота.
В 1825 перешел из Архангельска в Кронштадт. В октябре 1826 -
июне 1827
в составе отряда Гвардейского экипажа контр-адмирала Ф.Ф. Беллинсгаузена
совершил плавание в Средиземное море с заходами в Тулон и на остров Сардиния.
5 июня 1827 вернулся в Кронштадт, а 10 июня в составе эскадры адмирала Д.Н. Сенявина
вышел из Кронштадта, у Красной Горки участвовал в показательных маневрах в присутствии Е.И.В.
Николая I. Затем с эскадрой пошел в Англию и 28 июля прибыл в Портсмут. После
ухода эскадры контрадмирала графа Л.П. Геидена в Средиземное море 12 августа
с эскадрой ДД. Сенявина вышел из Портсмута и 13 сентября прибыл в Кронштадт. Участвовал
в войне с Турцией 1828-1829. В июне 1828 в составе эскадры контр-адмирала
П.И. Рикорда вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Кеге-бухта
- Плимут - Гибралтар и в октябре 1828 прибыл на остров Мальта. С эскадрой Л.П.
Геидена перешел в Архипелаг и, базируясь на остров Порос, выходил в крейсерство
в район остров Крит - Будрум (Малая Азия). 28 января 1829 у острова Крит взял в плен
египетские 26-пушечный корвет “Львица” и 14-пушечный бомбардирский корабль “Кандия”. В
феврале и апреле1829
дважды с эскадрой Л.П. Геидена приходил к проливу Дарданеллы для
усиления отряда судов, блокирующих пролив. После заключения Адриано-польского
мирного договора в сентябре 1829 пришел в Грецию на остров Порос. 17 января 1830 в составе
эскадры контр-адмирала М.П. Лазарева вышел с острова Порос в Россию и 12 мая
прибыл в Кронштадт. В Финском заливе суда эскадры шли во льдах. Разобран
в 1831 в Кронштадте.
Командиры: А.А. Дурасов (1825), Н.Г. Казин (с 1826 до
5.6.1827), И.Н. Бутаков (с 5.6.1827 по 1830).
"ПРАВЫЙ"
Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Вооружение - 74/76 орудий
Заложен 14 июля 1801 на Херсонской верфи. Строитель М.И.
Суровцов. Спущен 10 июля 1804, вошел в состав Черноморского флота. Первый корабль
Черноморского флота, корпус
которого был скреплен медными болтами и обшит медными
листами.
В 1805 перешел из Херсона в Севастополь. Участвовал в
войне с Турцией 1806-1812. В марте 1807 в составе отряда капитан-командора
Т.Г. Перского выходил из Севастополя к Синопу в целях уничтожения турецких
судов. 8 апреля в составе эскадры контр-адмирала С.А. Пустошкина вышел из Севастополя
к Анапе. 13 апреля суда эскадры из-за полученных во время шторма повреждений
вернулись в Севастополь. 31 мая эскадра вышла из Севастополя к Трапезунду
и 6 июня подошла к крепости и высадила десант. 12 июня ввиду превосходства турок
в сухопутных войсках эскадра, сняв десант с берега, ушла от Трапезунда,
23 июня прибыла к Феодосии, а 10 июля в Севастополь. 8 апреля 1809 “Правый” с эскадрой вышел на Севастопольский
рейд, с 9 по 26 октября в составе отряда выходил к Варне для поиска турецких судов. 30
июня 1810 в составе
эскадры контр-адмирала А.А. Сарычева он вышел для поиска турецких судов
к Синопу, Самсуну и Варне. Не обнаружив противника и получив повреждения во время шторма, 26
июля суда эскадры вернулись
в Севастополь. 9 августа эскадра вновь вышла к болгарским берегам, подошла к
Варне, но без поддержки сухопутных войск не решилась атаковать крепость и 17
августа ушла от Варны. В море русские
суда обнаружили турецкий флот, который, не вступая в сражение, начал отходить.
