“Севастополь”
Заказаны в
рамках “малой” судостроительной программы, одобренной в апреле 1907 Николаем
II и известной как “распределение ассигнований на судостроение” (на 1907-1911). Проект Балтийского судостроительного завода. Разработан при активном
участии академика А.Н. Крылова и профессора Морской академии И. Г. Бубнова.
Английская фирма “D. Brown” оказывала техническое содействие в разработке
и постройке главных механизмов. При выдаче тактико-технического задания на проектирование
линкоров, Морской Генеральный штаб исходил из того, что наиболее вероятным
противником России в предстоящей войне будет Германия и, следовательно,
будущим театром военных действий окажется Балтийское море. Отсюда, сравнительно
невысокий надводный борт, при отсутствии полубака. Недостатками считались,
малая живучесть 3-х орудийных башен и несовершенная защита противоминной
артиллерии. Достоинствами
дредноутов типа “Севастополь” можно признать: мощное артиллерийское вооружение;
броневую защиту всего надводного борта, наличие продольной противоминной
переборки: приземистый и лаконичный силуэт, расположение башень главного калибра на одном уровне
и их равномерное распределение по всей длине корабля; высокую скорость
хода.
"Севастополь"
(“Севастополь” с 31 марта 1921
по 31 мая 1943 - “Парижская коммуна”)
Длина -
181,2 м |
Ширина -
26,9 м |
Осадка -
8,5 м |
Водоизмещение -
23
288 т. (с 1929 - 26 240 т ; с 1938 - 30 395 т) |
Механизмы -
4 паротурбинных
агрегата системы Parsons (2 на бортовых. л.в. каждый из ТВДПХ и
ТВДЗХ и 2 на средние л.в. каждый из крейсерской ТВДПХ и ТНДЗХ) в 3-х машинных
отделениях; Балтийского завода; 42000
л.с. (сумм. ктр.); 25 водотурбинных
котлов системы Yarrow (9198,9 м^2; 17кГс/см^2) в 4-х котельных отделения Балтийского завода; 3 дизель генератора
по 120 кВт: 2 дизель генератора по 320 кВт. ( с 1938 - 61 000 л.с.) |
Скорость
хода - Максимальная
- 23 узла, экономическая - 13 узлов |
Запас топлива - Нормальный
816 т (уголь) + 200 т (нефть), Усиленый
2500 т (уголь) + 1100 т (нефть). |
Дальность
плавания - 800 миль при 21,75 узл. ; 1625 миль при 13 узлах
( с 1938 - 2500 миль) |
Броня -
Главный
броневой пояс - 125; 75/125; 225; 125 мм ;
Противоторпедная защита - 37,5/50 мм ;
Казематы противоминной артиллерии - 25 мм ;
Траверзы - 100мм ; Боевая рубка - 254: 100;
75 мм ; Барбет башни главного калибра - 150/76 мм ; Барбет башни главного калибра (конц)
- 125/76 мм ; Башни главного калибра - 203;
76мм ; Верхняя броневая палуба - 37,5мм ;
Средняя броневая палуба - 25мм ;Нижняя броневая палуба - 12мм; Скосы
- 50мм. |
Вооружение -
12
- 305мм / 52 ; 16
- 120мм / 50 ; 2
- 75 мм/50 ; 1 - 40 мм ; 2
- 63 мм зен. ; 1
- 47мм зен. ; 2 -7,62 мм пулемета ; 4 - 457мм торпедных аппарата ( с 1929 - 4х3 - 305мм ; 16 - 120мм и 6 - 76,2мм орудий ; 1
катапульта и 2 гидросамолета : с 1941 4х3 - 305мм; 16 - 120мм ; 6 - 76,2мм и 16 - 37мм орудий ; 4 - 12,7мм пулемета) |
Радиотелеграф - 1
главная станция мощностью 10,2 кВт. дальность - 700 миль; 1 вспомогательная
станция мощностью 0,2 кВт., дальность - 50 миль |
Экипаж - 31
офицер/ 28 кондукторов / 1066 нижних чинов. (с 1023 - 1366 ; с 1038 - 1000 ; с 1941 - 1546 человек) |
Заложен3 июня 1909
на Балтийском судостроительном
заводе, Санкт-Петербург. Спущен 16 июня 1911. Вступил в строй 4 ноября 1914. Зачислен 16
мая 1911. Входил в состав первой бригады линейных кораблей (по боевому
расписанию Балтийского флота вторая маневренная группа для боя на центральной минно-артиллерийской
позиции). В августе 1915 г совместно с линкором “Гангут” прикрывал минные постановки
в Ирбенском проливе. 25 октября 1917 перешел на сторону советской власти. С
12 марта по 17 марта 1918 совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. Во время
гражданской войны участвовал в обороне Петрограда (октябрь 1919). 21 апреля 1921 вошел
в состав МСБМ. Капитальный ремонт в 1922 -1923, 1924-1925 и 1928-1929
(модернизация). 22 ноября 1929 убыл из Кронштадта на Черное море. Деловые заходы с
4 октября по 7 октября и с 10 декабря по 26 декабря 1929 - в Брест (Франция), с 6
января по 8 января
1930 - в Кольяри и с 9 января по 14 января 1930 - в Неаполь (Италия). 18 января 1930
прибыл в Севастополь и вошел в состав МСЧМ. С 11 января 1935 входил в состав
Черноморского флота. Капитальный ремонт 1933-1938 (модернизирован). В 1941-1942 участвовал в
обороне Севастополя и Керченского пролива, 8 июля 1945 награжден орденом
Красного Знамени. 24 июля 1954 переклассифицирован, в учебный линкор. 17 февраля 1956
исключен из состава ВМФ и передан в ОФИ. В 1956 - 1957 разобран на Севастопольской
базе “Главвторчермета” на металл.
