"Россия"
Заказан по судостроительной
программе на 1890-1895. Проект инженера Н.Е. Титова. Являлся дальнейшим
развитием крейсера первого ранга “Рюрик”. В проекте было отдано предпочтение дальности
плавания и автономности, в ущерб скорости, вооружению и бронированию. При
создании “России” учитывался опыт иностранных флотов и в первую очередь
английского - как одного из наиболее вероятных противников. Отличался от
броненосных крейсеров других стран, увеличенным водоизмещением, высотой борта
и большим отношением длины к ширине (удлиненностью). По сравнению с прототипом
имел усиленное бронирование и второй (верхний) броневой пояс для защиты орудий
верхнего и нижнего каземата. Кроме того, 120 мм орудия были заменены на
152 мм. После вступления в строй имел крейсерскую вертикальную паровую машину мощностью 2 000 индикаторных л.с.
(по контракту 2 500 индикаторных л.с.) работавшую на третий гребной вал. Её
демонтировали (ввиду низкой эффективности работы) во время капитального
ремонта в 1907.
Длина -
146,92 метров |
Ширина -
20,88 метров |
Осадка -
8,63 метров |
Водоизмещение -
стандартное 13 060 т. |
Механизмы -
2
вертикальных паровых машины 3-го расш. - 14 500 инд. л.с. (сумм. контр.); -15523
инд. л.с. (Пр.И.); 32 Вт. К. с. Bellville
(17 кг/см^2) в 4-х КО - Балт. суд. стр. з-да;
6 ПДМ |
Скорость
хода - максимальная 19,75 узлов, экономическая 12 узлов |
Запас топлива, уголь -
нормальный 2530 т, усиленный 2700 т |
Дальность
плавания - 3000
миль при 19,7 узлах : 5700 миль
при 12 узлах |
Броня
- Броневой пояс - носовая оконечность - 127, средняя часть - 203, кормовая
оконечность - 127 мм ; Траверсы - 178
мм ; Нижние казематы - 127
мм ; Верхние казематы - 102 мм ; Защита 75 мм орудий - 37 мм ; Элеваторы -
76мм ; Боевая рубка - 305
мм ; Броневая палуба
-76... 51 мм. |
Вооружение -
на
1912 : 2-152мм/45 ; 4-203мм/45 ; 15-75 мм/50
; 300
мин заграждения ; с 1915 : 6-203
мм/45 ; 14-152 мм/45 ; 2-47
мм салютн. ; 3
- 7,62 мм пулемета ; 300
мин заграждения. |
Радиотелеграф -
1
станция, 1 кВт - дальность 250 миль |
Экипаж - на
1912 год : 20-26 офицеров / 16 кондукторов
/ 500-744 нижних чинов |
Заложен 20 мая 1895 на
Балтийском заводе, Санкт - Петербург. Спущен 30 апреля 1896. Вступил в строй 13
сентября 1897. Зачислен 20 ноября 1893. Во время русско-японской войны входил в состав
Владивостокского отряда крейсеров. Действовал на коммуникациях противника
между Японией и Кореей. Совместно с другими крейсерами 12 апреля 1904
потопил японский транспорт “Хагинура-Мару”, 13 апреля 1904 “Кинсю-Мару”. В
период с 04 июля по 19 июля 1904 - 6 японских шхун, английский п/х “Knight Commander” и
германский п/х “Теа” и с 25 апреля по 28
апреля 1905
- ещё 4 японских судна. 01 августа 1904 участвовал в бою с японской эскадрой
броненосных крейсеров в Корейском проливе. До 27 сентября 1907 классифицировался как
крейсер первого ранга. Капитальный ремонт и модернизация в 1906-1909 в Кронштадских мастерских
Балтийского завода: отремонтированы корпус,
механизмы и устройства; демонтированы машина экономичного хода и бизань
мачта; фок и грот-мачты разнесли к оконечностям. С 1909 находился в отряде госрезерва.
С 1911 - в бригаде крейсеров Балтийского моря. С сентября 1912 по март 1913 и с
сентября 1913
по 28 февраль 1914, с учениками школ строевых унтер-офицеров, совершал походы
в Атлантику. В период Первой Мировой войны
являлся флагманом второй бригады крейсеров Балтийского моря. В сентябре 1914
участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника,
в январе 1915 - в постановке активных минных
заграждений, прикрытии минно-заградительных,
разведывательных и набеговых действий легких сил флота. 25 октября 1917 вошел
в состав советского Балтийского флота. С 22 декабря по 25 декабря 1917 совершил переход из
Гельсингфорса
в Кронштадт. С мая 1918 находился в Кронштадском военном порту на долговременном
хранении. В 1919 часть 152мм орудий
крейсера была снята и передана для обороны Риги флотилии
советской Латвии. 1 июля 1922 продан
совместно советско-германскому а/о “Деруметалл” и 3 октября 1922 сдан “Рудметаллторгу”
для разборки. В конце 1922 при буксировании в Германию попал в сильный
шторм и накатом волн был выброшен на б-ку Девельсей у Таллина. Впоследствии
снят спасательной экспедицией МСБМ и отведен в Германию для разборки. |