"ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР
I"
Длина -
60,4 м ; Ширина - 15,7 м ; Осадка - 6,9 м; Водоизмещение -
4413 т ; Вооружение - 110 орудий ; Экипаж - 1000 человек.
Заложен 8 мая 1826 в
Санкт-Петербургском Главном адмиралтействе. Строитель Г.С. Исаков. Спущен
13 октября 1827, вошел в состав Балтийского флота.
В 1829, 1830, 1833, 1834, 1836,
1839, 1840, 1842, 1843 и 1846 в составе эскадр находился в практических
плаваниях в Балтийском море и Финском заливе. 3 июля 1830 на Кронштадтском рейде
корабль посетил Е.И.В. Николай I и отобедал с
офицерами. В 1831 в составе эскадры вице-адмирала Ф.Ф. Беллинсгаузена «Император
Александр I» крейсировал у берегов Курляндии, чтобы
воспрепятствовать подвозу оружия и оказанию помощи польским мятежникам.
3 июля 1836 на Кронштадтском рейде принимал участие в церемонии встречи Балтийским
флотом ботика Петра I. В 1837-1839 тимберован в
Кронштадте. С 1839 по 1846 на нем проходили практику гардемарины Морского
корпуса. Участвовал в экспедиции Балтийского флота в датские воды в 1848-1850. 7
августа 1848 в
составе 1-й дивизии вице-адмирала А.П. Лазарева пришел в Кеге-бухту, а затем к
острову Мэн. 24 августа с дивизией пошел в Россию и 6 сентября прибыл в Ревель. 31
мая 1849 с
той же дивизией вышел из Ревеля и 27 июня пришел к острову Альзен в проливе Малый
Бельт. До 25 июля находился на Зондербургском рейде, затем вернулся в Россию.
Разобран в 1854 в Кронштадте.
Командиры: С.И. Селивачев
(1828), П.И. Сущев (1829-1831), Р.П. Боиль (1832-1840), В.Б. Струкгов
(1842-1843, 1846-1849).
"ИМПЕРАТОР ПЁТР
I"
Длина -
60,4 м ; Ширина - 15,7 м ; Осадка - 6,9 м; Водоизмещение -
4413 т ; Вооружение - 110 орудий ; Экипаж - 1000 человек.
Заложен 5 декабря 1827 в
Санкт-Петербургском Главном адмиралтействе. Строитель Г.С. Исаков. Спущен 2 мая 1829, вошел в состав
Балтийского флота.
В 1830, 1832, 1833, 1836, 1838,
1839, 1841, 1842 и 1851 в составе эскадр находился в практических плаваниях в
Балтийском море и Финском заливе. В июле-сентябре 1835 в составе эскадры вице-адмирала П.И.
Рикорда доставил Гвардейский корпус из Кронштадта в Данциг, а затем перевез его
в Ревель. 3 июля 1836 на Кронштадтском рейде принимал участие в церемонии встречи
Балтийским флотом ботика Петра I. В 1849-1850
тимберован в Кронштадте. Участвовал в Крымской войне 1853-1856. В мае 1854 встал
на позицию у форта Кроншлот на фарватере на случай прорыва неприятельского
флота. В августе 1854 во главе эскадры под флагом адмирала П.И. Рикорда выходил к
Красной Горке. В 1855 стоял в готовности в Кронштадте. Больше не вооружался и в
море не выходил. 5 января 1863 исключен из списков судов Балтийского флота.
Командиры: А.П. Авинов (1829),
Н.С. Зыбин (1830), И.П. Епанчин (1832-1837), А.В. Шулепников (Щулепников) (1838
- 1839, 1841 - 1849), К.И. Григорович (1850-1855), А.Я. Тишевский (1856-1857).
"СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ"
Длина -
60,4 м ; Ширина - 15,7 м ;Осадка - 6,9 м; Водоизмещение -
4413 т ; Вооружение - 110 орудий ; Экипаж - 1000 человек.
Заложен 5 декабря 1828 в
Санкт-Петербургском Главном адмиралтействе. Строитель Г.С. Исаков. Спущен 15
октября 1829, вошел в состав Балтийского флота.
В 1830, 1834-1838, 1840, 1843,
1845, 1852 и 1853 в составе отрядов и эскадр находился в практических
плаваниях в Балтийском море и Финском заливе. 3 июля 1836 на Кронштадтском рейде
принимал участие в церемонии встречи Балтийским флотом ботика Петра
I. В 1847-1848 тимберован в Кронштадте. Участвовал в
экспедиции Балтийского флота в датские воды в 1848-1850. С 28 июля по 30 августа 1849 в составе 2-й
дивизии контр-адмирала З.З. Балка крейсировал у острова Готланд. 15 июня 1850 в
составе той же дивизии пришел к острову Мэн. До 11 июля находился на
Зондербургском рейде, затем ушел в Кронштадт. Участвовал в Крымской войне
1853-1856. В мае 1854 встал по диспозиции у форта Кроншлот, закрыв фарватер на
случай прорыва неприятельского флота. В 1855 стоял в готовности в Кронштадте.
Разобран в 1858 в Кронштадте.
Командиры: М.Н. Лермантов (1830,
1832), П.В. Повалишин (1834), Л.Я. Карпов (1835 - 1843), В.А. Шпеер (1845), В.Б. Струкгов (1850, с 1852 до
19.4.1853), С.А. Жегалов (с 19.4.1853 по 1855).
"ВАРШАВА"
Длина - 62,9 м ; Ширина - 16,7 м ; Осадка - 7,5 м ; Водоизмещение -
около 5000 т ; Вооружение - 120/121 орудие.
