"ТЕНЕДОС"
Длина - 51,9 м ; Ширина - 13,1 м ;
Вооружение - 60 орудий ; Экипаж - 420/450 человек.
Заложен 14 августа 1827 в Николаевском адмиралтействе.
Строитель А.К. Каверзнев. Спущен 4 ноября 1828, вошел в состав Черноморского
флота.
Участвовал в войне с Турцией 1828-1829. Весной 1829 перешел
из Николаева в Севастополь. 14 июля пришел из Севастополя к флоту, стоявшему у г. Мессемврия, доставив туда 588 солдат. До
октября 1829 трижды выходил в крейсерство к проливу Босфор. 17 октября в составе эскадры
пришел из Мессемврии в Севастополь. В 1830 в составе эскадры контр-адмирала
М.Н. Кумани перевозил русские войска из портов Румелии в Россию. В 1831 во
главе отряда находился в Суджук-Кале. 11 июля с отрядом прибыл в Анапу и, приняв
на борт войска, вышел в море. 27 июля прибыл в Геленджик и, обстреляв укрепления
горцев, высадил десант. Участвовал в экспедиции Черноморского флота на Босфор в 1833. В составе
эскадры контр-адмирала М.Н. Кумани 6 марта пришел из Севастополя в Одессу и, приняв
на борт войска, 16 марта вышел в море. 24 марта с эскадрой пришел в Буюк-дере, где
высадил войска. 28 июня в составе эскадры вице-адмирала М.П. Лазарева, приняв на
борт войска, вышел из Буюк-дере, 3 июля пришел в Феодосию, где высадил войска, и
22 июля вернулся в Севастополь. В 1834 и 1835 находился в практических плаваниях в
Черном море. В 1837 тимберован в Севастополе. Участвовал в создании Кавказской
укрепленной береговой линии: высаживал десанты, основавшие укрепления в
устьях рек Туапсе (12 мая 1838, с эскадрой вице-адмирала М.П. Лазарева), Субаши
(3 мая 1839, с эскадрой М.П. Лазарева), Псезуапе (7 июля 1839, с эскадрой
контр-адмирала С.П. Хрущова) и в Цемесской бухте (12 сентября 1838, с эскадрой М.П.
Лазарева). В 1839-1841 в составе отряда судов Абхазской экспедиции крейсировал у
кавказского побережья, доставлял войска и припасы в укрепленные пункты.
8-11 октября 1841, находясь в составе эскадры контр-адмирала М.Н. Станюковича,
содействовал продвижению сухопутных войск генерала И.Р. Анрепа от Адлера до
Сочи: шел впереди войск вдоль берега и огнем орудий подавлял укрепления горцев. В 1842 переоборудован в блокшив.
Командиры: С.А. Антипа (до 17 июля 1829), А.И. Казарский (с
17 июля 1829), С.Н. Абрютин (1830), А.И. Тугаринов (1831-1833), К.Е. Бралиан
(1834-1835), В.И. Полянский (1838-1841).
"ЭРИВАНЬ"
Длина - 51,9 м ; Ширина - 13,1 м ;
Вооружение - 60 орудий ; Экипаж - 420/450 человек.
Заложен 15 марта 1828 на верфи М.Ш. Сребреного в Николаеве.
Строитель А.К. Каверзнев. Спущен 30 мая 1829, вошел в состав Черноморского флота.
Летом 1829 перешел из Николаева в Севастополь. 29 сентября вышел из
Севастополя в Бургас, чтобы доставить туда пленных турок. 1 октября у г. Мессемврия
присоединился к флоту, а 17 октября вместе с ним вернулся в Севастополь. В 1830 в
составе эскадры контр-адмирала М.Н. Кумани перевозил русские войска из портов
Румелии в Россию. В 1831 в составе отряда крейсировал у кавказского побережья.
27 июля с отрядом вошел в Геленджикскую бухту и, обстреляв укрепления горцев,
высадил десант. Участвовал в экспедиции Черноморского флота на Босфор в 1833. 2
февраля в составе
эскадры контр-адмирала М.П. Лазарева вышел из Севастополя и 8 февраля прибыл в
Буюк-дере. С 1 апреля по 15 мая ходил к проливу Дарданеллы для осмотра крепостей полуострова
Галлиполи, затем вернулся к флоту, стоявшему в Буюк-дере. 28 июня, приняв на борт
войска, с эскадрой вышел из Буюк-дере, 2 июля прибыл в Феодосию, где высадил их, и
22 июля пришел в Севастополь. В 1834-1836 находился в практических плаваниях в
Черном море. В 1837 переоборудован в блокшив.
Командиры: П.М. Вукотич (до 5 сентября 1829, 1836), Е.И. Колтовской
(с 5 сентября 1829), Я.Я. Шостенко (1830), А.С. Ушаков (до мая 1833),А.Н. Григорьев (с
мая 1833), П.И. Щербачев (1834-1836).
"АРХИПЕЛАГ"
Длина - 51,9 м ; Ширина - 13,1 м ;
Вооружение - 60 орудий ; Экипаж - 420/450 человек.
Заложен 21 января 1828 в Николаевском адмиралтействе.
Строитель А.К. Каверзнев. Спущен 30 июля 1829, вошел в состав Черноморского
флота.
В 1830 перевозил русские войска из Варны в Феодосию. В 1831
и 1832 находился в практических плаваниях в Черном море. Участвовал в
экспедиции Черноморского флота на Босфор в 1833. 2 февраля в составе эскадры контр-адмирала М.П.
Лазарева вышел из Севастополя и 8 февраля прибыл в Буюк-дере. 28 июня, приняв на борт
войска, вышел с эскадрой из Буюк-дере, 3 июля прибыл в Феодосию, где высадил
войска, и 22 июля вернулся в Севастополь. В 1834-1836 находился в практических
плаваниях в Черном море. В 1837 в составе отряда контр-адмирала С.А. Эсмонта
находился у кавказского побережья в районе Сухум-Кале. 7 июня отряд подошел к м.
Адлер и, обстреляв позиции горцев, высадил десант, основавший укрепление Св.
Духа. В 1838 фрегат переоборудован в блокшив.
Командиры: А.Г. Конотопцев (1829), К.П. Богданович (1830-1833), Ф.И. Ратч (1834-1837).
"ВАРНА"
Длина - 51,9 м ; Ширина - 13,1 м ;
Вооружение - 60 орудий ; Экипаж - 420/450 человек.
Заложен в 1829 на верфи А.А. Перовского в Николаеве. Строитель М.И. Суровцов.
Спущен 16 августа 1830, вошел в состав Черноморского флота.
В 1832 перешел из Николаева в Севастополь. Участвовал в
экспедиции Черноморского флота на Босфор в 1833. 2 февраля в составе эскадры контр-адмирала М.П.
Лазарева вышел из Севастополя и 8 февраля прибыл в Буюк-дере. 28 июня, приняв на борт
войска, вышел с эскадрой из Буюк-дере, 2 июля пришел в Феодосию, где высадил
войска, и 22 июля вернулся в Севастополь. В 1834-1837 находился в практических плаваниях в Черном море. В 1838 находился в
составе отряда судов Абхазской экспедиции. 31 мая во время стоянки на рейде в
устье р. Сочи ветром был выброшен на берег и разбился. Погибли 17 человек.
Командиры: Ф.И. Ратч (1830-1831), А.С. Сундий (1833), Э.И.
Вергопуло (1834), И.А. Аркас (1835-1837), А.А. Тишевский (1838).
"ЭНОС"
Длина - 51,9 м ; Ширина - 13,1 м ;
Вооружение - 60 орудий ; Экипаж - 420/450 человек.
Заложен в 1830 на верфи А.А. Перовского в Николаеве.
Строитель М.И. Суровцов. Спущен 10 октября 1831, вошел в состав Черноморского
флота.
В 1832 перешел из Николаева в Севастополь. В 1833 крейсировал
у абхазских берегов. В 1834-1837 находился в практических плаваниях в Черном
море. Участвовал в создании Кавказской укрепленной береговой линии: высаживал
десанты, основавшие укрепления в устье р. Сочи (13 апреля 1838, с отрядом
контр-адмирала Ф.Г. Артюкова) и в Цемесской бухте (12 сентября 1838, с эскадрой
вице-адмирала М.П. Лазарева). В 1839-1843 фрегат крейсировал у кавказского
побережья, доставлял войска и грузы в укрепленные пункты Кавказской линии. В
1845 переоборудован в блокшив.
Командиры: В.А. Батюшков (1832-1833), С.А. Стерленгов
(1834-1836), П.М. Вукотич (1837-1838), Н.Д. Варницкий (1839-1843).
"БУРГАС"
Длина - 51,9 м ; Ширина - 13,1 м ;
Вооружение - 60 орудий ; Экипаж - 420/450 человек.
Заложен 11 ноября 1831 на верфи М.Ш. Сребреного в
Николаеве. Строитель М.И. Суровцов. Спущен 7 ноября 1832, вошел в состав
Черноморского флота.
В 1833 перешел из Николаева в Севастополь. В 1834-1837 находился в практических плаваниях в Черном море. В
апреле 1837 в
составе отряда перевез из Одессы в Севастополь 13-ю пехотную дивизию.
Участвовал в создании Кавказской укрепленной береговой линии: высаживал
десанты, основавшие укрепления в устьях рек Сочи (13 апреля 1838, с отрядом
контр-адмирала Ф.Г. Артюкова), Субаши (3 мая 1839, с эскадрой вице-адмирала М.П.
Лазарева) и в Цемесской бухте (12 сентября 1838, с эскадрой М.П. Лазарева).
8-11 октября 1841, находясь в составе эскадры контр-адмирала М.Н. Станюковича,
«Бургас» содействовал продвижению сухопутных войск генерала И.Р. Анрепа от
Адлера до Сочи: шел вдоль берега впереди войск и огнем орудий подавлял
укрепления горцев. В 1842 переоборудострован в блокшив.
Командиры: П.И. Балосогло (1833), П.А. Синицын
(1834-1836), К.Е. Бралиан (1837), В.А. Власьев (1838-1841).
"ПАЛЛАДА"
Длина - 52,8 м ; Ширина - 13,3 м ;
Водоизмещение - 2090 т ; Скорость - 12 уз (при попутном ветре);
Вооружение - 52 орудия ; Экипаж - 426 человек.
Заложен 2 ноября 1831 на Охтенской верфи. Строитель В.Ф. Стоке.
Спущен 1 сентября 1832, вошел в состав Балтийского флота.
Строился по доработанным чертежам английского 52-пушечного
фрегата «Ргеѕіdent». Имел диагональные крепления корпуса.
Относился к фрегатам 44-пушечного ранга, но значительно превосходил их по
размерам. Первый командир «Паллады» П.С. Нахимов писал: «Вверенный мне фрегат
наименострован 44-пушечным, но настоящие оного размерения есть 60-пушечного».
В 1833 в составе эскадры вице-адмирала Ф.Ф. Беллинсгаузена
находился в практическом плавании в Балтийском море. 17 августа ночью поднял сигнал
«Флот идет к опасности!» и тем спас головные корабли эскадры от гибели на
камнях у м. Дагерорт. В 1834 во главе отряда судов сопровождал пароход «Ижора»,
доставивший принца и принцессу Пруссии из Мемеля в Петергоф, а затем из
Петергофа в Свинемюнде. Оттуда пошел в Копенгаген с документами для русского
посланника, затем вернулся в Кронштадт. В 1835, находясь в составе отряда,
изучал подходы к портам Балтийского моря и места якорных стоянок. В 1836
находился с эскадрой в практическом плавании в Балтийском море. 3 июля принимал
участие в торжественной встрече Балтийским флотом ботика Петра
I на Кронштадтском рейде. В 1837 ходил в Лондон со
специальным поручением (доставил золото в слитках). В 1838 в составе отряда
контр-адмирала Ф.П. Литке находился в плавании в Финском заливе для практики
великого князя Константина Николаевича. В 1841 и 1843 в составе эскадр
находился в практических плаваниях в Финском заливе. В 1842 и 1844 находился в
практических плаваниях с гардемаринами для ознакомления их с портами Финского
залива. В 1846 тимберован в Кронштадте. В 1847 в составе эскадры совершил плавание
в Северное море и пролив Ла-Манш с заходом в Портсмут и Копенгаген. В 1848
находился в плавании в Балтийском море. В 1847 и 1848 во время плаваний
обязанности командира фрегата исполнял великий князь Константин Николаевич. В
1849-1850 совершил дальнее плавание в Атлантический океан и Средиземное
море с заходом на остров Мадейра и в Лиссабон (прошел 13 438 миль). В 1851
находился в практическом плавании в Балтийском море и Финском заливе под флагом
контр-адмирала великого князя Константина Николаевича. 7 октября 1852 вышел из
Кронштадта, чтобы доставить в Японию миссию вице-адмирала графа Е.В. Путятина,
задачей которой являлось заключение торгового трактата между Россией и Японией,
по маршруту Гельсинор - пролив Ла-Манш - Портсмут (где был поставлен в док для
ремонта) - остров Мадейра - порт Прая (острова Зеленого Мыса) - б. Фолс-Бей (м.
Доброй Надежды) - Зондский пролив - Сингапур - Гонконг - порт Ллойд (Футами) на
острове Пиль (Титидзима) и 10 августа 1853 прибыл в Нагасаки. Во время перехода фрегат
выдержал сильные штормы в Северном море, Индийском и Тихом океанах. С 11 ноября по
22 декабря ходил в устье р. Янцзы для пополнения запаса провизии, затем вернулся в
Нагасаки. 24 января 1854 покинул Нагасаки и с отрядом ушел в Манилу, затем отправился
в Татарский пролив; шел вдоль восточных берегов Корейского полуострова, производя их
съемку. 17 мая вошел в Татарский пролив, а 22 мая прибыл в Императорскую гавань.
Комиссия, обследовавшая фрегат, установила, что он нуждается в доковании и ремонте. Ввиду начавшейся Крымской (Восточной) войны
1853-1856 по приказу генерал-губернатора Сибири Н.Н. Муравьева все суда были
введены в устье Амура. Осадка фрегата не позволила войти в обмелевшее устье,
поэтому его ввели в Императорскую гавань. За время зимовки фрегат «Паллада» был
сильно поврежден льдами, корпус по батарейную палубу заполнился водой. Все
попытки вывести фрегат в Амур не увенчались успехом, и 31 января 1856 он был
затоплен в Императорской гавани.
Командиры: П.С, Нахимов (1833), П.А. Моллер (1834-1837),
Е.И. Цебриков (1838-1842), П.П. Митьков (1843), А.Г. Машин (1844), С.И. Мофет
(1847-1848), К.А. Ивков (1849-1850), И.С. Унковский (1852-1854).
"АГАТОПОЛЬ"
Длина - 52,2 м ; Ширина - 13,6 м ; Осадка - 5,9 м ; Вооружение - 60 орудий.
Заложен 6 сентября 1833 в Николаевском адмиралтействе.
Строитель И.Д. Воробьев. Спущен 11 ноября 1834, вошел в состав Черноморского
флота.
В апреле 1837 в составе отряда перевез из Одессы в Севастополь
13-ю пехотную дивизию. Участвовал в создании Кавказской укрепленной береговой
линии: высаживал десанты, основавшие укрепления на м. Адлер (7 июня 1837, с
эскадрой контр-адмирала С.А. Эсмонта), в устьях рек Туапсе (12 мая 1838, с эскадрой
вице-адмирала М.П. Лазарева), Шапсухо (10 июля 1838, с эскадрой контр-адмирала
С.П. Хрущова), Субаши (3 мая 1839, с эскадрой М.П. Лазарева), Псезуапе
(7 июля 1839, с эскадрой С.П. Хрущова) и в Цемесской бухте (12 сентября 1838, с эскадрой
М.П. Лазарева). В апреле 1840 доставил из Севастополя в Новороссийск пополнение
для гарнизона. 8-11 октября 1841, находясь в составе эскадры контр-адмирала М.Н.
Станюковича, содействовал продвижению сухопутных войск под командованием
генерала И.Р. Анрепа от Адлера до Сочи: шел вдоль берега впереди войск и огнем
орудий подавлял укрепления горцев. В 1840, 1842 и 1844-1848 в составе эскадр
находился в практических плаваниях в Черном море. Разобран в 1853.
Командиры: Н.Б. Никонов (1835-1836), граф Е.В. Путятин
(1837-1838), П.И. Касторф (1839), П.М. Юхарин (1840- 1842), И.Г. Арищенко (1844-1845), Е.П. Манганари (1846-1848).
"МЕСЕМВРИЯ"
Длина - 54,6 м ; Ширина - 14,2 м ; Осадка - 6,7 м ; Вооружение - 60 орудий.
Заложен 4 октября 1838 в Николаевском адмиралтействе.
Строитель С.И. Чернявский. Спущен 31 октября 1840, вошел в состав Черноморского
флота.
В 1841 перешел из Николаева в Севастополь. В 1842, 1844 и
1845 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Черном море. В
1843, 1846-1848 в составе отрядов действовал у кавказского побережья: доставлял
войска и припасы в укрепленные пункты, крейсировал у берегов. В 1850 в составе
отряда совершил плавание с кадетами вдоль побережья Черного моря по маршруту
Севастополь - Феодосия - Керчь - Анапа - Новороссийск - Пицунда - Феодосия - Севастополь. В 1852 и 1853 тимберован в
Севастополе. Участвовал в Крымской войне 1853-1856. С 19 июня 1853 в составе отряда
крейсировал у кавказского побережья. 7 ноября в составе отряда вице-адмирала Л.М.
Серебрякова подошел к захваченному турками укреплению Св. Николая (у Поти) и в
течение двух часов бомбардировал его. Однако атака сухопутных войск не
состоялась, и из-за начинающегося шторма отряд ушел от берега. 5 марта 1854 фрегат
пришел из Сухум-Кале в Севастополь, стал на шпринг в Южной бухте; часть экипажа
была расписана по береговым батареям. В декабря 1854 обращен во временный госпиталь.
13 февраля 1855 затоплен в Севастопольской бухте между Николаевской и Михайловской
батареями.
Командиры: Н.П. Вульф (1841-1845), Ф.Д. Бартенев
(1846-1849), А.А. Зарин (Зорин) (1850), Ф.И. Суслов (1853- 1854), К.П. Тироль
(1855).
"СИЗОПОЛЬ"
Длина - 53,1 м ; Ширина - 13,5 м ; Осадка - 6,1 м ; Вооружение - 54/60 орудий ; Экипаж - 418 человек.
Заложен 22 октября 1838 в Севастопольском адмиралтействе. Строитель А.П. Прокофьев. Спущен 4
марта 1841, вошел в состав Черноморского флота.
В 1842-1845, 1847, 1849 и 1852 в составе эскадр находился в
практических плаваниях в Черном море. В 1846, 1848 и 1850 крейсировал у
кавказского побережья. В 1851 тимберован. В июне 1853 совершил учебное плавание
с кадетами. В июле 1853 крейсировал у входа в пролив Босфор. 17 сентября - 2
октября в составе эскадры вице-адмирала П.С. Нахимова перевез из Севастополя в
Анакрию 13-ю пехотную дивизию, затем вернулся в Севастополь. Участвовал в
Крымской войне 1853-1856. 7 ноября в составе отряда вице-адмирала Л.М.
Серебрякова подошел к захваченному турками укреплению Св. Николая (у Поти) и в
течение двух часов бомбардировал его. Однако атака сухопутных войск не
состоялась, и из-за начинающегося шторма фрегат ушел от берега. В ходе
перестрелки получил 5 пробоин, 2 матроса были убиты и 2 ранены. 5 марта 1854 пришел
в Севастополь из Сухум-Кале. В июле 1854 крейсировал у входа на рейд. 2 сентября экипаж
покинул фрегат и вошел в состав 36-го батальона. 11 сентября 1854 «Сизополь» затоплен у
входа на рейд напротив Константиновской батареи.
