"Полтава"
Построены по судостроительной программе на 1891-1895 гг.
Первые серийные броненосцы Балтийского флота. Предназначались для службы на
Дальнем Востоке. Проект был разработан в МТК. По системе бронирования корпуса
повторяли защиту, принятую на броненосце “Сисой Великий”. Она имела оконечности,
не защищенные поясной броней. Эти броненосцы отличались от предшественников тем,
что на них из 12 - 152 мм орудий 8 располагались не в верхнем каземате, а в
четырех бортовых двух орудийных башнях. Такая схема повышала живучесть орудий и
увеличивала углы обстрела. Все три броненосца участвовали в русско-японской
войне.
"Полтава"
(“Чесма” до 24 марта 1916 “Танго” (Яп. флот)
до 1905 “Полтава”)
Длина
- 114,3 метров |
Ширина
- 21,34 метр |
Осадка
- 7,98 метров |
Водоизмещение
- стандартное 12 950 т. |
Механизмы - 2 вертикальных паровых машины 3-го расш. - 10 600 инд.
л.с. (сумм.контр.) -построены в Великобритании; - 11 223 инд. л.с. (Пр.И.): 14
огнетрубных котлов (8,8 кГс/см^2) - построены в Великобритании. |
Скорость хода - максимальная 16 узлов, экономическая 10 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный 900 т, усиленный 1130 т |
Дальность плавания - 5600 миль при 10 узлах |
Броня - Главный броневой пояс - 305 мм носовая оконечность; 368 мм
средняя часть (в районе машинного отделения и котельных отделений); 305 мм
кормовая оконечность ; Носовой траверз - 229 мм ; Кормовой траверз - 203 мм ;
Башни главного калибра - 254 мм ; Барбет башни главного калибра - 280 мм ;
Барбет башни среднего калибра - 127 мм ; Палуба (в оконечностях) - 64; 76 мм ;
Броня палубы - 51 мм ; Казематы - 127 мм. |
Вооружение - 4 - 305мм/40 ; 12-152мм/50 ; 8 - 75мм/50 ; 6 - 7,62мм
пулемета ; 4 подводных ТА 457мм ; 2 надводных бортовых торпедных аппарата 457мм. |
Радиотелеграф - 1 станция, 3 кВт |
Экипаж - 18 офицеров / 12 кондукторов / 690 нижних чинов |
Заложен 07 мая 1892. Спущен 25 октября 1894.
Вступил в строй 18 августа 1896. Зачислен 21 декабря 1891. Построен на
Эллинге Нового адмиралтейства, Санкт-Петербург. После вступления в строй
входил в состав Тихоокеанской эскадры Балтийского флота. Во время
русско-японской войны участвовал в обороне Порт-Артура, 28 июля 1904 - в бою
с японским флотом в Желтом море. 22 ноября 1904 затонул на мелководье в
Порт-Артуре после попадания тяжелого артиллерийского снаряда и детонации
боезапаса. В ночь на 20 декабря 1904 был подорван экипажем по приказу
командования, накануне капитуляции крепости. 8 июля 1905 поднят японскими
спасателями и в 1908, после восстановительного ремонта, под названием
“Танго”, в качестве корабля береговой обороны 1 класса и
учебно-артиллерийского корабля включен в состав ВМС Японии. В начале 1916
был выкуплен русским правительством. 21 марта 1916 прибыл из Курэ во
Владивосток и 24 марта 1916 убыл в Александрию (Египет) для оказания
поддержки эскадре союзников в Средиземном море. 8 января 1917 был зачислен в
состав Флотилии Северного Ледовитого океана. В период Первой Мировой войны
участвовал в захвате греческого флота в Саламинской б. С 24 сентября по 28
сентября 1916 находился в составе Средиземноморской англо-французской
эскадры, 26 октября 1917 прибыл в Кольский залив и вошел в состав Флотилии
Северного Ледовитого океана. В марте 1918 был захвачен английскими
интервентами и передан белогвардейскому командованию. Летом 1918 перешел в
Архангельск, где 21 февраля 1920 был захвачен частями РККА при освобождении
города. В марте 1920 вошел в состав Беломорской военной флотилии. 24 апреля
1920 - в состав Морских сил Северного моря. 16 июня 1921 законсервирован и
сдан к Архангельскому военному порту на хранение, где использовался в
качестве учебной базы, а 3 июля 1924 был исключен из состава РККФ, разоружен
и сдан Комгосфондов для разборки на металл.
