Военно-морской флот России

День за днем Корабли Подводные лодки Морская авиация Боевые пловцы
Персоналии Галерея картин Книги Аудио Видео
Разное Ссылки Поиск Благодарности
 

“Севастополь”

Описание Фотографии

Доп. материал

Заказаны в рамках “малой” судостроительной программы, одобренной в апреле 1907 Николаем II и известной как “распределение ассигнований на судостроение” (на 1907-1911). Проект Балтийского судостроительного завода. Разработан при активном участии академика А.Н. Крылова и профессора Морской академии И. Г. Бубнова. Английская фирма “D. Brown” оказывала техническое содействие в разработке и постройке главных механизмов. При выдаче тактико-технического задания на проектирование линкоров, Морской Генеральный штаб исходил из того, что наиболее вероятным противником России в предстоящей войне будет Германия и, следовательно, будущим театром военных действий окажется Балтийское море. Отсюда, сравнительно невысокий надводный борт, при отсутствии полубака. Недостатками считались, малая живучесть 3-х орудийных башен и несовершенная защита противоминной артиллерии. Достоинствами дредноутов типа “Севастополь” можно признать: мощное артиллерийское вооружение; броневую защиту всего надводного борта, наличие продольной противоминной переборки: приземистый и лаконичный силуэт, расположение башень главного калибра на одном уровне и их равномерное распределение по всей длине корабля; высокую скорость хода.

"Севастополь"
(“Севастополь” с 31 марта 1921 по 31 мая 1943 - “Парижская коммуна”)
Длина - 181,2 м
Ширина - 26,9 м
Осадка - 8,5 м
Водоизмещение - 23 288 т. (с 1929 - 26 240 т ; с 1938 - 30 395 т)

Механизмы - 4 паротурбинных агрегата системы Parsons (2 на бортовых. л.в. каждый из ТВДПХ и ТВДЗХ и 2 на средние л.в. каждый из крейсерской ТВДПХ и ТНДЗХ) в 3-х машинных отделениях; Балтийского завода; 42000 л.с. (сумм. ктр.); 25 водотурбинных котлов системы Yarrow (9198,9 м^2; 17кГс/см^2) в 4-х котельных отделения  Балтийского завода; 3 дизель генератора  по 120 кВт: 2 дизель генератора по 320 кВт.  ( с 1938 - 61 000 л.с.)

Скорость хода - Максимальная - 23 узла, экономическая - 13 узлов
Запас топлива - Нормальный 816 т (уголь) + 200 т (нефть), Усиленый 2500 т (уголь) + 1100 т (нефть).
Дальность плавания - 800 миль при 21,75 узл. ; 1625 миль при 13 узлах  ( с 1938 - 2500 миль)

Броня - Главный броневой пояс - 125; 75/125; 225; 125 мм ; Противоторпедная защита - 37,5/50 мм ; Казематы противоминной артиллерии - 25 мм ; Траверзы - 100мм ; Боевая рубка - 254: 100; 75 мм ; Барбет башни главного калибра - 150/76 мм ; Барбет башни главного калибра (конц) - 125/76 мм ; Башни главного калибра - 203; 76мм ; Верхняя броневая палуба - 37,5мм ; Средняя броневая палуба - 25мм ;Нижняя броневая палуба - 12мм; Скосы - 50мм.

Вооружение - 12 - 305мм / 52 ; 16 - 120мм / 50 ; 2 - 75 мм/50 ; 1 - 40 мм ; 2 - 63 мм зен. ; 1 - 47мм зен. ; 2 -7,62 мм пулемета ; 4 - 457мм торпедных аппарата ( с 1929 - 4х3 - 305мм ; 16 - 120мм и  6 - 76,2мм орудий ; 1 катапульта и 2 гидросамолета : с 1941 4х3 - 305мм; 16 - 120мм ; 6 - 76,2мм и 16 - 37мм орудий ; 4 - 12,7мм пулемета)

Радиотелеграф - 1 главная станция мощностью 10,2 кВт.  дальность  - 700 миль; 1 вспомогательная станция мощностью  0,2 кВт., дальность - 50 миль
Экипаж - 31 офицер/ 28 кондукторов / 1066 нижних чинов. (с 1023 - 1366 ; с 1038 - 1000 ; с 1941 - 1546 человек)

