"Евстафий"
Заказаны в рамках судостроительной программы
на 1903-1923. В основном строились на кредиты программы "распределения
ассигнований на судостроение" на 1907-1911 с целью поддержки деятельности
"частных судостроительных заводов и казенных верфей". Первоначально предполагалось
построить для Черноморского флота 2 броненосца по чертежам и спецификациям строившегося
в тот период эскадренного броненосца "Князь Потемкин Таврический", с заменой всех 152мм орудий
на 203мм. По финансовым соображениям орудия поменяли лишь в нижнем каземате.
Проект разработан корпусом инженерным полковником Шоттом. Практически полностью
повторяли прототип, но имели более совершенную конструкцию боевой рубки
и системы броневой защиты противоминной артиллерии.
"Евстафий"
(с 06 июля 1921 "Революция")
Длина -
118,03 метров |
Ширина -
22,56 метра |
Осадка -
8,23 метров |
Водоизмещение -
стандартное 12 840 т. |
Механизмы -
2 вертикальных паровых
машины 3-го расш. - 10 600 инд. л.с. (сумм. контр.); - о6щества Судостроительных
механических заводов в Николаеве: 22 водотрубных котлов системы Bellville
(17 кГ/с^2) в З-х котельных отделениях; общества Судостроительных механических
заводов в Николаеве: 4 пародинамомашины по 150 кВт: 2 пародинамомашины
по 64 кВт. |
Скорость
хода - максимальная 16,65 узлов, экономическая 12
узлов |
Запас топлива - нормальный 1100 т, усиленный 1530 т |
Дальность
плавания - 1600 миль при 16 узлах :
1884 миль 12 узлах. |
Броня - Главный броневой пояс - 152/76.2: 177,8-203:
228,6: 177,8-203мм ; Траверзы - 177,8мм ; Казематы - 127мм ; Казематы
152мм орудий - 127мм ; Защита противоминной артиллерии - 88,9мм ; Защита 75мм
орудий - 12,7мм и 76,2мм ; Башни - 254: 63,5мм ; Элеваторы подачи боеприпасов -
127-254мм ; Боевая рубка - 203,2: 76,2мм ; Броневая палуба - 34,9-69,8мм ; Скосы - 47,6-76,2мм
; Казематы 203мм орудий - 38,1мм. |
Вооружение -
4-305мм/40 ; 4-203мм/ 50 ; 12-152мм/45 ; 14-75мм/50 ; 4-7,62мм пулемета
; 2 подводных бортовых ТА 457мм ; с 1916г: 4-305мм ; 4-203мм ; 12-152мм ; 3-75 зен. с конца 1916г: 4-305мм ;
4-203мм ; 12-152мм ; 2-75мм ; 2-40мм. |
Радиотелеграф - 1 станция, 2 кВт ("Telefunken"
1909г) - 250 миль |
Экипаж - 28 офицеров / 20 кондукторов /
880 нижних чинов |
Заложен 10 ноября 1904. Спущен 21 октября 1906. Вступил в строй 15 мая 1911. Зачислен 30
июня 1903. До 27 сентября 1907 классифицировался как эскадренный броненосец. 29
июля 1911
вместе с "Пантелеймон", "И. Златоуст" и "Ростислав" образовал бригаду линейных
кораблей
Черного моря. В 1911 главный носовой компас перенесли в носовую боевую рубку,
а верхний ходовой мостик демонтировали. С началом Первой Мировой войны 6-75мм орудий
со спардека были убраны, с целью замены их на 4-152мм,а затем на 4-203мм
орудия. Но, из-за возникшего, в связи с боевыми действиями дефицита последних, от этих планов отказались. В 1916 с корабля сняли все 75мм орудия. В
период Первой Мировой войны участвовал в обстреле побережья и портов Зунгулдак, Килимли,
Козлу и Варна, в операциях на коммуникациях противника. Прикрывал минно-заградительные
действия легких сил флота и воинские перевозки. 16 декабря 1917 вошел в состав
советского Черноморского флота. С марта 1918 находился в Севастопольском военном порту на хранении,
где в январе-мае 1918 был захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918 англо-французскими
интервентами. Впериод с 22 апреля по 24 апреля 1919, по приказу английского командования,
были взорваны механизмы, и выведено из строя артиллерийское вооружение,
29 апреля 1919 был освобожден частями советского Украинского фронта, 24 июня 1919
захвачен белогвардейцами. После освобождения 15 ноября 1920 Советскими частями
РККА, в строй не вводился. В 1922 сдан Комгосфондов для разборки на металл
и 21 ноября 1925 исключен из списков судов РККФ.
