"Пересвет"
Построены по судостроительной программе 1895. По своим боевым возможностям приближались
к броненосным крейсерам, постройку которых Россия последовательно осуществляла до 1900. Предназначались для широкомасштабных крейсерских операций, отличались
прекрасными мореходными качествами, большими запасами топлива и повышенной
для эскадренных броненосцев, скоростью хода. Имели слабые артиллерийское вооружение и броневую
защиту. Проект являлся развитием крейсера “Россия”,
к корпусу которого нарастили развитый полубак, с установкой на нем одной
из двух башен главного калибра и обеспечили мощную броневую защиту, что
и дало основание классифицировать их как эскадренные броненосцы.
"Пересвет"
("Пересвет" до 1909 - “Сагами” (Япония) - до 21
марта 1916 “Пересвет”)
Длина -
133,4
метра |
Ширина -
21,8 метр |
Осадка -
7,9 метров |
Водоизмещение -
стандартное 12 720 т. |
Механизмы -
3 вертикальных
паровых машины 3-го расш.-14 500 инд.
л. с. (сумм. контр. ) - Балтийского завода; З0 водотрубных котлов (4104
м^2; 17 кГс/см^2) с. Belleville
в 6 машинных отделений - Балтийского завода; 4 паровых динамо-машины
- по 1000 А и 105 В; 2 паровые динамо-машины - по 640 А и 105 В. |
Скорость
хода - максимальная 18 узлов, экономическая 10 узлов |
Запас топлива, уголь -
нормальный 1100 т, усиленный 2070 т |
Дальность
плавания - 1800 миль при 18 узлах, 3500 миль при 10 узлах |
Броня - Главный
броневой пояс - 178 мм носовая оконечность;229 мм средняя часть;178
мм кормовая оконечность ; Боевой
траверз 178 мм на верхней кромке; 102 мм на нижней кромке ; Казематы
- 102 мм лоб; 127 мм борт; 102мм крыша ;
Башня
главного калибра - 229 борт; 64 мм крыша ; Барбет
башни главного калибра - 203мм ; Боевая
рубка - 152 борт; 102мм крыша ; Броневая
палуба - 51; 82 мм. |
Вооружение
- на 1905 :
4 - 254 мм / 35 ;
11 - 152 мм / 45 ; 20 - 75 мм / 50 ;
20 - 47мм ; 8 - 37мм ; 3
бортовых надводных торпедных аппарата 381мм ; 2 подводных торпедных аппарата 381мм. |
Радиотелеграф - 1
станция, 5 кВт. |
Заложен 09 ноября 1895
на Балтийском заводе, Санкт - Петербург. Спущен 07 мая 1898. Вступил в строй 1901
г. Зачислен 03 октября 1895. Во время русско-японской войны входил в состав
Тихоокеанской эскадры Балтийсого флота. Участвовал в обороне Порт-Артура,
28 июля 1904 - в бою с японским флотом в Желтом море. 24 ноября 1904 был
затоплен экипажем в западном бассейне гавани Порт-Артура после полученных
повреждений от попаданий артиллерийских снарядов противника. В ночь на
20 декабря 1904, по приказу командования подорван накануне капитуляции крепости.
16 июня 1905 поднят японскими спасателями и в 1909, после восстановительного
ремонта, под названием “Сагами” в качестве корабля береговой обороны 1 класса включен в состав ВМС
Японии. В начале 1916 был выкуплен русским правительством. 21 марта 1916
прибыл из Курэ во Владивосток и 24 марта 1916, в качестве крейсера, зачислен в
состав Флотилии Северного Ледовитого океана (по другим данным Балтийского
флота).
Капитальный ремонт корпуса и механизмов во Владивостокском порту. 22 декабря 1916
в Средиземном море, при выходе из Порт-Саида под охраной английского
конвоя, для следования в Кольский залив, подорвался на мине заграждения,
выставленной германской подводной лодкой “U 73”. От детонации боезапаса взорвался, перевернулся
и затонул.
"Ослябя"
Длина -
130 метров |
Ширина -
21,7 метр |
Осадка -
7,93 метров |
Водоизмещение -
стандартное
12 674 т. |
Механизмы -
3 вертикальных
паровых машины 3-го расш.-14 500 инд.
