"Богатырь"
“Богатырь”, являлся третьим, после крейсера “Варяг” и “Аскольд”,
бронепалубным крейсером, разрабатывавшимся по одному тактико-техническому
заданию в рамках новой судостроительной программы 1898 “для нужд Дальнего
Востока”. Проект a/o ”Vulkan” (Германия). Предназначался для выполнения
функций крейсера-разведчика при эскадре и совместных действий с миноносцами.
Корабль отличала высокая (для своего времени) скорость хода при оптимальном,
сочетании наступательных и оборонительных элементов. В отличии, от крейсера
“Варяг” - головного корабля условной серии, треть 152-мм орудий была
заключена в башни, а остальные - размещены за бронёй щитов или в казематах.
Крейсера данного типа считались лучшими представителями средних
бронепалубных крейсеров в русском флоте. Однако, башенные орудия не могли
вести огонь на поражение одновременно с орудиями бортовых установок из-за
различий в способах наводки. Кроме того, башенные элеваторы не были
приспособлены к подаче снарядов с баллистическими наконечниками, третий
крейсер Балтийского флота ”Витязь” (заложен 21 октября 1900 в Эллинге
Галерного острова в Санкт-Петербурге) 31 мая 1901 был разрушен на стапеле в
результате пожара и 1 июля 1901, ввиду нецелесообразности восстановления,
исключен из списков судов Балтийского флота. Два таких же корабля был
заказаны для Черноморского флота по судостроительной программе 1895.
“Богатырь”
Длина -
132,02
метра |
Ширина -
16,61
метров |
Осадка -
6,77
метров |
Водоизмещение -
стандартное 7 428 т. |
Мощность
двигателей - 2
вертикальных паровых машины 3-го расш. - 19 500 инд. л.с. (сумм. контр.);
20 368 инд. л. с. (Пр. И.); 16 водотрубных котлов (18кг/см^2;4600м^2) -
завода ф.”Vulcan”. |
Скорость
хода - максимальная 23,55 узла, экономическая 12
узлов |
Запас топлива, уголь -
нормальный 720 т, усиленый 1 350 т. |
Дальность
плавания - 1
440 миль при 23 узлах : 2 760 миль при 12 узлах |
Броня -
Броневая палуба - 35мм ; Скосы
- 70 мм ; Гласисы
- 85мм ; Боевая рубка -140 мм ; Башни
-125 мм борт, 90 мм крыша ; Барбет
башни - 73 мм борт, 51 мм крыша ; Элеваторы
подачи боеприпасов - 35 мм ; Защита
152 мм орудий - 25 мм. |
Вооружение -
12
- 152 мм/45 ; 12-75
мм/50 ; 4-47мм салютн. ; 4-7,62
мм пулемета ; 2
подводных бортовых торпедных аппарата 381мм ; 150 мин заграждения ;
с 1916 : 16-130мм/55
; 4-7,62
мм пулемета ; 2 подводных бортовых торпедных
аппарата 381мм ; 150
мин заграждения. |
Радиотелеграф - 1
станция, 2 кВт - дальность 300 миль |
Экипаж - 19
офицеров / 17 кондукторов / 540 нижних чинов |
Заложен 9 сентября 1899 на с/в ф. "А.С. Vulcan” Штеттин, Германия. Спущен 17
января 1901. Вступил
в строй 7 августа 1902. Зачислен 11
января 1899. Во время русско-японской
войны входил во Владивостокский отряд крейсеров. Действовал на коммуникациях противника
между Японией и Кореей. 2 мая 1904 в тумане выскочил на прибрежные камни
у м. Брюса в Амурском заливе и, получив пробоину в корпусе, лег на грунт.
5 июня 1904 снят с мели и введен в док для ремонта, в котором простоял до
конца войны. В декабре 1908 участвовал в оказании помощи населению г. Мессина
на острове Сицилия, пострадавшему от землетрясения. Капитальный ремонт корпуса
и механизмов в 1909-1912 на Франко-Русском заводе в Санкт-Петербурге с заменой водогрейных
трубок котлов. В 1912 на Кронштадтском пароходном заводе капитальный ремонт
главных механизмов. В период Первой Мировой войны проводил набеговые и минно-заградительные операции
на коммуникациях противника, прикрывал активные минные постановки легких
сил флота. Зимой 1916 был перевооружен на 16-130мм орудий с установкой
новых ПУАО. 25 октября 1917 вошел в состав советского Балтийского флота. С 24
февраля по 27 февраля
1917 совершил переход из Ревеля в Гельсингфорс и с 12 марта по 17 марта 1918
- в Кронштадт. С мая 1918 находился в порту на долговременном хранении.
