"ПАВЕЛ"
Длина - 39,7 м ; Ширина - 11 м ; Вооружение - 32 орудия ; Экипаж - 250/200
человек.
Заложен 19 августа 1772 на Соломбальской верфи,
спущен 14 мая 1773. Строители А. Мальцов
и В. Гунион. Вошел в состав Балтийского флота.
В июле-сентябре 1773 перешел из Архангельска
в Кронштадт. 21 октября 1773 в составе эскадры контр-адмирала С. К. Грейга вышел
из Кронштадта в Архипелаг по маршруту Копенгаген - Портсмут - Гибралтар
- остров Сардиния и 11 февраля 1774 прибыл в Ливорно. 6 сентября 1774 (уже после окончания
войны) эскадра С.К. Грейга пришла в Аузу, где соединилась с флотом. 15 октября 1774
в составе эскадры С.К. Грейга “Павел” вышел в Россию по маршруту Ауза -
Ливорно - Гибралтар - Дильский рейд - Копенгаген и 24 мая 1775 прибыл в Кронштадт.
В 1776 назначен для перевода в Черное море на усиление Азовской флотилии. Переходил
под видом грузового судна: на палубе были оставлены 8 пушек, остальные
зарыты в песчаный балласт, на фрегате осталась половина экипажа, в трюм
был принят коммерческий груз. 15 июня 1776 в составе отряда капитана 2 ранга
Т. Г. Козлянинова “Павел” вышел из Кронштадта по маршруту Копенгаген -
Портсмут - Порт-Магон - Ливорно - Мессина - пролив Дарданеллы и 6 февраля 1777
прибыл в Константинополь. Но так как Турция отказалась пропустить русские
суда в Черное море, 24 декабря 1777 отряд вышел в обратный путь и, зайдя в Мессину,
27 января 1778 прибыл в Ливорно. На “Павле” достали из трюма пушки и установили
на штатные места, подняли Андреевский флаг, вымпел и гюйс. В апреле-июле 1778 “Павел”
ходил в Танжер. 30 августа в Гибралтаре присоединился к отряду Т. Г. Козлянинова
и вместе с ним 30 сентября вернулся в Ливорно. 11 марта 1779 с отрядом вышел из Ливорно
и, пройдя по маршруту Гибралтар - Диль - Копенгаген, 14 мая прибыл в Кронштадт.
Разобран в 1791.
Командиры: И.А. Повалишин
(1773-1775), Н.С. Скуратов (1776-1779).
"ЕВСТАФИЙ"
Длина - 39,7 м ; Ширина - 11 м ; Вооружение - 32 орудия ; Экипаж - 250/200
человек.
Заложен 19 августа 1772 на Соломбальской верфи,
спущен 14 мая 1773. Строители А. Мальцов
и В. Гунион. Вошел в состав Балтийского флота.
В июле-сентябре 1773 перешел из Архангельска
в Кронштадт. В 1774, 1775 и 1778 в составе эскадр находился в практических
плаваниях в Финском заливе и Балтийском море. Летом в 1775 перевозил грузы
из Пернова в Кронштадт. Участвовал в “вооруженном нейтралитете”. 29 апреля 1779
в составе эскадры контр-адмирала С.П. Хметевского
вышел из Ревеля для перехода в Баренцево море. 12 июня в районе м. Нордкап
суда разошлись по позициям. “Евстафий” занял позицию у острова Кильдин,
а с 13 июля - у м. Святой Нос. 15 августа суда соединились, и эскадра пошла в Балтийское
море, 17 октября прибыла в Кронштадт. Разобран в 1793.
Командиры: С. В. Жемчужников
(1773), П.Е. Карташев
(1774), А.Б. Давыдов (1775), князь В.А. Гагарин (1776), С. Кондратьев
(1777), С.Ф. Исаков (1778), Н.С. Федоров (1779).
"НАТАЛИЯ"
Длина - 39,7 м ; Ширина - 11 м ; Вооружение - 32 орудия ; Экипаж - 250/200
человек.
Заложен 1772 на Соломбальской верфи, спущен
18 мая 1773. Строитель В. Гунион. Вошел в состав
Балтийского флота.
В июле-сентябре 1773 перешел из Архангельска
в Кронштадт. 21 октября 1773 в составе эскадры контр-адмирала С.К. Грейга вышел
из Кронштадта в Архипелаг по маршруту Копенгаген - Портсмут - Ливорно
- Ауза. С октября 1774 по май 1775 крейсировал у пролива Дарданеллы.
25 мая 1775 в составе эскадры вице-адмирала
А. В. Елманова вышел из Архипелага в Россию по маршруту Ливорно - Порт-Магон
- Гибралтар - Плимут - Копенгаген и 26 октября прибыл в Кронштадт. В 1776 фрегат
“Наталия” назначен для перевода в Черное море на усиление Азовской флотилии. Переходил
под видом грузового судна: на палубе были оставлены 8 пушек, остальные
зарыты в песчаный балласт, на фрегате осталась половина экипажа, в трюм
был принят коммерческий груз. 15 июня 1776 в составе отряда капитана 2 ранга
Т. Г. Козлянинова фрегат вышел из Кронштадта по маршруту Копенгаген - Портсмут
- Гибралтар - Порт-Магон - остров Цериго - пролив Дарданеллы и 16 декабря 1776
прибыл в Константинополь. В июне-октябре 1777 ходил в Архипелаг для ремонта. Так
как Турция отказалась пропустить русские суда в Черное море, 24 декабря 1777
отряд вышел в обратный путь и, зайдя в Мессину, 27 января 1778 прибыл в Ливорно.
7 августа отряд вышел из Ливорно в Россию, но из-за повреждений судов и начавшихся
осенних штормов в Атлантике от Гибралтара повернул назад и 30 сентября прибыл
в Ливорно. 11 марта 1779 в составе отряда фрегат “Наталия” вышел из Ливорно и,
пройдя по маршруту Гибралтар - Диль - Копенгаген, 14 апреля прибыл в Кронштадт.
7 августа, приняв на борт 22 765 пудов груза, вышел из Кронштадта в Англию. 22
сентября
в Северном море сел на мель. Для облегчения фрегата экипаж сбросил за борт
пушки, но течь все усиливалась, волнами фрегат разбило. Экипаж был спасен.
Командиры: Т.К. Елшин (с
1773 до 3.1774), Д. Бодлей (с 3.1774
по 1775), Ф.А. Мосолов (с 1776 до 7.1779), П.И. Ханыков
(с 7.1779).
"ЛЁГКИЙ"
Длина - 39,7 м ; Ширина - 11 м ; Вооружение - 32 орудия ; Экипаж - 250/200
человек.
Заложен 5 декабря 1772 на Соломбальской верфи,
спущен 21 июля 1773. Строитель В. Гунион.
Вошел в состав Балтийского флота.
В июне-августе 1776 перешел из Архангельска
в Ревель. В 1777 и 1779 плавал между Ревелем и Кронштадтом. 13 июля 1781 фрегат
“Лёгкий” и “Св. Михаил” вышли из Кронштадта в Испанию с товарами по маршруту
Копенгаген - Портсмут и 6 сентября прибыли на Феррольский рейд. 19 февраля 1782 “Лёгкий”
перешел в Кадис. 14 мая 1782 он вышел
в обратный путь и 22 июля вернулся в Кронштадт. 27 июня - 18 августа 1783 совершил переход
из Кронштадта в Архангельск с орудиями и материалами для строящихся судов.
В июле-сентябре 1784 перешел из Архангельска в Кронштадт. Больше в море не выходил.
Разобран в 1793.
Командиры: Я.Ф. Сухотин (1776),
П.Т. Коняев (1777), И.П.
Кочуков (1778), И.С.
Палицын (1779), Н.С.
Федоров (1781-1782), Н.А. Мосолов (1783-1784).
"СЧАСТЛИВЫЙ"
Длина - 39,7 м ; Ширина - 11 м ; Вооружение - 32 орудия ; Экипаж - 250/200
человек.
Заложен 5 декабря 1772 на Соломбальской верфи,
спущен 18 мая 1774.
Строитель В. Гунион. Вошел в состав Балтийского флота.
В июне-августе 1776 перешел из Архангельска в
Ревель. В 1777, 1778 и 1783 в составе эскадр находился в практических плаваниях
в Финском зал. Разобран в 1793.
Командиры: Ф.С. Путятин (1776-1777),
М.К. Макаров (1778-1779), А.М. Бачманов
(1783).
"СВЯТОЙ МИХАИЛ"
Длина - 39,7 м ; Ширина - 11 м ; Вооружение - 32 орудия ; Экипаж - 250/200
человек.
Заложен 10 ноября 1773 на Соломбальской верфи,
спущен 31 мая 1774. Строитель В. Гунион.
Вошел в состав Балтийского флота.
В июне-августе 1776 перешел из Архангельска
в Ревель. В 1778 в составе эскадры находился в практическом плавании в
Финском заливе. Участвовал в “вооруженном нейтралитете”. 29 апреля 1779 в составе
эскадры контр-адмирала С.П. Хметевского
вышел из Ревеля на переход в Баренцево море. 12 июня в районе м. Нордкап суда
разошлись по позициям. “Св. Михаил” занял позицию у острова Вардё, а с 13 июля у
острова Кильдин. 15 августа суда соединились, и эскадра пошла в Балтийское море,
17 октября прибыла в Кронштадт. 13 июля 1781 фрегат “Св. Михаил” и “Лёгкий” вышли из
Кронштадта в Испанию с товарами по маршруту Копенгаген - Портсмут и 6 сентября
прибыли на Феррольский рейд. 8 февраля 1782 фрегаты вышли в океан для перехода
в Кадис. 12 февраля 1782 у “Св. Михаила” открылась сильная течь в корпусе, шквалом
был поврежден рангоут, поэтому 25 февраля он вернулся в Ферроль, где был поставлен
в док. По окончании ремонта 23 мая вышел в море и 29 мая прибыл в Лиссабон.
7 июля отправился в обратный путь и 29 августа 1782 пришел в Ревель. В 1783 перешел
в Кронштадт. Больше в море не выходил. Разобран в 1796.
Командиры: Н.Я. Бачманов
(1776-1778), Г.И. Муловский (1779),
Е. Телепнев
(1781-1782).
"ПОСПЕШНЫЙ"
Длина - 39,7 м ; Ширина - 11 м ; Вооружение - 32 орудия ; Экипаж - 250/200
человек.
Заложен 5 декабря 1772 на Соломбальской верфи,
спущен 26 июля 1774. Строители В. Гунион
и М.Д. Портнов. Вошел в состав Балтийского
флота.
В июне-августе 1776 перешел из Архангельска в
Ревель. В июне 1777 перешел в Кронштадт. Затем 14 лет стоял в Кронштадтской
гавани и в море не выходил. Разобран в 1791.
Командиры: Т. Макензи
(1776), С.С. Гибс
(1777).
"АЛЕКСАНДР"
Длина - 39,7 м ; Ширина - 11 м ; Вооружение - 32 орудия ; Экипаж - 250/200
человек.
Заложен 23 ноября 1773 на Соломбальской верфи,
спущен 15 мая 1778
. Строители В. Гунион и М.Д. Портнов. Вошел в
состав Балтийского флота.
В июле-августе 1778 перешел из Архангельска
в Кронштадт. Участвовал в “вооруженном нейтралитете”. 11 июня 1780 в составе
эскадры бригадира Н.Л. Палибина вышел
из Кронштадта к берегам Португалии. 14 августа эскадра вышла из пролива Ла-Манш
в океан и начала крейсерство. 28 августа из-за повреждений “Александр” зашел
в Лиссабон, куда 6 сентября прибыла вся эскадра. 8 сентября в составе эскадры он вышел
для следования в Кронштадт, но из-за осенних штормов в Бискайском зал.
эскадра 25 октября вернулась в Лиссабон. С 4 мая по 15 июля 1781 с эскадрой “Александр”
перешел из Лиссабона в Кронштадт. В 1783, 1785 и 1792 в составе эскадр
находился в практических плаваниях в Балтийском море и Финском заливе. В 1788-1789
ремонтировался в Кронштадте. Участвовал в войне со Швецией 1788-1790.
13 июня 1790 в составе отряда вышел из Кронштадта к Выборгу для усиления флота.
23 июня русские суда преследовали шведский флот, вышедший из Выборгского залива.
До 8 июля в составе отряда бригадира Е.Е. Тета
“Александр” крейсировал у Свеаборга, участвуя в блокаде шведского флота,
затем вернулся в Ревель. Участвовал в войнах с Францией 1792-1797 и 1798-1800.
14 июня 1796 в составе отряда вышел из Кронштадта, конвоируя транспорты, идущие
в Англию. 20 июля в Копенгагене русские суда передали транспорты английскому
отряду и вернулись в Кронштадт. В июне-июле 1797 “Александр” в составе эскадры
крейсировал в Финском заливе. В мае-августе 1798 также в составе эскадры ходил в крейсерство
к проливу Зунд. Разобран в Кронштадте
в 1804.
Командиры: А.Б. Верх (1778),
М.К. Макаров (1780-1781), Ф.Г. Скорбеев
(1782), А.А. Пекин (1783), П.Н. Хомутов (1785-1786),
А.Н. Нелединской (1790-1792), И.К.
Певцов (1793-1795), А.Я. Побединский
(1796-1798).
"ВОИН"
Длина - 39,7 м ; Ширина - 11 м ; Вооружение - 32 орудия ; Экипаж - 250/200
человек.
Заложен 23 ноября 1773 на Соломбальской верфи,
спущен 15 мая 1778
. Строители В. Гунион
и М.Д. Портнов. Вошел в состав Балтийского
флота.
В июле-августе 1778 перешел из Архангельска
в Кронштадт. Участвовал в “вооруженном нейтралитете”. 25 мая 1781 в составе
эскадры контр-адмирала Я.Ф. Сухотина вышел из Кронштадта в Средиземное
море по маршруту Копенгаген - пролив Ла-Манш - м. Лизард
- м. С.-Винсент - Гибралтар и 15 августа прибыл в Ливорно. 2 мая- 2 июля 1782 в составе
эскадры совершил переход из Ливорно в Кронштадт. В июне-августе 1784 перевез из
Кронштадта в Архангельск материалы и орудия для строящихся судов. В июле-августе 1785
с эскадрой перешел из Архангельска в Кронштадт. Участвовал в войне со Швецией
1788-1790. 13-19 июня 1790 перешел из Кронштадта в Биоркезунд. 21 июня участвовал
в перестрелке со шведскими судами, 22 июня - в Выборгском сражении, а затем
до 2 июля крейсировал у Свеаборга. В 1792 и 1794 в составе эскадр находился
в практических плаваниях в Финском заливе. В 1795-1800 ежегодно занимал брандвахтенный
пост на Кронштадтском рейде. В 1801 в составе эскадры готовился к обороне
острова Котлин, заняв позицию на Северном фарватере. Разобран в Кронштадте
в 1804.
Командиры: И.Б. Верх (1778),
B.C. Шубин (1781-1782), P. Вильсон (1783), К.Е. Брейер
(1784-1785), И.М. Киреевский
(1786-1787), П.Ф. Бачманов
(1790-1794), А.Н. Нелединской (1795), М.И. Муханов
(1796-1799), Л.В. Спафарьев (1800),
Е.В. Веселаго
(1801).
"МАРИЯ"
Длина - 39,7 м ; Ширина - 11 м ; Вооружение - 32 орудия ; Экипаж - 250/200
человек.
Заложен 23 ноября 1773 на Соломбальской верфи,
спущен 21 мая 1778
. Строители В. Гунион и М.Д. Портнов. Вошел в
состав Балтийского флота. В июне-августе 1778 перешел из Архангельска
в Кронштадт. Участвовал в “вооруженном нейтралитете”. 11 июня 1780 в составе
эскадры контр-адмирала А.И. Круза вышел из Кронштадта для перехода в Северное
море. В августе 1780 крейсировал в районе Доггер-банки. 8 октября 1780 с эскадрой
вернулся в Кронштадт. 25 мая 1781 в составе эскадры контр-адмирала Я.Ф. Сухотина
вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Копенгаген - пролив
Ла-Манш - Лиссабон - Гибралтар и 15 августа прибыл в Ливорно. В сентябре-ноябре 1781 ходил
в порт Ферайо на ремонт. 2 мая - 2 июля 1782 в составе эскадры перешел из Ливорно
в Кронштадт. Больше в море не выходил. Разобран в 1796.
Командиры: И.Ф.
Салманов (1778), А.Н. Крусанов (1780-1782).
"ПАТРИКИЙ"
Длина - 39,7 м ; Ширина - 11 м ; Вооружение - 32 орудия ; Экипаж - 250/200
человек.
Заложен 3 февраля 1778 на Соломбальской верфи,
спущен 14 мая 1779. Строитель М.Д. Портнов.
Вошел в состав Балтийского флота.
Участвовал в “вооруженном нейтралитете”.
21 июня 1779 вышел из Архангельска, 7 июля присоединился к эскадре контр-адмирала
С.П. Хметевского, а 13 июля занял позицию
у м. Нордкап. 2 сентября - 17 октября с эскадрой перешел от м. Нордкап в Кронштадт. 11
июня 1780
в составе эскадры контр-адмирала И.А. Борисова вышел из Кронштадта в Средиземное
море по маршруту Копенгаген - Дувр - Лиссабон - Гибралтар. 20 октября отделился
от эскадры и зашел в Порт-Магон для исправления такелажа. 4 ноября прибыл
в Ливорно, где стояла эскадра. 18 апреля 1781 эскадра вышла из Ливорно в Россию
по маршруту Кадис - пролив Ла-Манш - Копенгаген и 14 августа прибыла в Кронштадт.
20 июня 1782 “Патрикий” в составе эскадры вице-адмирала В.Я. Чичагова вышел
из Кронштадта в Средиземное море. 4 октября эскадра прибыла в Ливорно и весь
1783 стояла на Ливорнском рейде. Весной 1784 “Патрикий” ходил в порт Ферайо
для ремонта. 13 мая 1784 в составе эскадры вышел из Ливорно в Россию и 21
августа
прибыл в Кронштадт. В 1785 в составе эскадры находился в практическом плавании
в Балтийском море. В 1788 ремонтировался в Кронштадте. Участвовал в войне
со Швецией 1788-1790. 13 июня 1789 в составе Резервной эскадры вице-адмирала
А. И. Круза вышел из Кронштадта в Ревель, а затем в крейсерство к п-ову
Паркалаут. 4 августа вошел в шхеры для усиления
гребного флота. 13 августа поддерживал арт. огнем гребные суда в Роченсальмском
сражении, 21 августа взял в плен несколько шведских судов в устье р. Кюмень,
затем крейсировал у полуострова Паркалаут. 8 сентября в составе отряда капитана 1 ранга
Я.И. Тревенена атаковал
в проливе Барезунд шведскук
флотилию, заставив ее отступить В 1790 из-за не укомплектованности экипажа
вышел из Кронштадта только 26 мая и 29 мая пришел к флоту
в Выборгский залив. 11 июня в составе отряда капитана 1 ранга Р.В. Кроуна занял
позицию в проливе Питкопас. 21 июня участвовал в перестрелке со шведскими судами,
22 июня - в Выборгском сражении. В 1795 и 1796 в составе эскадр находился
в практических плаваниях в Финском заливе. Участвовал в войнах с Францией
1792-1797 и 1798-1800. В 1797 и 1798
с июня по август в составь эскадры крейсировал у берегов Дании и Швеции.
3 июля 1800 принимал участие в показательных маневрах на Кронштадтскою рейде
в присутствии Е.И.В. Павла 1. В 1801 переоборудован в транспорт.
Командиры: Г.И. Бухарик (1779),
Ф.И. Денисон
(1780-1784), И.К. Фомин (1785-1786). К. Нуман
(1787), Е.А. Пущин (1788), С.М. Нефедьев
(1789). А.А. Круз
(1790), P.M. Харламов (1794-1796), П.А.
Боиль (1797), П.Г.
Головкин (1798), А.П. Фондезин
(1800).
"СИМЕОН"
Длина - 39,7 м ; Ширина - 11 м ; Вооружение - 32 орудия ; Экипаж - 250/200
человек.
Заложен 5 октября 1778 на Соломбальской верфи,
спущен 16 мая 779. Строитель М.Д.
Портнов. Вошел в состав Балтийского флота.
Участвовал в “вооруженном нейтралитете”.
21 июня 1779 вышел из Архангельска, 7 июля присоединился к эскадре контр-адмирала
С.П. Хметевского и занял позицию у
острова Варде. 2 сентября - 17 октября в составе эскадры совершил переход от м. Нордкап
в Кронштадт. 11 июня 1780 в составе эскадры контр-адмирала И.А. Борисова вышел
из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Копенгаген - Дувр - Лиссабон
- Гибралтар - Порт-Магон и 26 октября прибыл в Ливорно. 18 апреля 1781 эскадра вышла
в обратный путь по маршруту Кадис - пролив Ла-Манш - Копенгаген и 14 июля
вернулась в Кронштадт. 20 июня 1782 в составе эскадры контр-адмирала А. И.
Круза “Симеон” вышел из Кронштадта в Северное море, к крейсировал в районе
Доггер-банки, а 19 сентября вернулся в Кронштадт. В 1785, 1792, 1795 и 1796 в
составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и
Финском заливе. В 1788 ремонтировался в Кронштадте. Участвовал в войне со
Швецией 1788-1790. 13 июня 1789 в составе Резервной эскадры вице-адмирала
А. И. Круза вышел из Кронштадта в Ревель, а затем в крейсерство к полуострову
Паркалаут. 4
августа
вошел в шхеры для усиления гребного флота. 13 августа поддерживал арт. огнем
гребные суда в Роченсальмском сражении, 21 августа взял в плен несколько шведских
“судов в устье р. Кюмень, затем вернулся
в Кронштадт. В 1790 стоял на Кронштадтском рейде, в боях не участвовал.
Участвовал в войне с Францией 1792-1797.
С июня по август 1797 в составе эскадры крейсировал у берегов Дании и Швеции. В
1798-1802 занимал брандвахтенный пост на Ревельском рейде. Разобран в 1803
в Ревеле.
Командиры: Г.К. Голенкин
(1779-1782), А.И. Лавров (1784-1785), Д. Грин (1789), Л.Н. Сумароков (1790),
И. Вашутин (1792, 1795), К.Г. Михайловский (1796), И.Я. Чернавин (1797-1799),
П.М. Рожнов (1800-1802).
"НАДЕЖДА"
Длина - 39,7 м ; Ширина - 11 м ; Вооружение - 32 орудия ; Экипаж - 250/200
человек.
Заложен 21 сентября 1778 на Соломбальской верфи,
спущен 22 мая 1781. Строитель М.Д. Портнов.
Вошел в состав Балтийского флота.
В июле-сентябре 1781 перешел из Архангельска
в Кронштадт. Участвовал в “вооруженном нейтралитете”. 20 июня 1782 в составе
эскадры контр-адмирала А.И. Круза вышел из Кронштадта в Северное море,
крейсировал в районе Доггер-банки, а 19 сентября вернулся в Кронштадт. В 1783,
1785-1787 в со ставе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском
море. 5 июня 1788 в составе отряда вице-адмирала В.П. Фондезина
вышел из Кронштадта в Архипелаг. Участвовал в войне со Швецией 1788-1790.
С 15 июля 1788 по 19 июля 1789 находился в Копенгагене, в составе отрядов выходил
в пролив Каттегат на поиск шведских судов. 19 июля 1789 в составе эскадры
вице-адмирала Т. Г. Козлянинова вышел из Копенгагена в Балтийское море.
Эскадра, соединившись с флотом, крейсировала у островов Борнгольм и Готланд.
В 1790-1794 фрегат занимал брандвахтенный пост на Кронштадтском рейде.
Разобран в Кронштадте в 1799.
Командиры: А.А. Пекин (1781),
В.Ф. Тиздель (1782), А.Г.
Баранов (1783), П.С.Зиновьев (1785), Н.И. Барш
(1786-1788), А.С. Смирнов (1789-1790), К. Нуман (1791), М.Д. Волховской
(1792), И.М. Френов (1793),
Д.Я. Башуцкий
(1794).
"СЛАВА"
Длина - 39,7 м ; Ширина - 11 м ; Вооружение - 32 орудия ; Экипаж - 250/200
человек.
Заложен 27 августа 1778 на Соломбальской верфи,
спущен 22 мая 1781. Строитель М.Д. Портнов.
Вошел в состав Балтийского флота.
В июле-сентябре 1781 перешел из Архангельска
в Кронштадт. Участвовал в “вооруженном нейтралитете”. 20 июня 1782 в составе
эскадры вице-адмирала В.Я.
Чичагова вышел из Кронштадта в Средиземное
море по маршруту Копенгаген - Диль - Лиссабон - Гибралтар и 6 ноября прибыл
в Ливорно. 25 мая - 6 июля 1783 конвоировал из Ливорно до острова Цериго русское
купеческое судно “Александр”, затем вернулся в Ливорно. Весной 1784 ходил
на ремонт в порт Ферайо. 13 мая 1784 в составе эскадры вышел из Ливорно в
обратный путь и 21 июля прибыл в Кронштадт. В 1786, 1791 и 1796 в составе
эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе и Балтийском море.
Весной 1788 готовился к походу в Архипелаг в составе эскадры адмирала С.К.
Греига, но из-за начала войны со Швецией поход не состоялся. Участвовал
в войне со Швецией 1788-1790. 30 июня 1788 в составе эскадры адмирала С.К.
Грейга вышел из Кронштадта, 6 июля у острова Гогланд участвовал в сражении
со шведским флотом. После боя сопровождал в Кронштадт поврежденные суда.
С 5 августа по 16 ноября в составе отряда крейсировал у полуострова Гангут
и Свеаборга. С мая по июнь 1789 в составе отряда крейсировал в Финском заливе.
2 июля в составе флота вышел из Ревеля в море и 15 июля у острова Эланд участвовал
в сражении со шведским флотом, а затем крейсировал у островов Борнгольм
и Готланд. 2 мая 1790 во время Ревельского
сражения произвел 300 выстрелов по кораблям противника; потери составили:
1 убитый и 2 раненых. В составе эскадры вышел в море на поиск шведских
судов и с 29 мая осуществлял блокаду флота противника в Выборгском заливе;
по диспозиции стоял во второй линии главных сил. 22 июня во время Выборгского
сражения атаковал шведскую гребную флотилию, взял в плен 2 галеры. С 25 июня
по 5 августа 1790 в составе отряда крейсировал у Свеаборга, блокируя шведские
суда. Участвовал в сонах с Францией 1792-1797 и 1798-1800.
В 1793 и 1797 в составе эскадр ходил в крейсерство к берегам Дании и Швеции.
В 1799 переоборудован в портовое судно в Кронштадте.
Командиры: П.И. Шишкин
(1781), А.М. Киреевский (1782-1784),
С.Н. Телепнев
(1785) Н.И. Шешуков
(1787-1788) К.П. Биллов (Биллоу) (1789)
Р.Ф. Свитин
(1790-1791) А.С. Смирнов (1792-1793) Д.Т. Вараксин
(1796), П.Г. Баранов
(1797).
"ВОЗМИСЛАВ"
Длина - 39,7 м ; Ширина - 11 м ; Вооружение - 32 орудия ; Экипаж - 250/200
человек.
Заложен 18 ноября 1781 на Соломбальской верфи,
спущен 16 мая 1783. Строитель М.Д.
Портнов. Вошел в состав Балтийского флота.
В июле-сентябре 1783 перешел из Архангельска в
Кронштадт. С июня по август 1784 ходил в пролив Каттегат для выполнения
гидрографических работ. В 1785 и 1786 в составе эскадр находился в практических
плаваниях в Балтийском море. Весной 1788 готовился к походу в Архипелаг в
составе эскадры адмирала С.К. Грейга. Участвовал в войне со Швецией 1788-1790.
30 июня 1788 с эскадрой С.К. Грейга вышел из Кронштадта, 6 июля у острова
Гогланд участвовал в сражении со шведским флотом, затем крейсировал в Финском
заливе. 10 августа 1788 вышел с Ревельского рейда, но у острова Нарген сел на
мель и был разбит волнами; погиб 1 матрос.
Командиры: Д. Бикс
(1783), А.Б. Верх (1784), Я.Г. Сукин (1785, 1787), И.С. Лисовский (1786).
"ПОДРАЖИСЛАВ"
Длина - 39,7 м ; Ширина - 11 м ; Вооружение - 32 орудия ; Экипаж - 250/200
человек.
Заложен 18 ноября 1781 на Соломбальской верфи,
спущен 16 мая 1783. Строитель М.Д. Портнов.
Вошел в состав Балтийского флота.
В июле-сентябре 1783 перешел из Архангельска
в Кронштадт. В 1784 и 1785 в составе эскадр находился в практических плаваниях
в Балтийском море. Весной 1788 готовился к походу в Архипелаг в составе
эскадры адмирала С.К. Грейга. Участвовал в войне со Швецией 1788-1790.
30 июня 1788 с эскадрой вышел из Кронштадта, 6 июля у острова Гогланд участвовал
в сражении со шведским флотом, затем крейсировал в Финском заливе. 2 июля 1789
в составе эскадры вышел из Ревеля на поиск шведского флота, 15 июля участвовал
в Эландском сражении, с 16 июля по 11 октября
крейсировал в Финском заливе. 29 апреля 1790 вышел из Ревеля в крейсерство. Обнаружив
шведский флот, вернулся на Ревельский рейд и встал по диспозиции на шпринг.
2 мая во время Ревельского сражения сделал 120 выстрелов; потери: 1 матрос
убит. 3 мая снялся с якоря и атаковал севший на мель шведский корабль, который
был сожжен своим экипажем. В составе эскадры вышел в море на поиск шведских
судов и с 29 мая осуществлял блокаду флота противника в Выборгском заливе,
по диспозиция стоял во второй линии главных сил. 22 июня участвовал в Выборгском
сражении и преследовании шведского флота. В 1791 и 1795 в течение лета
стоял с эскадрой на Кронштадтском рейде. Участвовал в войне с Францией
1792-1797. В июле-августе 1793 в составе эскадры крейсировал у входа в пролив Зунд.
14 июня 1796 в составе отряда вышел из Кронштадта, конвоируя транспорты, идущие
в Англию. 25 июня взял на буксир поврежденный транспорт “Брита Маргарита”. Передав
20 июля транспорты в Копенгагене английскому конвою, отряд вернулся в Кронштадт.
(?)
Командиры: А.И. Киленин (1783),
К.Е. Обольянинов
(1784-1785), Ф.Я. Ломен
(до 8.7.1788), К.И. Гревенс (с 8.7.1788 до 16.5.1790), С.И. Кашинцов
(с 16.5.1790 по 1791), И.К. Певцов
(1792), А.Н. Нелединской (1793), А.В.
Певцов (1795-1796).
"НАДЕЖДА БЛАГОПОЛУЧИЯ"
Длина - 39,7 м ; Ширина - 11 м ; Вооружение - 32 орудия ; Экипаж - 250/200
человек.
Заложен 9 июля 1785 на Соломбальской верфи,
спущен 17 мая 1786. Строитель М.Д. Портнов.
Вошел в состав Балтийского флота.
В июле-августе 1787 перешел из Архангельска
в Кронштадт. Весной 1788 готовился к походу в Архипелаг в составе эскадры
адмирала С.К. Грейга. Участвовал в войне со Швецией 1788-1790. 30 июня 1788
с эскадрой С.К. Грейга вышел из Кронштадта, 6 июля у острова Гогланд первым
обнаружил шведский флот, затем участвовал в сражении. 9 июля повел на бакштове
в Кронштадт пленный шведский корабль “Принц Густав”, затем пришел к Ревелю
и с 5 августа по 16 ноября в составе эскадры крейсировал в Финском заливе. 2
июля 1789
с флотом вышел из Ревеля на поиск шведских судов и 15 июля участвовал в Эландском
сражении. До 11 октября находился в крейсерстве
у островов Борнгольм, Готланд и Даго. 2 мая 1790 на Ревельском рейде в составе
эскадры отразил атаку шведского флота. Затем с эскадрой вышел в море и
с 29 мая осуществлял блокаду флота противника в Выборгском заливе;
по диспозиции стоял во второй линии главных сил. 22 июня во время Выборгского
сражения атаковал шведскую гребную флотилию, взял в плен 4 канонерские
лодки. В составе отряда крейсировал у Свеаборга и полуострова Паркалаут.
После заключения мира в сентябре-ноябре 1790 ходил в Копенгаген. В 1791 в составе
эскадры находился в практическом плавании в Финском заливе. В 1793-1798 занимал
брандвахтенный пост на Ревельском рейде. (?)
Командиры: П.С. Зиновьев
(1787), И.И. Лотырев (до 11.7.1788), М.П. Коробка (с 11.7 до 5.8.1788),
князь Д.С. Трубецкой (с 5.8 до 24.10.1788), Н.А. Бодиско
(с 24.10.1788 по 1791), Л.И. Качалов (1795), О.Е.
Гаствер (1796-1797), Е.К.
Певцов (1798).
"ИОАНН ЗЛАТОУСТ"
Длина - 40 м ; Ширина - 11 м ; Вооружение - 32 орудия.
Заложен на Таганрогской
верфи, спущен 16 июля 1791. Строитель Фурсов.
Вошел в состав Черноморского флота.
В 1792 перешел из Таганрога в Севастополь. В
1793, 1794, 1798, 1801-1803 в составе эскадр находился в практических плаваниях
в Черном море. Участвовал в войне с Францией 1798-1800. 27 августа - 1 сентября
1799 во главе отряда перешел из Николаева в Одессу, где принял на борт войска,
и 7 сентября вышел в Средиземное море. 14 ноября суда отряда прибыли в Корфу. В
марте 1800 доставили войска из Корфу в Отранто. В июне 1800 вернулся в Черное
море. В 1801-1803 находился в практических плаваниях в Черном море. 6 февраля
1804 в составе отряда капитана 1 ранга К.С. Леонтовича, приняв на борт войска
(все орудия были сняты), вышел из Севастополя в Средиземное море. 13 марта
пришел в Корфу, где высадил войска. 14 апреля вышел в Черное море и 11 июня
вернулся в Севастополь. Осенью 1804, в 1805 и 1806 крейсировал у берегов
Мингрелии с целью пресечь связи горцев с Турцией. Участвовал в войне с Турцией
1806-1812. 8 апреля 1807 вышел из Севастополя в крейсерство в район между
Феодосией и Керченским проливом. 26 апреля присоединился к эскадре
контр-адмирала С.А. Пустошкина и вместе с ней прибыл к Анапе. С 27 апреля по 6
мая участвовал в блокаде крепости, после ее сдачи перешел в Севастополь. С 31
мая по 10 июля в составе эскадры выходил к Трапезунду. 7 июня, подойдя к
берегу, обстреливал войска противника. В июне 1809 в составе отряда с войсками
на борту пришел к Анапе, но ввиду превосходства противника суда десант не
высадили и ушли в Севастополь. С июня по 30 октября 1810 в составе эскадры
контр-адмирала А.А. Сарычева выходил из Севастополя
к Трапезунду. 11 октября обстреливал крепость. В 1811 и 1812 крейсировал в Черном
море. В 1813-1815 занимал брандвахтенный пост в Севастополе. (?)
Командиры: М.М. Леонтович
(1792), граф Н.Д. Войнович (1793-1794),
А. Забелло (1797-1798), С.А.
Пустошкин (1799-1800), граф
Л.П. Гейден (1801-1802), С.А. Велизарий
(1803-1807), И.М. Головин
(1808-1811), Г.К. Радчевский
(1812), П.П. Кумеллас
(1813-1816).
"ПОСПЕШНЫЙ"
Длина - 34,2 м ; Ширина - 10,4 м ; Вооружение - 32 орудия.
Заложен 6 октября 1791
на Таганрогской верфи, спущен 26 июля 1793.
Строитель И. Должников. Вошел в состав Черноморского флота.
В 1794 перешел из Таганрога в
Севастополь. В 1797 в составе эскадры находился в практическом плавании в Черном
море. Участвовал в войне с Францией 1798-1800. В июне-июле 1799 перешел из
Николаева в Корфу, доставив на эскадру адмирала Ф.Ф. Ушакова около 6000 пудов
продовольствия. Приняв с судов эскадры больных, ушел в Николаев. В июне-июле
1800 перешел из Николаева к острову Занте, доставив продовольствие на эскадру
Ф.Ф. Ушакова. 9 октября 1800 при возвращении из Средиземного моря вышел из
пролива Босфор и попал в сильный шторм. Шквалом был выброшен на берег и
разбился. Погибли 13 человек, в том числе и командир капитан-лейтенант Н.А.
Паго.
Командиры: М.М. Огильви (1794),
С. Мансуров (1797), П.М. Елизаров (1799), Н.А. Паго (1800).
"КИЛЬДЮИН"
Длина - 41,2 м ; Ширина - 10,7 м ; Экипаж - 220 человек.
Заложен 14 ноября 1796, спущен 19 мая 1798. Вошел в состав Балтийского флота.
Первоначально имел 24 12-фн орудия, в 1805
вооружение усилили, установив дополнительно 8 6-фн пушек на шканцах; В 1803 перешел из Архангельска
в Кронштадт. Участвовал в войне с Францией 1804-1807. 10 сентября 1805 в составе
эскадры вице-адмирала Д.Н. Сенявина
вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Ревель - Копенгаген
- Портсмут - Плимут - Гибралтар - Кальяри - Мессина
и 18 января 1806 прибыл в Корфу. 19 февраля в составе отряда ушел из Корфу в Черное
море. Прибыл в Днепровский лиман к Глубокой Пристани. Из Черного моря перешел
в Неаполь, а затем в октябре 1806 прибыл в Кастельново, где присоединился к
эскадре Д.Н. Сенявина. 26 ноября в составе отряда Д.Н. Сенявина вышел к острову
Курцало. 27 ноября суда отряда обстреливали укрепления острова Курцало, а 29
ноября
высадили десант, овладевший крепостью. 10 декабря высадили десант на остров Браццо.
После ухода эскадры Д.Н. Сенявина в Корфу “Кильдюин” оставался у острова
Курцало. Участвовал в войне с Турцией 1806-1812. В мае 1807 пришел к острову
Тенедос, где находилась эскадра Д.Н.
Сенявина. 3 июня послан к отряду контр-адмирала
А.С. Грейга, блокировавшему крепость Пелари на острове Лемнос. 4 июня обстреливал
крепость, прикрывая отход десанта и посадку его на корабли. С отрядом пришел
к острову Тенедос. Был послан в Корфу с депешами. 17 июня, возвращаясь из Корфу,
в Архипелаге заметил турецкий флот, но сумел от него уйти и 20 июня прибыл
к острову Тенедос. 28 августа - 4 сентября в составе эскадры Д.Н. Сенявина перешел от пролива
Дарданеллы в Корфу. 19 сентября эскадра вышла в Россию, 5 октября прошла Гибралтар,
7 октября находилась уже у м. С.-Винсент, однако из-за сильных противных ветров
вынуждена была повернуть и 30 октября 1807 вошла в устье р. Тахо (Тежу)
у Лиссабона. В Лиссабоне после начала войны с Англией русская эскадра была
заблокирована превосходящими силами англичан. 24 августа 1808 был подписан договор
между Д.Н. Сенявиным и английским адмиралом Коттоном о передаче русских
судов Англии на сохранение, а 31 августа - 26 сентября под конвоем английских кораблей
русская эскадра перешла из Лиссабона в Портсмут. 29 сентября 1808 на фрегате были
спущены Андреевский флаг, вымпел и гюйс. 9 сентября 1809 экипаж на транспортах
вернулся в Россию. В 1813 “Кильдюин” продан Англии по цене нового фрегата.
Командиры: М.Г. Стеновой
(1803), Е.Ф. Развозов (с 1805 до 26.1.1806), Д.А. Дурново (с 26.1.1806
по 1808). |