"Императрица Мария"
Заказаны в рамках судостроительной программы "об ассигновании средств на
усиление Черноморского флота", принятой в конце 1911 года. Вопрос о постройке
дредноутов для Черного моря впервые был поднят летом 1911 года после заказа
Турцией в Англии линейного корабля "Решад V". Несколько позже
стало известно о возможности приобретения однотипного корабля (контракт на его
постройку был заключен в мае 1914 года), а летом 1913 года Турция выкупила у
Бразилии дредноут "Рио де Жанейро" ("Султан Осман
I"). По мнению Морского ведомства для сохранения господства на Черном
море в дополнение к уже имевшейся бригаде из трех эскадренных броненосцев
"Евстафий", "Иоанн
Златоуст" и "Пантелеймон",
следовало заказать три дредноута. При разработке проекта черноморских линкоров
за основу были взяты технические условия, составленные для балтийских
дредноутов, но при этом скорость хода была снижена до 21 узла (что считалось
достаточным для ограниченной акватории Черноморского театра), усилена броневая
защита борта и башен, а количество орудий противоминной артиллерии довели до 20,
увеличив из калибр до 130 мм. Рабочее проектирование вели инженеры
Л.Л.
Коромальди и М.И. Сошнковский. В проект линкоров
типа
"Севастополь" внесли лишь те изменения, которые требовали условия
технического задания. В частности были изменены пропорции корпуса (отношение
длины к ширине), мощность главных механизмов и количество котлов. Сокращение
длины корпуса позволило увеличить толщину броневого пояса (за счет изменения его
протяженности). Впервые в мировой практике каждая из башен главного калибра
оснащалась дальномерами. Различия между дредноутами
"Императрица
Мария" и "Императрица
Екатерина Великая" ("Екатерина II") были обусловлены тем, что
фирма "Vickers", оказывавшая техническое содействие и несшая определенную долю
ответственности за качество линкоров, знала о хронической перегрузке всех
русских кораблей. В связи с этим она потребовала "создать больший запас
водоизмещения". Это явилось причиной некоторого увеличения главных измерений и
как следствие – проектного водоизмещения, а для сохранения требуемой скорости
хода соответственно возросла мощность силовой установки.
"Императрица Мария"
Длина -
168 метров |
Ширина -
27,43 метров |
Осадка -
8,36 метров |
Водоизмещение -
24,100 тонн |
Механизмы -
|
Скорость
хода - максимальная 21 узел, экономическая 12
узлов. |
Запас топлива -
нормальный
1 200 т (уголь) + 500 т (нефть), усиленный 2350 т (уголь) + 770 т (нефть) |
Дальность
плавания - 750 миль при 21 узле, 1400 миль при 12 узлах. |
Броня - |
Вооружение -
12-305мм/52 ; 20-130мм/55 ;
18-130мм /55 ; 4-75мм; 4-7,62мм пул. 4 бортовых подводных торпедных
аппарата 457мм. |
Радиотелеграф -
одна главная станция 10,2 кВт - дальность 700 миль. |
Экипаж ( на 1905) -
32 офицер / 28 кондукторов / 1130
нижних чинов. |
24 октября 1911 года зачислен в списки судов Черноморского флота и 30 октября
1911 года заложен на заводе "Руссуд" в Николаеве, спущен на воду 3 ноября 1913
года, вступил в строй 6 июля 1915 года. Участвовал в первой мировой войне.
Совместно с крейсером "Кагул"
образовал 1-ую тактическую маневренную группу. С 13 по 15 октября 1915 года
прикрывал действия 2-ой бригады линейных кораблей ("Пантелеймон",
"Иоанн
Златоуст" и "Евстафий")
в Угольном районе. С 2 по 4 и с 6 по 8 ноября 1915 года прикрывал действия 2-ой
бригады линейных кораблей во время обстрела Варны и Евсинограда. С 5 февраля по
18 апреля 1916 года участвовал в Трапезундской наступательной операции. Погиб 20
октября 1916 года в Северной бухте Севастополя от взрыва погребов 130-мм
снарядов. 31 мая 1919 года поднят и введен в Северный док Севастополя, а в июне
1925 года продан Севморзаводу для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября
1925 года исключен из списков судов РККФ.
"Екатерина II"
(с 27 июля 1915 года -
"Императрица Екатерина Великая", с 29 апреля 1917 года -
"Свободная Россия")
Длина -
169,46 метров |
Ширина -
28,07 метров |
Осадка -
8,36 метров |
Водоизмещение -
24,960 тонн |
Механизмы -
|
Скорость
хода - максимальная 21 узел, экономическая 12
узлов. |
Запас топлива -
нормальный
1 200 т (уголь) + 500 т (нефть), усиленный 2350 т (уголь) + 770 т (нефть) |
Дальность
плавания - 750 миль при 21 узле, 1400 миль при 12 узлах. |
Броня - |
Вооружение -
12-305мм/52 ; 20-130мм/55 ;
18-130мм /55 ; 8-75мм зен ; 4-7,62мм пул. 4 бортовых подводных торпедных
аппарата 457мм. |
Радиотелеграф -
одна главная станция 10,2 кВт - дальность 700 миль. |
Экипаж ( на 1905) -
32 офицер / 28 кондукторов / 1130
нижних чинов. |
24 октября 1911 года зачислен в списки судов Черноморского флота и 30 октября
1911 года заложен на заводе "Наваль" в Николаеве, спущен на воду 6 июня 1914
года, вступил в строй 18 октября 1915 года. Участвовал в первой мировой войне.
Совместно с крейсером "Память
Меркурия" образовал 2-ую тактическую маневренную группу. Участвовал
в набеговых действиях на коммуникации и побережье противника, нес блокадную
службу у берегов Турции. Прикрывал минно-заградительные, набеговые и
разведывательные действия разнородных сил флота, обеспечивал воинские перевозки.
С 5 февраля по 18 апреля 1916 года принимал участие в Трапезундской
наступательной операции. В июне 1917 года прикрывал минные постановки в районе
Босфора. 14 ноября 1917 года выходил в море на перехват турецкого крейсера
"Мидилли",
но волнения среди экипажа вынудили командира корабля прекратить операцию. 29
декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. 30 апреля 1918
года убыл из Севастополя в Новороссийск, где 18 июня 1918 года по решению
советского правительства во избежание захвата германскими оккупантами потоплен
торпедами, выпущенными с эсминца "Керчь".
В начале 30-х гг. всю артиллерию подняла Черноморская партия ЭПРОН.
"Император Александр III"
(с 29 апреля 1917 года – "Воля", с октября 1920 года –
"Генерал Алексеев")
Длина -
168,01 метров |
Ширина -
27,37 метров |
Осадка -
8,35 метров |
Водоизмещение -
23,400 тонн |
Механизмы -
|
Скорость
хода - максимальная 21 узел, экономическая 12
узлов. |
Запас топлива -
нормальный
1 200 т (уголь) + 500 т (нефть), усиленный 2350 т (уголь) + 770 т (нефть) |
Дальность
плавания - 750 миль при 21 узле, 1400 миль при 12 узлах. |
Броня - |
Вооружение -
12-305мм/52 ; 20-130мм/55 ;
18-130мм /55 ; 4-76,2мм; 4-7,62мм пул. 4 бортовых подводных торпедных
аппарата 457мм. |
Радиотелеграф -
одна главная станция 10,2 кВт - дальность 700 миль. |
Экипаж ( на 1905) -
32 офицер / 28 кондукторов / 1130
нижних чинов. |
24 октября 1911 года зачислен в списки судов Черноморского
флота и 30 октября 1911 года заложен на заводе "Руссуд" в Николаеве, спущен на
воду 15 апреля 1914 года, вступил в строй 28 июня 1917 года. Участвовал в первой
мировой войне. Входил в состав 2-ой маневренной группы. После гибели линкора
"Императрица Мария" возглавил 1-ую маневренную группу. В октябре 1917 года
крейсировал у берегов противника. В ноябре 1917 года выходил в море на перехват
турецкого крейсера "Мидилли". В конце апреля 1918 года участвовал в обороне
Севастополя от германских оккупантов. 29 декабря 1917 года вошел в состав
Красного Черноморского флота, 30 апреля 1918 года убыл из Севастополя в
Новороссийск, но 19 июня 1918 года вновь вернулся в Севастополь, где был
захвачен германскими войсками и 1 октября 1918 года включен в состав их ВМС на
Черном море. 24 ноября 1918 года захвачен у немцев англо-французскими
интервентами и вскоре уведен в порт Измид на Мраморном море. С октября 1920 года
входил в состав белогвардейских морских сил Юга России, 14 ноября 1920 года
уведен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул и 29 декабря 1920
года интернирован французскими властями в Бизерте (Тунис). 29 октября 1924 года
признан правительством Франции собственностью СССР, но из-за сложной
международной обстановки возвращен не был. В конце 1920-х гг. продан
"Рудметаллторгом" французской частной фирме на слом и в 1936 году разделан в
Бресте (Франция) на металл.
|