"Иоанн Златоуст"
Длина -
117,60 метров |
Ширина -
22,55 метра |
Осадка -
8,25 метров |
Водоизмещение - стандартное 12 855 т. |
Механизмы - 2 вертикальных паровых
машины 3-го расш. - 10 600 инд. л.с. (сумм. контр.);10 804,4 инд.л.с.(Пр.И.)
- о6щества Судостроительных механических заводов в Николаеве: 22 водотрубных
котлов системы Bellville (17 кГ/с^2) в З-х котельных отделениях;
Французско-Русского завода: 4 пародинамомашины по 150 кВт: 2 пародинамомашины
по 64 кВт. |
Скорость
хода - максимальная 16,6 узлов, экономическая 10
узлов |
Запас топлива, уголь -
нормальный 1000 т, усиленный 1530 т |
Дальность
плавания - 1300 миль при 16 уэлах ;
2100 миль при 10 узлах. |
Броня -
Борт 152 - 244 мм ; Траверзы - 177,8мм ; Казематы - 127мм ;
Казематы 152мм орудий - 127мм ; Защита противоминной артиллерии - 88,9мм ;
Защита 75мм орудий - 12,7мм и 76,2мм ; Башни - 254 мм борт, 63,5мм крыша ;
Элеваторы подачи боеприпасов - 127-254мм ; Боевая рубка - 203,2 мм борт, 76,2 мм
крыша ; Броневая палуба - 34,9-69,8мм ; Скосы - 47,6-76,2мм ; Казематы 203мм орудий - 38,1мм |
Вооружение -
4-305мм/40 ; 4-203мм/ 50 ; 12-152мм/45 ; 14-75мм/50 ; 4-7,62мм пулемета
;
2 подводных бортовых ТА 457мм ; с 1916г: 4-305мм ; 4-203мм ; 12-152мм
; 4-75мм зен. ; с конца 1916г: 4-305мм ; 4-203мм ; 12-152мм ; 2-75мм
; 2-63,5мм. |
Радиотелеграф -
одна станция, 2 кВт -
дальность 250 миль |
Экипаж -
28 офицеров / 20 кондукторов /
880 нижних чинов |
Заложен 31 октября 1904. Спущен 18 апреля 1906. Вступил в строй 19 марта 1911. Зачислен 30
июня 1903.
До 27 сентября 1907 классифицировался как эскадренный броненосец. 29 июля 1911 вместе
с линейными кораблями "Пантелеймон", "Евстафий" и "Ростислав" образовал бригаду
линейных кораблей Черного
моря. В 1911 главный носовой компас перенесли в носовую боевую рубку, а верхний ходовой
мостик демонтировали. С началом Первой Мировой войны 6-75мм орудий со спардека были
убраны, с целью замены их на 4-152мм,а затем на 4-203мм орудия. Но, из-за
возникшего, в связи с боевыми действиями дефицита последних ,от этих планов
отказались. В 1916 с корабля сняли все 75мм орудия. В период Первой Мировой
войны участвовал
в обстреле побережья и портов Зунгулдак, Килимли, Козлу и Варна, в операциях
на коммуникациях противника. Прикрывал минно-заградительные действия легких
сил флота и воинские перевозки. 16 декабря 1917 вошел в состав советский Черноморского
флота.
С марта 1918 находился в Севастопольском военном порту на хранении, где в
январе-мае 1918 был захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918 англо-французскими
интервентами. В период с 22 апреля по 24 апреля 1919, по приказу английского командования,
были взорваны механизмы и выведено из строя артиллерийское вооружение,
29 апреля 1919 был освобожден частями советского Украинского фронта, 24 июня 1919
захвачен белогвардейцами. После освобождения 15 ноября 1920 Советскими частями
РККА в строй не вводился. В 1922 сдан Комгосфондов для разборки на металл
и 21 ноября 1925 исключен из списков судов РККФ.
|