"Екатерина II"
Когда в 1882 году встал вопрос о постройке первого броненосца для Черного
моря, в качестве его прототипа рассматривались и британский "Аякс",
и французский "Кайман", и отечественный
"Петр Великий", но в итоге получился совершенно оригинальный проект
высокобортного корабля с треугольным расположением шести 305-мм орудий в
спаренных барбетных установках. При этом практически в любом секторе обстрела
могли вести огонь две установки. Артиллерия усилилась не только количественно,
но и качественно: 305-мм орудия с длиной ствола в 30 калибров могли пробивать
значительно более толстую броню, чем 20-калиберные орудия
"Петра Великого". Уже в ходе постройки Морской Технический комитет
решил вместо предполагавшейся первоначально цитадельной схемы бронирования,
оставлявшей незащищенной почти 2/3 корабля, применить полный пояс по всей длине
ватерлинии. К недостаткам можно лишь отнести установку 152-мм артиллерии в
небронированной батарее в носу и корме, но подобная система применялась в это
время на броненосцах всего мира. Необходимость защиты артиллерии среднего
калибра была осознана только после появления скорострельных орудий калибра 120 -
152 мм. По удачному проекту с небольшими промежутками во времени заложили сразу
4 корабля. Главные различия между ними состояли как раз в устройстве барбетных
установок. На "Екатерине II" (I) орудия выдвигались над кромкой
брони только на момент наведения и выстрела. На "Чесме" (I) и
"Синопе" выдвижение орудий не предусматривалось, но сами установки
оставались открытыми, а на
"Георгии Победоносце" применили башенноподобное прикрытие с
наклонной лобовой плитой, хотя толщина его оставалась незначительной и
предохраняла только от осколков, пуль и снарядов мелких калибров. Кроме того, на
двух последних кораблях серии – "Чесме" (I) и
"Георгии Победоносце" – более мощными стали и сами орудия (305-мм с
длиной ствола в 35 калибров). Правда, введение более тяжелых и длинных орудий
привело к тому, что при развороте их на борт, корабль получал значительный крен,
затруднявший и наведение, и саму стрельбу. Все четыре броненосца благополучно
дослужили до конца русско-японской войны, хотя у первой тройки неоднократно
возникали неприятности с машинно-котельной установкой. Катастрофа русского флота
при Порт-Артуре и Цусиме заставила бережно относится к каждому оставшемуся
кораблю, в том числе и устаревшему. Поэтому в 1906 году предполагалось
существенно модернизировать
"Синоп", "Чесму" и
"Георгий Победоносец" с установкой четырех современных 305-мм
орудий с длиной ствола в 40 калибров в башенных установках и 120-мм
скорострельной артиллерии. Были даже заказаны орудия, но нелепость затеи стала
ясна для Морского штаба. Вполне разумно решили подождать вступления в строй
новых кораблей.
"Синоп"
Длина
- 103,48 метра |
Ширина
- 21,03 метра |
Осадка
- 8,66 метра |
Водоизмещение
- 10,181 тонна |
Механизмы -
2 вертикальные паровые машины тройного
расширения - 9000 инд.л.с. (сумм. контр), 20 котлов, 2 винта, 12,807 инд.л.с. |
Скорость
хода - наибольшая - 16,5 узлов, экономическая - 10 узлов |
Запас топлива,
уголь - нормальный - 900 т ; усиленный - 1000 т |
Дальность
плавания - 1,100 миль при 14,2 узлах ; 2,320 миль при 10
узлах |
Броня - борт от 152 до 406 мм, казематы от 254 до 305
мм, боевая рубка – 229 мм, палуба от 50 до 63 мм |
Вооружение -
4-203мм/50, 12-152мм/45, 4-47-мм орудия, 2-7,62-мм пулемета |
Радиотелеграф - 1 станция 2 кВт. |
Экипаж -
633 человека |
Заложен 7 октября 1883 года (официально 6 февраля 1884 года) на заводе РОПиТ
в Севастополе и 15 октября 1883 года зачислен в списки судов Черноморского
флота, спущен на воду 1 июня 1887 года, вступил в строй в июне 1889 года. 13
февраля 1892 года переклассифицирован в эскадренный броненосец, а 10 октября
1907 года в линейный корабль. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в
1910 году с перевооружением. Участвовал в первой мировой войне (нес
брандвахтенную службу у Севастопольской бухты, с ноября 1916 года использовался
в качестве штабного корабля отряда судов на Дунае, а затем и всего Черноморского
флота) и в гражданской войне (установление Советской власти в Одессе в
январе-марте 1918 года). 30 января 1918 года вошел в состав Красного
Черноморского флота. С апреля 1918 года находился в Севастопольском военном
порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а
24 ноября 1918 года – англо-французскими интервентами и передан ими в
распоряжение белогвардейцев. 19 февраля 1919 года разоружен, а 22-24 апреля 1919
года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля
был освобожден частями Украинского фронта РККА, но 24 июня снова захвачен
белогвардейцами. После освобождения 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА
в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на
металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.
