“Аскольд”
Являлся вторым кораблем условной серии бронепалубных
крейсеров, строившихся по одному и тому же заданию Морского технического
комитета. Заказан в рамках программы
1898 года “для нужд Дальнего Востока”. Строился по проекту фирмы “Germania”,
завоевавшему первое место в объявленном Морским ведомством международном
конкурсе. От крейсера “Варяг” отличался наличием щитов у 152мм орудий более надежными
водотрубными котлами системы Thomicroft-Schuiz, трехвальной
энергетической установкой
и своеобразным внешним видом. Конструкция энергетической установки позволяла крейсеру идти экономичным
ходом только под одной средней паровой машиной мощностью до 6 800 индикаторных л.с.
Длина -
131,19 метр |
Ширина -
16,87 метров |
Осадка -
6,25 метров |
Водоизмещение -
стандартное 6135 т. |
Механизмы -
3 вертикальных
паровых машины 3-го расш.-19000 л.с. (сумм.контр.);-20434
инд.л.с. (Пр.И.) - ф. ”Germania”; 9 водотрубных котлов системы Thomicroft-Schuiz
(17 кГс/см^2) - ф. "Germania”
в 5 котельных отделениях; 6 паровых динамо-машины. |
Скорость
хода - максимальная 23 узла, экономическая 10 узлов |
Запас топлива, уголь -
нормальный 1117 т, усиленный 1300 т |
Дальность
плавания - 4100
миль при 10 узлах ; 3250 миль при 13,5 узл ; 1580 миль при 20 узлах |
Броня - Главная
броневая палуба - 39 мм; 51мм ; Скосы
- 60 мм; 75 мм; 60мм ; Жилая
палуба - 30мм ; Элеваторы
подачи боеприпасов - 80 мм ; Броневая
защита орудий калибром 152мм - 25 мм ; Боевая
рубка - 152 мм. |
Вооружение -
На 1912 : 12 - 152мм/45 ; 10
- 75мм/50 ; 4
- 47мм салютн.; 4
- 7,62мм пулемета;
2х1 торпедных аппарата 457мм ; 2 подводных торпедных аппарата 457мм ; 35
мин заграждения ; с
1915 добавлено: 2-57мм ; 2-47мм
зен. |
Радиотелеграф - 1 станцият, 5 кВт -
дальность 500 миль. |
Экипаж - 19 офицеров/ 13 кондукторов / 620
нижних чинов |
Заложен 8 июля 1899. Спущен 2 марта 1900. Вступил
в строй 8 сентября 1901. Зачислен 11 января 1899. Построен на верфи "Deutsche
Werke" Киль, Германия. Входил в состав
Тихоокеанской эскадры Балтийского флота. Во время русско-японской войны участвовал в обороне
Порт-Артура, прикрывал разведывательные, набеговые и минно-заградительные операции легких сил флота. 28
июля 1904 после боя с японским флотом в Желтом
море ушел в Шанхай, где 31 июля 1904 был разоружен и интернирован правительством
Китая. С 24 мая 1906 входил в состав Сибирской Флотилии. Капитальный
ремонт корпуса и механизмов с 1 января 1911 по ноябрь 1912 на Владивостокском
портовом заводе с полной заменой водогрейных трубок в котлах, подшипников,
настила двойного дна. С началом Первой Мировой войны вошел в состав союзной эскадры,
состоявшей из английского броненосного крейсера “Minotaur”,
легкого крейсера “Yarmouth”, японского броненосного крейсера “Ибуки”, броненосного
крейсера “Тикума” и русского
крейсера “Жемчуг”. Основной задачей эскадры был
поиск и уничтожение германских крейсеров в Индийском океане и водах Юго-Восточной
Азии. В этот период “Аскольд” захватил
германский п/х водоизмещением 1 917 т. и уничтожил 2 небольших парусных
судна. Осенью 1914, обстреливал средиземноморское побережье Турции и
Болгарии. С 19 февраля 1915 по 9 января 1916 участвовал в Дарданелльской операции
англо-французского флота, 2 декабря 1914 захвачен
в качестве трофея германский п/х “Haifa” и по призовому праву передал его
РОПиТ. С 2 марта по 27 декабря 1916 капитальный ремонт главных механизмов в Тулоне
(Франция) с заменой палубного настила и орудий главного калибра. 22 ноября 1916 зачислен в состав Флотилии Северного Ледовитого
океана. В связи с переводом крейсера в состав Флотилии Северного Ледовитого
океана Морской Генеральный штаб
отдал распоряжение о ледовом подкреплении корпуса. Работы провели в Девонпорте
(Великобритания), одновременно частично заменили трубки в котлах. 17 июня 1917
прибыл в Кольский залив. 26 октября 1917 вошел в состав советской Флотилии Северного Ледовитого
океана.
12 июля 1918 был захвачен в Кольском заливе
английскими интервентами и под названием “Glori IV” включен в состав ВМС
Великобритании. В 1919 был уведен в Англию. В 1922 возвращен правительством
Великобритании РСФСР, но ввиду неудовлетворительного технического состояния,
в том же году как окончательно устаревший, продан совместно советско-германскому акционерному обществу “Деруметалл” на слом и
отбуксирован в Гамбург (Германия) для разборки на металл. |