"Князь Потемкин Таврический"
("Пантелеймон", до 29 сентября 1905 "Князь Потемкин Таврический",
с 31 марта 1917 "Потемкин Таврический", с 28
апреля 1917
"Борец за свободу")
Заказан в рамках судостроительной программы
на 1882-1902 и являлся восьмым, ее завершающим броненосцем для ЧМ. Строился
на кредиты, выделенные по программе на 1895-1900. В качестве прототипа
был использован эскадренный броненосец "Три Святителя", проект которого переработали с учетом
опыта проектирование броненосцев типа "Пересвет". Вчастности, была усилена защита
152-мм орудий, увеличена высота надводного борта, и введен полубак. Общая
схема бронирования соответствовала английскому броненосцу "Mayestic". По ТТЗ водоизмещение
ограничили 13500 т, а размеры обводами корпуса броненосца "Три Святителя
". До русско-японской войны "Пантелеймон" обладал самым мощным артиллерийским
вооружением среди эскадренных броненосцев русского флота.
Длина
- 115,37 метров |
Ширина -
22,25 метра |
Осадка - 8,43 метров |
Водоизмещение
- Стандартное 12 582 т. |
Механизмы -
2 вертикальных паровых
машины 3-го расш. - 10 600 инд. л.с. (сумм. контр.), 22 водотрубных котла
системы Belleville (17кГс/см^2) в 3-х котельных отделениях - общества Судостроительных
заводов в Николаеве: 3 пародинамомашины по 160 кВт; 2 пародинамомашины
по 60 кВт. |
Скорость
хода - максимальная 16 уз,
экономическая 9 уз |
Запас топлива, уголь -
нормальный 950 т , усиленный 1100 т |
Дальность
плавания - 918 миль при 16 узлах ; 3000 миль
при 9 узлах |
Броня - Верхний броневой пояс -
127 мм ; Траверзы - 177,8мм
; Казематы 152мм орудий - 127мм ; Башни - 254,
:51мм ; Броневая палуба - 51-64мм
; Скосы - 64мм. |
Вооружение -
4 - 305мм/40 ; 16-152мм/45 ; 14 - 76,2мм/50
; 2- 7,62мм пулемета ; 4 бортовых подводных
торпедных аппарата
457мм |
Радиотелеграф - одна станция, 2 кВт -
дальность 250 миль |
Экипаж -
28 офицеров / 18 кондукторов /
760 нижних чинов |
Заложен 28 сентября 1898.
Спущен 13 сентября 1900.
Вступил в строй 20 мая 1905.
Зачислен 07 декабря 1897.
14 июня 1905 на корабле вспыхнул вооруженное восстание матросов,
25 июня 1905 ушел Констанцу, где был интернирован правительством Румынии,
26 июня 1905 г возвращен России 1 июля 1905 на буксире был доставлен в Севастополь.
В ноябре 1905 участвовал в Севастопольском вооруженном восстаним. До 27 сентября 1907
классифицировался как эскадренный броненосец. В 1910 капитальный ремонт корпуса и механизмов
в мастерски Севастопольского порта с заменой орудий главного калибра. В
1912 г после навигационной аварии (19 сентября 1911 сел на мель при выходе с
рейда Констанцы), ремонт подводной части в Севастопольском порту. В период
Первой Мировой войны обстреливал побережье и участвовал в операциях на коммуникация
противника, прикрывал минно-заградительные действия: легких сил флота и
воинские перевозки. С 23 января по 5 апреля 1916 участвовал в Трапезундской наступательной
операции. Четырежды вступал в бой с германо-турецким линейным крейсером "Goeben" и легким
крейсером "Breslau". 16 декабря 1917 вошел в состав советского Черноморского
флота. С марте 1918 находился
в Севастопольском военном порту на хранении где 1 мая 1918 был захвачен
германскими войсками, а 24 ноября 1918 - англо-французскими интервентами.
В период с 22 апреля по 24 апреля 1919, по приказу английского командования, были
взорваны механизмы, и выведена из строя артиллерия 29 апреля 1919 освобожден
частями советского Украинской фронта. 24 июня 1919 захвачен белогвардейцами
15 ноября 1920 после освобождения Севастополя войсками РККА, в строй не вводился
и в 1923 сдан Комгосфондом для разборки на металл и 21 ноября 1925 исключен
из списков судов РККФ. |