"Андрей Первозванный"
Заказаны в рамках судостроительной программы на 1903-1920. Начаты постройкой на кредиты, выделенные для поддержания деятельности
“частных судостроительных заводов и казенных верфей”. Достраивались по
программе “Распределение ассигнований на судостроение” на 1907-1911.
Заложены как улучшенные Эскадренные броненосцы типа “Бородино”
- с увеличенным (до 203мм) калибром средней артиллерии, усиленными
бронированием и противоминной защитой, водоизмещением ориентировочно в
16 500 т. По опыту Русско-японской войны проект был переработан. Число
орудий среднего калибра увеличили до 14 (против 12 в башнях); ввели единый
противоминный калибр из 12 - 120мм орудий и усилили противоминную защиту,
при отсутствии каких либо отверстий в броне ниже верхней палубы. Из-за
многочисленных переработок достройка затянулась и к моменту вступления
в строй морально устарели. Последние из построенных русских эскадренных
броненосцев.
"Андрей Первозванный"
Длина -
140,21 метров |
Ширина -
24,38 метра |
Осадка -
8,53 метров |
Водоизмещение -
стандартное 18 790 т. |
Механизмы -
2 вертикальных
паровых машины 3-го расш. - 17 600 инд.
л.с. (сумм. контр.);- 17 635 инд. л.с. (Пр.И.);
- 25 водотрубных котлов системы Belleville (4 752,2 м2, 17-18 кГ/см2) в 5-и котельных отделениях Французско-Руссского завода. |
Скорость
хода - максимальная 18 узлов. |
Запас топлива, уголь -
нормальный
1 500 т, усиленный 1788 т |
Дальность
плавания - 1
440 миль при 18 узлах |
Броня - Верхний
броневой пояс - носовая оконечность 79 мм, средняя часть 127
мм, кормовая оконечность 79 мм ; Нижний броневой пояс - носовая оконечность 127
мм, средняя часть 216 мм, кормовая оконечность 102 ... 114 мм ; Казематы противоминной артиллерии
- 127 мм ; Башни
главного калибра - 203; 254; 63,5 мм ; Башни среднего калибра - 152; 127;
177,8; 50.8 мм ; Носовая
боевая рубка - 203; 102 мм ; Кормовая
боевая рубка - 203; 102 мм ; Нижняя
броневая палуба - 39,6 мм ; Скосы
- 38,1 мм ; Верхняя палуба - 31,7 мм ; Навесная
палуба - 19 мм. |
Вооружение -
4 -305мм/40 ; 14 -203мм/50 ;
12-120мм /65 ; 6
- 7,62мм пул. ; 2 - 47мм салютн. пушки ; 2 подводных
торпедных аппарата 457мм. |
Радиотелеграф -
одна станция, 2 кВт. - дальность 300
миль: одна станция, 8 кВт. (“Telefunken”)
- дальность 600 миль. |
Экипаж -
31 офицер / 26 кондукторов / 900
нижних чинов. |
Заложен 28 апреля 1905
на Эллинге Нового адмиралтейства,
Санкт-Петербург, спущен 7 октября 1906. Зачислен 21 августа 1903. Вступил
в строй 30 апреля 1912. До 27 сентября 1907 классифицировался как эскадренный броненосец. В период
Первой Мировой войны прикрывал набеговые действия легких сил флота. 3 марта 1917 выступил против правительства в Гельсингфорсе
(Хельсинки). 25 октября 1917 вошел в состав советского
Балтийского флота. С 5 апреля по 10 апреля 1918 совершил переход из
Гельсингфорса в Кронштадт. 13
июня 1919
участвовал в подавлении мятежа на форту “Красная Горка”, входил в состав
Действующего отряда. 18 августа 1919 был поврежден в Кронштадте торпедой, выпущенной английским
торпедным катером. Восстановительный ремонт не закончили из-за отсутствия средств и материалов.
С 1920 находился в Кронштадтском военном порту на хранении,
120мм орудия корабля использовались на сухопутных фронтах, речных и озерных
флотилиях, 15 декабря 1923 сдан Комгосфондов для разборки и 8 февраля 1924 исключен
из состава Морских сил Балтийского моря. Впоследствии 203мм башни линкора были установлены на фортах
“Краснофлотский” и “Первомайский”.
“Император Павел I”
(с 16 апреля 1917 - “Республика”)
Длина -
140,21 метров |
Ширина -
24,38 метра |
Осадка -
8,53 метров |
Водоизмещение -
стандартное 18 000 т. |
Механизмы -
2 Верт.
паровых машины 3-го расш. - 17 600 инд.
л.с. (сумм. контр.);- 18 596 инд. л.с. (Пр.И.)
- 25 водотрубных котлов системы Belleville (4 752,2 м^2, 17-18 кГ/см^2) в 5-и котельных отделениях Балтийского завода |
Скорость
хода - максимальная
18,5 узлов, экономическая 12 узлов |
Запас топлива -
нормальный
1 325 т, усиленый 1460 т |
Дальность
плавания - 1
500 миль при 18 узлах, 2 100м при 12 узлах |
Броня -
Верхний
броневой пояс - носовая оконечность 79 мм, средняя часть 127
мм, кормовая оконечность 79 мм ;Нижний броневой пояс - носовая оконечность 127
мм, средняя часть 216 мм, кормовая оконечность 102 ... 114 мм ; Казематы противоминной артиллерии
- 127 мм ; Башни
главного калибра - 203; 254; 63,5 мм ; Башни
среднего калибра - 152; 127; 177,8; 50,8 мм ; Носовая
боевая рубка - 203; 102 мм ; Кормовая
боевая рубка - 203; 102 мм ; Нижняя
броневая палуба - 39,6 мм ; Скосы
- 38,1 мм ; Верхняя
палуба - 31,7 мм ; Навесная
палуба - 19 мм |
Вооружение -
4 -305мм/40 ; 14
-203мм/50 ; 12-120мм
/65 ; 6
- 7,62мм пулеметов ; 2
- 47мм салютн. пушки. 2 подводных ТА 457мм. |
Радиотелеграф -
станция, 2 кВт. - 300 миль;
станция, 8 кВт. (“Telefunken”) - 600 миль. |
Экипаж -
31 офицеров / 26 кондукторов /
900 нижних чинов |
Заложен 14 октября 1904
на Балтийском судостроительном
заводе Санкт-Петербург, спущен 25 августа 1907. Зачислен 21 августа 1903. Вступил
в строй в мае 1912. До 27 сентября 1907 классифицировался как
эскадренный
броненосец.
В период Первой Мировой войны прикрывал набеговые действия легких сил флота. 3
марта 1917
выступил против правительства в Гельсингфорсе. 25 октября 1917 вошел в состав советского
Балтийского флота. С 5 апреля по 10 апреля 1918 перешел из Гельсингфорса в Кронштадт. В
апреле 1918 участвовал
в обороне форта “Ино”. С 9 сентября 1918 находился в Кронштадском военном порту
на хранении, 120мм орудия корабля частично
использовались на сухопутных фронтах, озёрных и речных флотилиях. 22 ноября 1923
сдан Комгосфондов для разборки, разоружен и 21 ноября 1925 исключён из состава Рабоче-Крестьянского Красного флота.
|