Военно-морской флот России

День за днем Корабли Подводные лодки Морская авиация Боевые пловцы
Персоналии Галерея картин Книги Аудио Видео
Разное Ссылки Поиск Благодарности
 

"Изяслав"

Описание Фотографии  


Заказаны по программе "усиленного" судостроения на 1913-1917 гг. ("Большой" судостроительной программе) в числе 36 эсминцев 35 узловой скорости для Балтийского флота. Наиболее мощные по вооружению и крупные эсминцы русского флота. Фактически являлись лидерами, хотя официально такого класса кораблей в дореволюционной России не существовало. В отличии от остальных турбинных эсминцев типа "Новик" имели вертикальные образования бортов корпуса, удлиненный полубак и противокреновые цистерны Фрама. Проект разработан французской фирмой "А. Норманд" на основе конкурсных предложений по эсминцу 35 узловой скорости фирмы "Ланге и сын" (стандартное водоизмещение 1,325 тонн, турбины системы "Кертис-Вулкан" – 30,000 л.с., котлы системы "Вулкан"). Французы, с целью выполнения условий тактико-технического задания, лишь увеличили водоизмещение на 25 тонн и длину на 2.3 метра. Установили более экономичные турбины системы "Браун-Бовери-Парсонс" и котлы повышенной паропроизводительности системы "Норманд". В целях повышения живучести все вспомогательные механизмы были задублированы. 10 января 1913 года Морское ведомство заключило контракт с акционерным обществом "Беккер и Ко" на постройку 5 эсминцев с разрешением заказать для 2 из них паровые турбины и вспомогательные механизмы за границей. "Прямислав" заложили раньше других кораблей данного типа, не дожидаясь окончательно утвержденных чертежей и спецификаций, в которых размеры эсминцев увеличили с целью создать им больший запас водоизмещения. По опыту боевых действий было принято решение об установке 3-го 102/60 мм орудия и сокращения числа торпедных аппаратов. 7 июня 1916 года Главное Управление кораблестроения распорядилось разместить на полубаке 4-ое орудие и снабдить корабли приборами центральной наводки (3-х метровый дальномер, визиры и счетно-решающие приборы). Уже в ходе достройки эсминцы довооружили 5-м 102-мм орудием. 13 февраля 1915 года Морской Генеральный штаб, оценивая эсминцы типа "Изяслав" как наиболее удачные среди строившихся на Балтике кораблей данного класса, обратился к Морскому ведомству с просьбой заказать акционерному обществе "Беккер и Ко" еще 3 подобных корабля. Однако завод не справлялся с уже имеющимся заказом и заключение контракта перенесли на более поздний срок.

"Прямислав"

(с5 февраля 1925 – "Калинин")

Длина - 105 метров
Ширина -  8,99 метров
Осадка -  3 метра
Водоизмещение - стандартное - 1350 т  
Механизмы - 2 паротурбинных агрегата в 2 машинных отделениях, 5 водотрубных котлов системы Normand (4050 м2 , 17 кг/cм2) в 5 котельных отделениях, 32 700 л.с.
Скорость хода - наибольшая - 35 узлов, экономическая - 21 узел
Дальность плавания - 360 миль при 35 узлах, 1880 миль при 21 узле
Вооружение -  5 - 102/60 мм орудия, 1 - 76,2-мм зенитка, 2 - 7.62-мм пулемета, 3х3 надводных 457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения
Радиотелеграф -  1 станция мощностью 4 кВт, дальность - 300 миль

11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского флота, 9 ноября 1913 года (по другим данным 19 сентября 1913 года) заложен на судоверфи акционерного общества "Металлургических, механических и судостроительных заводов Беккер и Ко" в Ревеле (Таллин), спущен на воду 10 июля 1915 года, вступил в строй 20 июля 1927 года. После спуска на воду был отбуксирован в Петроград. Достраивался на Балтийском заводе в Ленинграде и 20 июля 1927 года вошел в состав Морских сил Балтийского моря. С 19 по 21 августа 1929 года совершил визит в Мемель (Клайпеда, Литва) и с 1 по 10 сентября 1934 года – в Гдыню (Польша). С 11 января 1935 года вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота. Прошел капитальный ремонт с 14 июня 1937 года по июнь 1941 года. В годы Великой Отечественной войны участвовал в минно-заградительных операциях флота (в июне-августе 1941 года), обороне Финского залива и Таллина. 28 августа 1941 года погиб у острова Мохни в Финском заливе после подрыва на мине заграждения при переходе из Таллина в Кронштадт.

"Брячислав"

Длина - 107 метров
Ширина -  9,5 метров
Осадка -  4,1 метра
Водоизмещение - стандартное - 1390 т  
Механизмы - 2 паротурбинных агрегата в 2 машинных отделениях, 5 водотрубных котлов системы Normand (4050 м2 , 17 кг/cм2) в 5 котельных отделениях, 32 700 л.с.
Скорость хода - наибольшая - 35 узлов, экономическая - 21 узел
Дальность плавания - 360 миль при 35 узлах, 1880 миль при 21 узле
Вооружение -  5 - 102/60 мм орудия, 1 - 76,2-мм зенитка, 2 - 7.62-мм пулемета, 3х3 надводных 457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения
Радиотелеграф -  1 станция мощностью 4 кВт, дальность - 300 миль

11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского флота, 9 ноября 1913 года (по другим данным 19 сентября 1913 года) заложен на судоверфи акционерного общества "Металлургических, механических и судостроительных заводов Беккер и Ко" в Ревеле (Таллин), спущен на воду 1 октября 1915 года. После спуска на воду был отбуксирован в Петроград для достройки. 16 марта 1923 года затонул в Петроградском порту после заполнения корпуса водой через размороженные кингстоны. В июле 1923 года поднят Госсудоподъемом, поставлен на прикол и 20 февраля 1924 года постановлением Совета Труда и Обороны при Совете Народных Комиссаров СССР исключен из списков судов РККФ с передачей Комгосфондов для реализации.

"Федор Стратилат"

Длина - 107 метров
Ширина -  9,5 метров
Осадка -  4,1 метра
Водоизмещение - стандартное - 1390 т  
Механизмы - 2 паротурбинных агрегата в 2 машинных отделениях, 5 водотрубных котлов системы Normand (4050 м2 , 17 кг/cм2) в 5 котельных отделениях, 32 700 л.с.
Скорость хода - наибольшая - 35 узлов, экономическая - 21 узел
Дальность плавания - 360 миль при 35 узлах, 1880 миль при 21 узле
Вооружение -  5 - 102/60 мм орудия, 1 - 76,2-мм зенитка, 2 - 7.62-мм пулемета, 3х3 надводных 457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения
Радиотелеграф -  1 станция мощностью 4 кВт, дальность - 300 миль

11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского флота, 6 декабря 1914 года заложен на судоверфи акционерного общества "Металлургических, механических и судостроительных заводов Беккер и Ко" в Ревеле (Таллин), спущен на воду 17 октября 1917 года. После спуска на воду был отбуксирован в Петроград для достройки, но из-за отсутствия необходимого оборудования и механизмов поставлен на долговременное хранение в Кронштадтском порту. 20 февраля 1924 года постановлением Совета Труда и Обороны при Совете Народных Комиссаров СССР исключен из списков судов РККФ с передачей Комгосфондов для реализации.

"Автроил"

Длина - 107 метров
Ширина -  9,5 метров
Осадка -  4,1 метра
Водоизмещение - стандартное - 1390 т  
Механизмы - 2 паротурбинных агрегата в 2 машинных отделениях, 5 водотрубных котлов системы Normand (4050 м2 , 17 кг/cм2) в 5 котельных отделениях, 32 700 л.с.
Скорость хода - наибольшая - 31,7 узлов, экономическая - 21 узел
Дальность плавания - 360 миль при 35 узлах, 1880 миль при 21 узле
Вооружение -  5 - 102/60 мм орудия, 1 - 76,2-мм зенитка, 2 - 7.62-мм пулемета, 3х3 надводных 457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения
Радиотелеграф -  1 станция мощностью 4 кВт, дальность - 300 миль

11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского флота, 9 ноября 1913 года заложен на судоверфи акционерного общества "Металлургических, механических и судостроительных заводов Беккер и Ко" в Ревеле (Таллин), спущен на воду 13 января 1914 года, вступил в строй 12 августа 1917 года. Входил в состав 13-го дивизиона минной дивизии Балтийского флота. В период первой мировой войны нес дозорную и конвойную службы, обеспечивал действия различных сил флота. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. С 10 по 19 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. Во время гражданской войны участвовал в боях против германских войск и эстонских буржуазных националистов. Выставлял мины у Шепелевского маяка в Финском заливе. С 8 декабря 1918 года входил в состав ДОТ (действующего отряда кораблей). 27 декабря 1918 года в бою с кораблями британского флота в районе Таллина получил повреждения, потерял ход и был захвачен противником. Был передан Эстонской республике и с 2 января 1919 года под наименованием "Ленник" входил в состав ее военного флота. 23 августа 1933 года был продан республике Перу и под наименованием "Алмиранте Гуиссе" до 1948 года входил в состав ее ВМС.

"Изяслав"

(с 27 июня 1915 года – "Громоносец", с 31 декабря 1922 года – "Карл Маркс")

Длина - 107 метров
Ширина -  9,5 метров
Осадка -  4,1 метра
Водоизмещение - стандартное - 1390 т  
Механизмы - 2 паротурбинных агрегата в 2 машинных отделениях, 5 водотрубных котлов системы Normand (4050 м2 , 17 кг/cм2) в 5 котельных отделениях, 32 700 л.с.
Скорость хода - наибольшая - 31,77 узлов, экономическая - 21 узел
Дальность плавания - 360 миль при 35 узлах, 1880 миль при 21 узле
Вооружение -  5 - 102/60 мм орудия, 1 - 76,2-мм зенитка, 2 - 7.62-мм пулемета, 3х3 надводных 457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения
Радиотелеграф -  1 станция мощностью 4 кВт, дальность - 300 миль

11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского флота, 9 ноября 1913 года (по другим данным 19 сентября 1913 года) заложен на судоверфи акционерного общества "Металлургических, механических и судостроительных заводов Беккер и Ко" в Ревеле (Таллин), спущен на воду 22 ноября 1914 года, вступил в строй 29 июня 1917 года. Приемные испытания эсминца начались осенью 1916 года, но из-за неисправности воздушно-конденсатных турбонасосов и аварии носового конденсатора их пришлось прервать и возвратить корабль на завод для устранения замечаний. Формально с декабря 1916 года числился в составе 13-го дивизиона минной дивизии Балтийского флота. Фактически ходовые испытания закончились 29 июня 1917 года. В период первой мировой войны нес дозорную и конвойные службы, обеспечивал действия различных сил флота. С 12 по 19 октября 1917 года участвовал в Моонзундской операции. Принимал участие в февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. С 11 по 17 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. С октября 1918 года по 10 декабря 1919 года находился в резерве из-за отсутствия подготовленного личного состава. 21 апреля 1921 года вошел в состав Морских сил Балтийского моря и 11 января 1935 года – Краснознаменного Балтийского флота. 4 сентября 1925 года приказом Реввоенсовета СССР N 561 в звании Почетного рулевого эсминца был утвержден Народный комиссар по Военному и Морскому делам М.В. Фрунзе. Прошел капитальный ремонт с 1 ноября 1925 года по 17 декабря 1927 года и в 1934-1937 гг. С 8 по 11 августа 1930 года совершил визит в Осло (Норвегия). Во время советско-финляндской войны обстреливал укрепления противника на побережье Финского залива. В годы Великой Отечественной войны участвовал в обороне Финского залива, нес конвойную службу. 7 августа 1941 года при нахождении в бухте Хара-Лехт подвергся ударам немецкой авиации и, получив прямые попадания несколькими авиабомбами, лег на грунт. На следующий день был окончательно уничтожен экипажем после подрыва боезапаса. В 1962-1963 гг. по частям поднят аварийно-спасательной службой Балтийского флота, доставлен в Таллин и сдан на слом.

 
   
Реклама: