"Рюрик"
Заказан на кредиты, запрошенные
Морским ведом, после начала русско-японской
войны для пополнения убыли в корабельном составе Тихоокеанской эскадры.
Достраивался в рамках “малой” судостроительной программы на 1907-1911.
Представлял собой развитие идеи башенного 15000 тонного крейсера, предложенной
в 1895 Балтийским заводом и воплощённой в броненосцах типа “Пересеет”.
Разрабатывая тактико-техническое задание, Морской
технический комитет учитывал новейшие
взгляды, на эскадренную службу крейсеров и уже имевшийся боевой опыт. По своим
боевым возможностям был сопоставим с броненосными крейсерами других флотов, начатых постройкой
уже после русско-японской войны. 2 ряда броневых плит защищали почти весь
надводный борт. Противоминная переборка располагалась на расстоянии 3,4
метра от наружной обшивки. Для выпрямления крена и дифферента концевые отсеки
были выполнены герметичными. Они быстро заполнялись и осушались с помощью
специальных помп. Кроме того, бортовые отсеки противоположных бортов соединялись
перепускными каналами. Главные недостатки крейсера “Рюрик” - заключались в
недостаточной скорости хода и слабом вертикальном бронировании относительно
калибра артиллерии. Проект разработан специалистами английской фирмы “Vickers”. Предполагалось
построить в Санкт-Петербурге по чертежам крейсера “Рюрик” еще 2 однотипных корабля. Однако,
из-за предложения применить на них в качестве главных механизмов паротурбинный
агрегат и
тем самым довести скорость хода до 25 узлов, реализацию этих планов сначала
отложили, ввиду необходимости соответствующей переделки проекта, а затем
и вовсе отменили. Крейсер “Рюрик” являлся самым мощным и боеспособным из русских
крейсеров на Балтийском море. В ходе боевых действий он проявил достаточно высокую живучесть и хорошие мореходные
качества.
Длина -
161,24 метр |
Ширина -
22,86 метра |
Осадка -
8,74 метров |
Водоизмещение -
стандартное
16 933 т. |
Механизмы - 2 вертикальных
паровых машины 3-го расш. - 19700 инд.
л.с. (сумм. контр.); - 20580 инд.л.с.(Пр.И.);
28 водотрубных котлов системы Bellville
(у; 17,5кг/ см”) в 4-х КО - ф.” Vickers”:
5 пародинам-машин по 120 кВт. |
Скорость
хода - максимальная
21 узел, экономическая 10 узлов |
Запас топлива -
нормальный
1210 т (уголь), усиленный 2000 т (уголь) + 200 т (нефть) |
Дальность
плавания - 2200 миль при 21 узле ; 4000 миль при 10 узлах |
Броня -
Верхний
броневой пояс - 76 мм ; Нижний броневой пояс - 76 мм
носовая оконечность, 152 мм средняя часть, 102мм кормовая оконечность ; Казематы
(120мм) - 76мм ; Противоторпедная
защита - 38,1мм ; Траверз - 184мм ; Перебрки казематов - 25,4мм ;
Башни главного калибра - 203; 64мм№ Барбет башни главного калибра -
203мм ; Башни среднего калибра - 178; 50мм ; Барбет башни среднего калибра.-
152мм ; Боевая рубка - 203 мм ; Главная броневая палуба - 37,5 мм ; Скосы - 38,1мм ; Нижняя броневая палуба -
25,4 мм ; Спардек
- 25,4 мм. |
Вооружение -
4-254 мм/50 ;
4-203 мм/50 ; 20-120 мм/ 50 ; 4-47 мм
; 8-7.62 мм ; 2 подводных бортовых торпедных
аппарата 457мм ; в
1916 : 2-47мм ; 1-40мм
зен. ; 2 - 7,62мм пул. ; 2
подводных бортовых торпедных аппарата 457мм. |
Радиотелеграф -
1
станция, 2 кВт - дальность 300 миль |
Экипаж - на 1913 год : 26 офицеров / 22 кондукторов /
895 нижних чинов |
Заложен 9 августа 1905.
Спущен
4 ноября 1906.
Вступил в строй в июле 1909.
Зачислен
30 июля 1905. Построен на верфи фирмы “Vickers
Armstrong” Барроу, Великобритания. Флаг на
корабле был поднят в августе 1908. Однако из-за необходимости усиления и частичной
переделки жестких барабанов всех башен, их захватов, погонов, а также подкреплении
броневой палубы под 203 мм орудиями, официально был зачислен в состав флота
лишь в июле 1909. В 1909 принимал участие в торжествах по случаю прихода
в Шербур русских кораблей и на большом параде британского флота на Спитхедском
рейдер. В 1910 - визит в Черногорию. Капитальный
ремонт в 1916. Переборка главных и вспомогательных механизмов, замена
трубок в котлах, установлены фок и фор-мачты, переоборудован ходовой мостик.
В период Первой Мировой войны флагман командовал Балтийским флотом адмирала Н.О. Эссена. На беговые, разведывательные и минно-заградительные
действия на коммуникациях противника, прикрытие постановок активных минных
заграждений легкими силами флота. В феврале 1915 наскочил на камни у
острова Гогланд, принял 2400 т воды, однако самостоятельно дошел до базы. Доковый
ремонт в Кронштадте. В июне 1915 бой с отрядом германских кораблей во
главе с брониносным крейсером “Roon”. В июле
1915 обеспечивал переход эскадренного броненосца “Слава” в Рижский залив.
В ноябре 1916 в районе острова Гогланд подорвался на мине противника. Самостоятельно
прибыл в Кронштадт где проходил восстановительный ремонт в течении 2 месяцев.
25 октября 1917 вошел в состав советского Балтийского флота. С 24 февраля по 27
февраля 1918 совершил
переход из Ревеля в Гельсингфорс и с 12
марта по 17 марта 1918 - в Кронштадт. Прикрывал
ледокол “Ермак” при встрече и проводке
кораблей и судов второго каравана во время Ледового похода. С 21 мая 1921
находился в Кронштадте военному порту на долговременное хранении. В годы
гражданской войны 17-120 мм орудия крейсера были сняты и установлены на кораблях
СДФ, Волжской военной флотилии, ОВФ
и бронепоездах, 1 ноября 1924 исключен
из состава МСБМ. Впоследствии снятые с крейсера 203 мм башенные установки были
поставлены на фортах “Серая лошадь (“Передовой”) ,
“Обручев” и “Тотлебен” и в годы ВОВ участвовали в обороне Ленинграда.
|