“Полтава”
Длина -
181,2 м |
Ширина -
26,9 м |
Осадка -
8,5 м |
Водоизмещение -
23
288 т. |
Механизмы -
4 паротурбинных
агрегата системы Parsons (2 на бортовых. л.в. каждый из ТВДПХ и
ТВДЗХ и 2 на средние л.в. каждый из крейсерской ТВДПХ и ТНДЗХ) в 3-х машинных
отделениях; Французско -Русского завода; 42000
л.с. (сумм. ктр.); 52 000 л.с.
(Пр.И.); 25 водотурбинных котлов системы Yarrow (9198,9 м^2; 17кГс/см^2)
в 4-х котельных отделения Французско-Русского завода; 3 дизель генератора
по 120 кВт: 2 дизель генератора по 320 кВт. |
Скорость
хода - Максимальная
24,1 уз, экономическая 13 уз |
Запас топлива - Нормальный
816 т (уголь) + 200 т (нефть), Усиленый
2500 т (уголь) + 1100 т (нефть). |
Дальность
плавания - 800 м.
(при 21,75 узл.), 1625 м.(при 13 узл.). |
Броня -
Главный
6роневой пояс - 125; 75/125; 225; 125 мм ;
Противоторпедная защита - 37,5/50 мм ; Казематы противоминной артиллерии - 25 мм
; Траверзы - 100мм ; Боевая рубка - 254: 100; 75 мм ; Барбет башни главного
калибра - 150/ 76 мм ; Барбет башни главного калибра (конц) -125/76 мм ; Башни
главного калибра - 203; 76мм Верхняя
броневая палуба - 37,5мм ; Средняя броневая
палуба - 25мм ; Нижняя броневая палуба - 12мм ; Скосы - 50мм. |
Вооружение -
12
- 305мм / 52 ; 16
- 120мм / 50 ; 2
- 75 мм/50 ; 1 - 40 мм
; 2
- 63 мм зен. ; 1
- 47мм зен. ; 2
-7,62 мм пул. ; 4 -
бортовых подводных ТА 457мм. |
Радиотелеграф - 1
главная станция, 10,2 кВт. - 700 миль; 1 вспомогательная
станция, 0,2 кВт. (Мор. вед. 1911г)-50 миль |
Экипаж - 31
офицер/28 кондукторов/1066 нижних чинов. |
Заложен 3 июня 1909 на Адмиралтейском судостроительном заводе,
Санкт-Петербург. Спущен 27 июня 1911. Вступил в строй 4 декабря 1914. Зачислен 16
мая 1911. Входил в состав первой бригады линейных
кораблей (по боевому расписанию Балтийского флота вторая маневренная группа
для боя на центральной минно-артиллерийской позиции). 25 октября 1917 вошел
в состав советского Балтийского флота. С 12 марта по 17 марта 1918 совершил
переход из Гельсингфорса в Кронштадт. В годы гражданской войны участвовал в обороне
форта “Ино” (в апреле 1918). С октября 1918 находился в Петроградском
военном порту на хранении, где 25 ноября 1919 был выведен из строя в
результате пожара. Впоследствии встрой не вводился. В 1925 был частично
демонтирован и разоружен для восстановления однотипных линейных кораблей. В
30-х намечался к перестройке в линейный крейсер. 1941 был сдан
“Главвторчермету” для разборки, но осенью 1941 корпус линкора вывели в
огражденную часть Ленингадского морского канала и положили на грунт для
прикрытия от артиллерийских обстрелов
противника, дозорных СКА и катеров МО. 31 мая 1944 поднят, перебуксирован
в Ленинград и в 1949 разо6ран на металл.
“Гангут”
(с 27 июня 1925
- “Октябрьская революция”)
Длина -
181,2 м |
Ширина -
26,9 м |
Осадка -
8,5 м |
Водоизмещение -
23
288 т. ( с 1934 - 26 692 т) |
Механизмы -
4 паротурбинных
агрегата системы Parsons (2 на бортовых. л.в. каждый из ТВДПХ и
ТВДЗХ и 2 на средние л.в. каждый из крейсерской ТВДПХ и ТНДЗХ) в 3-х машинных
отделениях; Французско -Русского завода; 42000
л.с. (сумм. ктр.); 25 водотурбинных
котлов системы Yarrow (9198,9 м^2; 17кГс/см^2) в 4-х котельных отделения Французско-Русского завода; 3 дизель генератора по 120 кВт:
2 дизель генератора по 320 кВт. (с 1926 - 55 000 л.с. ; с 1934 - 60 600 л.с.) |
Скорость
хода - Максимальная
23 уз, экономическая 13 уз |
Запас топлива -
Нормальный
816 т (уголь) + 200 т (нефть), Усиленый
2500 т (уголь) + 1100 т (нефть). |
Дальность
плавания - 800 миль при 21,75 узл. ; 1625 миль
при 13 узлах (с 1926 - 2700 миль ; с 1934 - 2500 миль) |
Броня -
Главный
броневой пояс - 125; 75/125; 225; 125 мм ;
Противоторпедная защита - 37,5/50 мм ; Казематы противоминной артиллерии - 25 мм
; Траверзы - 100мм ;
Боевая рубка - 254: 100; 75 мм ; Барбет
башни главного калибра - 150/ 76 мм ; Барбет
башни главного калибра (конц) -125/76 мм ;
Башни главного калибра - 203; 76мм ; Верхняя
броневая палуба - 37,5мм ; Средняя броневая
палуба - 25мм ; Нижняя броневая палуба -
12мм ; Скосы
- 50мм. |
Вооружение -
12
- 305мм / 52 ; 16
- 120мм / 50 ; 2 - 75 мм/50 ; 1
- 40 мм ; 2
- 63 мм зен. ; 1
- 47мм зен. ; 2 -7,62 мм пул
; 4 -457мм торпедных аппарата. : (с 1926 : 4х3 - 305мм ; 16 -
120мм ; 6 - 76,2мм орудий и 4 - 7,62мм пулемета ; с 1942 : 4х3 - 305мм ; 10 - 120мм ; 3х2 - 76,2мм и 14 - 37мм орудий, 10 - 12,7мм
и 89 - 7,62мм пулемета) |
Радиотелеграф
- 1
главная станция, 10,2 кВт. - 700 миль; 1 вспомогательная
станция, 0,2 кВт. (Мор. вед. 1911г)-50 миль |
Экипаж -
31
офицер/28 кондукторов/1066 нижних чинов. ( с 1934 - 1277 человек ; с 1942 -
1411 человек) |
Заложен 3 июня 1909 на Адмиралтейском судостроительном заводе,
Санкт-Петербург. Спущен 24 сентября 1911. Вступил в строй 21 октября 1914. Зачислен 16
мая 1911. Входил в состав первой бригады линейных кораблей (по боевому
расписанию Балтийского флота первая маневренная группа для боя на центральной минно-артиллерийской
позиции), 15 августа 1915 совместно с линкором “Севастополь” прикрывал минные постановки
в Ирбенском проливе. Осенью 1915 и в декабре 1915 совместно с линкором “Петропавловск”
(флагман) участвовал в минно-заградительных операциях южнее оз. Гогланд
(в операционной зоне Германского флота). 25 октября 1917 вошел в состав советского
Балтийского флота. С 12 марта по 17 марта 1918 совершил переход из Гельсингфорса в
Кронштадт. В годы гражданской войны участвовал в обороне форта “Ино” (в апреле 1918). С октября 1918
по 4 мая 1925 находился в Петроградском военном порту на долговременном
хранении, 21 апреля 1921 вошел в состав МСБМ и 11 января 1935 - в состав КБФ.
Капитальный ремонт с 18 апреля 1925 по 20 июля 1926 и с 12 октября 1931 по 4
августа 1934
(модернизация). Участвовал в СФВ: 10 декабря и 18 декабря 1939 обстрел укреплений
противника на острове Бьёрке. В годы ВОВ артиллерия
корабля использовалась при обороне Ленинграда. Участвовал в Красносельско-Ропшинской
(с 14 января по 30 января 1944) и Выборгской (с 10 июня по 20 июня 1944) наступательных
операциях. 22 июля 1944 награжден орденом Красного Знамени. 24 июля 1954
переклассифицирован в учебный линкор, а 17 февраля 1956 исключен из состава ВМФ
и передан в ОФИ. В 1956-1957 разобран на Ленинградской базе “Главвторчермета”
на металл.
