"ИМПЕРАТРИЦА АЛЕКСАНДРА"
Серия 84-пушечных кораблей (8
единиц), построенных в Санкт-Петербургском Новом адмиралтействе. Относясь к
кораблям 84-пушечного ранга, имели на вооружении до 96 орудий.
Длина - 59,8 м ; Ширина - 15,3 м ; Осадка - 6,6 м;
Водоизмещение - 3500 т ; Экипаж - 850 человек.
"ИМПЕРАТРИЦА АЛЕКСАНДРА"
Заложен 8 мая 1826. Строитель А.А. Попов. Спущен 19
октября 1827, вошел в состав
Балтийского флота. 96 орудий.
В 1828 находился на
Кронштадтском рейде для обучения экипажа. В 1829, 1830, 1833, 1836, 1839-1842,
1846 и 1847 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском
море и Финском заливе. В 1831 в составе эскадры вице-адмирала Ф.Ф. Беллинсгаузена
крейсировал у берегов Курляндии, чтобы предотвратить подвоз оружия и оказание
помощи польским мятежникам. В июле-сентябре 1835 в составе эскадры вице-адмирала П.И. Рикорда
доставил Гвардейский корпус из Кронштадта в Данциг, а затем обратно в
Кронштадт. 3 июля 1836 на Кронштадтском рейде принимал участие в церемонии встречи
Балтийским флотом ботика Петра I. В 1849-1851
тимберован в доке Петра Великого. В 1852 и 1853 в составе эскадр находился в
практических плаваниях в Балтийском море. Участвовал в Крымской войне 1853-1856.
16 июня 1854 встал в Кронштадтской гавани между фортом Меншиков и Лесными воротами
на случай прорыва неприятельского флота. В июле 1854 в
составе эскадры вице-адмирала Д.П. Замыцкого выходил к Красной Горке. В 1855
находился в Кронштадте. В 1856 и 1857 перевозил войска и грузы из Свеаборга и
Ревеля в Кронштадт. 5 января 1863 исключен из списков судов Балтийского флота.
Командиры: Г.С. Шишмарев
(1827-1829), А.А. Дурасов (1830-1831), Н.П. Епанчин (1833-1836), П.А. Моллер
(1839-1841), Л.Л. Князев (1842-1843, 1846-1847), Н.П. Опочинин (1852-1854), И.Н.
Изыльметьев (1857-1858), К.И. Григорович (1859).
"ЭМГЕЙТЕН"
Заложен 25 ноября 1827.
Строитель А.А. Попов. Спущен 29 сентября 1828, вошел в состав Балтийского флота. 94 орудия.
В 1829, 1830, 1833, 1834, 1836,
1837, 1839 и 1840 в составе эскадр находился в практических плаваниях в
Балтийском море и Финском заливе. В 1831 в составе эскадры вице-адмирала Ф.Ф.
Беллинсгаузена крейсировал у берегов Курляндии, чтобы предотвратить подвоз
оружия и оказание помощи польским мятежникам. 3 июля 1836 на Кронштадтском
рейде принимал участие в церемонии встречи Балтийским флотом ботика Петра
I. В 1841-1846 тимберован в доке Петра Великого.
Участвовал в экспедиции Балтийского флота в датские воды в 1848-1850. 23 июля 1848
в составе 1-й дивизии вице-адмирала А.П. Лазарева вышел от острова Сескар к
датским берегам, 7 августа прибыл в Кеге-бухту, а затем перешел к острову Мэн. 24
августа
эскадра получила приказ о возвращении и 6 сентября прибыла в Ревель. 31 мая 1849 в
составе 1-й дивизии А.П. Лазарева вышел из Ревеля, 27 июня пришел к острову
Альзен в проливе Малый Бельт. До 11 июля с флотом находился на Зондер-бургском
рейде, 25 июля прибыл в Кронштадт. В 1853 находился в практическом плавании в
Финском зал. Участвовал в Крымской войне 1853-1856. В апреле-мае 1854 стоял в
Кронштадтской гавани против входных ворот. С 10 по 15 июля и с 21 по 26 августа в составе
эскадр выходил к Красной Горке. С 1855 стоял в Кронштадтской гавани. Разобран
в 1858 в Кронштадте.
Командиры: А.А. Давыдов (1829),
Л.Ф. Богданович (1830-1831), П.А. Караулов (1833-1834), И.Я. Захарьин (1836-1837), Г.Г. Басаргин (1839-1840), А.А. Бровцын (1847-1851), Р.Г. Машин
(1853-1854).
"ПОЛТАВА"
Заложен 5 декабря 1828.
Строитель А.А. Попов. Спущен 12 октября 1829, вошел в состав Балтийского флота. 90
орудий.
В 1830-1832, 1834, 1836-1839 в
составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и Финском
заливе. В июле-сентябре 1835 в составе эскадры вице-адмирала П.И. Рикорда доставил
Гвардейский корпус из Кронштадта в Данциг, а затем обратно в Кронштадт.