л. с. (сумм. контр. ) - Балтийского завода; З0 водотрубных котлов (4104
м^2; 17 кГс/см^2) с. Belleville
в 6 машинных отделений - Балтийского завода; 4 паровых динамо-машины
- по 1000 А и 105 В; 2 паровые динамо-машины - по 640 А и 105 В. |
Скорость
хода - максимальная 18 узлов, экономическая 10 узлов |
Дальность
плавания - максимальная 6000 миль |
Броня
- Главный
броневой пояс - 178 мм носовая оконечность;229 мм средняя часть;178
мм кормовая оконечность ;Боевой
траверз 178 мм на верхней кромке; 102 мм на нижней кромке ; Казематы
- 102 мм лоб; 127 мм борт; 102мм крыша ; Башня
главного калибра - 229 борт; 64 мм крыша ; Барбет
башни главного калибра - 203мм ; Боевая
рубка - 152 борт; 102мм крыша ; Броневая
палуба - 44; 69 мм. |
Вооружение -
на 1905 : 4 - 254 мм
/ 35 ; 11 - 152 мм / 45
; 20 - 75 мм / 50 ; 2 - 64 мм орудия ;
20 - 47мм ; 8 - 37мм ; 3
бортовых надводных торпедных аппарата 381мм ;
2 подводных аппарата 381мм. |
Радиотелеграф - 1
станция, 5 кВт |
Экипаж - 745 человек |
Заложен в ноябре 1896 на эллинге Нового
адмиралтейства, Санкт-Петербург. Спущен в октябре 1898. Вступил в строй в
августе 1901. Зачислен 3 октября 1895. Участвовал в русско-японской войне;
входил в состав второй Тихоокеанской эскадры Балтийского флота. Погиб 14 мая
1905 года в ходе Цусимского морского сражения в 14:45 в из-за крупных
пробоин по ватерлинии в носовой части корабля. Погибло 515 человек. Около
250 человек подобрал "Буйный" и 10 - "Быстрый". 2 сентября 1905
исключен из списков судов Балтийского флота.
"Победа"
Длина -
130 метров |
Ширина -
21,7 метр |
Осадка -
7,7 метров |
Водоизмещение - стандартное 12 674 т. |
Механизмы -
3 вертикальных
паровых машины 3-го расш.-14 500 инд.
л. с. (сумм. контр. ) - Балтийского завода; З0 водотрубных котлов (4104
м^2; 17 кГс/см^2) с. Belleville
в 6 машинных отделений - Балтийского завода; 4 паровых динамо-машины
- по 1000 А и 105 В; 2 паровые динамо-машины - по 640 А и 105 В. |
Скорость
хода - максимальная 18 узлов,
экономическая 10 узлов |
Дальность
плавания - максимальная 6000 миль |
Броня -
Главный
броневой пояс - 178 мм носовая оконечность;229 мм средняя часть;178
мм кормовая оконечность ; Боевой
траверз 178 мм на верхней кромке; 102 мм на нижней кромке ; Казематы
- 102 мм лоб; 127 мм борт; 102мм крыша ; Башня
главного калибра - 229 борт; 64 мм крыша ; Барбет
башни главного калибра - 203мм ; Боевая
рубка - 152 борт; 102мм крыша ; Броневая
палуба - 44; 69 мм. |
Вооружение
- на 1905 :
4 - 254 мм / 35 ;
11 - 152 мм / 45 ; 20 - 75 мм / 50 ;
2 - 64 мм орудия ; 20 - 47мм ; 8 - 37мм.
орудия ; 4 - 7,62 мм пулемета ; 3
бортовых надводных торпедных аппарата 381мм ; 2
подводных торпедных аппарата 381мм. |
Радиотелеграф -
1
станция, 5 кВт |
Экипаж -
769 человек |
Заложен 9 февраля 1899 на Балтийском заводе, Санкт-Петербург. Спущен 11
мая 1900. Вступил в строй в октябре 1902. Зачислен 11 января 1899. Участвовал
в русско-японской войне (оборона Порт-Артура (Люйшунь), бой с японским
флотом в Желтом море 28 июля 1904); входил в состав Тихоокеанской
(с 17 апреля 1904 - первой Тихоокеанской) эскадры Балтийского флота. 24 ноября 1904 затонул в западном
бассейне гавани Порт-Артура от попаданий артиллерийских снарядов противника,
а в ночь на 20 декабря 1904 накануне капитуляции крепости по приказу командования
дополнительно подорван экипажем. 4 октября 1905 поднят японскими спасателями
и в 1908 после восстановительного ремонта под наименованием "Suwo" в качестве
броненосца береговой обороны первого класса и учебного судна включен в состав ВМС Японии. 1
апреля 1922 разоружен, 13 июля 1922
исключен из состава японских ВМС, продан США на слом и в 1923 разделан
на металл в Вашингтонском порту. |