“Петропавловск”
(с 31 марта 1921
по 31 мая 1943 - “Марат”, с 28 ноября 1950 - “Волхов”)
Длина -
181,2 м |
Ширина -
26,9 м |
Осадка -
8,5 м |
Водоизмещение -
23
288 т. (с 1931 - 26 170 т) |
Механизмы -
4 паротурбинных
агрегата системы Parsons (2 на бортовых. л.в. каждый из ТВДПХ и
ТВДЗХ и 2 на средние л.в. каждый из крейсерской ТВДПХ и ТНДЗХ) в 3-х машинных
отделениях; Балтийского завода; 42000
л.с. (сумм. ктр.); 25 водотурбинных
котлов системы Yarrow (9198,9 м^2; 17кГс/см^2) в 4-х котельных отделения Балтийского завода; 3 дизель генератора
по 120 кВт: 2 дизель генератора по 320 кВт. (с 1931 - 61 100 л.с.) |
Скорость
хода - Максимальная
21 узел ( с 1931 - 23,4 узла), экономическая 12 узлов (с 1931 - 14 узлов) |
Запас топлива - Нормальный
816 т (уголь) + 200 т (нефть), Усиленый
2500 т (уголь) + 1100 т (нефть). |
Дальность
плавания - 800 миль при 21,75 узл., 1625 миль при 13 узлах.
(с 1931 - 2300 миль) |
Броня - Главный
6роневой пояс - 125; 75/125; 225; 125 мм ;
Противоторпедная защита - 37,5/50 мм ;
Казематы противоминной артиллерии - 25 мм ;
Траверзы - 100мм ; Боевая рубка - 254: 100;
75 мм ; Барбет башни главного калибра - 150/
76 мм ; Барбет башни главного калибра (конц)
-125/76 мм ; Башни главного калибра - 203;
76мм ;
Верхняя броневая палуба - 37,5мм ;
Средняя броневая палуба - 25мм ; Нижняя
броневая палуба - 12мм ; Скосы
- 50мм. |
Вооружение -
12
- 305мм / 52 ; 16
- 120мм / 50 ; 2
- 75 мм/50 ; 1
- 40 мм ; 2
- 63 мм зен. ; 1
- 47мм зен.; 2
-7,62 мм пул. ; 4 -
457мм торпедных аппарата |
Радиотелеграф - 1
главная станция мощностью 10,2 кВт., дальность - 700 миль; 1 вспомогательная
станция мощностью 0,2 кВт., дальность - 50 миль |
Экипаж - 31
офицер/28 кондукторов/1066 нижних чинов. (с 1939 - 1286 человек) |
Заложен
3 июня 1909 на Балтийском судостроительном заводе,
Санкт-Петербург.
Спущен 27 августа 1911. Вступил в строй 20 декабря 1914. Зачислен 16 мая 1911. Вошёл в состав
первой бригады линейных кораблей (по боевому
расписанию Балтийского флота первая маневр, группа для боя на центральной минно-артиллерийской
позиции). В ноябре-декабре 1915 совместно с линкором “Гангут” прикрывал активные минные
постановки (южнее о. Гогланд). 25 октября 1917 вошел в состав советского Балтийского
флота.
С 12 по 17 марта 1918 совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. В период с
13 июня по 15 июня 1919 участвовал в подавлении мятежа на форту “Красная
Горка”. В мае-июне 1919, находясь в составе ДОТ, вел боевые действия в Копорском
заливе и оборонял Петроград. С 21 апреля 1921 входил в состав МСБМ и с 11 января 1935
- в составе КБФ. 14 февраля 1923 на общем собрании
личного состава линкора Почетным членом экипажа единогласно был избран В.И.
Ленин, а 22 июня 1926 Почетным рулевым - Народный комиссар по военным и
морским делам К.Е. Ворошилов. С 20 июля по 27 июля 1925 во главе эскорта
МСБМ совершил поход в Кильскую б. Капитальный ремонт в 1928-1931 (модернизация).
С 1 сентября по 10 сентября 1934 - визит в Гдыню (Польша), с 10 мая по 5 июня 1937
- на Спитхедский рейд (Англия), в Мемель (Литва), Лиепаю (Латвия) и Таллин
(Эстония). Участвовал в СФВ - обстрел
укреплений противника на острове Бьёрке. В годы ВОВ артиллерия корабля
использовалась при обороне Ленинграда. Участвовал в Красносельско-Ропшинской
(с 14 января по 30 января 1944) и Выборгской (с 10 июня по 20 июня 1944) наступательных
операциях. 23 сентября 1941, при стоянке в Кронштадте, получил тяжелые повреждения
от ударов немецкой авиации, после чего разломился и сел на грунт. Использовался
как ПБА. 25 сентября 1951 переформирован в несамоходное учебное судно, а 4 сентября 1953 исключен
из состава ВМФ с передачей в ОФИ для разборки. |