"Баян"
Заказаны на кредиты, запрошенные Морским ведомством, после
начала русско-японской войны для пополнения убыли в корабельном составе
Тихоокеанской эскадры. Достраивались в рамках “малой” судостроительной
программы на 1907-1911. Повторяли тип броненосного
крейсера “Баян” (заложен 26 июня 1899), заказанного по
судостроительной программе 1895. Проект был разработан в 1898 французским инженером
A. Laganue. Такое решение было обосновано тем, что “Баян” в ходе боевых действий показал
высокие маневренные качества, достаточные живучесть и надежность технических
средств. Ввиду военного времени пришлось ограничиться незначительными
изменениями проекта. Наиболее существенные из них предполагали: переделку
боевой рубки; возможность уборки боевых прожекторов в дневное время под защиту брони;
расширение сети переговорных труб; установку специальных сальников для
всех кабелей и проводов, проходящих через водонепроницаемые переборки:
замену деревянных шкафов в хозяйственных помещениях на металлические и т.д. На новом
крейсере, по сравнению с крейсером “Баян (I)“ уменьшалась высота рубок и тамбуров на верхней
палубе, толщина плит нижнего броневого пояса в средней части (с 150/90
до 135/80 и с 200/100 до 175/90мм), башен (с 150 до 132мм) и боевой рубки (с 160 до
136мм). Контракт на постройку во Франции крейсера ”Адмирал Макаров” был подписан
20 апреля 1905 причем а/о “Forges et Chantiers” обязалась передать комплект
общих и рабочих чертежей, необходимых для постройки в Санкт-Петербурге
двух однотипных кораблей.
“Адмирал Макаров”
Длина -
138,81 метров |
Ширина -
17,54 метров |
Осадка -
6,55 метров |
Водоизмещение -
стандартное
7 890 т. |
Механизмы -
2 вертикальных
паровых машины 3-го расш. - 16 500 инд.
л.с. (сумм. контр.); 15 527 инд. л. с. (Пр.И.),
26 водотрубных котлов системы Bellville в 4-х котельных отделениях: завода
а/о “Forges et Chantiers” |
Скорость
хода - максимальная
21 узел, экономическая 14 узлов |
Запас топлива, уголь -
нормальный
750 т, усиленный 1050 т |
Дальность
плавания - 860 миль при 20 узлах ; 2 450 миль при 14 узлах |
Броня -
Броневой пояс - носовая оконечность - 60/100,
средняя часть - 175, кормовая оконечность - 100 мм ; Траверсы - 100
мм ; Башни - борт - 132, крыша -
30 ; носовая боевая рубка - 136 мм ; Казематы 152
мм орудий - 80 мм ; Защита 75 мм орудий - 60 мм ; Броневая
палуба - 30 мм. |
Вооружение -
2 - 203 мм/45 ; 8 - 152 мм/45 ; 22 1-75 мм/50 ; 8-7,62 мм пулеметов ; 2 подводных
бортовых торпедных аппарата ; с
1915/1916 : 3-203мм ; 12- 152мм ;
2-75мм/50 ; 2-47мм
салютн ; 2-7,62 мм ; 2 подводных
бортовых торпедных аппарата 457мм. |
Радиотелеграф - одна станция, 1 кВт - дальность 250 миль. |
Экипаж - 20 офицеров / 17 кондукторов /
540 нижних чинов |
Заложен 22 марта 1905 на заводе а/о “Forges et Chantiers”, Тулон
(Франция). Спущен 26 апреля 1906. Вступил в строй 16 мая 1908. Зачислен
02 апреля 1905. Капитальный
ремонт в 1916. Участвовал в оказании помощи населению г. Мессина на острове
Сицилия, пострадавшему от землетрясения в декабре 1908 (доставил в Неаполь
400 тяжелораненых). В период Первой Мировой войны проводил набеговые и минно-заградительные
операции на коммуникации противника, прикрытие набеговых, разведывательных
и минно-заградительных действий лёгких сил флота, дозорная служба в устье
Финского залива. Летом 1916 участвовал в обороне Рижского залива, с 29 сентября
по 06 октября 1917 - в Моонзундской операции. 25 октября 1917 вошёл в состав советского
Балтийского флота. С 25 февраля по 27 февраля 1918 совершил переход из Ревеля в
Гельсингфорс и с 12 марта
по 17 марта 1918 - Кронштадт. С 07 сентября 1918 находился в Петроградском военном
порту на долговременном хранении и в июле 1921 использовался в качестве
ШК старшего морского начальника в Петрограде,
15 августа 1922 продан совместно советско-германским
а/о “Деруметалл”, осенью 1922 отбуксирован в Германию для разборки и 21 ноября 1925
исключен из состава РККФ.
“Паллада”
Длина -
138,68 метров |
Ширина -
17,55 метров |
Осадка -
6,44 метров |
Водоизмещение -
стандартное 7 834 т. |
Механизмы -
2 вертикальных
паровых машины 3-го расш. - 16 500 инд.
