"Ростислав"
Заказан в рамках судостроительной программы
на 1882-1902 и являлся седьмым броненосцем для Черного моря. Задуман как тип малого
броненосного корабля, располагающего мощной артиллерией при небольших размерах
и соответствующей осадке, позволяющей ему оперировать в прибрежных районах.
В результате вышеуказанных условий, калибр главной артиллерии ограничили
254мм (305 мм не подходил по весам и габаритам). Это решение в целом было
ошибочным т.к: во-первых, новые 254 мм орудия оказались малонадежными и
имели множество деффектов: вовторых, было нарушено единообразие главного
калибра русских броненосцев. При проектировании за основу был взят балтийский
эскадренный броненосец "Сисой
Великий". Башни главного калибра и 152мм орудий имели электрический привод
(вместо ранее практиковавшегося гидравлического). Первоначально предполагалось
оснастить водотрубными котлами системы Belleville с отоплением их мазутом,
но из-за задержки в постройке остановились на устаревших огнетрубных котлах.
Длина -
107,19 метров |
Ширина -
20,73 метров |
Осадка -
7,82 метров |
Водоизмещение -
Стандартное 10 140
т. |
Механизмы -
2 вертикальных паровых
машины 3-го расш. - 8 500 инд. л.с. (сумм. контр.), -8 816 инд. л.с. (Пр.И.),
12 огнетрубных котлов в 4-х котельных отделениях - Балтийского судостроительного
завода |
Скорость хода -
максимальная - 16 узлов,
экономическая - 8 узлов |
Запас топлива, уголь -
нормальный - 700 т, усиленный
- 1000 т |
Дальность плавания -
1170 миль при 15 узлах :
- 3500 миль при 8 узлах. |
Броня - Верхний броневой пояс - 127 мм ; Нижний броневой пояс - 254-З68 мм ; Башни
главного калибра - 254мм борт: 127мм крыша ; Башни 152мм орудий - 152мм ; Броневая палуба - от 64 до 76мм. |
Вооружение
- на 1909 : 4-254мм/45 ; 8-152мм/45 ; 12 - 47мм ; 16- 37мм (в 1906 12
демонтированы) ; 4-7,62 мм пулемета ; 2 подводных ТА 475мм. 50 мин заграждения: в 1910 : 47мм заменили на 4-75мм/50 с 1915 : 4-75мм зен., с конца 1915 : 4-63,5мм зен. |
Радиотелеграф - одна станция, 2 кВт, дальность 200 миль. |
Экипаж - на 1913 - 18 офицеров / 14 кондукторов / 600
нижних чинов ; с 1916 - 22 офицера / 16 кондукторов / 821 нижних
чинов |
Заложен 06 мая 1895. Спущен 20 августа 1896. Вступил в строй 1899. Зачислен 11
июня 1894.
В период Первой Mировой войны участвовал в обстреле побережья противника,
блокадных операциях у побережья Турции, прикрывал минно-заградительные
действия других сил флота. С 28 декабря 1915 по 3 февраля 1916 участвовал в Эрзерумской
и с 23 января по 5 апреля 1916 - в Трапезунской наступательных операциях. В
октябре 1916
оборонял Констанцу. В январе-марте 1918 устанавливал Советскую власть в Одессе.
26 декабря 1917 вошел в состав советского Черноморского флота. С марте 1918 находился в Севастопольском
военном порту на хранении, где 1 мая 1918 был захвачен германскими войсками,
а 24 ноября 1918 - англо-французскими интервентами. В период с 22 апреля по 24
апреля 1919, по приказу английского командования, были подорваны и частично выведены
из строя механизмы. 29 апреля 1919 освобожден частями советского Украинского
фронта, но 24 июня 1919 захвачен белогвардейцами и 18 ноября 1919, в качестве
БШ партии траления, зачислен в состав морских сил Юга России. В ноябре 1920,
по приказу белогвардейского командования, затоплен в качестве брандера
в районе м. Енилаке, для заграждения Керченского пролива. В 1930 Черноморской
партией ЭПРОН был произведен частичный подъём вооружения, палубных конструкций
и надстроек. |