"Финн"
Строились на средства "Особого комитета по усилению
военного флота на добровольные пожертвования". Известен как Увеличенный "Шихау".
Проект фирмы "Шихау". В целях секретности назывался "Паровой яхтой
водоизмещением 570 тонн". По существу, являлся дальнейшим развитием проекта 350
тонного эсминца (класса
"Кит"), построенного фирмой для русского флота незадолго до начала
русско-японской войны. В отличии от прототипа имел увеличенные размеры корпуса,
мостиков, полубак, доходивший до носовой дымовой трубы и более мощные главные
механизмы.
"Доброволец"
Длина - 72,49 м |
Ширина - 8,18 м |
Осадка - 2,74 м |
Водоизмещение - стандартное - 650 т |
Механизмы - 2 вертикальных паровых машины тройного расширения - 6500 инд.л.с.(сумм. контр.) - 6750 л.с. (Пр.И.) ; 2
водотрубных котла системы Schulz-Thornycroft (540 м2, 16 кг/см2)
и 2 водотрубных котла системы Schulz-Thornycroft (830 м2,
16 кг/см2) в 4 котельных отделениях фирмы
"Schichau" ; 2 турбинных динамо-машины по 14 кВт. |
Скорость хода - наибольшая - 25,9 узла, экономическая - 12 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный - 140 тонн ; усиленный
- 172 тонны |
Дальность плавания - 500 миль при 25 узлах ; 1075 миль
при 12 узлах |
Вооружение - 2 - 102мм/60
; 1 - 37мм ; 6 - 7,62мм пулемета ; 3х1 торпедных аппарата 457мм ; 20 мин заграждения ; 1 - 60 см прожектор |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт, дальность - 75 миль |
Экипаж - 5 офицеров / 4 кондуктора / 82 нижних чина |
24 сентября 1904 года зачислен в списки судов Балтийского флота, в
1904 году заложен на судоверфи завода акционерного общества "Общества
Путиловских заводов" в Санкт-Петербурге, спущен на воду 11 июня 1905 года,
вступил в строй 5 июля 1906 года. В кампанию 1905 года входил в состав
практического отряда минных крейсеров, а с 1906 года – Практического отряда
обороны побережья Балтийского моря. До 10 октября 1907 года классифицировался
как минный крейсер. Прошел капитальный ремонт корпуса в 1909-1910 гг. на заводе
акционерного общества "Крейтон и Ко" в Санкт-Петербурге с заменой трубок на всех
котлах и перевооружением. В 1914-1915 гг. на Сандвикском заводе отремонтированы
главные механизмы. В период первой мировой войны участвовал в набеговых
операциях на коммуникации противника, обороне Виндавы и Рижского залива,
обеспечивал минно-заградительные действия других сил флота. С 8 по 21 августа
1915 года участвовал в Ирбенской операции. 21 августа 1916 года при стоянке на
якоре у южного берега Ирбенского пролива подорвался на мине заграждения и
затонул в течении 7 минут.
"Москвитянин"
Длина - 72,39 м |
Ширина - 8,2 м |
Осадка - 2,74 м |
Водоизмещение - стандартное - 640 т |
Механизмы - 2 вертикальных паровых машины тройного расширения - 6500 инд.л.с.(сумм. контр.) - 6512 л.с. (Пр.И.) ; 2
водотрубных котла системы Schulz-Thornycroft (540 м2, 16 кг/см2)
и 2 водотрубных котла системы Schulz-Thornycroft (830 м2,
16 кг/см2) в 4 котельных отделениях фирмы
"Schichau" ; 2 турбинных динамо-машины по 14 кВт. |
Скорость хода - наибольшая - 25,75 узла, экономическая - 12 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный - 140 тонн ; усиленный
- 172 тонны |
Дальность плавания - 510 миль при 25 узлах ; 1050 миль
при 12 узлах |
Вооружение - 2 - 102мм/60
; 1 - 37мм ; 6 - 7,62мм пулемета ; 3х1 торпедных аппарата 457мм ; 20 мин заграждения ; 1 - 60 см прожектор |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт, дальность - 75 миль |
Экипаж - 5 офицеров / 4 кондуктора / 82 нижних чина |
24 сентября 1904 года зачислен в списки судов Балтийского флота, в
1904 году заложен на судоверфи завода акционерного общества "Общества
Путиловских заводов" в Санкт-Петербурге, спущен на воду 20 мая 1905 года,
вступил в строй в 1906 году. В кампанию 1905 года входил в состав практического
отряда минных крейсеров, а с 1906 года – Практического отряда обороны побережья
Балтийского моря. До 10 октября 1907 года классифицировался как минный крейсер.