Заложен3 июня 1909 на Балтийском судостроительном заводе, Санкт-Петербург. Спущен 16 июня 1911. Вступил в строй 4 ноября 1914. Зачислен  16 мая 1911. Входил в состав первой бригады линейных кораблей (по боевому расписанию Балтийского флота вторая маневренная группа для боя на центральной минно-артиллерийской позиции). В августе 1915 г совместно с линкором “Гангут” прикрывал минные постановки в Ирбенском проливе. 25 октября 1917 перешел на сторону советской власти. С 12 марта по 17 марта 1918 совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. Во время гражданской войны участвовал в обороне Петрограда (октябрь 1919). 21 апреля 1921 вошел в состав МСБМ. Капитальный ремонт в 1922 -1923, 1924-1925 и 1928-1929 (модернизация). 22 ноября 1929 убыл из Кронштадта на Черное море. Деловые заходы с 4 октября по 7 октября и с 10 декабря по 26 декабря 1929 - в Брест (Франция), с 6 января по 8 января 1930 - в Кольяри и с 9 января по 14 января 1930 - в Неаполь (Италия). 18 января 1930 прибыл в Севастополь и вошел в состав МСЧМ. С 11 января 1935 входил в состав Черноморского флота. Капитальный ремонт 1933-1938 (модернизирован). В 1941-1942 участвовал в обороне Севастополя и Керченского пролива, 8 июля 1945 награжден орденом Красного Знамени. 24 июля 1954 переклассифицирован, в учебный линкор. 17 февраля 1956 исключен из состава ВМФ и передан в ОФИ. В 1956 - 1957 разобран на Севастопольской базе “Главвторчермета” на металл.

“Полтава”

Длина - 181,2 м
Ширина - 26,9 м
Осадка - 8,5 м
Водоизмещение - 23 288 т.

Механизмы - 4 паротурбинных агрегата системы Parsons (2 на бортовых. л.в. каждый из ТВДПХ и ТВДЗХ и 2 на средние л.в. каждый из крейсерской ТВДПХ и ТНДЗХ) в 3-х машинных отделениях; Французско -Русского завода; 42000 л.с. (сумм. ктр.);  52 000 л.с. (Пр.И.); 25 водотурбинных котлов системы Yarrow (9198,9 м^2; 17кГс/см^2) в 4-х котельных отделения Французско-Русского завода; 3 дизель генератора  по 120 кВт: 2 дизель генератора по 320 кВт. 

Скорость хода - Максимальная 24,1 уз, экономическая 13 уз
Запас топлива - Нормальный 816 т (уголь) + 200 т (нефть), Усиленый 2500 т (уголь) + 1100 т (нефть).
Дальность плавания - 800 м. (при 21,75 узл.), 1625 м.(при 13 узл.).

Броня - Главный 6роневой пояс - 125; 75/125; 225; 125 мм ; Противоторпедная защита - 37,5/50 мм ; Казематы противоминной артиллерии - 25 мм ; Траверзы - 100мм ; Боевая рубка - 254: 100; 75 мм ; Барбет башни главного калибра - 150/ 76 мм ; Барбет башни главного калибра (конц) -125/76 мм ; Башни главного калибра - 203; 76мм
Верхняя броневая палуба - 37,5мм ; Средняя броневая палуба - 25мм ; Нижняя броневая палуба - 12мм ; Скосы - 50мм.

Вооружение - 12 - 305мм / 52 ; 16 - 120мм / 50 ; 2 - 75 мм/50 ; 1 - 40 мм ; 2 - 63 мм зен. ; 1 - 47мм зен. ; 2 -7,62 мм пул. ; 4 - бортовых подводных ТА 457мм.

Радиотелеграф - 1 главная станция, 10,2 кВт.  - 700 миль; 1 вспомогательная станция, 0,2 кВт. (Мор. вед. 1911г)-50 миль
Экипаж - 31 офицер/28 кондукторов/1066 нижних чинов.

Заложен 3 июня 1909 на Адмиралтейском судостроительном заводе, Санкт-Петербург. Спущен 27 июня 1911. Вступил в строй 4 декабря 1914. Зачислен 16 мая 1911.  Входил в состав первой бригады линейных кораблей (по боевому расписанию Балтийского флота вторая маневренная группа для боя на центральной минно-артиллерийской позиции). 25 октября 1917 вошел в состав советского Балтийского флота. С 12 марта по 17 марта 1918 совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. В годы гражданской войны участвовал в обороне форта “Ино” (в апреле 1918). С октября 1918 находился в Петроградском военном порту на хранении, где 25 ноября 1919 был выведен из строя в результате пожара. Впоследствии встрой не вводился. В 1925 был частично демонтирован и разоружен для восстановления однотипных линейных кораблей. В 30-х намечался к перестройке в линейный крейсер. 1941 был сдан “Главвторчермету” для разборки, но осенью 1941 корпус линкора вывели в огражденную часть Ленингадского морского канала и положили на грунт для прикрытия от артиллерийских обстрелов противника, дозорных СКА и катеров МО. 31 мая 1944 поднят, перебуксирован в Ленинград и в 1949 разо6ран на металл.

“Гангут”
(с 27 июня 1925 - “Октябрьская революция”)

Длина - 181,2 м
Ширина - 26,9 м
Осадка - 8,5 м
Водоизмещение - 23 288 т.  ( с 1934 - 26 692 т)
Механизмы - 4 паротурбинных агрегата системы Parsons (2 на бортовых. л.в. каждый из ТВДПХ и ТВДЗХ и 2 на средние л.в. каждый из крейсерской ТВДПХ и ТНДЗХ) в 3-х машинных отделениях; Французско -Русского завода; 42000 л.с. (сумм. ктр.); 25 водотурбинных котлов системы Yarrow (9198,9 м^2; 17кГс/см^2) в 4-х котельных отделения Французско-Русского завода; 3 дизель генератора  по 120 кВт: 2 дизель генератора по 320 кВт.  (с 1926 - 55 000 л.с. ; с 1934 - 60 600 л.с.)
Скорость хода - Максимальная 23 уз, экономическая 13 уз
Запас топлива - Нормальный 816 т (уголь) + 200 т (нефть), Усиленый 2500 т (уголь) + 1100 т (нефть).
Дальность плавания - 800 миль при 21,75 узл. ; 1625 миль при 13 узлах  (с 1926 - 2700 миль ; с 1934 - 2500 миль)

Броня - Главный броневой пояс - 125; 75/125; 225; 125 мм ; Противоторпедная защита - 37,5/50 мм ; Казематы противоминной артиллерии - 25 мм ; Траверзы - 100мм ; Боевая рубка - 254: 100; 75 мм ; Барбет башни главного калибра - 150/ 76 мм ; Барбет башни главного калибра (конц) -125/76 мм ; Башни главного калибра - 203; 76мм ; Верхняя броневая палуба - 37,5мм ; Средняя броневая палуба - 25мм ; Нижняя броневая палуба - 12мм ; Скосы - 50мм.

Вооружение - 12 - 305мм / 52 ; 16 - 120мм / 50 ; 2 - 75 мм/50 ; 1 - 40 мм ; 2 - 63 мм зен. ; 1 - 47мм зен. ; 2 -7,62 мм пул ; 4 -457мм торпедных аппарата. : (с 1926 :  4х3 - 305мм ; 16 - 120мм ; 6 - 76,2мм орудий и 4 - 7,62мм пулемета ; с 1942 : 4х3 - 305мм ; 10 - 120мм ; 3х2 - 76,2мм и 14 - 37мм орудий, 10 - 12,7мм и 89 - 7,62мм пулемета)

Радиотелеграф - 1 главная станция, 10,2 кВт.  - 700 миль; 1 вспомогательная станция, 0,2 кВт. (Мор. вед. 1911г)-50 миль
Экипаж - 31 офицер/28 кондукторов/1066 нижних чинов. ( с 1934 - 1277 человек ; с 1942 - 1411 человек)

Заложен 3 июня 1909 на Адмиралтейском судостроительном заводе, Санкт-Петербург. Спущен 24 сентября 1911. Вступил в строй 21 октября 1914. Зачислен  16 мая 1911. Входил в состав первой бригады линейных кораблей (по боевому расписанию Балтийского флота первая маневренная группа для боя на центральной минно-артиллерийской позиции), 15 августа 1915 совместно с линкором “Севастополь” прикрывал минные постановки в Ирбенском проливе. Осенью 1915 и в декабре 1915 совместно с линкором “Петропавловск” (флагман) участвовал в минно-заградительных операциях южнее оз. Гогланд (в операционной зоне Германского флота). 25 октября 1917 вошел в состав советского Балтийского флота. С 12 марта по 17 марта 1918 совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. В годы гражданской войны участвовал в обороне форта “Ино” (в апреле 1918). С октября 1918 по 4 мая 1925 находился в Петроградском военном порту на долговременном хранении, 21 апреля 1921 вошел в состав МСБМ и 11 января 1935 - в состав КБФ. Капитальный ремонт с 18 апреля 1925 по 20 июля 1926 и с 12 октября 1931 по 4 августа 1934 (модернизация). Участвовал в СФВ: 10 декабря и 18 декабря 1939 обстрел укреплений противника на острове Бьёрке. В годы ВОВ артиллерия корабля использовалась при обороне Ленинграда. Участвовал в Красносельско-Ропшинской (с 14 января по 30 января 1944) и Выборгской (с 10 июня по 20 июня 1944) наступательных операциях. 22 июля 1944 награжден орденом Красного Знамени. 24 июля 1954 переклассифицирован в учебный линкор, а 17 февраля 1956 исключен из состава ВМФ и передан в ОФИ. В 1956-1957 разобран на Ленинградской базе “Главвторчермета” на металл.

