Анатолий Елкин. Тайна "Императрицы Марии"
Документальная повесть, в которой главные действующие
лица пожелали остаться неизвестными и где неожиданно сталкиваются судьбы
линейного корабля, последних Романовых, академика Крылова, Гришки Распутина,
наших современников и многих других людей, сил и обстоятельств.
7 октября в Северной бухте Севастополя
взорвался и затонул линейный корабль “Императрица Мария”. Причина катастрофы
осталась неизвестной.
“Черноморский флот”. Исторический
очерк. М„ Воениздат, 1967.
***
“И еще Полевой рассказывал о
линкоре “Императрица Мария”, на котором он плавал во время мировой войны.
Это был огромный корабль, самый
мощный броненосец Черноморского флота. Спущенный на воду в июне пятнадцатого
года, он в октябре шестнадцатого взорвался на севастопольском рейде, в
полумиле от берега.
– Темная история, – говорил
Полевой. – Не на мине взорвался и не от торпеды, а сам по себе. Первым
грохнул пороховой погреб первой башни, а там тысячи три пудов пороха было.
Ну и пошло... Через час корабль уже был под водой. Из всей команды меньше
половины спаслось, да и те погоревшие и искалеченные.
– Кто же его взорвал? – спрашивал
Миша.
Полевой говорил, пожимая широкими
плечами:
– Разбирались в этом деле много,
да все без толку”.
А. Рыбаков, “Кортик”
НАХОДКА У КОРОЛЕВСКОГО ЗАМКА
Для меня эта история началась в
1947 году, когда журналистская судьба забросила меня в Кенигсберг.
После ожесточенного штурма город
был сплошным морем развалин. Вернее, города не было: холмы битого, оплавленного
кирпича, рыжие прутья арматуры вместо домов и улиц. И над всем этим пеплом
и прахом мрачно высились изрешеченные снарядами, в рваных пробоинах и зияющих
каменных ранах готовые вот-вот рухнуть башни старинного Королевского замка.
Они видели и великих магистров Тевтонского
ордена, и Альбрехта Бранденбургского, и Фридриха Великого, и не менее "великого",
по его собственному мнению, гаулейтера Коха. Ставшие символом неукротимой
военщины и "прусского духа", лежали они, поверженные в прах советским солдатом.
Я не помню точно, что привлекло
тогда мое внимание в развалинах около Королевского замка. Вероятнее всего,
книги. Да, книги. Полузасыпанные известью. Промокшие. В скрюченных, искореженных
сыростью переплетах. Они образовали холмик у полуобвалившегося стеллажа;
и когда, стряхнув грязь, я раскрыл одну из них, то с удивлением увидел,
что это не что иное, как "Очерк русской морской истории" Веселаго, изданный
в Санкт-Петербурге в 1875 году. Не помню точно, что еще там было. Запомнилось
только несколько томиков “Истории русской армии и флота”, вышедших в издательстве
“Образование” к юбилею войны 1812 года.
Как раз в одном из таких томиков
и лежали эти фотографии. Вначале показалось, что это дубли одного и того
же кадра. Но, внимательно присмотревшись, я увидел – они разнятся. На снимках
– большой военный корабль, над которым встал огромный султан дыма. Вот
размеры этого султана и были на разных снимках отличными друг от друга.
На одном – корабль еле дымился. На другом – вихрь дыма взлетел почти к
самому небу. На третьем – очень смутном – корабль едва проглядывался сквозь
черную, окутавшую его пелену.
Не фотографии тогда поразили меня
(что на них изображено, я не знал) – книги. Откуда здесь, в Кенигсберге,
неплохо подобранная морская библиотечка русских книг? Как они попали сюда?
Кто их хозяин?..
Найти ответы на эти вопросы в мертвом,
безлюдном городе, где и старожил не узнал бы ни одной из улиц, было явно
невозможно. Фотографии я взял на память и вскоре забыл бы о них, если бы
не один разговор, происшедший через три месяца совсем в другом городе.
Я показал снимки знакомому моряку. Взглянув на них, моряк удивился несказанно:
– Но это же "Мария"! – И, еще раз
просмотрев карточки, тихо добавил; — Это она... Одного только не могу понять...
Кто и как умудрился все это снять? Ничего не понимаю... Насколько я знаю,
взрыв произошел рано утром. Значит, тот, кто снимал, знал, когда произойдет
взрыв...
"ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ" ДАЕТ
БОЙ
В 1911 году на верфях Николаева
были заложены линейные корабли "Императрица Мария", "Императрица
Екатерина Великая" и "Император Александр III". Первые два вступили
в строй в 1915 году, третий – в 1917-м. Это были мощные по тем временам
гиганты. Так, спущенная на воду еще в 1913 году "Мария" имела весьма "солидный",
с военной точки зрения, “паспорт”: водоизмещение – 25 тысяч тонн, скорость
– 21 узел. Корабль нес двенадцать 305-миллиметровых орудий главного калибра
и двадцать 130-миллиметровок. Боевой комплект для первых составил 1,200
снарядов, для вторых – 4,900. На линкоре имелись также противоминная артиллерия,
пять 75-миллиметровых пушек и торпедные аппараты. Главный пояс брони составлял
262.5 миллиметра, верхний – 100 миллиметров. Дальность плавания исчислялась
в 2,184 мили, экипаж – в 1,386 человек.
На "Марию" возлагалось слишком много
надежд; и хотя еще не все механизмы корабля были доведены до боевого совершенства
и к самостоятельным действиям линкор не совсем был готов, ему не было дано
стоять в бездействии у стенки.
Через какие-то месяцы вахтенный
журнал "Императрицы Марии" стал сводом боевых реляций с самых напряженных
участков битвы на морском театре войны.
Уже 30 сентября 1915 года "Мария"
вместе с крейсером "Кагул" и пятью эскадренными миноносцами прикрывает
ударный отряд флота – вторую бригаду линейных кораблей из "Евстафия",
"Иоанна Златоуста" и "Пантелеймона", крейсера "Алмаз" и "Память
Меркурия", семь эсминцев, нанесших ощутимый удар противнику в юго-западной
части моря. Более 1200 снарядов обрушили тогда корабли на Козлу, Зунгулдак,
Килимли и Эрегли.
А потом было все – отражение атак
немецких субмарин, тяжелые штормовые походы, ожесточенные бои, ответственейшие
операции.
1–2 ноября "Мария" и "Память
Меркурия", держа под прицелом своих орудий выходы из Босфора, прикрывают
действия русской эскадры в Угольном районе. 23–25 ноября "Мария" снова
здесь. Моряки видят, как пылает вражеский порт Зунгулдак и стоящий на рейде
пароход. Эскадра стремительно прошла вдоль берегов Турции, потопив два
неприятельских судна.
Боевой счет "Марии" рос от дня ко
дню. 2–4 февраля она прикрывает эскадру, поддерживающую с моря наступление
у Виге. Турки были отброшены тогда к Агине. Потом операция по переброске
войск для усиления Приморского отряда. На "Марии" держит флаг командующий
флотом. Линкор прикрывает постановку мин у Констанцы, несет боевую патрульную
службу в море, а 29 февраля идет на перехват обнаруженного в Синопской
бухте "Бреслау". Пирату чудом удалось уйти, но 22 июля орудия "Марии"
наконец настигают его. Правда, "Бреслау" отделался маленькими повреждениями,
но его крейсерская операция была сорвана. Преследуемый "Марией", "Бреслау"
укрылся в Босфоре.
Появление "Марии" и "Екатерины
Великой" на коммуникациях означало также, что время безнаказанных действий
на море кайзеровских пиратов "Гебена" и "Бреслау" кончилось:
в первой половине 1916 года "Гебен" всего три раза рискнул высунуться
из Босфора.
Одним словом, новые русские линкоры,
уже успевшие причинить немцам великое множество неприятностей, становились
для кайзеровского флота врагами № 1.
Над тем, как их уничтожить бились
не только лучшие умы в Германском морском генеральном штабе, но и в кабинетах
руководителей тайной войны против России.
Журнал "Техника молодежи" №№
10-11, 1970 год |