Прошел капитальный ремонт корпуса в 1909-1910 гг. на заводе акционерного
общества "Крейтон и Ко" в Санкт-Петербурге с заменой трубок на всех котлах и
перевооружением. В 1914-1915 гг. на Сандвикском заводе отремонтированы главные
механизмы. В период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на
коммуникации противника, обороне Виндавы и Рижского залива, обеспечивал
минно-заградительные действия других сил флота. . С 8 по 21 августа 1915 года
участвовал в Ирбенской и с 12 по 19 октября 1917 года в Моонзундской операциях,
в февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского
флота. С 10 по 16 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки)
в Кронштадт и был выведен в резерв. 15 октября 1918 года ушел по Мариинской
водной системе из Петрограда в Астрахань и 25 ноября 1918 года вошел в состав
Азово-Каспийской военной флотилии. Весной 1919 года участвовал в боях с
белогвардейцами и английскими интервентами в северной части Каспийского моря. 21
мая 1919 года затонул после боя с кораблями противника в Тюб-Караганском заливе.
10 января 1920 года был поднят белогвардейцами и в неисправном состоянии включен
в состав их морских сил Каспийского моря. 28 марта 1920 года был уничтожен
артиллерийским огнем при отступлении белогвардейцев из Петровска.
"Эмир
Бухарский"
(с 12 апреля 1919 года – "Яков Свердлов")
Длина - 72,54 м |
Ширина - 8,23 м |
Осадка - 2,99 м |
Водоизмещение - стандартное - 650 т |
Механизмы - 2 вертикальных паровых машины тройного расширения - 6500 инд.л.с.(сумм. контр.) - 6313 л.с. (Пр.И.) ; 2
водотрубных котла системы Schulz-Thornycroft (540 м2, 16 кг/см2)
и 2 водотрубных котла системы Schulz-Thornycroft (830 м2,
16 кг/см2) в 4 котельных отделениях фирмы
"Schichau" ; 2 турбинных динамо-машины по 14 кВт. |
Скорость хода - наибольшая - 25,3 узла, экономическая - 12 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный - 140 тонн ; усиленный
- 172 тонны |
Дальность плавания - 635 миль при 25 узлах ; 1020 миль
при 12 узлах |
Вооружение - 2 - 102мм/60
; 1 - 37мм ; 6 - 7,62мм пулемета ; 3х1 торпедных аппарата 457мм ; 20 мин заграждения ; 1 - 60 см прожектор |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт, дальность - 75 миль |
Экипаж - 5 офицеров / 4 кондуктора / 82 нижних чина |
24 сентября 1904 года зачислен в списки судов Балтийского флота, в
1904 году заложен на судоверфи завода акционерного общества "Сандвикский
кораблестроительный док и механический завод" в Гельсингфорсе (Хельсинки,
Финляндия), спущен на воду 12 января 1905 года, вступил в строй 28 мая 1906
года. В кампанию 1905 года входил в состав практического отряда минных
крейсеров, а с 1906 года – Практического отряда обороны побережья Балтийского
моря. До 10 октября 1907 года классифицировался как минный крейсер. Прошел
капитальный ремонт корпуса в 1909-1910 гг. на заводе акционерного общества
"Крейтон и Ко" в Санкт-Петербурге с заменой трубок на всех котлах и
перевооружением. В 1914-1915 гг. на Сандвикском заводе отремонтированы главные
механизмы. В период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на
коммуникации противника, обороне Виндавы и Рижского залива, обеспечивал
минно-заградительные действия других сил флота. . С 8 по 21 августа 1915 года
участвовал в Ирбенской и с 12 по 19 октября 1917 года в Моонзундской операциях,
в февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского
флота. В апреле 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в
Кронштадт. В октябре 1918 года ушел по Мариинской водной системе из Петрограда в
Астрахань и 20 октября 1918 года вошел в состав Азово-Каспийской военной
флотилии. 10 августа 1919 года выставлял мины в северной части Каспийского моря.
В 1919-1920 гг. вел бои с контрреволюционерами и бандитами в районе Царицына и в
Азербайджане. С 31 июля 1919 года входил в состав Волжско-Каспийской военной
флотилии и с 5 июля 1920 года – в состав Морских сил Каспийского моря. Прошел
капитальный ремонт в 1919-1920 гг. В январе-марте 1923 года – стационер в Энзели
(Персия). 13 июня 1923 года был сдан Бакинскому военному порту на долговременное
хранение, а 1 декабря 1925 года исключен из состава РККФ с передачей
Комгосфондов для разборки.
"Финн"
(с февраля 1919 года – "Карл Либкнехт")
Длина - 72,51 м |
Ширина - 8,2 м |
Осадка - 3,02 м |
Водоизмещение - стандартное - 665 т |
Механизмы - 2 вертикальных паровых машины тройного расширения - 6500 инд.л.с.(сумм. контр.) - 6394 л.с. (Пр.И.) ; 2
водотрубных котла системы Schulz-Thornycroft (540 м2, 16 кг/см2)
и 2 водотрубных котла системы Schulz-Thornycroft (830 м2,
16 кг/см2) в 4 котельных отделениях фирмы
"Schichau" ; 2 турбинных динамо-машины по 14 кВт. |
Скорость хода - наибольшая - 28 узлов, экономическая - 12 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный - 140 тонн ; усиленный
- 172 тонны |
Дальность плавания - 780 миль при 26 узлах ; 1150 миль
при 12 узлах |
Вооружение - 2 - 102мм/60
; 1 - 37мм ; 6 - 7,62мм пулемета ; 3х1 торпедных аппарата 457мм ; 20 мин заграждения ; 1 - 60 см прожектор |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт, дальность - 75 миль |
Экипаж - 5 офицеров / 4 кондуктора / 82 нижних чина |
24 сентября 1904 года зачислен в списки судов Балтийского флота, в
1904 году заложен на судоверфи завода акционерного общества "Сандвикский
кораблестроительный док и механический завод" в Гельсингфорсе (Хельсинки,
Финляндия), спущен на воду 4 апреля 1905 года, вступил в строй в 1906 году. В
кампанию 1905 года входил в состав практического отряда минных крейсеров, а с
1906 года – Практического отряда обороны побережья Балтийского моря. До 10
октября 1907 года классифицировался как минный крейсер. Прошел капитальный
ремонт корпуса в 1909-1910 гг. на заводе акционерного общества "Крейтон и Ко" в
Санкт-Петербурге с заменой трубок на всех котлах и перевооружением. В 1914-1915
гг. на Сандвикском заводе отремонтированы главные механизмы. В период первой
мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника,
обороне Виндавы и Рижского залива, обеспечивал минно-заградительные действия
других сил флота. . С 8 по 21 августа 1915 года участвовал в Ирбенской и с 12 по
19 октября 1917 года в Моонзундской операциях, в февральской революции. 7 ноября
1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. С 10 по 16 апреля 1918 года
совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт и был выведен в
резерв. 7 октября 1918 года ушел по Мариинской водной системе из Петрограда в
Астрахань и в ноябре 1918 года вошел в состав Азово-Каспийской военной флотилии.
В годы гражданской войны участвовал в боях с белогвардейцами и английскими
интервентами в северной части Каспийского моря. 5 мая 1919 года захватил
белогвардейский пароход "Лейла". В апреле 1920 года вел артиллерийский бой с 2
вспомогательными крейсерами противника, принимал капитуляцию форта
Александровский, а в мае 1920 года был флагманским кораблем при проведении
Энзелийской операции. С 31 июля 1919 года входил в состав Волжско-Каспийской
военной флотилии и с 5 июля 1920 года – в состав Морских сил Каспийского моря.
24 апреля 1920 года был награжден Почетным революционным Красным знаменем ВЦИК.
В сентябре 1921 года содействовал частям РККА в ликвидации
буржуазно-националистических банд в Ленкоранском уезде. В январе-мае 1923 года –
стационер в Энзели (Пехлеви, Персия). 13 июня 1923 года был сдан Бакинскому
военному порту на долговременное хранение, а 1 декабря 1925 года исключен из
состава РККФ с передачей Комгосфондов для разборки.
|