Флотилия была создана на Плещеевом озере близ Переславля-Залесского для
овладения молодым царем Петром Алексеевичем и его сподвижниками искусством
судостроения и судовождения. Сведения о судах Переславской флотилии
чрезвычайно скудны. В некоторых источниках указываются название самого большого
30-пушечного корабля флотилии - «Марс», а также название одной из яхт - «Анна».
Суда флотилии имели на вооружении 2-, 3-, 4- и 6-фн пищали. В 1696 96 таких
пищалей были переданы из Переславля-Залесского на суда Азовского флота.
Два малых фрегата и яхта
Заложены в 1689 на Переславской верфи. Строитель
К. Брант. Спущены 1 мая 1690.
Яхта («Анна»?)
Заложена в 1690 на Преображенской верфи. Строитель царь Петр
Алексеевич. Спущена 14 марта 1691 и перевезена на Плещеево озеро
Корабль
Заложен в 1691 на Переславской верфи. Строитель царь Петр
Алексеевич. Спущен 1 мая 1692.
Две яхты
Построены на Переславской верфи. Строитель К. Брант.
Галера
Построена на Переславской верфи.
Корабль («Марс»?).
Построен на Переславской верфи. Строитель Г. Клас. Вооружение
- 30 орудий.
Бот "ФОРТУНА"
Длина - 6,8 м ; Ширина - 2,4 м
Построен в 1692 на Переславской верфи. Имел одну мачту и пять
пар весел.
В 1692-1694 суда флотилии участвовали в маневрах и «потешных» сражениях со
стрельбой и высадками десантов. После 1694 суда не использовались. 31
декабря 1697 Петр I в письме князю Ф.Ю. Ромодановскому дал указание: «Корабль, построенный
Класом, перевести на Волгу», но попытка перетащить корабль по рекам не
удалась. 7 февраля 1722 Петр I подписал указ переславским воеводам: «Надлежит вам
беречь остатки кораблей, яхт и галеры, а буде опустите, то взыскано будет на
вас и потомков ваших». В 1723 все суда были отремонтированы, вытащены на левый
берег р. Трубеж и установлены под навесами, кроме большого корабля, который по
недостаточности средств был вытащен только до половины. В 1783 все суда, кроме
бота, сгорели. В 1803 специально для хранения бота «Фортуна» было построено
здание, названное «Музей-усадьба».
Яхта "СВЯТОЙ ПЁТР"
Длина - 17
м ; Ширина - 5,7 м ; Вооружение -
12 орудий.
Построена в 1693 в с. Холмогоры. Строители П. Бас и Г.
Янсен.
С 4 по 10 августа 1693 царь Петр Алексеевич выходил на яхте в Белое море,
сопровождая иностранные купеческие суда до Трех островов в Горле Белого моря. С
29 мая по 13 июня 1694 Петр I выходил на яхте в море до Унской губы и Соловецкого
монастыря. С 13 по 20 августа 1694 яхта в составе отряда ходила до м. Святой
Нос, сопровождая караван купеческих судов. Летом 1699
во время бури на р. Северная Двина была сорвана с якоря и выброшена на
береговую отмель. Снята с отмели и отремонтирована. В августе
1702 в составе
флотилии ходила из Архангельска до Соловецких островов. Больше в море не
выходила. Сохранялась в память о первых плаваниях Петра I по Белому морю. Была
поставлена на берегу р. Повракулка, но без ухода постепенно рассохлась и
обветшала. Разобрана в ноябре 1729.
Фрегат "СВЯТОЕ ПРОРОЧЕСТВО"
(название дано Петром I после прихода фрегата в
Архангельск).
Вооружение - 44 орудия
Построен в 1694 в Роттердаме по заказу Петра I.
21 июля 1694 прибыл в Архангельск. Петр I встретил его у бара Северной Двины.
В августе 1694 фрегат в составе отряда ходил из Архангельска до м. Святой Нос,
сопровождая караван купеческих судов. После 1695 переоборудован в торговое
судно.
Командир: Я. Флам (1694).
Фрегат "СВЯТОЙ АПОСТОЛ ПАВЕЛ"
Длина - 24,3 м ; Ширина - 6,2 м ; Вооружение - 24 орудия
Заложен 18 сентября 1693 на Соломбальской верфи.
Строители Н. Вилим и Я. Ранс. Спущен 20 мая 1694.
В августе 1694 в составе отряда ходил из Архангельска
до м. Святой Нос, сопровождая караван купеческих судов. В
октябре 1694 по приказу
Петра I был нагружен казенными товарами и отправлен во Францию. Шел под
голландским флагом под командованием голландского капитана с экипажем из матросов-иностранцев. В
декабре 1694 пришел в один из портов
Франции и был захвачен как корабль противника. (?)
|