Командиры: Н.А. Власьев (1842-1843), С.Г. Алексеев
(1844-1847), Н.И. Казарский (1849), Н.М. Соковнин (1850), Л.А. Бертье-Делагард
(1853-1854).
"МИДИЯ"
Длина - 53 м ; Ширина - 13,9 м ; Осадка - 6,3 м ; Вооружение - 60 орудий ; Экипаж - 420 человек.
Заложен 10 июля 1840 в Николаевском адмиралтействе.
Строитель В. Апостоли. Спущен 17 сентября 1843, вошел в состав Черноморского
флота.
В 1844 перешел из Николаева в Севастополь. В 1845-1848 в
составе отрядов находился у кавказского побережья. 28 ноября 1847 во время боры в
Цемесской бухте стал дрейфовать к берегу, отдал дополнительный якорь и
останостровился в 50 метрах от мели. 13-14 января 1848 во время боры в Цемесской бухте
стоял на якорях, сильно обледенел снаружи и внутри, но экипаж сумел спасти
фрегат (в эти дни погибло пять судов). В 1849 и 1851 находился в практических
плаваниях в Черном море. В 1852 находился в плавании с учениками учебных
экипажей. С марта по апрель 1853 в составе отряда крейсировал у кавказского побережья.
Участвовал в Крымской войне 1853-1856. В октябре 1853 стоял в Севастополе в
готовности к выходу в море. В феврале 1854 в составе эскадры защиты гавани стоял в
готовности. В декабре 1854 был определен под временный госпиталь. 16 февраля 1855
затоплен на Севастопольском рейде.
Командиры: В.А. Власьев (1844-1845), П.И.
Касторф (1846-1847), А.Х. Винк (1851-1852), Н.Е. Каландс (1853).
"КОВАРНА"
Длина - 53,1 м ; Ширина - 14,9 м;
Вооружение - 52 орудия ; Экипаж - 450 человек.
Заложен 4 марта 1841 в Севастопольском адмиралтействе.
Строитель А.П. Прокофьев. Спущен 11 сентября 1845, вошел в состав Черноморского
флота.
В 1847 и 1848 крейсировал у кавказского побережья. В июле-августе 1849 под флагом начальника штаба
Черноморского флота контр-адмирала В.А. Корнилова плавал вдоль
берегов Черного и Азовского морей по маршруту Севастополь - Ялта - Керчь -
Бердянск - Таганрог - Ейск - Феодосия - Сухум-Кале - Севастополь для
ознакомления с театром. В 1851 и 1852 в составе эскадр находился в практических
плаваниях в Черном море. С 20 мая по 6 июля и с 10 августа по 12 октября 1853 крейсировал у
входа в пролив Босфор. Участвовал в Крымской войне 1853-1856. 28 октября 1853 вышел
из Севастополя с депешами на поиск эскадры вице-адмирала П.С. Нахимова,
крейсирующей в Черном море, и 1 ноября присоединился к ней. 8 ноября у Синопа во время
сильного шторма был порван грот-марсель, повреждена грот-мачта, и фрегат был
отправлен на ремонт в Севастополь. 17 февраля 1854 определен в эскадру защиты Севастопольского рейда. 31
марта выходил в море для атаки
английского парохода, подошедшего ко входу на рейд. В сентября 1854 часть экипажа
фрегата была включена в состав морского батальона. 26 августа 1855 во время стоянки
на рейде у Северной стороны при бомбардировке города от попадания бомб фрегат
загорелся. Пожар потушить не удалось.
Командиры: Н.Д. Варницкий (1847-1849), К.А. Леонтьев
(1850), А.Ф. Варпаховский (1852), Н.М. Гувениус (1853-1855).
"КУЛЕВЧИ"
Длина - 53,2 м ; Ширина - 14,8 м;
Вооружение - 60 орудий ; Экипаж - 463 человека.
Заложен 18 марта 1844 в Николаевском адмиралтействе.
Строитель А.С. Акимов. Спущен 21 сентября 1847, вошел в состав Черноморского
флота.
В 1848, 1849 и 1851 в составе отрядов крейсировал у
кавказского побережья. В июле-августе 1850 под флагом начальника штаба
Черноморского флота контр-адмирала
В.А. Корнилова плавал вдоль берегов Черного моря по маршруту Севастополь -
Феодосия - Керчь - Анапа - Новороссийск - Пицунда - Феодосия - Севастополь для
ознакомления с театром. В 1852 в составе эскадры находился в практическом
плавании в Черном море. С 20 мая по 3 июля 1853 крейсировал у входа в пролив Босфор.
В августе-сентябре 1853 в составе отряда перевозил войска из Одессы в Севастополь.
Участвовал в Крымской войне 1853-1856. 12 ноября 1853 в составе эскадры
контр-адмирала Ф.М. Ностровосильского вышел из Севастополя к Синопу и 16 ноября
присоединился к эскадре вице-адмирала П.С. Нахимова. 18 ноября во время Синопского
сражения лавировал под парусами у входа в бухту для наблюдения за турецкими
пароходами. Преследовал турецкий пароход «Таиф», вышедший из бухты, сделал 260 выстрелов, но пароход,
воспользовавшись туманом, сумел оторваться. 22 ноября вернулся в Севастополь,
сопровождая поврежденный корабль «Императрица Мария». 17 февраля 1854 определен в
эскадру защиты Севастопольского рейда. 31 марта преследовал английский пароход,
подошедший ко входу на рейд. В сентябре 1854 поставлен в гавань, экипаж вошел в состав
морского батальона. 27 августа 1855 затоплен на рейде при оставлении Севастополя
русскими войсками.
Командиры: П.И. Кислинский (1848-1849), И.А. Ендогуров
(1850-1852), С.С. Лесовский (до октября 1853), Л.И. Будищев (с октября 1853), Ф.С. Керн
(1854-1855).
"ДИАНА"
Длина - 54,9 м ; Ширина - 13,6 м ;
Водоизмещение - 2050 т ; Вооружение - 52
орудия ; Экипаж - 443 человека.
Заложен 21 мая 1851 на Соломбальской верфи. Строитель
Ф.Т. Загуляев. Спущен 19 мая 1852, вошел в состав Балтийского флота. Строился по чертежам
фрегата «Паллада». Последний парусный фрегат
Российского флота.
В июне-июле 1852 перешел из Архангельска в Кронштадт. Летом 1853 с
эскадрой находился в практическом плавании в Финском заливе, затем был поставлен
в док для осмотра и установки опреснителя. 4 октября 1853 вышел из Кронштадта на
Дальний Восток по маршруту Копенгаген - пролив Ла-Манш (в пролив вошел с
заряженными орудиями) - остров Мадейра - порт Сан-Себастьян на острове Гомера
(Канарские острова) - Рио-де-Жа-нейро - м. Горн - порт Вальпараисо - Гонолулу и
11 июля 1854 прибыл в залив Де-Кастри, где находился отряд вице-адмирала графа
Е.В. Путятина. В сентябре 1854 вышел в Японию, чтобы доставить туда миссию графа Е.В.
Путятина для продолжения переговоров. Посетил порты Хакодате, Осака, Када.
22 ноября 1854 пришел в порт Симода, где погиб 7 января 1855 во время землетрясения.
Экипаж был спасен. Командир, 8 офицеров и 150 матросов доставлены на Камчатку
на американской шхуне. Е.В. Путятин, 8 офицеров и 40 матросов достигли Амура на
построенной экипажем фрегата шхуне «Хеда». Остальные члены экипажа (10 офицеров
и 275 матросов) вышли в море на торговом судне, но у острова Сахалин были взяты
в плен английским пароходом.
Командиры: А.М. Кишкин (с 1852 по август 1853), С.С. Лесовский (с
4 сентября 1853 по 1855).
|