Преследование противника длилось до наступления ночи. 26 августа эскадра вернулась
в Севастополь. 6 октября, приняв на борт десант, “Правый” в составе эскадры
вышел к Трапезунду. 11 октября русские суда бомбардировали крепость, высадили
десант, но ввиду численного превосходства турок 17 октября сняли с берега десант,
ушли от Трапезунда и 30 октября прибыли в Севастополь. В июне-августе 1811 “Правый” в
составе эскадры вице-адмирала Р.Р. Галла выходил в крейсерство в район
Варна - м. Калиахра. В 1812 с эскадрой стоял на Севастопольском рейде для
обучения экипажа. В июле 1813 с эскадрой находился в практическом плавании.
(?)
Командиры: М.П. Селиванов (1805), К.А. Твент (1807), М.С.
Микрюков (1809-1811), М.Е. Снаксарев (1813).
"ТВЁРДЫЙ"
Длина - 56,7 м ; Ширина - 15,1 м ; Вооружение - 74 орудия
Заложен 16 августа 1802 в Санкт-Петербургском адмиралтействе.
Строители М. Сарычев и А.И. Мелихов. Спущен 18 июля 1805, вошел в состав
Балтийского флота.
Участвовал в войне с Францией 1804-1807. 19 августа 1806 в
составе эскадры капитан-командора И.А. Игнатьева вышел из Кронштадта в
Средиземное море для усиления эскадры вице-адмирала Д.Н. Сенявина по маршруту
Ревель - Копенгаген - Портсмут - Гибралтар - Мессина. 21 декабря 1806 эскадра
прибыла в Корфу, а 1 января 1807 в Котор, где соединилась с эскадрой Д.Н.
Сенявина. В составе эскадры Д.Н. Сенявина 17 января “Твёрдый” пришел в Корфу.
Участвовал в войне с Турцией 1806-1812. 10 февраля 1807 во главе эскадры под
флагом вице-адмирала Д.Н. Сенявина вышел из Корфу и 23 февраля прибыл к проливу
Дарданеллы. 8-10 марта принимал участие во взятии крепости на острове Тенедос. 8
мая “Твёрдый” во главе эскадры вышел от острова Тенедос на поиск турецкого
флота. 10 мая участвовал в Дарданелльском сражении. Атакуя флагманский корабль
капудан-паши Сеида-Али, подошел к нему так близко, что задел реи турецкого
корабля и дал залп всем бортом. Преследуя отходящий турецкий флагман, подошел к
самому берегу под турецкие батареи, а когда тот укрылся в проливе, атаковал
другой турецкий корабль, нанеся ему серьезные повреждения. В ходе боя был
отнесен течением к берегу, попал под ружейный огонь турок и был вынужден
отбуксироваться с помощью шлюпок к острову Мавро. 12 мая вернулся к острову
Тенедос, а 11 июня с эскадрой ушел к острову Имбро с целью выманить турок из
пролива. 17 июня с эскадрой подошел к острову Тенедос, где стоял вышедший из
пролива Дарданеллы турецкий флот. Увидев русскую эскадру, турки снялись с якоря
и ушли. 19 июня “Твёрдый” участвовал в Афонском сражении. В паре с кораблем
“Скорый” атаковал головные турецкие корабли. Повредил и заставил свернуть с
курса головной фрегат, а затем преградил путь головным турецким кораблям:
поражая их продольными залпами, вынудил лечь в дрейф и остановил всю турецкую
колонну. Пострадал от огня противника более других кораблей эскадры. 25 июня с
эскадрой пришел к острову Тенедос. Получив известие о заключении Тильзитского
мирного договора, 25 августа русская эскадра ушла от острова Тенедос и 4
сентября прибыла в Корфу. 19 сентября во главе эскадры “Твёрдый” вышел из Корфу
в Россию. 5 октября эскадра прошла Гибралтар, но из-за штормовой погоды и
сильных противных ветров не смогла продвинуться дальше м. С.-Винсент и 30
октября пришла в Лиссабон. Заблокированная с ноября 1807 (после начала
англо-русской войны) английским флотом, она простояла там до августа 1808. После
подписания Лиссабонского мирного договора 31 августа суда эскадры под конвоем
английских кораблей вышли в море и 26 сентября прибыли в Портсмут. 29 сентября
на “Твёрдом” были спущены Андреевский флаг, вымпел и гюйс, и корабль был передан
англичанам на хранение. 9 сентября 1809 экипаж на английских транспортах прибыл
в Ригу. В 1813 продан Англии как новый; все годные орудия доставлены в Россию.
Командир: Д.И. Малеев (1806-1808). |