"Смерч"
(с 14 октября 1909 - Блокшив № 2, с 1923 - Блокшив № 3, с 1 января 1932 - Блокшив № 1, с 16 мая 1949 - БШ-1.)
Длина - 57,91 м |
Ширина - 11,63 м |
Осадка - 3,2 м |
Водоизмещение - 1401,52 т |
Силовая установка - 700 л.с. |
Скорость хода - 8,7 уз |
Броня - борт - от 102 до
114 ; башни - 114 |
Вооружение -
2x2-196-мм (с 1867: 2-203-мм; с 1870: 2-229-мм; с 1890-х гг.:
2-229-мм, 4-87-мм и 4-37-мм) орудия, 320
мин (с 1909) |
Экипаж - 153 человек |
Заложена 7 августа 1863
(официально 19 ноября 1863) на заводе Митчела в Санкт-Петербурге и 26 августа 1863 зачислена в списки судов БФ, спущена 11
июня 1864,
вступила в строй 5 июня 1865. 24 июля 1865 на переходе в составе отряда кораблей из Гельсингфорса (Хельсинки) в б. Гангут в
Барезунде наскочила на подводный камень и, получив пробоину в корпусе, затонула на мелководье, но 20 августа 1865 была поднята и после заделки пробоины
вновь введена в строй. Капитальный ремонт в 1882 и 1889.1 февраля 1892 переклассифицирована в ББО. 20 декабря 1903 разоружена, сдана
к Кронштадтскому военному порту на хранение и 7 февраля 1904 исключена из списков судов БФ, а 14 октября 1909 расконсервирована, переоборудована и переформирована в минный БШ и вновь включена в состав БФ. Участвовала в 1-й мировой войне, использовалась для обеспечения минно-заградительных действий легких сил флота. 25
октября 1917 вошла в
состав Красного БФ, но 12 апреля 1918 из-за невозможности проводки во льдах оставлена в Гельсингфорсе и интернирована
германским командованием, а в мае 1918 согласно условиям Брестского мирного договора и Гангеуддского соглашения совершила переход в Кронштадт. 21
апреля 1921 вошла в состав МСБМ и 11 января 1935 - в состав КБФ. С 28 июля 1939 находилась в распоряжении МТУ КБФ и в годы советско-финляндской и Великой Отечественной войн обеспечивала минно-заградительные действия
разнородных сил флота. 7 октября 1941 затонула в Кронштадте от попаданий артиллерийских снарядов противника и 6 марта 1942 была
исключена из списков судов КБФ, но летом 1942 поднята АСС КБФ и 8 декабря 1942 после заделки пробоин вновь зачислена в состав плавсредств
МТУ КБФ. С 15 февраля 1946 входила в состав КВМК и с 24 декабря 1955 - в состав ЛенВМБ. 2 апреля 1959 исключена из списков судов ВМФ в связи с
передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.
|