"Петр Великий"
(до 30 мая 1872 - Крейсер, с 4 декабря 1923 - Блокшив № 1, с 1 января 1932 - Блокшив № 4, с 16 мая 1949 - БШ-3)
Длина - 98,1 м |
Ширина - 19,1 м |
Осадка - 8,08 м |
Водоизмещение - нормальное -
9790 т |
Силовая установка - 2x2775
л.с. |
Скорость - максимальная - 12,8
узла ; экономическая - 8 узлов |
Дальность плавания - 1500 миль |
Броня - борт от 203 до 356 ;
палуба - 76 ; Башни - 356 ; Каземат - 356 |
Вооружение - 2-229-мм (с
1890-х гг.: 2x2- 305-мм, 4-87-мм, 1-64-мм, 6- 47-мм и 4x5-37-мм ор., 2-381-мм
ТА; с 1908: 4-203-мм гаубицы, 10-152-мм, 12-75-мм, 4-57-мм и 4-47-мм ор.,
2-7,62-мм пул.; с 1915: 4- 203-мм гаубицы, 10-75-мм и 2-47-мм ор.) |
Экипаж - 440 (с 1906: 404)
человек. |
Заложен 20 мая 1869 (официально 11 февраля 1870) на эллинге Галерного о-вка в Санкт-Петербурге и 24 мая 1869
зачислен в списки судов БФ, спущен 15 августа 1872, вступил в строй в 1877 ; явился первым в Российском флоте
броненосным кораблем. Первоначально относился к классу МН, 22 декабря 1873 переклассифицирован в броненосный корабль,
1 февраля 1892 - в ЭБР и 11 марта 1906 - в УС. Капитальный ремонт и модернизация в 1880-1881 и с августа 1903 по май
1908. С 8 сентября 1903 входил в состав отряда судов учебно–артиллерийского отряда БФ. Участвовал в 1-й мировой войне,
Февральской революции и гражданской войне, использовался для подготовки артиллерийских специалистов флота, а с 1917 -
в качестве ПБС для обеспечения базирования и боевой деятельности подводных сил БФ. 25 октября 1917 вошел в состав
Красного БФ. 25-26 февраля 1918 совершил переход из Ревеля (Таллин) в Гельсингфорс (Хельсинки), а 11-14 апреля 1918
оттуда в Кронштадт. С октября 1918 находился в Кронштадтском военном порту на долговременном хранении, а 21 мая 1921
разоружен и переформирован в минный БШ Кронштадтского военного порта. 21 апреля 1921 вошел в состав МСБМ, а 11 января
1935 - в состав КБФ. 23 сентября 1924 во время наводнения в Кронштадте выброшен нагонной волной на прибрежную отмель,
но 5 октября 1927 был снят с мели Балтийской партией ЭПРОН, вскоре восстановлен и вновь введен в строй. Участвовал в
советско-финляндской и Великой Отечественной войнах, использовался для обеспечения минно-заградительных действий
разнородных сил флота. С 15 февраля 1946 входил в состав КВМК, с 24 декабря 1955 - в состав ЛенВМБ. 18 апреля 1959
исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. |