"Дерзкий"
Заказаны в рамках программы судостроения,
принятой в 1911 году и известной как
"ассигнование средств на усиление
Черноморского флота". Постройкой этих
эсминцев Морской Генеральный штаб стремился,
хотя бы частично, компенсировать отсутствие на
Черном море крейсеров. В конкурсе на
проектирование турбинных эсминцев для
Черноморского флота участвовало 6 заводов. В
качестве прототипа был выбран эсминец "Новик",
с его мощной артиллерией и высокой скоростью
хода. Хотя первое место занял Путиловский завод
– единственный из русских, имевший опыт
проектирования и постройки подобных кораблей,
заказ на 4 эсминца передали Обществу
Николаевских заводов и верфей, занявшему лишь
4-ое место, но обещавшему сжатые сроки выполнения
работ. Главное управление кораблестроения и
снабжения разрешило Обществу Николаевских
заводов и верфей строить корабли по собственным
чертежам. Контракт был подписан 24 февраля 1912
года. Эсминцы типа "Дерзкий" практически не
отличались от эсминца "Новик",
но так как требования к проектной скорости хода
ограничили 34 узлами (вместо 36 узлов на прототипе),
мощность турбин была снижена почти на 7,000 л.с., что
позволило убрать 1 котел и оставить 3 дымовые
трубы, соответственно уменьшив длину корабля. До
3-х сократили число 102-мм орудий, и одно из них
разместили на кормовой надстройке.
"Беспокойный"
Длина - 93,82 м |
Ширина - 9,02 м |
Осадка - 3,32 м |
Водоизмещение - стандартное - 1190 тонн |
Механизмы - 2 паротурбинных агрегата системы
Parsons - 25 500 (сумм. контр.) ; - 22 534 (Пр.И.) ; 5 водотрубных котлов системы
Thornycroft в 3-х котельных отделениях завода ОНЗ и В ; 2 турбогенератора по 20 кВт. |
Скорость
хода - максимальная - 30 узлов, экономическая - 21 узел |
Запас топлива, нефть - нормальный -
330 т, усиленный - 394,5
т |
Дальность
плавания - 700 миль при 30 узлах, - 1717 миль при 21 узле |
Вооружение - 3 - 102мм/60
; 2 - 7,62 пулемета ; 5х2 торпедных аппарата 457мм ; 80 мин заграждения ; 2 прожектора по 60 см. |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 2 кВт, дальность - 200-300
миль. |
Экипаж - 7 офицеров, 4 кондуктора, 100 низших чинов |
24 октября 1911 года зачислен в списки судов
Черноморского флота, 3 октября 1912 года заложен на
судоверфи завода "Наваль" Общества
Николаевских заводов и верфей, спущен на воду 31
октября 1913 года, вступил в строй 29 октября 1914
года. В период первой мировой войны участвовал в
набеговых операциях на коммуникации и побережье
противника, нес разведывательную и блокадную
службы у берегов Турции, выставлял мины на
подходе к проливу Босфор и в районе Варны,
обеспечивал и прикрывал минные постановки
легких сил флота. Совместно с другими кораблями
уничтожил до 76 турецких парусников, 8 транспортов
и судов, потопил 11 декабря 1915 года турецкие
канонерские лодки "Tachkeupru" и "Iesgar", а 31
декабря 1915 года – германскую подводную лодку
"UC 13". 9 сентября 1916 года при возвращении с
минной постановки в Констанцу, на подходах к
порту, подорвался на 2 румынских минах
заграждения, но остался на плаву и после
капитального ремонта в Николаеве, вновь введен в
строй. 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного
Черноморского флота. 30 апреля 1918 года ушел из
Севастополя в Новороссийск, но 19 июня 1918 года
вернулся обратно, где был захвачен германскими
войсками, а 24 ноября 1918 года – англо-французскими
интервентами и в апреле 1919 года уведен в порт
Измир на Мраморном море. С октября 1920 года входил
в состав белогвардейских морских сил Юга России,
14 ноября 1920 года уведен врангелевцами в Стамбул и
затем в Бизерту, где он был интернирован
французскими властями. 29 октября 1924 года признан
правительством Франции собственностью СССР, но
из-за сложности международной обстановки
возвращен не был, в конце 20-х гг. продан
"Рудметаллторгом" Франции на слом и в начале
30-х гг. разобран на металл.
"Гневный"
Длина - 93,82 м |
Ширина - 9,02 м |
Осадка - 3,42 м |
Водоизмещение - стандартное - 1185 тонн |
Механизмы - 2 паротурбинных агрегата системы
Parsons - 25 500 (сумм. контр.) ; - 23 000 (Пр.И.) ; 5 водотрубных котлов системы
Thornycroft в 3-х котельных отделениях завода ОНЗ и В ; 2 турбогенератора по 20 кВт. |
Скорость
хода - максимальная - 30 узлов, экономическая - 21 узел |
Запас топлива, нефть - нормальный -
330 т, усиленный - 394,5
т |
Дальность
плавания - 700 миль при 30 узлах, - 1717 миль при 21 узле |
Вооружение - 3 - 102мм/60
; 2 - 7,62 пулемета ; 5х2 торпедных аппарата 457мм ; 80 мин заграждения ; 2 прожектора по 60 см. |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 2 кВт, дальность - 200-300
миль. |
Экипаж - 7 офицеров, 4 кондуктора, 100 низших чинов |
24 октября 1911 года зачислен в списки судов
Черноморского флота, 3 октября 1912 года заложен на
судоверфи завода "Наваль" Общества
Николаевских заводов и верфей, спущен на воду 31
октября 1913 года, вступил в строй 29 октября 1914
года. В период первой мировой войны участвовал в
набеговых операциях на коммуникации и побережье
противника, нес разведывательную и блокадную
службы у берегов Турции, выставлял мины на
подходе к проливу Босфор и в районе Варны,
обеспечивал и прикрывал минные постановки
легких сил флота. Совместно с другими кораблями
уничтожил до 55 турецких парусников, 10
транспортов и судов. 11 июня 1915 года в бою с
германским легким крейсером "Бреслау"
получил попадания 2-х артиллерийских снарядов,
потерял ход и на буксире у эсминца "Дерзкий",
был приведен в Севастополь для ремонта. 29 декабря
1917 года вошел в состав Красного Черноморского
флота. 30 апреля 1918 года при эвакуации из
Севастополя в Новороссийск, был поврежден огнем
германской полевой артиллерии и во избежании
гибели выбросился на камни в Ушаковской балке,
где его подорвал сошедший на берег экипаж. В
начале лета 1918 года снят с камней немцами,
восстановлен и 5 июля 1918 года, под литерой "R
03" включен в состав ВМС Германии на Черном
море. 24 ноября 1918 года захвачен
англо-французскими интервентами и поставлен на
ремонт. 29 апреля 1919 года был освобожден частями
советского Украинского фронта, но 24 июня 1919 года
захвачен белогвардейцами и включен в состав
морских сил Юга России. 14 ноября 1920 года уведен
врангелевцами в Стамбул и затем в Бизерту, где он
был интернирован французскими властями. 29
октября 1924 года признан правительством Франции
собственностью СССР, но из-за сложности
международной обстановки возвращен не был, в
конце 20-х гг. продан "Рудметаллторгом"
французской частной фирме на слом и в начале 30-х
гг. разобран на металл.
"Дерзкий"
Длина - 93,82 м |
Ширина - 9,02 м |
Осадка - 3,35 м |
Водоизмещение - стандартное - 1180 тонн |
Механизмы - 2 паротурбинных агрегата системы
Parsons - 25 500 (сумм. контр.) ; - 23 500 (Пр.И.) ; 5 водотрубных котлов системы
Thornycroft в 3-х котельных отделениях завода ОНЗ и В ; 2 турбогенератора по 20 кВт. |
Скорость
хода - максимальная - 30 узлов, экономическая - 21 узел |
Запас топлива, нефть - нормальный -
330 т, усиленный - 394,5
т |
Дальность
плавания - 700 миль при 30 узлах, - 1717 миль при 21 узле |
Вооружение - 3 - 102мм/60
; 2 - 7,62 пулемета ; 5х2 торпедных аппарата 457мм ; 80 мин заграждения ; 2 прожектора по 60 см. |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 2 кВт, дальность - 200-300
миль. |
Экипаж - 7 офицеров, 4 кондуктора, 100 низших чинов |
24 октября 1911 года зачислен в списки судов
Черноморского флота, 31 октября 1913 года заложен на
судоверфи завода "Наваль" Общества
Николаевских заводов и верфей, спущен на воду 15
марта 1914 года, вступил в строй 29 октября 1914 года. В
период первой мировой войны участвовал в
набеговых операциях на коммуникации и побережье
противника, нес разведывательную и блокадную
службы у берегов Турции, выставлял мины на
подходе к проливу Босфор и в районе Варны,
обеспечивал и прикрывал минные постановки
легких сил флота. Совместно с другими кораблями
уничтожил до 114 турецких парусников, 11
транспортов и судов, потопил 11 декабря 1915 года
турецкие канонерские лодки "Tachkeupru" и
"Iesgar", а 31 декабря 1915 года – германскую
подводную лодку "UC 13". 21 августа 1916 года,
совместно с эсминцем "Пронзительный",
захватил в качестве трофея турецкий пароход
"Туркестан". На минах, выставленных в паре с
эсминцем "Пылкий", 29
ноября 1916 года подорвалась и затонула германская
подводная лодка "UB 46". 29 декабря 1917 года
вошел в состав Красного Черноморского флота. В
декабре 1917 года участвовал в боях против войск
генерала Каледина у Ростова-на-Дону и январе 1918
года – против румынских оккупантов в районе
Вилково на Дунае. 30 апреля 1918 года ушел из
Севастополя в Новороссийск, но 19 июня 1918 года
вернулся обратно, где был захвачен германскими
войсками, а 24 ноября 1918 года – англо-французскими
интервентами и в апреле 1919 года уведен в порт
Измир на Мраморном море. С октября 1920 года входил
в состав белогвардейских морских сил Юга России,
14 ноября 1920 года уведен врангелевцами в Стамбул и
затем в Бизерту, где он был интернирован
французскими властями. 29 октября 1924 года признан
правительством Франции собственностью СССР, но
из-за сложности международной обстановки
возвращен не был, в конце 20-х гг. продан
"Рудметаллторгом" Франции на слом и в начале
30-х гг. разобран на металл.
"Пронзительный"
Длина - 93,82 м |
Ширина - 9,02 м |
Осадка - 3,2 м |
Водоизмещение - стандартное - 1190 тонн |
Механизмы - 2 паротурбинных агрегата системы
Parsons - 25 500 (сумм. контр.) ; - 25 520 (Пр.И.) ; 5 водотрубных котлов системы
Thornycroft в 3-х котельных отделениях завода ОНЗ и В ; 2 турбогенератора по 20 кВт. |
Скорость
хода - максимальная - 30 узлов, экономическая - 21 узел |
Запас топлива, нефть - нормальный -
330 т, усиленный - 394,5
т |
Дальность
плавания - 700 миль при 30 узлах, - 1717 миль при 21 узле |
Вооружение - 3 - 102мм/60
; 2 - 7,62 пулемета ; 5х2 торпедных аппарата 457мм ; 80 мин заграждения ; 2 прожектора по 60 см. |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 2 кВт, дальность - 200-300
миль. |
Экипаж - 7 офицеров, 4 кондуктора, 100 низших чинов |
24 октября 1911 года зачислен в списки судов
Черноморского флота, 31 октября 1913 года заложен на
судоверфи завода "Наваль" Общества
Николаевских заводов и верфей, спущен на воду 15
марта 1914 года, вступил в строй 29 октября 1914 года. В
период первой мировой войны участвовал в
набеговых операциях на коммуникации и побережье
противника, нес разведывательную и блокадную
службы у берегов Турции, выставлял мины на
подходе к проливу Босфор и в районе Варны,
обеспечивал и прикрывал минные постановки
легких сил флота. Совместно с другими кораблями
уничтожил до 165 турецких парусников, 16
транспортов и судов, потопил 11 декабря 1915 года
турецкие канонерские лодки "Tachkeupru" и
"Iesgar", а 31 декабря 1916 года – германскую
подводную лодку "UC 13". 21 августа 1916 года,
совместно с эсминцем "Дерзкий",
захватил в качестве трофея турецкий пароход
"Туркестан". 29 декабря 1917 года вошел в состав
Красного Черноморского флота. 29 апреля 1918 года
убыл из Севастополя в Новороссийск, где 18 июня 1918
года по приказу Советского правительства, во избежание захвата германскими войсками, был
затоплен экипажем. В 1965 году по частям поднят
Аварийно-спасательной партией Министерства
морского флота и сдан "Главвторчермету" для
разборки.
|