"Измаил"
Заказаны по программе “усиленного” судостроения для Балтийского
флота (“Большая” программа судостроения на 1913-1917). Проект разработан
специалистами Балтийского и Адмиралтейского заводов. Уже после закладки
было решено изменить схему бронирования. В частности: усилили набор за
поясной броней, а сами плиты монтировали на 76-мм деревянную подкладку;
увеличили толщину средней броневой палубы (с 19 до 50мм) - в ущерб верхней
(25 вместо 50 мм); усилили защиту носовой боевой рубки (за счет упразднения кормовой
боевой рубки) и добавили местное бронирование (75мм) -
для защиты румпельного отделения. Изменение бронирования повлекло за собой
повышение мощности главных механизмов (с 66 000 до 70 000 л.с.).
Многочисленные переделки проекта привели к срыву сроков готовности линейного
крейсера и их удорожанию.
Уже к началу Первой Мировой войны темпы постройки отставали от утвержденных графиков,
главным образом из-за поставок материалов и отливок. В конце 1915 контрагентские
поставки почти прекратились. Летом 1916 продолжались работы только на линейном
крейсере “Измаил”, а постройка остальных
кораблей была приостановлена. По состоянию на 15 апреля 1917 готовность по
корпусу, системам и устройствам линейных крейсеров “Измаил”, “Бородино”, “Кинбурн”
и “Наварин” соответственно составляла: 65: 57: 52 и 50%. В октябре 1917 Временное
правительство постановило прекратить постройку трех линейных крейсеров, а в отношении
четвертого
- “Измаил”, аналогичное распоряжение последовало
1 декабря 1917. В 1922 “Бородино”, “Кинбурн”“
“Наварин” исключили из списков флота и продали в Германию для разборки на
металл. Выдвигалось несколько вариантов достройки линейного крейсера “Измаил”,
один из которых предполагал переоборудование в авианосец. В конце 30-х годов
его сдали на слом. Архитектура линейных крейсеров типа “Измаил” повторяла силуэт
дредноутов типа “Севастополь”. Разница заключалась в размещении одной башни
на полубаке, (что значительно повышало мореходность) и отсутствии кормовой
боевой рубки. На линейных крейсерах типа “Измаил” предполагалось установить довольно мощное для
своего времени вооружение из 12-356мм орудий, что делало их, наряду с полностью
забронированным надводным бортом и высокой скоростью хода, одними из лучших
дредноутов периода Первой Мировой войны.
"Измаил"
Длина -
222,4 метра |
Ширина -
30,5 метров |
Осадка -
8 метров |
Водоизмещение -
стандартное 32 000 т. |
Механизмы - 4 паротурбинных
агрегата системы “Parsons” (2 на борт. л.в. каждая из ТВДПХ и ТВДЗХ и 2 на
средние л.в. каждая из крейсерской ТВДПХ и ТНДЗХ) в 3-х машинных отделениях - 66
000 - 68 000 л.с. (сумм. контр.); 9 водотрубных котлов системы “Yarrow” (Н.
17кг/см^2) в 3-х котельных отделениях и 16 водотрубных котлов системы “Yarrow”
(Н+У; 17кг/см^2) в 4-х котельных отделениях; Балтийского завода: 6 турбинных
динамо-машин и 2 дизель-генератора по 320 кВт. |
Скорость
хода - максимальная
26,5 узлов, экономический 16 узлов |
Запас топлива -
нормальный
650 т (уголь) + 525 т (нефть),
усиленный 1950 т (уголь) + 1575 т
(нефть) |
Дальность плавания -
1880 миль
при 27,5 узлах ; 3830 миль
при 16 узлах. |
Броня -
Верхний броневой пояс - 75 мм носовая
оконечность ;
Нижний броневой пояс - 125 мм носовая оконечность, 237,5 мм средняя часть, 125
мм кормовая оконечность ; Бронированная
продольная переборка - 50 мм ; Румпельное отделение - 75 мм ;
Траверз - 100 мм ; Боевая рубка - 400 мм лоб; 110
мм борт ; Башни главного калибра - 300 мм
борт, 200 мм крыша ; Барбет башни главного калибра - 247,5 мм выше броневой
палубы, 147,5 мм ниже броневой палубы ; Верхняя броневая палуба - 25 мм ;
Средняя броневая палуба - 50 мм ; Скосы средней палубы -
75 мм. |
Вооружение -
12- 356 мм/52
; 8 -75 мм/50 ; 6 бортовых подводных
торпедных аппарата 457мм ; с
1916г 4-63 мм зен. ; 7-7,62 мм пулеметов ; 6
бортовых подводных торпедных аппарата 457мм. |
Радиотелеграф -
1 главная станция, 10,2 кВт. -
дальность 700 миль.; 2 вспомогательные станции - 0,2 кВт
- дальность 200 миль. |
Экипаж -
42 офицера / 33 кондуктора / 1570 нижних
чинов |
Заложен 19 декабря 1913 на
Балтийском судостроительном заводе, Санкт-Петербург. Спущен 22
июня 1915. Зачислен 19
декабря 1913. Не
достраивался.
