"ХРАБРЫЙ"
"ХРАБРЫЙ"
Длина - 62,8 м ; Ширина - 12,3 м
; Водоизмещение - 4160 т ; Вооружение - 84 орудия. ; Экипаж -
770 человек.
Заложен 15 июня 1841 в
Главном адмиралтействе г. Николаев. Строитель С.И. Чернявский. Спущен
25 июня 1847, вошел в состав Черноморского флота.
В 1848 перешел из Николаева в
Севастополь. В 1849 и 1852 в составе эскадр находился в практических плаваниях
в Черном море. В июне-августе 1853 находился с эскадрой в практическом плавании:
12 августа участвовал в учебной атаке флота на Севастопольский рейд. С 17
сентября по 2 октября в
составе эскадры вице-адмирала П.С. Нахимова «Храбрый» перевез 955 солдат и
офицеров Виленского полка 13-й дивизии из Севастополя в Сухум-Кале. Участвовал
в Крымской войне 1853-1856. 11 октября 1853 в составе эскадры П.С. Нахимова
вышел из Севастополя на поиск турецких судов к анатолийскому берегу. 9-10
ноября, выдержав сильный шторм, потерял грота-рей и был отправлен на ремонт в
Севастополь. 20 ноября вышел из Севастополя к Синопу. Не обнаружив там эскадры
П.С. Нахимова, пошел мимо Трапезунда к Сухум-Кале и 8 декабря вернулся в
Севастополь. В апреле 1854 встал на рейде. В январе 1855 имел 248 человек экипажа и 59
орудий, стоял между батареями Павловской и № 4. 28 августа 1855 затоплен на рейде при
оставлении Севастополя.
Командиры: С.А. Стерленгов
(1847-1848), Ф.Д. Бартенев (1849-1855).
"ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ"
Длина - 62,8 м ; Ширина - 12,3 м
; Водоизмещение - 4160 т ; Вооружение - 84 орудия. ; Экипаж -
770 человек.
Заложен 23 апреля 1849 в Главном
адмиралтействе г. Николаев. Строитель И.С. Дмитриев. Спущен 9 мая 1853, вошел в
состав Черноморского флота.
В июле 1853 перешел из Николаева в
Севастополь. 10-11 августа выходил в море для испытаний. 12 августа, находясь в
составе обороняющейся стороны, отражал учебную атаку флота на Севастопольский
рейд. С 17 сентября по 2 октября в составе эскадры вице-адмирала П.С. Нахимова корабль
перевез 939 солдат и офицеров Белостокского полка 13-й дивизии из Севастополя в
Сухум-Кале. Участвовал в Крымской войне 1853-1856. 11 октября 1853 во главе
эскадры под флагом вице-адмирала П.С. Нахимова вышел из Севастополя к
анатолийскому берегу на поиск турецких судов.
8-10 ноября выдержал сильный шторм. 11 ноября русские суда обнаружили в Синопе
турецкую эскадру и блокировали ее. 18 ноября, участвуя в Синопском сражении,
корабль вошел на рейд во главе правой колонны. Зажег турецкий флагманский фрегат
«Ауни-Аллах», а затем фрегат «Фазли-Аллах», которые выбросились на берег, подавил
береговую батарею № 5. За время боя сделал 2128 выстрелов. Потери составили: 16
убитых и 39 раненых (в том числе командир П.И. Барановский). Корабль получил 60
пробоин, был перебит весь такелаж, повреждены корма, гальюн и галереи. 22
ноября вернулся в Севастополь (из-за сильных повреждений шел на буксире у
парохода
«Крым» в сопростровождении фрегатов) и встал на ремонт. 2 февраля 1854 по
окончании ремонта вышел на рейд. 28 августа 1855 затоплен на рейде при оставлении
Севастополя.
Командиры: П.И. Барановский
(1853), Л.И. Будищев (1854).