3 июля 1836 на Кронштадтском рейде принимал участие в церемонии встречи Балтийским
флотом ботика Петра I. В 1846-1848 тимберован в доке
Петра Великого. Участвовал в экспедиции Балтийского флота в датские воды в
1848-1850. С 28 июля по 30 августа 1849 в составе 2-й дивизии контр-адмирала З.З.
Балка выходил в крейсерство в район острова Готланд. В июне 1850 в составе той
же дивизии крейсировал у острова Готланд, затем у острова Мэн, а 1 июля прибыл в
пролив Малый Бельт на Зондербургский рейд. 11 июля с дивизией ушел в Кронштадт.
В 1851 и 1853 в составе эскадр
находился в практических плаваниях в Финском заливе. Участвовал в Крьшской войне
1853-1856. С апреля по октябрь 1854 стоял в готовности в Свеаборге. 30 октября в составе
отряда пришел в Кронштадт на буксире у пароходофрегата «Гремящий». В 1855 находился в Кронштадте. В 1856 перевозил
войска из Свеаборга в Кронштадт. 21 марта 1860 исключен из списков судов
Балтийского флота.
Командиры: Х.А. Метакса (1829),
К.Н. Баскаков (1830-1834), Л.М. Серебряков (1835-1836), В.П. Сурков
(1837-1841), Л.Л. Князев (1848-1849), Д.И. Кузнецов (1851), Н.Н. Карякин
(1853-1855), П.А. Родионов (1856-1857).
"НЕ ТРОНЬ МЕНЯ"
Заложен 7 ноября 1830. Строитель
А.А. Попов. Спущен 1 мая 1832, вошел в состав Балтийского флота. 92 орудия.
В 1832, 1833, 1836-1839, 1841 и
1842 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и
Финском заливе. В июле-сентябре 1835 в составе эскадры вице-адмирала П.И. Рикорда
доставил Гвардейский корпус из Кронштадта в Данциг, а затем перевез его в
Свеаборг. 3 июля 1836 на Кронштадтском рейде принимал участие в церемонии
встречи Балтийским флотом ботика Петра I. В 1849-1850
тимберован в доке Петра Великого. В 1853 с
эскадрой крейсировал в Балтийском море. Участвовал в Крымской войне 1853-1856.
В мае 1854 встал на позицию на Южном фарватере у внешней стенки Кронштадтской
гавани на случай прорыва неприятельского флота. В 1855 стоял в Кронштадте. В
1856 и 1857 ходил между Кронштадтом, Ревелем и Свеаборгом, перевозя грузы. С
1858 не вооружался, стоял в Кронштадте. 11 сентября 1863 исключен из списков
судов Балтийского флота.
Командиры: Г.А. Кашерининов
(1832-1835), Ф.И. Кутыгин (1836-1842), А.А. Бровцын (1844-1846), Л.А. Бубнов
(1853), Д.И. Кузнецов (1854), Р.Г. Машин (1855), П.А. Перелешин (1856), А.И.
Борисов (1857), Д.И. Рудаков (1858-1859).
"ВЛАДИМИР"
Заложен 28 июня 1832.
Строитель А.К. Каверзнев. Спущен 10 августа 1833, вошел в состав Балтийского
флота. 92 орудия.
В 1834, 1836, 1838, 1839, 1841-1843 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и
Финском заливе. В июле-сентябре 1835 в составе эскадры вице-адмирала П.И. Рикорда
доставил Гвардейский корпус из Кронштадта в Данциг, а затем перевез его в
Свеаборг. 3 июля 1836 на Кронштадтском рейде принимал участие в церемонии встречи
Балтийским флотом ботика Петра I. В июне-августе 1844
в составе эскадры вице-адмирала Г.И. Платера ходил в практическое плавание в
Северное море. В 1846 ремонтировался в Кронштадте. В 1847 в составе эскадры
ходил в практическое плавание в Северное море до Доггер-банки. Участвовал в
экспедиции Балтийского флота в датские воды в 1848-1850. 13 мая 1848 в составе
3-й дивизии контр-адмирала И.П. Епанчина вышел из Кронштадта к датским
берегам. 25 мая прибыл к острову Мэн и до 22 августа крейсировал с дивизией в районе
островов Мэн, Рюген и Борнгольм. 1 сентября с дивизией вернулся в Кронштадт. В
1850-1851 тимберовался в доке Петра Великого. В 1853 с эскадрой крейсировал в
Балтийском море. Участвовал в Крымской войне 1853-1856. С апреля по октябрь
1854 в составе 3-й дивизии находился в готовности в Свеаборге. 30 октября пришел
в Кронштадт на буксире у пароходофрегата «Смелый». В 1855 стоял в Кронштадте. В 1856 и
1857 перевозил грузы между Кронштадтом и Ревелем. В 1860 переоборудован в
плавкран в Кронштадте.
Командиры: М.М. Кишкин
(1833-1835), А.Н. Колюбакин (1836-1845), Н.Н. Карякин (1847-1848), Р.А. Адамс
(1852-1854), А.Я. Тишевский (1855), А.И. Борисов (1856), П.А. Перелешин
(1857).
"ЛЕФОРТ"
Заложен 18 ноября 1833.
