“Паллада”
Заказаны в рамках Судостроительной программы 1895.
По конструкции бронепалубные крейсера. Предназначались для выполнения функций
крейсеров - разведчиков и борьбы с торговым судоходством противника на сравнительно
небольшом удалении от баз. Являлись развитием проекта под девизом “Порт
Дуэ” И.Г. Бубнова и Л.Л. Коромальди, победившего на конкурсе, объявленном Морским ведом в 1894. Детальные
чертежи и спецификацию выполнили инженеры Балтийского завода. К
моменту начала Первой Мировой воны из-за слабых бронирования, вооружения и
небольшой скорости хода, большого боевого значения не имели. В 1913 предполагалось
переоборудовать крейсер “Диана” в 6азу подводных лодок, но в 1915 на нем
установили 10 новейших 130мм пушек.
“Аврора”
Длина - 126,8
метров |
Ширина - 16,8
метров |
Осадка - 7,04
метров |
Водоизмещение - стандартное 7 130 т. |
Мощность
двигателей - 3 вертикальных
паровых машины 3-го расш. – 11 610 инд.
л.с. (сумм. контр.);11970 инд.л.с. (Пр.И.);24
водотрубных котла системы Bellville (17,2 кгс/см^2) в 3-х котельных отделениях
- Французско-русского завода;
6 пародинамо-машин по 56 кВт. |
Скорость
хода - максимальная
19 узлов, экономическая 11 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный 749 т, усиленый 970 т. |
Дальность
плавания - 1320 миль при 18,9 узлах
; 2500 миль 11 узлах |
Броня - Броневая
палуба - 38мм ; Скосы - 50,8-63,5мм ; Кожухи котельных
отделений - 38мм ; Боевая рубка - 152мм борт; 51мм крыша ; Элеваторы подачи
боеприпасов - 38мм ; Боевая рубка зен. - 18мм |
Вооружение - на 1914 : 10-152мм/45 ; 20-75мм/50 45
; 3-7,62мм пулемета ; 126 мин заграждения ; с
1916 : 14-152мм/45 ; 6-76,2мм/30
зен ; 3-7,62мм
пулемета ; 126 мин заграждения. |
Радиотелеграф - 1 станция, 2 кВт. с 1915 : одна станция, 2 кВт. -
дальность 300
миль ; одна станция, 0,2кВт. |
Экипаж - 19 офицеров / 15 кондукторов /
525 нижних чинов ; с
1916 23 офицеров
/ 18 кондукторов / 710 нижних чинов |
Заложен 23 мая 1897 на Адмиралтейском судостроительном заводе,
Санкт-Петербург. Спущен 11 мая 1900. Вступил в строй 16 июля 1903. Зачислен 06
апреля 1897. Во время русско-японской
войны входил в состав второй Тихоокеанской эскадры. После Цусимского морского
сражения ушёл в Манилу, где с 27 мая 1905 был интернирован местными властями.
Капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1906-1908 на Франко-Русском
и Балтийском заводах. Кроме того был снят боевой фор-марс, переделали боевую
рубку,
демонтировали торпедные аппараты и установили минные рельсы. Число 152мм орудий довели
до 10 (за счет 4 - 75мм). С ноября 1916 по ноябрь 1917 повторный капитальный
ремонт на Французско-Русском заводе с замененной котлов и перевооружением
(были демонтированы 75мм орудия, увеличены углы возвышения 152мм орудий
и их число довели до 14). В период Первой Мировой войны нес дозорную службу, прикрывал набеговые
и минно-заградительные действия лёгких сил флота. Участвовал в обороне
Рижского залива (летом 1916). В ночь на 25 октября 1917 радиостанция крейсера передала
сообщение о переходе власти в руки ВРК и воззвание “К гражданам России”,
подписанное В.И. Лениным. В 21 час 45мин. того же дня холостым выстрелом
из носовых орудий крейсера подал сигнал к штурму Зимнего дворца. С 25 октября по 1
ноября 1917
участвовал в подавлении мятежа Керенского-Краснова. С 22 декабря по 27 декабря 1917
совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. С мая 1918 по 9 ноябрь 1922 находился
в Кронштадте военном порту на долговременном хранении. В годы гражданской
войны 152мм орудия крейсера были сняты и отправлены на Волжскую военную флотилию для вооружения
плавучей батареи.
В ноябре 1922 переформирован в учебный крейсер. Капитальный ремонт с ноября 1922 по
23 февраля 1923. С 9 июля -24 августа 1924 поход с
посещением Бергена. С 28 июля по 12 августа 1928 визиты в Осло (Норвегия) и
Копенгаген (Дания), с 15 августа по 24 августа 1929 - в Свинемюнде
(Германия), с 15 июля по 31 августа 1930 - поход с посещением Бергена,
Мурманска, Архангельска и Кристиансанда (Норвегия). 2 ноября 1927 награжден
орденом Красного Знамени и первым в РККФ поднял орденский Военно-морской
флаг. В начале ВОВ был разоружен. Орудия отправили на сухопутный фронт и на
корабли ЧВФ. В годы ВОВ использовался в качестве плавказармы для размещения
экипажей подводных лодок. 30 сентября 1941 от попаданий артиллерийских
снарядов противника лег на грунт в Ораниенбауме. 20 июля 1944 поднят АСС КБФ
и в 1945 отбуксирован в Ленинград для ремонта на Балтийском судостроительном
заводе. 6 ноября 1948 поставлен на прикол на набережной Большой Невы.
В настоящее время используется как музей.
“Диана”
Длина - 126,8
метров |
Ширина - 16,8 метров |
Осадка - 7,2
метров |
Водоизмещение - стандартное 7 410 т. |
Мощность
двигателей - 3 вертикальных
паровых машины 3-го расш. – 11 610 инд.
л.с. (сумм. контр.);24 водотрубных котла системы
Bellville (17,2 кгс/см^2) в 3-х котельных отделениях - Французско-русского завода; 6 пародинамо-машин по 56 кВт. |
Скорость
хода - максимальная 19,2 узлов, экономическая
11 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный 749 т, усиленый 1 070 т. |
Дальность
плавания - 2980 миль при 11 узлах ; 1600 мил при 19 узлах |
Броня - Броневая
палуба - 38мм ; Скосы - 50,8-63,5мм ; Кожухи котельных
отделений - 38мм ; Боевая рубка - 152 мм борт, 51мм
крыша ; Элеваторы подачи боеприпасов - 38мм. |
Вооружение - на 1914 : 10-152мм/45 ; 20-75мм/50
; 3-7,62мм пулемета ; 126 мин заграждения ; с 1915 : 10-130мм/55
; 4-75мм/50
; 6-7,62мм пулеметов ; 126 мин заграждения. |
Радиотелеграф - 1 станция, 2 кВт. ; с 1915 : одна станция, 2 кВт. -
дальность 300
миль; одна станция, 0,2кВт. |
Экипаж - 19 офицеров / 15 кондукторов /
525 нижних чинов |
Заложен 23 мая 1897 на Эллинге Галерного острова, Санкт-Петербург. Спущен 30
сентября 1899. Вступил в строй 10 декабря 1901. Зачислен
27 апреля 1896. Во время русско-японской войны входил в
состав первой Тихоокеанской эскадры Балтийского флота. В январе-июле 1904
участвовал в обороне Порт-Артура. 28 июля 1904 после боя с японским флотом в
Желтом море ушел в Сайгон, где 11 августа 1904 был интернирован местными
властями. С 9 октября по 16 декабря 1907 состоял в гвардейском экипаже.
Капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1906 на Балтийском
судостроительном заводе с заменой водогрейных трубок в котлах. В 1912-1914
на Балтийском судостроительном заводе были установлены новые котлы системы
Bellville-Долголенко и перебраны главные механизмы. Кроме того,
крейсер перевооружили на 10-130мм/55 орудий, переделали погреба боезапаса и механизмы подачи. В период
Первой Мировой войны проводил набеговые операции на коммуникациях противника,
нес дозорную службу, прикрывал
набеговые и минно-заградительные действия других сил флота. В 1916 участвовал
в обороне Рижского залива и с 29 сентября по 6 октября 1917 в Моонзундской операции.
25 октября 1917 вошел в состав советского Балтийского флота. С 22 декабря по 27
декабря 1922 совершил
переход из Гельсингфорса в Кронштадт.
С мая 1918 находился в Кронштадтском военном порту на долговременном хранении.
В годы гражданской войны 130мм орудия крейсера были сняты и отправлены в Астрахань
для установки на ВКР АКВФ. 1 июля 1922
продан совместно советско-германскому а/о “Деруметалл” как металлолом .
Осенью 1922 был отбуксирован в Германию для разборки и 21 ноября 1925 исключен
из состава РККФ.
"Паллада"
?
|