"ЧЕСМА"
Длина - 60,2 м ; Ширина - 17,4 м
; Водоизмещение - 4030 т ; Вооружение - 84 орудия ; Экипаж - 770
человек.
Заложен 26 июля 1842 в
Главном адмиралтействе г. Николаев. Строитель И.С. Дмитриев. Спущен 23 октября
1849, вошел в состав Черноморского флота.
В ноябре 1850 перешел из
Николаева в Севастополь. В 1851 и 1852 в составе эскадр находился в
практических плаваниях в Черном море. В июне-августе 1853 находился с
эскадрой в практическом плавании: 12 августа участвовал в учебной атаке флота на
Севастопольский рейд. С 17 сентября по 2 октября в составе эскадры вице-адмирала
П.С. Нахимова перевез 935 солдат и офицеров Виленского полка 13-й дивизии из
Севастополя в Сухум-Кале. Участвовал в Крымской войне 1853-1856. 11 октября
1853 в составе эскадры П.С. Нахимова вышел из Севастополя к анатолийскому
берегуна поиск турецких судов. 8-10 ноября выдержал сильный шторм. 11 ноября русские
суда обнаружили в Синопе турецкую эскадру и блокиростровали ее 1811, участвуя в
Синопском сражении, «Чесма» вместе с кораблем «Великий князь Константин» взорвали
фрегат
«Навек-Бахри», а затем уничтожили береговые
батареи № 3 и № 4. За время боя сделал 1539 выстрелов. Потери составили: 4
раненых. Корабль получил 20 пробоин, были постровреждены грот-мачта и бушприт.
22 ноября вернулся в Севастополь, а в декабре 1853 встал в готовности на рейде. В ноябре 1854 экипаж
корабля построил Чесменский редут в районе 5-го бастиона. 12 февраля 1855 арт. огнем
поддерживал защитников Селенгинского и Волынского редутов, отражавших штурм
французов. 28 августа 1855 затоплен на рейде при оставлении Севастополя.
Комантдиры: В.А. Иванов
(1850-1851), В.М. Микрюков (1852-1853).
"КРАСНОЙ"
Длина - 59,8 м ; Ширина - 14,6 м
; Вооружение - 84 орудия ; Экипаж - 935 человек.
Заложен 28 апреля 1845 в
Санкт-Петербургском Новом адмиралтействе. Строитель А.И. Пипин. Спущен
12 августа 1847, вошел в состав Балтийского флота.
Участвовал в экспедиции
Балтийского флота в датские воды в 1848-1850. 7 августа 1848 в составе 1-й дивизии
вице-адмирала А.П. Лазарева пришел в Кеге-бухту, а 21 августа к острову Мэн. 24
августа с
дивизией ушел в Ревель. 31 мая 1849 в составе той же дивизии вышел из Ревеля к
датским берегам. С 27 июня по 11 июля стоял в проливе Малый Бельт на Зондербургском
рейде. В 1851 и 1852 в составе отрядов находился в практических плаваниях в
Балтийском море. Участвовал в Крымской войне 1853-1856. В мае 1854 встал в
готовности на Южном фарватере против стенки Военной гавани Кронштадта. В августе 1854
в составе эскадры адмирала П.И. Рикорда выходил к Красной Горке. В 1855 стоял в
Кронштадте. В 1856 и 1857 перевозил грузы между Кронштадтом, Ревелем и
Свеаборгом. С 1858 не вооружался. 5 января 1863 исключен из списков судов
Балтийского флота.
Командиры: Н.Г. Котельников
(1847-1855), Ф.С. Керн (с 1856 до 22.7.1857).
"ПРОХОР"
Длина - 59,8 м ; Ширина - 15,7 м
; Осадка - 6,8 м ; Водоизмещение - 3526 т ; Вооружение
- 84 орудия.
Заложен 15 января 1848 в
Санкт-Петербургском Новом адмиралтействе. Строитель М.Н. Гринвальд. Спущен
17 апреля 1851, вошел в состав Балтийского флота.
В 1851 и 1853 в составе эскадр
находился в практических плаваниях в Финском заливе. Участвовал в Крымской войне
1853-1856. В 1854 в составе 3-й дивизии стоял в готовности в Свеаборге. 29
октября
пришел в Кронштадт на буксире у пароходофрегата «Олаф». В 1855 находился в Кронштадте. В
1856 и 1857 находился в практических плаваниях в Финском заливе. 8 июня 1856 при подъеме шлюпки оборвались
кормовые тали и в воду упал матрос. Мичман И.П. Плаксин бросился за борт и спас
его, за что был награжден медалью «За спасение погибающих». В 1858-1861
«Прохор» использовался как учебно-артиллерийский корабль и каждую кампанию
приходил из Кронштадта на Ревельский рейд для обучения комендоров и выполнения
учебных стрельб. В 1860 на корабле испытывались ракеты конструкции
генерал-майора К.И. Константинова. 11 сентября 1863 исключен из списков судов
Балтийского флота.
Командиры: А.Р. Цебриков (1851-1853), С.П. Бочечкаров (1854-1855), П.В. Воеводский (1856), К.Н. Посьет (1857),
В.А. Римский-Корсаков (1858- 1859).
"ОРЁЛ"
Заложен 14 июня 1851 в
Санкт-Петербургском Новом адмиралтействе. Строитель А.И. Пипин. Спущен
12 августа 1854, вошел в состав Балтийского флота.
Был заложен как парусный по
чертежам корабля «Прохор», но в июле 1852 последовало Высочайшее повеление «обратить
его в винтостровой». Кормовой набор был разобран, корпус удлинен, переделаны
дейдвуд и кормовые шпангоуты, оборудованы помещения для котлов и паровой
машины. Сохранено полное парусное вооружение, как у всех 84-пушечных кораблей,
такелаж частично выполнен из простроволочных тросов.
Длина - 63
м ; Ширина - 15,7 м ; Осадка - 6,8 м; Водоизмещение - 3713 т ;
Мощьность двигателей - 450 л.с. ;
Скорость - 9,5 уз ; Вооружение - 84 орудия.
В 1856, 1859 и 1860 в составе
отрядов находился в практических плаваниях в Финском заливе. 7 декабря 1863 исключен из
списков судов Балтийского флота.
Командиры: Д.И. Кузнецов (с 1854
до 22.7.1857), Ф.С. Керн (с 22.7.1857 по 1860).
"РЕТВИЗАН"
Длина -
63,1 м ; Ширина - 16 м ; Водоизмещение - 3823 т ; Мощность
двигателей - 500 л.с. ; Скорость - 9,5 уз ; Вооружение - 84 орудия ; Экипаж -
832 человека.
Заложен 17 сентября 1854 в
Санкт-Петербургском Новом адмиралтействе. Строитель А.Я.
Гезехус. Спущен 17 сентября 1855, вошел в состав Балтийского флота. Имел превосходные мореходные
качества парусного корабля, хорошо держался на волнении.
В 1857 ходил в море для
испытаний. 5 августа 1858 вышел из Кронштадта в дальнее плавание в Средиземное море
по маршруту Ревель - Брест - Кадис - Виллафранка - Генуя - Тулон - Палермо -
Ла-Валетта - Мессина - Пирей - Бейрут - остров Хиос - остров Родос - Смирна -
Мессина - Кадис - Шербур - Портсмут - Киль и 21 августа 1859 вернулся в Кронштадт. В
1860-1862 в составе отряда паровых судов находился в практических плаваниях. В
1863 с корабля сняли паровую машину и перевели его во 2-ю очередь готовности. С
1874 использовался как корабль-цель. 22 ноября 1880 исключен из списков судов
Балтийского флота.
Командиры: барон В.Ф. Таубе
(1855-1861), И.Н. Стромиловг (1862).
|