Строитель Я.А. Колодкин. Спущен 28 июля 1835, вошел в состав Балтийского флота.
94 орудия.
В 1836-1838, 1840, 1841, 1843 и
1846 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и
Финском заливе. 3 июля 1836 на Кронштадтском рейде принимал участие в церемонии
встречи Балтийским флотом ботика Петра I. В 1844 и
1847 в составе эскадр ходил в практические плавания в Северное море.
Участвовал в экспедиции Балтийского флота в датские воды в 1848-1850. 13 мая
1848 в составе 3-й дивизии контр-адмирала И.П. Епанчина вышел из Кронштадта к
датским берегам. 25 мая прибыл к острову Мэн и до 22 августа крейсировал с дивизией в
районе островов Мэн, Рюген и Борнгольм. 1 сентября с дивизией вернулся в Кронштадт. В
1851-1852 тимберовался в доке Петра Великого. Участвовал в Крымской войне
1853-1856. В мае-июне 1854 стоял в готовности на Малом Кронштадтском рейде против внешней стенки
Кронштадтской гавани на случай прорыва неприятельского флота. В 1855 находился в
Кронштадте. В 1856 и 1857 перевозил войска и грузы между Кронштадтом и Ревелем.
10 сентября 1857 на переходе из Ревеля в Кронштадт попал в шторм со шквалами и
снегом. У острова Большой Тютерс шквалом корабль повалило на борт, он
опрокинулся и затонул. Погибли все находившиеся на борту: 13 офицеров, 743
матроса, 53 матросские жены и 17 детей.
Командиры: Д.П. Замыцкий
(1835-1846), А.Р. Цебриков (1847-1848), С.И. Мофет (1854), А.М. Кишкин (1857).
"ВОЛА"
Заложен 2 марта 1835.
Строитель А.К. Каверзнев. Спущен 30 июля 1837, вошел в состав Балтийского
флота. 92 орудия.
В 1839-1843, 1846 и 1847 в
составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и Финском
заливе. Участвовал в экспедиции Балтийского флота в датские воды в 1848-1850. В
июле 1848 в составе 1-й дивизии вице-адмирала А.П. Лазарева вышел к датским
берегам. До 24 августа крейсировал с дивизией у побережья Дании, 6 сентября вернулся в
Ревель. С 28 июля по 30 августа 1849 в составе 2-й дивизии контр-адмирала З.З.
Балка выходил в крейсерство к острову Готланд. 15 июня 1850 в составе той же
дивизии пришел к острову Мэн, а 1 июля в пролив Малый Бельт на Зондербургский
рейд. После 11 июля с дивизией ушел в Кронштадт. С 1 июня 1854 по 26 октября
1856 тимберовался в доке Петра Великого с переделкой в винтовой. Корпус
корабля был удлинен, установлены паровая машина Санкт-Петербургского завода
«Нобель» и 4 котла, усилена артиллерия.
ТТЭ корабля
после тимберовки:
Длина - 65,8 м ; Ширина - 16,3 м ; Осадка - 6,8 м; Водоизмещение - 3814 т ;
Мощьность двигателей - 500 л. с.; Скорость - 10 уз ; Вооружение - 85 орудий
В ноябре 1857 выходил в море на
«пробу машины». В 1858-1861 в составе отряда паровых судов находился в
практических плаваниях в Балтийском море и Финском заливе. 26 августа 1871 исключен из
списков судов Балтийского флота.
Командиры: Я.А. Шихманов
(1839-1848), Л.А. Бубнов (1849-1851), И.Р. Тобизин (1857-1862).
"АНДРЕЙ"
Заложен 15 ноября 1840.
Строитель А.К. Каверзнев. Спущен 19 августа 1844, вошел в состав Балтийского
флота. 92 орудия.
В 1846 и 1847 в составе эскадр
находился в практических плаваниях в Финском заливе. Участвовал в экспедиции
Балтийского флота в датские воды в 1848-1850. В июле 1848 в составе 1-й дивизии
вице-адмирала А.П. Лазарева вышел к датским берегам. До 24 августа крейсировал с
дивизией у побережья Дании, 6 сентября вернулся в Ревель. С 28 июля по 30
августа 1849 в составе
2-й дивизии контр-адмирала З.З. Балка крейсировал у острова Готланд. 15 июня
1850 в составе той же дивизии пришел к острову Мэн, а 1 июля в пролив Малый Бельт
на Зондербургский рейд. 11 июля с дивизией ушел в Кронштадт. В 1851 и 1853
крейсировал в Балтийском море. Участвовал в Крымской войне 1853-1856. В 1854 и
1855 в составе 3-й дивизии находился в готовности в Свеа-борге. 28 июля 1855
участвовал в отражении штурма Свеаборга англо-французским флотом. С 1857
использовался как плавказарма в Гельсингфорсе. 28 октября 1861 исключен из
списков судов Балтийского флота.
Командиры: А.Д.
Ахлестышев (1844), Е.А. Беренс (1845-1853), Ф.Д. Нордман (1854), В.Ф. Ирецкий
(1855), Г.П. Хомотьяно (1856).
|