Заказаны вместе с другим однотипным
кораблем – "Громкий", в рамках
судостроительной программы 1898 года "для нужд
Дальнего Востока". Являлись дальнейшим
развитием миноносцев класса "Буйный".
В отличии от прототипа имели камбуз на верхней
палубе между штурманской рубкой и котельными
кожухами, иное расположение главных и
вспомогательных механизмов. Кроме того, кормовой
мостик был переделан, и на него установили 2
пулемета. "Громкий" и "Грозный"
были включены в состав 2-й Тихоокеанской эскадры.
Во время перехода на Дальний Восток у Скагена
(Дания) "Грозный" во время шторма
сорвало с якоря, и его пришлось ремонтировать в
Шербуре (Франция). Оба корабля из-за различных
неисправностей большую часть пути прошли на
буксирах. После Цусимского сражения "Грозный"
смог прорваться во Владивосток. "Громкий",
присоединившийся к крейсеру "Владимир
Мономах", был потоплен в бою с японскими
миноносцами. К моменту начала первой мировой
войны морально устарели и большого боевого
значения не имели.
"Грозный"
Длина – 64 метра |
Ширина
– 6.4 метров |
Осадка – 2.54 метра |
Водоизмещение - 420 тонн |
Силовая
установка - 2 вертикальные
паровые машины тройного расширения - 6000 инд.л.с.(сумм. контр.) ; - 5690 инд.л.с. (Пр.И.), 4 водотрубных котла системы
Yarrow (17 кГ/см2) в 2-х котельных отделениях Невского
завода. |
Скорость -
наибольшая - 26 узлов, экономическая - 13 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный - 98
тонн, усиленный - 120 тонн |
Дальность
плавания - 340 миль при 25,5 узлах, - 1200 миль при 13 узлах |
Вооружение -
с 1909 года: 2 - 75/50 мм
орудия, 6 - 7.62-мм пулеметов, 2 надводных 457-мм
торпедных аппарата, до 20 мин заграждения |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5
кВт, дальность - 75 миль |
Экипаж -
68 человека |
13 июля 1903 года зачислен в списки судов
Балтийского флота, в июне 1903 года заложен на
судоверфи Невского судостроительного и
механического завода в Санкт-Петербурге, спущен
на воду 19 июля 1904 года, вступил в строй осенью 1904
года. Во время русско-японской войны входил в
состав 2-й Тихоокеанской эскадры Балтийского
флота. 30 мая 1905 года после Цусимского сражения
прорвался во Владивосток. 19 ноября 1905 года вошел
в состав Сибирской флотилии. 10 октября 1907 года
переклассифицирован в эсминец. В 1910 году прошел
капитальный ремонт корпуса и механизмов во
Владивостокском порту с заменой листов
палубного настила и трубок в котлах. В 1913 году был
перевооружен. 12 декабря 1917 года вошел в состав
Красной Сибирской флотилии. С весны 1918 года
находился во Владивостокском военном порту на
хранении, где 30 июня 1918 года был захвачен
японскими интервентами. В октябре 1922 года при
эвакуации из Владивостока, был полностью выведен
из строя. После освобождения Приморья частями
Народно-революционной армии Дальневосточной
республики в строй не вводился. 31 мая 1923 года сдан
Комгосфондов для реализации и 21 ноября 1925 года
исключен из списков судов РККФ.
"Громящий"
Длина – 64 метра |
Ширина
– 6.4 метров |
Осадка – 2.9 метра |
Водоизмещение - 420 тонн |
Силовая
установка - 2 вертикальные
паровые машины тройного расширения - 6000 инд.л.с.(сумм. контр.) ; - 5700 инд.л.с. (Пр.И.), 4 водотрубных котла системы
Yarrow (17 кГ/см2) в 2-х котельных отделениях Невского
завода. |
Скорость -
наибольшая - 26,47 узлов, экономическая - 15 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный - 100
тонн, усиленный - 115 тонн |
Дальность
плавания - 309 миль 26 узлах, - 1200 миль при 15 узлах |
Вооружение -
с 1909 года: 1 - 75/50 мм
орудие, 6 - 7.62-мм пулеметов, 2 надводных 457-мм
торпедных аппарата, до 20 мин заграждения |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5
кВт, дальность - 75 миль |
Экипаж -
68 человека |
13 июля 1903 года зачислен в списки судов
Балтийского флота, в 1903 году заложен на судоверфи
Невского судостроительного и механического
завода в Санкт-Петербурге, спущен на воду в 1904
году, вступил в строй в 1905 году. До 10 октября 1907
года классифицировался как миноносец. Прошел
капитальный ремонт корпуса, палубного настила и
главных механизмов в 1909 году на
Моторостроительном заводе в Гельсингфорсе
(Хельсинки), с заменой трубок в котлах и
перевооружением. В 1913-1914 гг. в Гельсингфорсе
(Хельсинки) были заменены трубки в котлах и часть
листов обшивки корпуса. В период первой мировой
войны участвовал в обороне Рижского залива,
обеспечивал минно-заградительные операции,
эскортирование и противолодочную оборону
главных сил флота. С 8 по 21 августа 1915 года
участвовал в Ирбенской и с 12 по 19 октября 1917 года
в Моонзундской операциях, в февральской
революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав
Красного Балтийского флота. В апреле 1918 года
из-за невозможности проводки во льдах, оставлен в
Гельсингфорсе (Хельсинки), где был интернирован
германским командованием. С 5 по 7 мая 1918 года, по
условиям Брестского мирного договора и
Гангеуддского соглашения, совершил переход в
Кронштадт. С мая 1918 года находился в
Кронштадтском военном порту на долговременном
хранении. 21 апреля 1921 года вошел в состав Морских
сил Балтийского моря, а в 1924 году сдан
Комгосфондов для реализации и 21 ноября 1925 года
исключен из состава РККФ.
|