"Цесаревич"
(с 31
марта 1917 -
“Гражданин”)
Заказан по программе 1898
“для нужд Дальнего Востока”. Проект разработан французским инженером A.
Laganue по опыту постройки эскадренных броненосцев французского флота “Jaureguiberry” и техническому
заданию МТК. Корабль отличали мощная и надежная броневая защита корпуса
и артиллерии. Это был первый в мире эскадренный броненосец на котором корпус по ватерлинии
защищался двумя непрерывными рядами броневых плит. Противоминная защита была
выполнена в виде бортовой внутренней переборки, идущей параллельно наружному
борту. Корабль имел, благодаря высокому надводному борту, хорошую мореходность.
Недостатки эскадренного броненосца заключались в небольшой автономности, склонности крену при
циркуляции, низком расположении батареи из 75-мм орудий и отсутствии прямого
соединения нижней броневой палубы с броневым поясом. “Цесаревич” был принят
за основу при разработке эскадренных броненосцев типа “Бородино”. Постройка всех 6 кораблей
(в т.ч. и эскадренного броненосца “Цесаревич”) велась на кредиты, выделенные французским правительством.
Длина - 118,82
метров |
Ширина -
23,22 метра |
Осадка -
7,93 метров |
Водоизмещение -
стандартное 13 110 т. |
Механизмы - 2
вертикальных паровых машины 3-го расш. - завода ф. “Forges et Chantiers”-
16 300 инд. л.с. (сумм. контр.); - 15 254 инд. л.с. (Пр.И.); 20 Водотрубных
котлов системы Bellville (16,5 кг/см^2) в 2-х котельных отделениях - завода
ф. “ St. Denis”. |
Скорость
хода - максимальная 18 узлов, экономическая 11-12 узлов |
Запас топлива, уголь -
нормальный 1250 т, усиленный 1398 т |
Дальность
плавания - 1800
миль при 18 узлах ; 2805 миль при 11 узлах |
Броня -
Верхний
броневой пояс - 120 мм носовая оконечность; 200 мм средняя часть; 120
мм кормовая оконечность ;Нижний
броневой пояс - 170 мм носовая оконечность; 250 мм средняя часть; 170
мм кормовая оконечность ; Башни
главного калибра - 250 мм борт; 63 мм крыша ;Барбет
башни главного калибра - 250 ... 100 мм ;
Башни среднего калибра - 125 мм борт; 30 мм крыша ; Барбет
башни среднего калибра - 127 мм ; Боевая
рубка - 254 мм борт; 63 мм крыша ; Противоторпедная
защита - 40 мм ; Главная броневая палуба (верхняя) - 50 мм ; Нижняя
палуба - 40 мм. |
Вооружение -
4
- 305мм/40 ; 12
- 152 мм/45 ; 20
- 75 мм/50 ; 4
- 47мм салютн.; 6 - 7,62 мм пулеметов ; 2 подводных бортовых торпедных
аппарата 457мм. |
Радиотелеграф - одна
станция, 1 кВт. - дальность 300 миль |
Экипаж - 25
офицеров / 19 кондукторов / 730 нижних чинов |
Заложен 26 июля 1899. Спущен 10 февраля 1901. Вступил в строй 21 августа 1903. Зачислен 11
января 1899.
Построен фирмой "Forges et Chantiers”
Тулон, Франция. До 27 сентября 1907 классифицировался
как эскадренный броненосец. Участвовал в русско-японской войне. В ночь на 27
января 1904 при
стоянке на внешнем рейде Порт-Артура, был поврежден взрывом торпеды, выпущенной
миноносцем противника. Остался на плаву и 24 мая 1904, после заделки пробоины
с помощью кессона, вновь введен в строй. С 31 марта 1904 являлся флагманским
кораблем Тихоокеанской эскадры Балтийского флота. 28 июля 1904 после боя с японским флотом
в Желтом море прорвался в Циндао, где на следующий день был интернирован
правительством Китая. В декабре 1908 участвовал в оказании помощи населению
города Мессина на острове Сицилия, пострадавшему от землетрясения. Капитальный
ремонт 1910-1911 на Балтийском заводе с заменой главных механизмов,
котлов и всех орудий главного калибра. В период Первой Мировой войны прикрывал набеговые и минно-заградительные
действий легких сил флота. С 1916 входил в состав сил обороны Рижского
залива. С 29 сентября по 6 октября 1917 участвовал в Моонзундской операции. 25
октября 1917
вошел в состав советского Балтийского флота. С 23 декабря по 25 декабря 1917 совершил переход
из Гельсингфорса в Кронштадт. С мае 1918 находился в Кронштадт военном порту на
долговременном хранении. В годы гражданской войны артиллерийское вооружение
корабля использовалось на речных, озерных флотилиях и сухопутных фронтах.
В 1924 г сдан Комгосфондов для разборки и 21 ноября 1925 исключен из состава
РККФ.
|