В годы гражданской войны 8 - 130мм орудии были демонтированы и установлены
на кораблях Волжской военной флотилии, 4 - 130мм орудия переданы СДФ. 1 июля 1922
продан совместному Советско-Германскому а/о обществу “Деруметалл” как металлолом.
В конце 1922 был отбуксирован в Германию и 21 ноября 1925 исключен из состава
РККФ. Цилиндры, детали, машины, часть приборов и оборудования корабля,
были использованы для восстановления однотипного крейсера “Комминтерн” МСЧМ (б.
“Кагул” ).
"Олег”
Длина -
134,19
метра |
Ширина -
16,61
метров |
Осадка -
6,91
метров |
Водоизмещение -
стандартное 6 975 т. |
Мощность
двигателей - 2
вертикальных паровых машины 3-го расш. - 19 500 инд. л.с. (сумм. контр.);
17 000 инд. л.с. (Пр.И.); 16 водотрубных котлов (18кг/см^2;4600м^2) - завода
ф.”Vulcan”. |
Скорость
хода - максимальная 20,45 узлов, экономическая 12
узлов |
Запас топлива -
нормальный 720 т, усиленый 1500 т |
Дальность
плавания - 845
миль при 20 узлах : 1 200 миль при 12 узлах |
Броня -
Броневая палуба - 35мм ; Скосы
- 70 мм ; Гласисы - 85мм ;
Боевая рубка -140 мм ; Башни
-125 мм борт, 90 мм крыша ; Барбет
башни - 73 мм борт, 51 мм крыша ; Элеваторы
подачи боеприпасов - 35 мм ; Защита
152 мм орудий - 25 мм. |
Вооружение -
12
- 152 мм/45 ; 12-75
мм/50 ; 4-47мм
салютн.; 4-7,62
мм пулемета; 2
подводных бортовых торпедных аппарата 381мм ; 150 мин заграждения ; c
1916 : 16 - 130
мм/55 ; 1
- 75 мм/50 ; 2-47
мм салютн. ; 2
- 7,62 мм пулемета ; 2
подводных бортовых торпедных аппарата 381мм ; 150
мин заграждения. |
Радиотелеграф -
1 станция, 1 кВт - дальность 250 миль |
Экипаж -
19
офицеров / 17 кондукторов / 540 нижних чинов |
Заложен 6 июля 1902 на Эллинге Нового адмиралтейства Санкт-Петербург. Спущен 14
августа 1903. Вступил
в строй 12 октября 1904. Зачислен 5 ноября 1901. Во время русско-японской
войны входил в состав второй Тихоокеанской эскадры Балтийского флота. После Цусимского сражения
ушел в Манилу, где с 27 мая 1905 был интернирован местными властями. С
16 декабря 1907 состоял в гвардейском экипаже. Капитальный ремонт корпуса и
механизмов в 1910-1911 на Французско-Русском заводе в Санкт-Петербурге. В период
Первой Мировой войны проводил набеговые и минно-заградительные операции на коммуникациях противника,
прикрывал активные минные постановки легких сил флота. Зимой 1916 был
перевооружен на 16-130мм орудий, установлены новые ПУАО, для чего переделали
боевую рубку. 25 октября 1917 вошел в состав советского Балтийского флота. С 5
апреля по 10 апреля 1918 совершил
переход из Гельсингфорса в Кронштадт. С 27 ноября по 29 ноября 1918 обеспечивал высадку
десанта в Нарвенском заливе, с 13 июня по 16 июня.1919 обстреливал форт “Красная
Горка”, входил в состав ДОТ. 18 июня 1919 во время патрулирования у Толбухина
маяка в Финском заливе, был торпедирован и потоплен английским торпедным
катером. В 1919
часть 130мм орудий корабля была снята и отправлена на сухопутные фронты.
В 1938 поднят Балтийской партией ЭПРОН и сдан “Главвторчермету” для разборки.
По некоторым данным на крейсере “Богатырь” 152мм орудия (кроме 4) были заключены
в броневые казематы. Однако подобные работы на крейсере не проводились, ввиду
тактической нецелесообразности и большой стоимости, хотя один из командиров
крейсера “Олег” вносил такие предложения в Морской технический комитет.
"Память Меркурия"
("Память Меркурия" до
25 марта 1907 "Кагул" с 31.12. 1922 "Коминтерн")
Длина -
134,16
метра |
Ширина -
16,61
метров |
Осадка -
6,81
метров |
Водоизмещение -
стандартное 7 070 т. |
Мощность
двигателей - 2
вертикальных паровых машины 3-го расш. - 19 500 инд. л.с. (сумм. контр.);
16 водотрубных котлов системы Normand (4600 м^2; 18 кГ/см^2) - Николаевского
механического и судостроительного завода, 3 пародинамо-машины. |
Скорость
хода - максимальная 23 узла, экономическая 12 узлов |
Запас топлива - нормальный 700 т, усиленый 1200 т |
Дальность
плавания - 735 миль при 21 узле; 2100 миль при 12 узлах |
Броня -
Броневая палуба - 35мм ; Скосы - 70мм ;
Гласисы - 85мм ; Кожухи котельных отделений - 30мм ; Боевая рубка - 140мм ; Башни
- 125 мм борт, 90 мм крыша ; Элеваторы
подачи боеприпасов башни - 73мм борт, 51мм крыша ; Элеваторы
подачи боеприпасов 152мм орудий - 35мм ; Защита
152мм орудий - 25мм. |
Вооружение -
12-152мм/45 ;
12-75мм/ 50 ; 4-
7,62мм пулемета ; 2
подводных бортовых торпедных аппарата 381мм ; 292
мины заграждения ; с
1914 : 16-152мм/45
орудий ; 2-75мм
зен. ; 4-7,62мм
пулемета. ; 2
подводных бортовых торпедных аппарата 381мм ; 292
мины заграждения ; с
1916 : 10 - 130мм/55. |
Радиотелеграф - 1
станция, 2 кВт - дальность 250 миль. |
Экипаж - 19
офицеров / 12 кондукторов / 565 нижних чинов |
Заложен 23 августа 1901 на Эллинге Николаевского адмиралтейства. Спущен
20 мая 1902. Вступил
в строй 1905. Зачислен 21 апреля 1901. Капитальный ремонт корпуса и механизмов с 6 января
1913 по 1 мая 1914 в Севастопольском порту. В период Первой Мировой войны
участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес
разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, обеспечивал и
прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил флота.
Эскортировал и осуществлял противолодочную оборону бригад линейных кораблей.
С 23 января по 5 апреля 1916 участвовал Трапезундской наступательной
операции, в октябре 1916 обстреливал нефтехранилища и портовые сооружения в
Констанце. С декабря 1916 по апрель 1917 проходил ремонт корпуса и механизмов
в Севастопольском военном порту с перевооружением. 16 декабря 1917 вошел в
состав советского Черноморского флота. 28 марта 1918 законсервирован и сдан
в Севастопольский военный порт на хранение, где 1 мая 1918 был захвачен
немцами и использовался в качестве плавказармы для размещения особого отряда
Средиземноморской дивизии. 24 ноября 1918 захвачен у немцев
англо-французскими войсками и передан белогвардейцам, 19 февраля 1919
разоружен, а в период с 22 апреля по 24 апреля 1919, по приказу английского
командования, были подорваны главные механизмы. 29 апреля 1919 освобожден
частями советского Украинского фронта, но 24 июня 1919 вновь захвачен
белогвардейцами, 14 ноября 1920 оставлен врангелевцами при эвакуации из
Севастополя в Стамбул. 22 ноября 1920 захвачен частями РККА и в 1921, после
постановки в ремонт, включен в состав МСЧМ. В 1923 восстановлен и 7 ноября
1923 в качестве учебного крейсера вновь введен в строй. С июня 1941
использовался как минный заградитель. 16 июля 1942 при стоянке в Потийском
порту, был выведен из строя германской авиацией. В августе-сентябре 1942
разоружен для комплектования сформированных 17 августа 1942 берег артиллерийских
батарей № 743. 744, 746, 747 (по 2 - 130мм орудия), № 173 (3 - 76,2 мм орудия) и №
770 (3 - 45мм орудия) - на подступах к Туапсе. Затоплен в качестве брандера в
устье р. Хопи для создания волнолома, 2 февраля 1943 исключен из списков
советского ВМФ. 31 марта 1946 на корпусе корабля была установлена
перебазированная из Сочи противокат. арт. батарея № 626.
"Кагул"
("Кагул" до 25.03.1907 "Очаков" с 31.03.1917 "Очаков"
с 9.1919 "Генерал Корнилов")
Длина -
134,01
метра |
Ширина -
16,61
метров |
Осадка -
6,81
метров |
Водоизмещение -
стандартное 7 070 т. |
Мощность
двигателей - 2
вертикальных паровых машины 3-го расш. - 19 500 инд. л.с. (сумм. контр.);
16 водотрубных котлов системы Normand (4600 м^2; 18 кГ/см^2) - Николаевского
механического и судостроительного завода, 3 пародинамо-машины. |
Скорость
хода - максимальная 23 узла, экономическая 12 узлов |
Запас топлива - нормальный 720 т, усиленый 1100 т |
Дальность
плавания - 1210 миль при 21 узле; 3300 миль при 12 узлах |
Броня -
Броневая палуба - 35мм ;
Скосы - 70мм ; Гласисы - 85мм ; Кожухи котельных отделений - 30мм ; Боевая рубка
- 140мм ; Башни - 125 мм борт, 90 мм крыша ; Элеваторы
подачи боеприпасов башни - 73мм борт, 51мм крыша ; Элеваторы
подачи боеприпасов 152мм орудий - 35мм ; Защита
152мм орудий - 25мм |
Вооружение -
12-152мм/45 ;
12-75мм/ 50 ; 4-
7,62мм пулемета ; 2 подводных бортовых торпедных аппарата 381мм ; 150
мин заграждения ; с
1914 : 16-152мм/45
орудий ; 2-75мм зен.; 4-7,62мм пулемета ; 2 подводных бортовых
торпедных аппарата 381мм ; 150
мин заграждения. |
Радиотелеграф - 1
станция, 8 кВт - дальность 600 миль |
Экипаж - 19
офицеров / 12 кондукторов / 550 нижних чинов |
Заложен 13 августа 1901 на Лазаревском адмиралтействе, Севастополь. Спущен 21
сентября 1902. Вступил
в строй 10 июня 1909. Зачислен 21 апреля 1901. С 11 ноября по 15 ноября 1905 будучи на достройке,
возглавил восстание флотской дивизии, при подавлении которого был сильно
поврежден. В период Первой Мировой войны участвовал в набеговых операциях на
коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную
службы у берегов Турции, обеспечивал и прикрывал набеговые и
минно-заградительные действия других сил флота. Эскортировал и осуществлял
противолодочную оборону бригад линейных кораблей. С 23 января по 5 апреля
1916 участвовал в Трапезундской наступательной операции. Капитальный ремонт
корпуса и механизмов с 25 сентября 1916 в Севастопольском военном порту с
перевооружением. 16 декабря 1917 вошел в состав советского Черноморского
флота, но 1 мая 1918 был захвачен германскими войсками и 2 мая 1918, в
качестве БПС, включен в состав ВМС Германии на Черном море. 24 ноября 1918
захвачен англо-французскими войсками и передан в распоряжение белогвард. 3
мая 1919 зачислен в состав морских сил юга Росии. 14 ноября 1920 уведен
врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул и затем в Бизерту, где
был 29 декабря 1920 интернирован французскими властями . 29 октября 1924
признан Францией собственностью СССР, но из-за сложной международной
обстановки возвращен не был, в конце 20-х гг продан "Рудметаллторгом"
французской частной фирме на слом и в 1933 разобран в Бресте на металл. |