"Петропавловск"
Длина - 112,47 метров |
Ширина - 21,34 метр |
Осадка - 7,93 метров |
Водоизмещение - стандартное 11 354 т. |
Механизмы - 2 вертикальных паровых машины 3-го расш. - каждая
мощностью 5607 л.с. |
Скорость хода - максимальная 16,86 узлов, экономическая 10
узлов |
Дальность плавания - 4500 миль при 16 узлах |
Броня - Борт - 203-406 мм ; Палуба - 51-76 мм ; Боевая рубка - 220 мм
борт; 178 мм крыша ; Башни главного калибра - 254 мм ; Казематы - 127 мм |
Вооружение - 2х2 - 305 мм/40 ; 4х2 - 152 мм орудия ; 4х1 - 152 мм
орудия ; 2 - 64 мм орудия ; 10 - 47 мм орудия ; 28 - 37 мм орудия ; 4 подводных
торпедных аппарата 457мм ; 2 надводных бортовых торпедных аппарата 457мм. |
Радиотелеграф - 1 станция, 3 кВт |
Экипаж - 633 человек |
Заложен 7 мая 1892 на эллинге Галерного острова.
Спущен 28 октября 1894. Вступил в строй в июне 1897. Зачислен 21 декабря
1891. Участвовал в перевозке частей русского десантного корпуса из
Порт-Артура (Люйшунь) в Таку (Дагу) в мае-июне 1900 при подавлении
Ихэтуаньского восстания в Северном Китае и в русско-японской войне (оборона
Порт-Артура); являлся флагманским кораблем Тихоокеанской (с 17 апреля 1904 -
первой Тихоокеанской) эскадры Балтийского флота. 31 марта 1904 при выходе из
Порт-Артура в составе эскадры погиб от подрыва на мине заграждения
противника и 24 апреля 1904 исключен из списков судов Балтийского флота.
Вместе с кораблем погибли командующий Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал
С.О. Макаров и художник-баталист В.В. Верещагин.
"Севастополь"
Длина - 112,47 метров |
Ширина - 21,34 метр |
Осадка - 7,93 метров |
Водоизмещение - стандартное 10 960 т. |
Механизмы - 2 вертикальных паровых машины 3-го расш. - каждая
мощностью 5300 л.с. |
Скорость хода - максимальная 17 узлов, экономическая 10 узлов |
Дальность плавания - 4500 миль при 17 узлах |
Броня - Борт - 229 - 369 мм ; Палуба - 51-76 мм ; Боевая рубка - 229
мм борт; 178 мм крыша ; Башни главного калибра - 254 мм ; Казематы - 127 мм. |
Вооружение - 2х2 - 305 мм ; 4х2 - 152 мм ; 4х1 - 152 мм ; 2 - 64 мм
орудия ; 12 - 47 мм орудия ; 28 - 37 мм орудия ; 4 подводных торпедных аппарата
457мм ; 2 надводных бортовых торпедных аппарата 457мм. |
Радиотелеграф - 1 станция, 3 кВт |
Экипаж - 651 человек |
Заложен 7 мая 1892 на эллинге Галерного острова. Спущен
25 мая 1895. Вступил в строй в 1898. Зачислен 21 декабря 1892.
Участвовал в русско-японской войне (оборона Порт-Артура (Люйшунь), бой с
японским флотом в Желтом море 28 июля 1904); входил в состав Тихоокеанской
(с 17 апреля 1904 - первой Тихоокеанской) эскадры Балтийского флота. 10 июня
и 10 августа 1904 подрывался на минах заграждения противника, но оставался
на плаву и после ремонта вновь вводился в строй. В ночь на 3 декабря 1904
при стоянке в б. Белый Волк подвергся атаке 9 японских миноносцев и, получив
попадания 3 торпед, во избежание гибели приткнулся к берегу, где лег на
грунт. Утром 20 декабря 1904 накануне капитуляции Порт-Артура взорван
экипажем по приказу командования крепости. |