Военно-морской флот России

День за днем Корабли Подводные лодки Морская авиация Боевые пловцы
Персоналии Галерея картин Книги Аудио Видео
Разное Ссылки Поиск Благодарности
 

"Екатерина II"

Описание Фотографии

 

Когда в 1882 году встал вопрос о постройке первого броненосца для Черного моря, в качестве его прототипа рассматривались и британский "Аякс", и французский "Кайман", и отечественный "Петр Великий", но в итоге получился совершенно оригинальный проект высокобортного корабля с треугольным расположением шести 305-мм орудий в спаренных барбетных установках. При этом практически в любом секторе обстрела могли вести огонь две установки. Артиллерия усилилась не только количественно, но и качественно: 305-мм орудия с длиной ствола в 30 калибров могли пробивать значительно более толстую броню, чем 20-калиберные орудия "Петра Великого". Уже в ходе постройки Морской Технический комитет решил вместо предполагавшейся первоначально цитадельной схемы бронирования, оставлявшей незащищенной почти 2/3 корабля, применить полный пояс по всей длине ватерлинии. К недостаткам можно лишь отнести установку 152-мм артиллерии в небронированной батарее в носу и корме, но подобная система применялась в это время на броненосцах всего мира. Необходимость защиты артиллерии среднего калибра была осознана только после появления скорострельных орудий калибра 120 - 152 мм. По удачному проекту с небольшими промежутками во времени заложили сразу 4 корабля. Главные различия между ними состояли как раз в устройстве барбетных установок. На "Екатерине II" (I) орудия выдвигались над кромкой брони только на момент наведения и выстрела. На "Чесме" (I) и "Синопе" выдвижение орудий не предусматривалось, но сами установки оставались открытыми, а на "Георгии Победоносце" применили башенноподобное прикрытие с наклонной лобовой плитой, хотя толщина его оставалась незначительной и предохраняла только от осколков, пуль и снарядов мелких калибров. Кроме того, на двух последних кораблях серии – "Чесме" (I) и "Георгии Победоносце" – более мощными стали и сами орудия (305-мм с длиной ствола в 35 калибров). Правда, введение более тяжелых и длинных орудий привело к тому, что при развороте их на борт, корабль получал значительный крен, затруднявший и наведение, и саму стрельбу. Все четыре броненосца благополучно дослужили до конца русско-японской войны, хотя у первой тройки неоднократно возникали неприятности с машинно-котельной установкой. Катастрофа русского флота при Порт-Артуре и Цусиме заставила бережно относится к каждому оставшемуся кораблю, в том числе и устаревшему. Поэтому в 1906 году предполагалось существенно модернизировать "Синоп", "Чесму" и "Георгий Победоносец" с установкой четырех современных 305-мм орудий с длиной ствола в 40 калибров в башенных установках и 120-мм скорострельной артиллерии. Были даже заказаны орудия, но нелепость затеи стала ясна для Морского штаба. Вполне разумно решили подождать вступления в строй новых кораблей.

"Синоп"

Длина -  103,48 метра
Ширина - 21,03 метра
Осадка -  8,66 метра
Водоизмещение -  10,181 тонна
Механизмы - 2 вертикальные паровые машины тройного расширения - 9000 инд.л.с. (сумм. контр), 20 котлов, 2 винта, 12,807 инд.л.с.
Скорость хода -  наибольшая - 16,5 узлов, экономическая - 10 узлов
Запас топлива, уголь - нормальный - 900 т ; усиленный - 1000 т
Дальность плавания -  1,100 миль при 14,2 узлах ; 2,320 миль при 10 узлах
Броня -  борт от 152 до 406 мм, казематы от 254 до 305 мм, боевая рубка – 229 мм, палуба от 50 до 63 мм
Вооружение -  4-203мм/50, 12-152мм/45, 4-47-мм орудия, 2-7,62-мм пулемета
Радиотелеграф - 1 станция 2 кВт.
Экипаж -  633 человека

Заложен 7 октября 1883 года (официально 6 февраля 1884 года) на заводе РОПиТ в Севастополе и 15 октября 1883 года зачислен в списки судов Черноморского флота, спущен на воду 1 июня 1887 года, вступил в строй в июне 1889 года. 13 февраля 1892 года переклассифицирован в эскадренный броненосец, а 10 октября 1907 года в линейный корабль. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1910 году с перевооружением. Участвовал в первой мировой войне (нес брандвахтенную службу у Севастопольской бухты, с ноября 1916 года использовался в качестве штабного корабля отряда судов на Дунае, а затем и всего Черноморского флота) и в гражданской войне (установление Советской власти в Одессе в январе-марте 1918 года). 30 января 1918 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С апреля 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года – англо-французскими интервентами и передан ими в распоряжение белогвардейцев. 19 февраля 1919 года разоружен, а 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля был освобожден частями Украинского фронта РККА, но 24 июня снова захвачен белогвардейцами. После освобождения 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