"Георгий Победоносец"
Длина
- 103,48 метра |
Ширина
- 21,03 метра |
Осадка
- 8,66 метра |
Водоизмещение
- 10,750 тонн |
Механизмы -
2 вертикальные паровые машины тройного
расширения - 9000 инд.л.с. (сумм. контр), 16 котлов, 2 винта, 10,600 инд.л.с. |
Скорость
хода - наибольшая - 16,5 узлов (-14 узлов в 1912), экономическая - 8 узлов |
Запас топлива,
уголь - нормальный - 766 т ; усиленный - 900 т |
Дальность
плавания - 1,285 миль при 14 узлах ; 3,500 миль при 8 узлах |
Броня - борт от 152 до 406 мм, казематы от 254 до 305
мм, боевая рубка – 229 мм, палуба от 50 до 63 мм |
Вооружение -
6-305мм/35, 7-152мм/35, 8-47мм, 4-7,62;
с 1914 года: 8-152/45 мм орудий; с 1916 года: 14-152/45 мм орудий |
Экипаж -
633 человека |
3 февраля 1890 года зачислен в списки судов Черноморского флота и 5 мая 1891
года заложен на заводе РОПиТ в Севастополе, спущен на воду 9 марта 1892 года,
вступил в строй в сентябре 1893 года. 13 февраля 1892 года переклассифицирован в
эскадренный броненосец, а 10 октября 1907 года – в линейный корабль. 30 июня
1905 года присоединился к восставшему броненосцу
"Князь Потемкин-Таврический" и прибыл в Одессу, но на следующий день был
посажен на отмель и сдан царским властям. Участвовал в первой мировой войне
(отражение набега германо-турецких кораблей на Севастополь 11 ноября 1914 года);
использовался как штабной корабль и брандвахта. 29 декабря 1917 года вошел в
состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился на хранении в
Севастопольском военном порту, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими
оккупантами, а 24 ноября 1918 года – англо-французскими интервентами. 29 апреля
1919 года был освобожден частями Украинского фронта РККА, но 24 июня 1919 года
снова захвачен белогвардейцами и включен в состав морских сил Юга России. 14
ноября 1920 года уведен врангелевцами на буксире при эвакуации из Севастополя в
Стамбул и 29 декабря 1920 года интернирован французскими властями в Бизерте
(Тунис). 29 октября 1924 года правительством Франции признан собственностью
СССР, но как окончательно устаревший в середине 1920-х гг. продан
"Рудметаллторгом" французской фирме на металлолом и в начале 1930-х гг. разобран
на металл в Бизерте.
"Екатерина II"
Длина
- 103,48 метра |
Ширина
- 21,03 метра |
Осадка
- 8,66 метра |
Водоизмещение
- 10,181 тонна |
Механизмы - 2 х
4550 л.с. |
Скорость
хода - наибольшая - 15 узлов |
Дальность
плавания - 4600 миль |
Броня - борт от
203 до 406 мм, казематы - 305
мм, палуба - 57 мм, рубка - 229 |
Вооружение -
3х2 - 305мм ; 7 - 152мм ; 2 - 64мм ; 8 - 47мм ; 4х5 - 37мм орудий |
Экипаж -
633 человека |
Заложен 14 июня 1883 на эллинге Николаевского адмиралтейства и 3 октября 1883 зачислен в списки
судов ЧФ, спущен 8 мая 1886, вступил в строй в 1888. 1 февраля 1892 переклассифицирован в ЭБР. Капитальный ремонт в 1898-1902. 18
марта 1907 разоружен и сдан Севастопольскому военному порту для реализации. 1 августа 1907 исключен из списков судов ЧФ и в 1908
превращен в мишень для отработки торпедных стрельб. "Чесма"
Длина
- 103,48 метра |
Ширина
- 21,03 метра |
Осадка
- 8,66 метра |
Водоизмещение
- 10,930 тонна |
Механизмы - 2 х
4525 л.с. |
Скорость
хода - наибольшая - 13,5 узлов |
Дальность
плавания - 4600 миль |
Броня - борт от
203 до 406 мм, казематы - 305
мм, палуба - 57 мм, рубка - 229 |
Вооружение -
3х2 - 305мм ; 7 - 152мм ; 2 - 64мм ; 8 - 47мм ; 4х5 - 37мм орудий |
Экипаж -
633 человека |
Заложен 28 июня 1883 на заводе РОПиТ в Севастополе и 3 октября 1883 зачислен в списки судов ЧФ,
спущен 6 мая 1886, вступил в строй 17 мая 1889. 1 февраля 1892 переклассифицирован в ЭБР. 18 марта 1907 разоружен и сдан
Севастопольскому военному порту для реализации. 1 августа 1907 исключен из списков судов ЧФ. В 1912 потоплен и посажен на грунт в
Днепровско-Бугском лимане в районе Очакова для использования в качестве мишени при отработке артиллерийских стрельб. |