"Кинбурн"
Длина -
222,4 метра |
Ширина -
30,5 метров |
Осадка -
8 метров |
Водоизмещение -
Стандартное 32 000 т. |
Механизмы -
4 паротурбинных агрегата
системы “Parsons” (2 на борт. л.в. каждая из ТВДПХ и ТВДЗХ и 2 на средние
л.в. каждая из крейсерской ТВДПХ и ТНДЗХ) в 3-х
машинных отделениях - 66 000 - 68 000 л.с. (сумм. контр.); 9 водотрубных
котлов системы “Yarrow” (Н. 17кг/см^2) в 3-х котельных отделениях и 16
водотрубных котлов системы “Yarrow” (Н+У; 17кг/см^2) в 4-х котельных отделениях;
Балтийского завода: 6 турбинных
динамо-машин и 2 дизель-генератора по 320 кВт. |
Скорость хода -
максимальная 26,5 узлов, экономический 16 узлов |
Запас топлива - нормальный 650 т (уголь) + 525 т (нефть), усиленный 1950 т (уголь) + 1575 т (нефть) |
Дальность
плавания -1880 миль при 27,5 узлах ;
3830 миль при 16 узлах. |
Броня -
Верхний броневой пояс - 75 мм носовая
оконечность ; Нижний броневой пояс - 125 мм носовая
оконечность, 237,5 мм средняя часть, 125 мм
кормовая оконечность ; Бронированная
продольная переборка - 50 мм ; Румпельное отделение - 75 мм ; Траверз - 100 мм
; Боевая рубка - 400 мм лоб; 110
мм борт ; Башни главного калибра - 300 мм
борт, 200 мм крыша ; Барбет башни главного калибра -247,5 мм выше броневой
палубы, 147,5 мм ниже броневой палубы ; Верхняя броневая палуба - 25 мм ; Средняя броневая палуба - 50 мм
; Скосы средней палубы - 75 мм. |
Вооружение - 12 - 356 мм/52
; 8 -75 мм/50 ; 6
бортовых подводных торпедных аппарата 457мм ; с
1916г 4-63 мм зен. ; 7-7,62 мм пулеметов ; 6
бортовых подводных торпедных аппарата 457мм |
Радиотелеграф - 1
главная станция, 10,2 кВт. - дальность 700 миль.; 2 вспомогательные станции - 0,2 кВт -
дальность 200
миль: |
Экипаж - 42 офицера
/ 33 кондуктора / 1570 нижних чинов |
Заложен 19 декабря 1913 на
Балтийском судостроительном заводе, Санкт-Петербург. Спущен 30
октября 1915. Зачислен 19 декабря 1913.
Не достраивался.
"Бородино"
Длина -
222,4 метра |
Ширина -
30,5 метров |
Осадка - 8
метров |
Водоизмещение -
Стандартное 32 000 т. |
Механизмы -
4 паротурбинных агрегата
системы “Parsons” (2 на борт. л.в. каждая из ТВДПХ и ТВДЗХ и 2 на средние
л.в. каждая из крейсерской ТВДПХ и ТНДЗХ) в 3-х
машинных отделениях - 66 000 - 68 000 л.с. (сумм. контр.); 9 водотрубных
котлов системы “Yarrow” (Н. 17кг/см^2) в 3-х котельных отделениях и 16
водотрубных котлов системы “Yarrow” (Н+У; 17кг/см^2) в 4-х котельных отделениях;
Французско-Русского завода: 6
турбинных динамо-машин и 2 дизель-генератора по 320 кВт. |
Скорость хода -
максимальная 26,5 узлов, экономический 16 узлов |
Запас топлива - нормальный 650 т (уголь) + 525 т (нефть), усиленный 1950 т (уголь) + 1575 т (нефть) |
Дальность
плавания -1880 миль при 27,5 узлах ;
3830 миль 16 узлах. |
Броня -
Верхний броневой пояс - 75 мм носовая
оконечность ; Нижний броневой пояс - 125 мм носовая
оконечность, 237,5 мм средняя часть, 125 мм
кормовая оконечность ; Бронированная
продольная переборка - 50 мм ; Румпельное отделение - 75 мм ; Траверз - 100 мм
; Боевая рубка - 400 мм лоб; 110
мм борт ; Башни главного калибра - 300 мм
борт, 200 мм крыша ; Барбет башни главного калибра -247,5 мм выше броневой
палубы / 147,5 мм ниже броневой палубы ; Верхняя броневая палуба - 25 мм ; Средняя броневая палуба - 50 мм
; Скосы средней палубы -
75 мм. |
Вооружение - 12- 356 мм/52
; 8 -75 мм/50 ; 6
бортовых подводных торпедных аппарата 457мм ; с
1916 4-63 мм зен ; 7-7,62 мм пулеметов ; 6
бортовых подводных торпедных аппарата 457мм. |
Радиотелеграф - 1
главная станция, 10,2 кВт. - дальность 700 миль.; 2 вспомогательные станции -
0,2 кВт - дальность 200 миль. |
Экипаж - 42 офицера
/ 33 кондуктора / 1570 нижних чинов |
Заложен19 декабря 1913 на Адмиралтейском
судостроительном заводе, Санкт-Петербург. Спущен 01 июля 1915. Зачислен 19
декабря 1913. Не достраивался.
"Наварин"
Длина -
222,4 метра |
Ширина -
30,5 метров |
Осадка -
8 метров |
Водоизмещение -
Стандартное 32 000 т. |
Механизмы -
4 паротурбинных агрегата
системы “Parsons” (2 на борт. л.в. каждая из ТВДПХ и ТВДЗХ и 2 на средние
л.в. каждая из крейсерской ТВДПХ и ТНДЗХ) в 3-х
машинных отделениях - 66 000 - 68 000 л.с. (сумм. контр.); 9 водотрубных
котлов системы “Yarrow” (Н. 17кг/см^2) в 3-х котельных отделениях и 16
водотрубных котлов системы “Yarrow” (Н+У; 17кг/см^2) в 4-х котельных отделениях;
Французско-Русского завода: 6
турбинных динамо-машин и 2 дизель-генератора по 320 кВт. |
Скорость хода -
максимальная 26,5 узлов, экономический 16 узлов |
Запас топлива - Нормальный 650 т (уголь) + 525 т (нефть), усиленный 1950 т (уголь) + 1575 т (нефть) |
Дальность
плавания - 1880 миль при 27,5 узлах ;
3830 миль при 16 узлах. |
Броня -
Верхний броневой пояс - 75 мм носовая
оконечность ; Нижний броневой пояс - 125 мм носовая
оконечность, 237,5 мм средняя часть, 125 мм
кормовая оконечность ; Бронированная
продольная переборка - 50 мм ; Румпельное отделение - 75 мм ; Траверз - 100 мм
; Боевая рубка - 400 мм лоб; 110
мм борт ; Башни главного калибра - 300 мм
борт, 200 мм крыша ; Барбет башни главного калибра -247,5 мм выше броневой
палубы / 147,5 мм ниже броневой палубы ; Верхняя броневая палуба - 25 мм ; Средняя броневая палуба - 50 мм
; Скосы средней палубы -
75 мм. |
Вооружение -
12- 356 мм/52
; 8 -75 мм/50 ; 6
бортовых подводных торпедных аппарата 457мм ; с
1916 4-63 мм зен ; 7-7,62 мм пулеметов ; 6
бортовых подводных торпедных аппарата 457мм. |
Радиотелеграф - 1
главная станция, 10,2 кВт. - дальность 700 миль.; 2 вспомогательные станции - 0,2 кВт -
дальность 200
миль. |
Экипаж - 42 офицера
/ 33 кондуктора / 1570 нижних чинов |
Заложен 19 декабря 1913 на Адмиралтейском
судостроительном заводе, Санкт-Петербург. Спущен 09 ноября 1916. Зачислен 19
декабря 1913. Не достраивался. |