Заложен 30 марта 1832
в Николаевском адмиралтействе. Строитель И.Я. Осминин. Спущен 6 ноября 1833,
вошел в состав Черноморского флота.
В 1834 проходил испытания под
руководством вице-адмирала М.П. Лазарева. В 1837-1846 и 1848 в составе эскадр
находился в практических плаваниях в Черном море. В июне-августе 1843 в составе
4-й дивизии контр-адмирала Ф.А. Юрьева доставил из Севастополя в Одессу 13-ю
пехотную дивизию, а затем перевез ее обратно в Севастополь. Зимой 1843/44
тимберован в Севастополе. Разобран в 1850.
Командиры: Е.И. Колтовской
(1837-1839), Ф.Ф. Матюшкин (1840-1849).
"ТРИ СВЯТИТЕЛЯ"
Длина -
64,2 м ; Ширина - 17,3 м ; Водоизмещение - 4700 т ; Вооружение -
120/124 орудия ; Экипаж - 981 человек.
Заложен
29 декабря 1835 в Николаевском адмиралтействе. Строитель И.Д. Воробьев. Спущен
28 августа 1838, вошел в состав Черноморского флота.
В 1839 перешел из Николаева в
Севастополь. В 1840-1845, 1847, 1849 и 1852 в составе эскадр находился в
практических плаваниях в Черном море. В июне-августе 1843 в составе 4-й дивизии
контр-адмирала Ф.А. Юрьева перевез из Севастополя в Одессу 13-ю пехотную
дивизию, а затем доставил ее обратно в Севастополь. В 1851 тимберован в
Севастополе. В июне-августе 1853 в составе эскадры находился в практическом плавании:
10 августа участвовал в гонках кораблей, 12 августа - в учебной атаке флота на
Севастопольский рейд. С 17 сентября по 2 октября в составе эскадры перевез из Севастополя в
Сухум-Кале 1369 солдат и офицеров Брестского полка 13-й дивизии. Участвовал в
Крымской войне 1853-1856. 29 октября 1853 в составе эскадры вице-адмирала В.А.
Корнилова под флагом контр-адмирала Ф.М. Ностровосильского вышел из Севастополя
на поиск турецких судов к румелийскому, а затем анатолийскому берегу. Не
встретив противника, 11 ноября эскадра вернулась в Севастополь. 12 ноября «Три
святителя» в составе эскадры Ф.М. Новосильского вышел из Севастополя на
усиление эскадры вице-адмирала П.С. Нахимова, блокирующей турецкий флот в
Синопе. 16 ноября эскадры соединились. 18 ноября «Три святителя» участвовал в Синопском
сражении, стрелял по фрегату «Каиди-Зефер» и «Низамие», но турецким ядром перебило
шпринг, и корабль развернуло под огонь береговой батареи № 6. На барказе под
командованием мичмана П.Н. Варницкого был завезен ностровый верп, после чего
корабль развернулся, встал на место и вынудил «Каиди-Зефер» выброситься на
берег. За время боя сделал 1923 выстрела. Потери составили: 8 убитых и 18
раненых. Корабль получил 48 пробоин, были постровреждены корма, все три мачты и
бушприт. 22 ноября вернулся в Севастополь, часть пути шел на буксире у парохода
«Херсонес». В апреле 1854 встал по диспозиции у входа в Южную бухту. 11 сентября 1854
затоплен у входа на Севастопольский рейд. Корабль погружался очень медленно (в
его днище были прорублены отверстия), поэтому пароходофрегат «Громоносец» сделал несколько
выстрелов в подводную часть.
Командиры: Ф.М. Новосильский
(1839-1848), К.С. Кутров (1850-1854).
"РОССИЯ"
Длина - 63,4 м ; Ширина - 17 м ; Осадка - 7,4 м ; Водоизмещение -
4904 т ; Вооружение - 120/128 орудий.
Заложен 11 февраля 1836 в
Санкт-Петербургском Новом адмиралтействе. Строитель А.А. Попов. Спущен 5 июля
1839, вошел в состав Балтийского флота.
В 1840 ходил между Кронштадтом и
Ревелем для испытаний. В 1841, 1843, 1847, 1851-1853 в составе эскадр находился
в практических плаваниях в Балтийском море и Финском заливе. В 1845 с отрядом
ходил к берегам Дании. Участвовал в экспедиции Балтийского флота в датские воды
в 1848-1850. 29 июня 1850 в составе 3-й дивизии вице-адмирала И.П. Епанчина
вышел из Кронштадта к датским берегам. С 11 июля по 16 сентября находился на
Зондербургском рейде, затем вернулся в Россию. Участвовал в Крымской войне
1853-1856. В 1854 и 1855 в составе 3-й дивизии вице-адмирала Я.А. Шихманова
находился в готовности в Свеаборге. 28 июля 1855 во время бомбардировки
Свеаборга англо-французским флотом стоял на позиции в проходе Густавсверт и вел
ответный огонь. Потери составили: 11 убитых и 89 раненых. Корабль получил 85
пробоин. Ночью 29 июля сменил позицию. Союзный флот не решился атаковать
Свеаборг и после двухдневной бомбардировки отошел. С 1857 корабль «Россия»
использовался как плавказарма в Свеаборге, а в 1860 там же был продан на слом.
Командиры: А.В.
Шулепников (Щулепников) (1840), Л.Я. Карпов (1841), М.И. Шлеин (1843-1845), В.А.
Шпеер (1847-1854), В.К. Поплонский (1855). |