"Громобой"
Заказан по судостроительной программе на 1890-1895. Предназначался, для действий на морских коммуникациях противника и
являлся дальнейшим развитием высоко-автономных океанских крейсеров “Рюрик” и “Россия”.
В отличии от прототипа, на нем была усилена броневая защита и упрощена
силовая установка. Автономность по запасам топлива и продуктам питания
составляла около 100 суток.
Длина
-
146,9 метров |
Ширина - 20,88
метров |
Осадка -
8,63
метров |
Водоизмещение
- стандартное 13 060 т. |
Механизмы -
3 вертикальных
паровых машины 3-го расш. - 14500 инд. л.с. (сумм. контр.);
-15496 инд.л.с. (Пр. И.) в 2-х машинных отделениях - Балтийского судостроительного завода; 32 водотрубных
котла системы Bellville (17 кг/см^2) в 4-х
котельных отделениях - Французско - Русского завода.: 8 пародиномо-машин. |
Скорость
хода - максимальная 19 узлов, экономическая 9 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный 1400 т, усиленный 2000
т. |
Дальность
плавания - 1720 миль при 18,5 узлах ;
3825 миль при 9 узлах |
Броня - Броневой пояс - 152мм ; Траверз - 152мм ; Броневая палуба -
25,4мм ; Скосы- 50,8-63,5мм ; Казематы - 120,6мм ; Казематы палубы - 25,4мм ;
Элеваторы подачи боеприпасов - 38,1мм ; Защита 152мм орудий - 12,7мм ; Защита
203мм орудий - 76,2мм ; Боевая рубка (дальн.) -50,8мм ; Казематы
152мм орудий - 50,8мм. |
Вооружение
- На 1912 : 4 - 203мм/45 ; 22 - 152мм/45 ; 4 - 75мм/50 ; 4
- 47мм - салютн. ; 8 - 7,62мм пулемета ; 2 подводных
бортовых торпедных аппарата 457мм ; 200
мин заграждения. с 1915 : 6 - 203мм/45 ; 20
- 152мм/45 ; 2 - 7,62мм пулемета ; 2 подводных
бортовых торпедных аппарата 457мм ; 200
мин заграждения. |
Радиотелеграф -
1 станция, 2 кВт - дальность 300 миль ; 1 станция, 8 кВт - дальность 600
миль |
Экипаж - 26 офицеров / 18 кондукторов /
815 нижних чинов |
Заложен 20 мая 1895. Спущен 30 апреля 1896. Вступил в строй 13 сентября 1897. Зачислен 20
ноября 1893. Построен на Балтийском заводе,
Санкт-Петербург. Во время русско-японской войны входил в состав
Владивостокского отряда крейсеров. Действовал на коммуникациях противника между
Японией и Кореей, 2 июня 1904 потопил японский
транспорт “Идзумо-Мару” и “Хитачи-Мару” и совместно с другими крейсерами 12
апреля 1904
- транспорт “Xaгинуpa-Мару”, 13 апреля 1904 - “Кинсю-Мару”. В периоде 4 июля по 19
июля 1904 уничтожил 6 японских шхун, английский п/х “Knight Comnancter”
и германских п/х “Tea”. C 25 апреля по 28 апреля 1905
- еще 4 японских судна. 1 августа 1904 вел бой с японским броненосным
крейсером в Корейском
проливе. Капитальный ремонт
в 1907-1911 на Кронштадтском пароходном заводе. Были установлены: новые
котлы, казематы для 8-152мм и носовых 203мм орудий, 2 подводных торпедных
аппарата 457мм
Металлического завода и 203мм орудия оснастили новыми затворами фирмы “Vickers”.
Кормовые 203мм орудия защитили общим казематом (76,2; 25,4мм), 2 - 152мм
орудия с оконечностей перенесли в адмиральский салон. В носу и корме установили
бронированные рубки для дальномеров, усилили защиту дополнительных казематов
на верхней палубе. Грот-мачту перенесли ближе к корме, а
на месте фок-мачты установили отремонтированную бизань-мачту, разместив
на каждой из них по 90 см прожектору и наблюдательной площадке. По механизмам
работы выполнял Франко-Русский завод. В период Первой Мировой войны дозорная служба
в устье Финского залива, в июне 1916 набеговые операции на коммуникации противника
, прикрытие минно-заградительных, разведывательных и набеговых действий
легких сил флота. В июне 1915 крейсер довооружили, позднее установили новые элеваторы и по 2-63,5мм и - 47мм
зенитных орудия. 25 октября 1917 вошел в состав советского Балтийского флота. С 26
ноября по 27 ноября 1917
совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт С мая 1918 находился в Кронштадтском
военном порту на долговременном хранении. В 1919 152мм орудия крейсера были
сняты и переданы флотилии Советской Латвии для обороны Риги. 1 июля 1922 продан совместно
советско-германскому а/о “Деруметалл” и 12 октября 1922 сдан “Рудметаллторгу”
для разборки. 30 октября 1922 при буксуровании в Германию, в районе Лиепаи
попал в сильный шторм и накатом волн был выброшен на ограждение аванпорта,
разбит прибоем. Впоследствии по частям был поднят частными фирмами и разобран
на металл. |