“Петропавловск”
(с 31 марта 1921 по 31 мая 1943 - “Марат”, с 28 ноября 1950 - “Волхов”)

Длина - 181,2 м
Ширина - 26,9 м
Осадка - 8,5 м
Водоизмещение - 23 288 т. (с 1931 - 26 170 т)

Механизмы - 4 паротурбинных агрегата системы Parsons (2 на бортовых. л.в. каждый из ТВДПХ и ТВДЗХ и 2 на средние л.в. каждый из крейсерской ТВДПХ и ТНДЗХ) в 3-х машинных отделениях; Балтийского завода; 42000 л.с. (сумм. ктр.); 25 водотурбинных котлов системы Yarrow (9198,9 м^2; 17кГс/см^2) в 4-х котельных отделения Балтийского завода; 3 дизель генератора  по 120 кВт: 2 дизель генератора по 320 кВт. (с 1931 - 61 100 л.с.)

Скорость хода - Максимальная 21 узел ( с 1931 - 23,4 узла), экономическая 12 узлов (с 1931 - 14 узлов)
Запас топлива - Нормальный 816 т (уголь) + 200 т (нефть), Усиленый 2500 т (уголь) + 1100 т (нефть).
Дальность плавания - 800 миль при 21,75 узл., 1625 миль при 13 узлах. (с 1931 - 2300 миль)

Броня - Главный 6роневой пояс - 125; 75/125; 225; 125 мм ; Противоторпедная защита - 37,5/50 мм ;  Казематы противоминной артиллерии - 25 мм ; Траверзы - 100мм ; Боевая рубка - 254: 100; 75 мм ; Барбет башни главного калибра - 150/ 76 мм ; Барбет башни главного калибра (конц) -125/76 мм ; Башни главного калибра - 203; 76мм ; 
Верхняя броневая палуба - 37,5мм ; Средняя броневая палуба - 25мм ; Нижняя броневая палуба - 12мм ; Скосы - 50мм.

Вооружение - 12 - 305мм / 52 ; 16 - 120мм / 50 ; 2 - 75 мм/50 ; 1 - 40 мм ; 2 - 63 мм зен. ; 1 - 47мм зен.; 2 -7,62 мм пул. ; 4 - 457мм торпедных аппарата
Радиотелеграф - 1 главная станция мощностью 10,2 кВт., дальность - 700 миль; 1 вспомогательная станция мощностью 0,2 кВт., дальность - 50 миль
Экипаж - 31 офицер/28 кондукторов/1066 нижних чинов.  (с 1939 - 1286 человек)

Заложен 3 июня 1909 на Балтийском судостроительном заводе, Санкт-Петербург. Спущен 27 августа 1911. Вступил в строй 20 декабря 1914.  Зачислен 16 мая 1911. Вошёл в состав первой бригады линейных кораблей (по боевому расписанию Балтийского флота первая маневр, группа для боя на центральной минно-артиллерийской позиции). В ноябре-декабре 1915 совместно с линкором “Гангут” прикрывал активные минные постановки (южнее о. Гогланд). 25 октября 1917 вошел в состав советского Балтийского флота. С 12 по 17 марта 1918 совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. В период с 13 июня по 15 июня 1919 участвовал в подавлении мятежа на форту “Красная Горка”. В мае-июне 1919, находясь в составе ДОТ, вел боевые действия в Копорском заливе и оборонял Петроград. С 21 апреля 1921 входил в состав МСБМ и с 11 января 1935 - в составе КБФ. 14 февраля 1923 на общем собрании личного состава линкора Почетным членом экипажа единогласно был избран В.И. Ленин, а 22 июня 1926 Почетным рулевым - Народный комиссар по военным и морским делам К.Е. Ворошилов. С 20 июля по 27 июля 1925 во главе эскорта МСБМ совершил поход в Кильскую б. Капитальный ремонт в 1928-1931 (модернизация). С 1 сентября по 10 сентября 1934 - визит в Гдыню (Польша), с 10 мая по 5 июня 1937 - на Спитхедский рейд (Англия), в Мемель (Литва), Лиепаю (Латвия) и Таллин (Эстония). Участвовал в СФВ - обстрел укреплений противника на острове Бьёрке. В годы ВОВ артиллерия корабля использовалась при обороне Ленинграда. Участвовал в Красносельско-Ропшинской (с 14 января по 30 января 1944) и Выборгской (с 10 июня по 20 июня 1944) наступательных операциях. 23 сентября 1941, при стоянке в Кронштадте, получил тяжелые повреждения от ударов немецкой авиации, после чего разломился и сел на грунт. Использовался как ПБА. 25 сентября 1951 переформирован в несамоходное учебное судно, а 4 сентября 1953 исключен из состава ВМФ с передачей в ОФИ для разборки.

 
   
Реклама: