Серия из восьми 36-пушечных фрегатов, построенных в Архангельске и Санкт-Петербурге по проекту
А.М. Курочкина.
"ПРОВОРНЫЙ"
Длина - 44 м ; Ширина - 11,6 м
; Вооружение - 36/38 орудий
Заложен 8 ноября 1815 на Соломбальской верфи.
Спущен 26 мая 1816. Строитель А.М. Курочкин. Вошел в состав Балтийского
флота.
В 1816 в составе отряда перешел из Архангельска в
Кронштадт. В 1818 в составе отряда перешел из Кронштадта в Кадис, где был
продан испанскому правительству. Экипаж вернулся в Россию на корабле
“Юпитер”.
Командиры: Н.Я. Фролов (1816),
Ф.Е. Станицкий (1818).
"ПОСПЕШНЫЙ"
Длина - 44 м ; Ширина - 11,6 м ;Вооружение
- 36/38 орудий
Заложен 22 сентября 1815 на Охтенской верфи в
Санкт-Петербурге. Спущен 16 августа 1816. Строитель В.Ф. Стоке. Вошел
в состав Балтийского флота.
В 1818 в составе отряда перешел из Кронштадта в Кадис,
где был продан испанскому правительству. Экипаж вернулся в Россию на корабле
“Юпитер”.
Командир: Г.И. Платер
(1818).
"ГЕКТОР"
Длина - 44 м ; Ширина - 11,6 м ;Вооружение
- 36/38 орудий
Заложен 17 октября 1816 на Охтенской верфи. Спущен 3
сентября 1817. Строитель В.Ф. Стоке. Вошел в состав Балтийского флота.
В 1819 поступил в распоряжение статс-секретаря графа И.А.
Каподистрии, ходил в Англию, Францию, Пруссию. В 1821-1823 в составе эскадр
находился в практических плаваниях в Балтийском море. 7 ноября 1824 во время
наводнения стоял в Военной гавани Кронштадта, был сорван с якоря и отнесен к
Северной стенке на отмель. 10 ноября снят с отмели. Разобран в 1828 в
Кронштадте.
Командиры: А.Е. Титов (1819).
П.И. Сущев (1821-1822), А.Ф. Северюков (1823).
"КРЕЙСЕР"
Длина - 44 м ; Ширина - 11,6 м ;Вооружение
- 36/38 орудий
Заложен 11 июня 1820 на Соломбальской верфи. Спущен
18 мая 1821. Строитель А.М. Курочкин. Вошел в состав Балтийского флота.
В 1821 перешел из Архангельска в Кронштадт. В 1822
подготовлен к плаванию в Тихий океан в целях доставки грузов в
Новоархангельск и охраны побережья Русской Америки. 17 августа 1822 вышел из
Кронштадта вместе со шлюпом “Ладога” по маршруту Копенгаген - Портсмут -
Санта-Крус-де-Тенерифе - Рио-де-Жанейро - м. Доброй Надежды - порт Хобарт
(остров Тасмания) - остров Таити и 3 сентября 1823 прибыл в Новоархангельск.
1 декабря пришел в Сан-Франциско для пополнения запасов продовольствия и
отдыха экипажа. 18 марта 1824 вернулся в Новоархангельск и затем вышел для
охраны побережья Русской Америки. Осенью был сменен пришедшим из России
шлюпом “Предприятие”, 16 октября 1824 вышел в обратный путь по маршруту
Сан-Франциско - м. Горн - Рио-де-Жанейро - Портсмут - Копенгаген и 5 августа
1825 прибыл в Кронштадт, завершив кругосветное плавание. 10 июня 1827 в
составе эскадры адмирала Д.Н. Сенявина вышел из Кронштадта и 28 июля прибыл
в Портсмут. После ухода эскадры контр-адмирала графа Л.П. Гейдена в
Средиземное море в составе эскадры Д.Н. Сенявина 12 августа вышел из
Портсмута и 13 сентября вернулся в Кронштадт. В 1828 в составе эскадры
находился в практическом плавании в Балтийском море до Кеге-бухты. В
1829-1831 занимал брандвахтенный пост на Кронштадтском рейде. В 1831
переоборудован в магазин.
Командиры: С.Г. Палицын (1821), М.П. Лазарев (1822-1825), А.А. Давыдов (1827-1828), В.И.
Румянцев (1829), Н.И. Кошелев
(1830-1831).
"АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ"
(с 1826 - “Винд-Хунд”
)
Длина - 44 м ; Ширина - 11,6 м ;Вооружение
- 36/38 орудий
Заложен ? на Охтенской верфи.
Спущен 11 августа 1821. Строитель В.Ф. Стоке. Вошел в состав Балтийского
флота.
В 1824 находился в практическом плавании в Ботническом
заливе. Во время наводнения 7 ноября 1824 стоял в Военной гавани Кронштадта,
был сорван с якоря и выброшен на отмель. 18 июня 1825 снят с отмели,
отремонтирован и переоборудован в транспорт (артиллерийское вооружение было
полностью сохранено). В 1826 доставил из Кронштадта в Архангельск материалы
для строящихся судов. В июне-августе 1827 перешел с грузом из Архангельска в
Кронштадт. В 1828 ходил с грузами между Кронштадтом и Свеаборгом. Разобран в
1829.
Командир: Г.П. Полтарацкий (1824, 1826-1828).
"КАСТОР"
Длина - 44 м ; Ширина - 11,6 м ;Вооружение
- 36/38 орудий
Заложен 24 февраля 1822 на Охтенской верфи. Спущен 22 мая
1823. Строитель В.Ф. Стоке. Вошел в состав Балтийского флота.
7 ноября 1824 во время наводнения стоял в Военной гавани
Кронштадта, был сорван с якоря и отнесен на отмель. 17 декабря снят с
отмели. В 1826 в составе эскадры адмирала Р. В. Кроуна ходил в практическое
плавание в Северное море до Доггер-банки. Участвовал в Наваринской кампании
1827. 2 июня участвовал в императорском смотре судов на Кронштадтском рейде.
10 июня в составе эскадры адмирала Д.Н. Сенявина вышел из Кронштадта и 28
июля прибыл в Портсмут. Затем в составе эскадры контр-адмирала графа Л.П.
Гейдена вышел из Портсмута в Средиземное море по маршруту м. Лизард -
Гибралтар - Палермо - Мессина. 1 октября у острова Занте русская эскадра
соединилась с английской и французской эскадрами. Объединенный флот пошел к
Наварину, 3 октября прибыл к Наваринской бухте, заблокировав там
турецко-египетский флот. 8 октябр “Кастор” участвовал в Наваринском
сражении, занял позицию на левом фланге русской эскадры, потерь не имел. 14
октября ушел из Наваринской бухты в Неаполь. 6 декабря пришел из Неаполя в
Ла-Валетту (остров Мальта), где стояла эскадра графа Л.П. Гейдена. 23
декабря ушел с острова Мальта в Смирну. До марта 1828 крейсировал в
Архипелаге и захватил в плен несколько пиратских судов. Высадил десант,
разгромивший отряд пиратов. 10 марта прибыл в Ла-Валетту. Участвовал в войне
с Турцией 1828-1829. 17 апреля 1828 в составе отряда капитана 1 ранга И.И.
Свинкина вышел с острова Мальта в крейсерство у берегов Греции. 21 апреля
вместе с кораблем “Иезекиль” захватил египетский корвет. Ввиду заболевания
части экипажа чумой отправлен на остров Мальта и 1 июня пришел в Ла-Валетту,
где его экипаж был помещен в карантин. 15 июля весь экипаж вернулся на
фрегат и приступил к ремонту. 13 сентября, закончив ремонт, “Кастор” вышел в
море к Наварину, затем к острову Порос, далее крейсировал в Архипелаге. 8
октября вернулся на остров Мальта, где присоединился к эскадре. Весной 1829
ушел в Россию и 16 июля прибыл в Кронштадт, доставив 15 апельсиновых
деревьев для Санкт-Петербургского ботанического сада. Разобран в 1830 в
Кронштадте.
Командиры: 3.И. Панафидин (1826), И.С. Сытин
(1827-1828), А.И. Селиванов (1829).
"ВИНД-ХУНД"
Длина - 44 м ; Ширина - 11,6 м ;Вооружение
- 36/38 орудий
Заложен в 1822 году на Соломбальской верфи. Спущен в мае
1823. Строитель А.М. Курочкин. Вошел в состав Балтийского флота.
В 1823 перешел из Архангельска в Кронштадт. Во время
наводнения 7 ноября 1824 стоял в Военной гавани Кронштадта, был сорван с
якоря и выброшен на отмель. С отмели снят не был. Исключен из списков судов
Балтийского флота в 1826 и разобран в 1828.
Командир: А.И. Грен (1823).
"ЕЛЕНА"
Длина - 44 м ; Ширина - 11,6 м ;Вооружение
- 36/38 орудий
Заложен 5 июля 1824 на Соломбальской верфи. Спущен 21 мая
1825. Строитель А.М. Курочкин. Вошел в состав Балтийского флота.
В 1825 перешел из Архангельска в Кронштадт. Летом 1826
доставил в Англию золото в слитках. В октябре 1826 в составе отряда
капитан-командора Ф.Ф. Беллинсгаузена (отряд Гвардейского экипажа) вышел из
Кронштадта в учебное плавание в Средиземное море. 5 июня 1827 вместе с
отрядом вернулся в Кронштадт. Участвовал в Наваринской кампании 1827. 10
июня в составе эскадры адмирала Д.Н. Сенявина вышел из Кронштадта и 28 июля
прибыл в Портсмут. 8 августа с эскадрой контр-адмирала графа Л.П. Гейдена
вышел из Портсмута в Средиземное море по маршруту м. Лизард - Гибралтар -
Палермо - Мессина - остров Занте. Фрегат “Елена” как репетичное судно шел на
ветре у флагманского корабля “Азов”. 1 октября у острова Занте русская
эскадра соединилась с английской и французской эскадрами. Объединенный флот
пошел к Наварину, 3 октября прибыл к Наваринской бухте, заблокировав там
турецко-египетский флот. 8 октября фрегат “Елена”, участвуя в Наваринском
сражении, поджег турецкий бриг, а также прикрывал корабль “Александр
Невский” от атак брандеров. Потери составили: 5 раненых. 13 октября фрегат
вышел из Наваринской бухты и 28 октября прибыл в Отранто, доставив туда
статского советника Г.А. Катакози. 19 ноября пришел в Ла-Валетту, где
присоединился к эскадре. В январе 1829 вместе с английским кораблем
“Warspite” доставил в Грецию графа И.А. Каподистрию (с 1827 - президент
Греции). Во время войны с Турцией 1828-1829 по просьбе греческого
правительства находился в греческих портах как стационер. В 1830 возвратился
в Кронштадт. В 1831 переоборудован в транспорт (вооружение было сохранено).
В 1832-1835 перевозил грузы между портами Финского залива. В 1835
переоборудован в блокшив в Ревеле.
Командиры: Н.П. Епанчин
(с 1825 до октября 1826, с 5 июня 1827 по 1830), Н.П. Римский-Корсаков (с
октября 1826
до 5 июня 1827), Н.Н. Макаров (1832), И.И. Розенмейер (1833), М.Н. Аболешев (1834), А.Е. Фриш (1835).
"РАФАИЛ"
Длина - 41,8 м ; Ширина - 11,8 м ;Вооружение
- 36/44 орудий.
Заложен 20 апреля 1825 в Севастопольском адмиралтействе.
Спущен 8 мая 1828. Строитель И.Я. Осминин. Вошел в состав Черноморского
флота.
Участвовал в войне с Турцией 1828-1829. В мае 1828 в
составе эскадры вице-адмирала Ф.Ф. Мессера вышел из Севастополя к м.
Калиакра для прикрытия судов, доставлявших в порты Румелии снабжение для
армии. Крейсировал в районе Коварна - Варна. 26 июля пришел на рейд Варны,
где находилась эскадра адмирала А.С. Грейга. 27-29 июля участвовал в
бомбардировке крепости. С 6 августа по 12 сентября с отрядом капитана 1
ранга Н.Д. Критского выходил в крейсерство к проливу Босфор. 17 августа
отряд подошел к крепости Инада, обстрелял турецкие батареи и высадил десант,
взявший крепость. 5 октября (после капитуляции Варны) “Рафаил” вышел от
Варны, чтобы доставить в Одессу пленного Юсуф-пашу со свитой. 11 ноября в
составе отряда контр-адмирала М.Н. Кумани “Рафаил” вышел из Севастополя в
крейсерство в район Варна - пролив Босфор. Отряд базировался на Варну. 11
февраля 1829, приняв на борт войска, суда отряда вышли из Варны, 15 февраля
подошли к крепости Сизополь, обстреляли береговые укрепления и высадили
десант, взявший крепость. 21 февраля “Рафаил” ушел в Варну, чтобы доставить
туда ключи от Сизополя, трофейные знамена, а также пленных турок. 11 марта
отряд М.Н. Кумани подошел к крепости Ахиолло, обстрелял ее, но из-за
засвежевшего ветра вынужден был уйти в море. 13 марта “Рафаил” ушел в
Севастополь на ремонт, а 27 апреля вернулся к эскадре, крейсировавшей у
пролива Босфор. 1 мая во главе отряда отделился от эскадры и пошел к порту
Агатополь, чтобы взять его, но из-за сильного ветра не смог высадить десант.
3 мая “Рафаил” в составе эскадры прибыл в Сизополь, 10 мая вышел из Сизополя
в крейсерство у анатолийского берега в район Синоп - Батум. 11 мая в море
встретился с турецкой эскадрой, вышедшей из пролива Босфор (6 линейных
корабля, 2 фрегата, 5 корветов, 2 бомбардирских корабля), но ввиду
маловетрия не смог оторваться от противника и был окружен. На совете офицеры
решили “драться до последней капли крови”, но командир Стройников
растерялся, смалодушничал и сдал корабль туркам. После заключения
Адрианопольского мирного договора экипаж вернулся в Россию. После суда все
офицеры (за исключением одного мичмана) были разжалованы в матросы. Е.И.В.
Николай 1 вынес приговор: “Если когда-нибудь “Рафаил” снова попадет в наши
руки, предать его огню как недостойного носить русский флаг”. Бывшему
командиру фрегата, разжалованному в матросы, запрещено было жениться, “дабы
не иметь в России потомства труса и изменника”. Переименованный турками в
“Фазли-Аллах”, фрегат был уничтожен в Синопском сражении 18 ноября 1853
эскадрой вице-адмирала П.С. Нахимова.
Командиры: Ф.А. Юрьев (1828),
С.М. Стройников (1829). |