л.с. (сумм. контр.); 17 125 инд. л.с.(Пр.И.), 26
водотрубных котлов системы Bellville в 4-х котельных отделениях: Французско
- Русского завода. |
Скорость
хода - максимальная 20,8 узлов |
Запас топлива, уголь -
нормальный 687 т, усиленный 1170 т |
Дальность
плавания - 820 миль при 20 узлах ; 2200 миль при 14 узлах |
Броня -
Броневой пояс - носовая оконечность - 60/100,
средняя часть - 175, кормовая оконечность - 100 мм ; Траверсы - 100
мм ; Башни - борт - 132, крыша -
30 ; носовая боевая рубка - 136 мм ; Казематы 152
мм орудий - 80 мм ; Защита 75 мм орудий - 60 мм ; Броневая
палуба - 30 мм. |
Вооружение -
2 - 203 мм/45 ; 8
- 152 мм/45 ; 22
1-75 мм/50 ; 8-7,62 мм пулеметов ; 2 подводных
бортовых торпедных аппарата 457мм ; с
1915/1916 : 3-203мм ; 12- 152мм ; 2-75мм/50 ; 2-47мм
салютн. ; 2-7,62
мм. ; 2 подводных бортовых торпедных
аппарата 457мм. |
Радиотелеграф - одна станция, 1 кВт - 250
миль. |
Экипаж - 20 офицеров / 17 кондукторов /
540 нижних чинов |
Заложен 4 мая 1905 на Эллинге Нового
адмиралтейства, Санкт-Петербург. Спущен 28 октября 1905. Вступил в строй
8 февраля 1911. Зачислен 2 апреля 1905. До 27 сентября 1907 классифицировался
как крейсер первого ранга. В период Первой Мировой войны нес дозорную и
разведывательную службы.
28 сентября 1914 при возвращении из дозора, в устье Финского залива, был торпедирован
германской подводной лодкой “U 26”. Затонул со всем экипажем.
“Баян”
Длина -
137,16 метров |
Ширина -
17,53
метров |
Осадка -
6,5 метров |
Водоизмещение -
стандартное 7 901 т. |
Механизмы -
2 вертикальных
паровых машины 3-го расш. - 16 500 инд.
л.с. (сумм. контр.); 18 б00 инд.л.с. (Пр.И.),
26 водотрубных котлов системы Bellville в 4-х котельных отделениях: Французско
- Русского завода. |
Скорость
хода - максимальная 21,8 узел |
Запас топлива, уголь -
нормальный 644 т, усиленный 1000 т |
Дальность
плавания - 750 миль при 21 узле ; 2 100 миль при 14 узлах |
Броня -
Броневой пояс - носовая оконечность - 60/100,
средняя часть - 175, кормовая оконечность - 100 мм ; Траверсы - 100
мм ; Башни - борт - 132, крыша -
30 ; носовая боевая рубка - 136 мм ; Казематы 152
мм орудий - 80 мм ; Защита 75 мм орудий - 60 мм ; Броневая
палуба - 30 мм. |
Вооружение -
2 - 203 мм/45 ; 8 - 152 мм/45
; 22 1-75 мм/50 ; 8-7,62 мм пулеметов ; 2 подводных
бортовых торпедных аппарата 457мм ; с
1915/1916 : 3-203мм ;
12- 152мм ; 2-75мм/50 ; 2-47мм
салютн. ; 2-7,62
мм ; 2 подводных
бортовых торпедных аппарата 457мм. |
Радиотелеграф - 1
станция, 1 кВт - дальность
250 миль. |
Экипаж - 20 офицеров / 17 кондукторов /
540 нижних чинов |
Заложен 2 августа 1905 на Эллинге Нового адмиралтейства,
Санкт-Петербург. Спущен 2 августа 1907. Вступил в строй 30 ноября 1911. Зачислен
2. апреля 1905. До 27 сентября 1907 классифицировался как
крейсер первого ранга. В
период Первой Мировой войны проводил набеговые и минно-заградительные операции на коммуникациях
противника, прикрытие набеговых, разведывательных и минно-заградительных
действий лёгких сил флота, дозорная служба в устье Финского залива. Летом
1916 участвовал в обороне Рижского залива, с 29 сентября по 06 октября 1917 - в Моонзундской операции. 25 октября 1917
вошёл в состав советского Балтийского флота. С 24 февраля по 27 февраля 1918 совершил переход
из Ревеля в Гельсингфорс и с 5 октября по 10 апреля 1918 - в Кронштадт. С мая 1918 находился
в Петроградском военном порту на долговременном хранении. В годы гражданской
войны 8-152мм орудия крейсера были сняты и установлены на ПБА ОВФ. 1 июля 1922 продан совместно советско-германским а/о “Деруметалл”,
осенью 1922 отбуксирован в Германию для разборки и 21 ноября 1925 исключен
из состава РККФ. |