Военно-морской флот России

День за днем Корабли Подводные лодки Морская авиация Боевые пловцы
Персоналии Галерея картин Книги Аудио Видео
Разное Ссылки Поиск Благодарности
 

СУДА «ПОТЕШНОЙ» ФЛОТИЛИИ ПЕТРА I

Описание    


Флотилия была создана на Плещеевом озере близ Переславля-Залесского для овладения молодым царем Петром Алексеевичем и его сподвижниками искусством судостроения и судовождения. Сведения о судах Переславской флотилии чрезвычайно скудны. В некоторых источниках указываются название самого большого 30-пушечного корабля флотилии - «Марс», а также название одной из яхт - «Анна». Суда флотилии имели на вооружении 2-, 3-, 4- и 6-фн пищали. В 1696 96 таких пищалей были переданы из Переславля-Залесского на суда Азовского флота.

Два малых фрегата и яхта

Заложены в 1689 на Переславской верфи. Строитель К. Брант. Спущены 1 мая 1690.

Яхта («Анна»?)

Заложена в 1690 на Преображенской верфи. Строитель царь Петр Алексеевич. Спущена 14 марта 1691 и перевезена на Плещеево озеро

Корабль

Заложен в 1691 на Переславской верфи. Строитель царь Петр Алексеевич. Спущен 1 мая 1692.

Две яхты

Построены на Переславской верфи. Строитель К. Брант.

Галера

Построена на Переславской верфи.

Корабль («Марс»?).

Построен на Переславской верфи. Строитель Г. Клас. Вооружение - 30 орудий.

Бот "ФОРТУНА"

Длина - 6,8 м ; Ширина - 2,4 м

Построен в 1692 на Переславской верфи. Имел одну мачту и пять пар весел.

В 1692-1694 суда флотилии участвовали в маневрах и «потешных» сражениях со стрельбой и высадками десантов. После 1694 суда не использовались. 31 декабря 1697 Петр I в письме князю Ф.Ю. Ромодановскому дал указание: «Корабль, построенный Класом, перевести на Волгу», но попытка перетащить корабль по рекам не удалась. 7 февраля 1722 Петр I подписал указ переславским воеводам: «Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галеры, а буде опустите, то взыскано будет на вас и потомков ваших». В 1723 все суда были отремонтированы, вытащены на левый берег р. Трубеж и установлены под навесами, кроме большого корабля, который по недостаточности средств был вытащен только до половины. В 1783 все суда, кроме бота, сгорели. В 1803 специально для хранения бота «Фортуна» было построено здание, названное «Музей-усадьба».

Яхта "СВЯТОЙ ПЁТР"

Длина - 17 м ; Ширина - 5,7 м ; Вооружение - 12 орудий.

Построена в 1693 в с. Холмогоры. Строители П. Бас и Г. Янсен.

С 4 по 10 августа 1693 царь Петр Алексеевич выходил на яхте в Белое море, сопровождая иностранные купеческие суда до Трех островов в Горле Белого моря. С 29 мая по 13 июня 1694 Петр I выходил на яхте в море до Унской губы и Соловецкого монастыря. С 13 по 20 августа 1694 яхта в составе отряда ходила до м. Святой Нос, сопровождая караван купеческих судов. Летом 1699 во время бури на р. Северная Двина была сорвана с якоря и выброшена на береговую отмель. Снята с отмели и отремонтирована. В августе 1702 в составе флотилии ходила из Архангельска до Соловецких островов. Больше в море не выходила. Сохранялась в память о первых плаваниях Петра I по Белому морю. Была поставлена на берегу р. Повракулка, но без ухода постепенно рассохлась и обветшала. Разобрана в ноябре 1729.

Фрегат "СВЯТОЕ ПРОРОЧЕСТВО"

(название дано Петром I после прихода фрегата в Архангельск).

Вооружение - 44 орудия

Построен в 1694 в Роттердаме по заказу Петра I.

21 июля 1694 прибыл в Архангельск. Петр I встретил его у бара Северной Двины. В августе 1694 фрегат в составе отряда ходил из Архангельска до м. Святой Нос, сопровождая караван купеческих судов. После 1695 переоборудован в торговое судно.

Командир: Я. Флам (1694).

Фрегат "СВЯТОЙ АПОСТОЛ ПАВЕЛ"

Длина - 24,3 м ; Ширина - 6,2 м ; Вооружение - 24 орудия

Заложен 18 сентября 1693 на Соломбальской верфи. Строители Н. Вилим и Я. Ранс. Спущен 20 мая 1694.

В августе 1694 в составе отряда ходил из Архангельска до м. Святой Нос, сопровождая караван купеческих судов. В октябре 1694 по приказу Петра I был нагружен казенными товарами и отправлен во Францию. Шел под голландским флагом под командованием голландского капитана с экипажем из матросов-иностранцев. В декабре 1694 пришел в один из портов Франции и был захвачен как корабль противника. (?)

 
   
Реклама: Ремонт рулевой рейки фольксваген тигуан remont-tiguan.ru.