“Жемчуг”
Строились в
рамках судостроительной программы 1898 “для нужд Дальнего Востока”. Проект
был разработан специалистами Невского Судостроительного и механического
завода на основе чертежей крейсера “Новик”. построенного фирмой “Schichau”. В
отличии от прототипа расширили корпус и установили скуловые кили. В результате
скорость упала до 24 узлов. Вместо 12 Водотрубных котлов системы Schichau
установили 16 системы Yarrow. Кроме того был усилен корпус. Этому же заводу был заказан
второй однотипный крейсер “Изумруд”.
"Жемчуг"
Длина - 105,99 метров |
Ширина - 12,8 метров |
Осадка - 5,33 метров |
Водоизмещение - стандартное
3130 т, полное 3333 т |
Механизмы - 3 вертикальных
паровых машины 3-го расш.- 17 000 инд.л.с.(сумм.
контр.); -11 000 инд. л.с.(Пр.И.) Невского
судостроительного завода; 16 водотрубных котлов системы Yarrow - Невского
судостроительного завода в 6 котельных отделениях; 3 турбогенератора. |
Скорость
хода - максимальная
24 узла, экономическая 12 узлов |
Запас топлива - нормальный 496 т, усиленный 600 т |
Дальность
плавания - 710 миль при 20 узлах ; 2090 миль при 12 узлах |
Броня - Главная броневая палуба - 20мм/10мм
; Скосы - 15: 35мм ; Боевая
рубка - 30мм. |
Вооружение - 8 - 120мм ; 4-47мм ; 6
- 7,62 мм пулеметов ; 3
надводных торпедных аппарата 457мм. |
Радиотелеграф - одна
станция, 3 кВт - дальность 300
миль |
Экипаж - 14
офицеров / 5 кондукторов / 335 нижних чинов |
Заложен 14 июня 1902 на Невском судостроительном и механическом заводе,
Санкт-Петербург. Спущен 27 августа 1903. Вступил в строй в сентябре 1904. Зачислен 05
ноября 1901. После вступления в строй классифицировался как
крейсер второго ранга. Во время русско-японской войны входил в состав
второй Тихоокеанской эскадры Балтийского флота. Участвовал в Цусимском
сражении (9 человек убито) после которого ушел в Манилу, где 21 мая
1905 был интернирован
местными властями. 24 мая 1906 вошел в состав Сибирской Флотилии. 27 сентября
1907 переклассифицирован, в крейсер. Капитальный ремонт корпуса и
механизмов в 1911 в Владивостокском порту с полной заменой трубок в
котлах, настила второго дна и модернизацией артиллерийских станков (были
увеличены углы возвышения до 25). Кроме того, были демонтированы грот, фок-мачты
и оставлена лишь одна средняя мачта с площадкой для прожекторов. С началом
Первой Мировой воны вошел в состав союзной эскадры крейсеров, оперировавшей в Тихом и Индийском
океанах. В августе-октябре 1914 обеспечивал конвоирование военных транспортов и торговых судов,
вел поиски действовавшего в северо-восточной части Индийского океана германского
крейсера “Emden” и снабжавших его угольщиков.
После напряженных походов крейсер 13 октября 1914, по указанию английского
командующего, прибыл в порт Пенанг
(Индокитай) для переборки механизмов и чистки котлов. На рейде находились
французская канонерская лодка и два миноносца, дозорную службу несли
третий миноносец и лоцманский катер.
В 12 милях от якорной стоянки находился английский наблюдательный пост.
В ночь на 15 октября 1914 подвергся внезапной артиллерийско-торпедной атаке
крейсера “Emden”, сумевшего обмануть охрану
рейда, замаскировавшись под британский крейсер. От взрыва погреба боезапаса
корпус корабля переломился и затонул на глубине 30 м. Из 354 членов экипажа
погибли 82 человека. В декабре 1914 часть 120мм орудийного корпуса была поднята
водолазами вспомогательного крейсером “Орел”, доставлена в Россию и установлена
на кораблях Балтийского флота и Черноморского флота. Погибшим русским морякам с
крейсера “Жемчуг” был
установлен в Пенанге памятник.
"Изумруд"
Заложен в 1901 году на Невском судостроительном
и механическом заводе, Санкт-Петербург. Спущен в августе 1903. Вступил в строй
в октябре 1904. Во время Цусимского сражения
прорвался в Охотское море, но выскочил на камни в бухте Владимир и был
взорван экипажем. |