"Георгий Победоносец"

Длина -  103,48 метра
Ширина - 21,03 метра
Осадка -  8,66 метра
Водоизмещение -  10,750 тонн
Механизмы - 2 вертикальные паровые машины тройного расширения - 9000 инд.л.с. (сумм. контр), 16 котлов, 2 винта, 10,600 инд.л.с.
Скорость хода -  наибольшая - 16,5 узлов (-14 узлов в 1912), экономическая - 8 узлов
Запас топлива, уголь - нормальный - 766 т ; усиленный - 900 т
Дальность плавания -  1,285 миль при 14 узлах ; 3,500 миль при 8 узлах
Броня -  борт от 152 до 406 мм, казематы от 254 до 305 мм, боевая рубка – 229 мм, палуба от 50 до 63 мм
Вооружение - 6-305мм/35, 7-152мм/35, 8-47мм, 4-7,62; с 1914 года: 8-152/45 мм орудий; с 1916 года: 14-152/45 мм орудий
Экипаж -  633 человека

3 февраля 1890 года зачислен в списки судов Черноморского флота и 5 мая 1891 года заложен на заводе РОПиТ в Севастополе, спущен на воду 9 марта 1892 года, вступил в строй в сентябре 1893 года. 13 февраля 1892 года переклассифицирован в эскадренный броненосец, а 10 октября 1907 года – в линейный корабль. 30 июня 1905 года присоединился к восставшему броненосцу "Князь Потемкин-Таврический" и прибыл в Одессу, но на следующий день был посажен на отмель и сдан царским властям. Участвовал в первой мировой войне (отражение набега германо-турецких кораблей на Севастополь 11 ноября 1914 года); использовался как штабной корабль и брандвахта. 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился на хранении в Севастопольском военном порту, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года – англо-французскими интервентами. 29 апреля 1919 года был освобожден частями Украинского фронта РККА, но 24 июня 1919 года снова захвачен белогвардейцами и включен в состав морских сил Юга России. 14 ноября 1920 года уведен врангелевцами на буксире при эвакуации из Севастополя в Стамбул и 29 декабря 1920 года интернирован французскими властями в Бизерте (Тунис). 29 октября 1924 года правительством Франции признан собственностью СССР, но как окончательно устаревший в середине 1920-х гг. продан "Рудметаллторгом" французской фирме на металлолом и в начале 1930-х гг. разобран на металл в Бизерте.

"Екатерина II"

Длина -  103,48 метра
Ширина - 21,03 метра
Осадка -  8,66 метра
Водоизмещение -  10,181 тонна
Механизмы - 2 х 4550 л.с.
Скорость хода -  наибольшая - 15 узлов
Дальность плавания -  4600 миль
Броня -  борт от 203 до 406 мм, казематы - 305 мм, палуба - 57 мм, рубка - 229
Вооружение -  3х2 - 305мм ; 7 - 152мм ; 2 - 64мм ; 8 - 47мм ; 4х5 - 37мм орудий
Экипаж -  633 человека

Заложен 14 июня 1883 на эллинге Николаевского адмиралтейства и 3 октября 1883 зачислен в списки судов ЧФ, спущен 8 мая 1886, вступил в строй в 1888. 1 февраля 1892 переклассифицирован в ЭБР. Капитальный ремонт в 1898-1902. 18 марта 1907 разоружен и сдан Севастопольскому военному порту для реализации. 1 августа 1907 исключен из списков судов ЧФ и в 1908 превращен в мишень для отработки торпедных стрельб.

"Чесма"

Длина -  103,48 метра
Ширина - 21,03 метра
Осадка -  8,66 метра
Водоизмещение -  10,930 тонна
Механизмы - 2 х 4525 л.с.
Скорость хода -  наибольшая - 13,5 узлов
Дальность плавания -  4600 миль
Броня -  борт от 203 до 406 мм, казематы - 305 мм, палуба - 57 мм, рубка - 229
Вооружение - 3х2 - 305мм ; 7 - 152мм ; 2 - 64мм ; 8 - 47мм ; 4х5 - 37мм орудий
Экипаж -  633 человека

Заложен 28 июня 1883 на заводе РОПиТ в Севастополе и 3 октября 1883 зачислен в списки судов ЧФ, спущен 6 мая 1886, вступил в строй 17 мая 1889. 1 февраля 1892 переклассифицирован в ЭБР. 18 марта 1907 разоружен и сдан Севастопольскому военному порту для реализации. 1 августа 1907 исключен из списков судов ЧФ. В 1912 потоплен и посажен на грунт в Днепровско-Бугском лимане в районе Очакова для использования в качестве мишени при отработке артиллерийских стрельб.

 
   
Реклама: