Заказаны по программе "усиленного"
судостроения на 1913-1917 гг. ("Большой"
судостроительной программе) в числе 36 эсминцев 35
узловой скорости для Балтийского флота. Наиболее
мощные по вооружению и крупные эсминцы русского
флота. Фактически являлись лидерами, хотя
официально такого класса кораблей в
дореволюционной России не существовало. В
отличии от остальных турбинных эсминцев типа
"Новик" имели вертикальные
образования бортов корпуса, удлиненный полубак и
противокреновые цистерны Фрама. Проект
разработан французской фирмой "А. Норманд"
на основе конкурсных предложений по эсминцу 35
узловой скорости фирмы "Ланге и сын"
(стандартное водоизмещение 1,325 тонн, турбины
системы "Кертис-Вулкан" – 30,000 л.с., котлы
системы "Вулкан"). Французы, с целью
выполнения условий тактико-технического
задания, лишь увеличили водоизмещение на 25 тонн и
длину на 2.3 метра. Установили более экономичные
турбины системы "Браун-Бовери-Парсонс" и
котлы повышенной паропроизводительности
системы "Норманд". В целях повышения
живучести все вспомогательные механизмы были
задублированы. 10 января 1913 года Морское
ведомство заключило контракт с акционерным
обществом "Беккер и Ко" на постройку 5
эсминцев с разрешением заказать для 2 из них
паровые турбины и вспомогательные механизмы за
границей. "Прямислав"
заложили раньше других кораблей данного типа, не
дожидаясь окончательно утвержденных чертежей и
спецификаций, в которых размеры эсминцев
увеличили с целью создать им больший запас
водоизмещения. По опыту боевых действий было
принято решение об установке 3-го 102/60 мм орудия и
сокращения числа торпедных аппаратов. 7 июня 1916
года Главное Управление кораблестроения
распорядилось разместить на полубаке 4-ое орудие
и снабдить корабли приборами центральной
наводки (3-х метровый дальномер, визиры и
счетно-решающие приборы). Уже в ходе достройки
эсминцы довооружили 5-м 102-мм орудием. 13 февраля 1915
года Морской Генеральный штаб, оценивая эсминцы
типа "Изяслав" как наиболее удачные среди
строившихся на Балтике кораблей данного класса,
обратился к Морскому ведомству с просьбой
заказать акционерному обществе "Беккер и
Ко" еще 3 подобных корабля. Однако завод не
справлялся с уже имеющимся заказом и заключение
контракта перенесли на более поздний срок.
"Прямислав"
(с5 февраля 1925 – "Калинин")
Длина - 105 метров |
Ширина - 8,99 метров |
Осадка - 3 метра |
Водоизмещение - стандартное - 1350 т |
Механизмы - 2
паротурбинных агрегата в 2 машинных отделениях, 5 водотрубных котлов системы Normand (4050 м2
, 17 кг/cм2) в 5 котельных отделениях, 32 700 л.с. |
Скорость
хода - наибольшая - 35 узлов, экономическая - 21 узел |
Дальность
плавания - 360 миль при 35 узлах, 1880 миль при 21 узле |
Вооружение - 5 - 102/60 мм
орудия, 1 - 76,2-мм зенитка, 2 - 7.62-мм пулемета, 3х3 надводных 457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 4 кВт, дальность -
300 миль |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов
Балтийского флота, 9 ноября 1913 года (по другим
данным 19 сентября 1913 года) заложен на судоверфи
акционерного общества "Металлургических,
механических и судостроительных заводов Беккер
и Ко" в Ревеле (Таллин), спущен на воду 10 июля 1915
года, вступил в строй 20 июля 1927 года. После спуска
на воду был отбуксирован в Петроград.
Достраивался на Балтийском заводе в Ленинграде и
20 июля 1927 года вошел в состав Морских сил
Балтийского моря. С 19 по 21 августа 1929 года
совершил визит в Мемель (Клайпеда, Литва) и с 1 по 10
сентября 1934 года – в Гдыню (Польша). С 11 января 1935
года вошел в состав Краснознаменного
Балтийского флота. Прошел капитальный ремонт с 14
июня 1937 года по июнь 1941 года. В годы Великой
Отечественной войны участвовал в
минно-заградительных операциях флота (в
июне-августе 1941 года), обороне Финского залива и
Таллина. 28 августа 1941 года погиб у острова Мохни в
Финском заливе после подрыва на мине заграждения
при переходе из Таллина в Кронштадт.
"Брячислав"
Длина - 107 метров |
Ширина - 9,5 метров |
Осадка - 4,1 метра |
Водоизмещение - стандартное - 1390 т |
Механизмы -
2 паротурбинных агрегата в 2 машинных отделениях, 5 водотрубных котлов системы Normand (4050 м2
, 17 кг/cм2) в 5 котельных отделениях, 32 700 л.с. |
Скорость
хода - наибольшая - 35 узлов, экономическая - 21 узел |
Дальность
плавания - 360 миль при 35 узлах, 1880 миль при 21 узле |
Вооружение - 5 -
102/60 мм орудия, 1 - 76,2-мм зенитка, 2 - 7.62-мм пулемета, 3х3 надводных 457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 4 кВт,
дальность - 300 миль |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов
Балтийского флота, 9 ноября 1913 года (по другим
данным 19 сентября 1913 года) заложен на судоверфи
акционерного общества "Металлургических,
механических и судостроительных заводов Беккер
и Ко" в Ревеле (Таллин), спущен на воду 1 октября
1915 года. После спуска на воду был отбуксирован в
Петроград для достройки. 16 марта 1923 года затонул
в Петроградском порту после заполнения корпуса
водой через размороженные кингстоны. В июле 1923
года поднят Госсудоподъемом, поставлен на прикол
и 20 февраля 1924 года постановлением Совета Труда и
Обороны при Совете Народных Комиссаров СССР
исключен из списков судов РККФ с передачей
Комгосфондов для реализации.
"Федор Стратилат"
Длина - 107 метров |
Ширина - 9,5 метров |
Осадка - 4,1 метра |
Водоизмещение - стандартное - 1390 т |
Механизмы -
2 паротурбинных агрегата в 2 машинных отделениях, 5 водотрубных котлов системы Normand (4050 м2
, 17 кг/cм2) в 5 котельных отделениях, 32 700 л.с. |
Скорость
хода - наибольшая - 35 узлов, экономическая - 21 узел |
Дальность
плавания - 360 миль при 35 узлах, 1880 миль при 21 узле |
Вооружение - 5 -
102/60 мм орудия, 1 - 76,2-мм зенитка, 2 - 7.62-мм пулемета, 3х3 надводных 457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 4 кВт,
дальность - 300 миль |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов
Балтийского флота, 6 декабря 1914 года заложен на
судоверфи акционерного общества
"Металлургических, механических и
судостроительных заводов Беккер и Ко" в Ревеле
(Таллин), спущен на воду 17 октября 1917 года. После
спуска на воду был отбуксирован в Петроград для
достройки, но из-за отсутствия необходимого
оборудования и механизмов поставлен на
долговременное хранение в Кронштадтском порту. 20
февраля 1924 года постановлением Совета Труда и
Обороны при Совете Народных Комиссаров СССР
исключен из списков судов РККФ с передачей
Комгосфондов для реализации.
"Автроил"
Длина - 107 метров |
Ширина - 9,5 метров |
Осадка - 4,1 метра |
Водоизмещение - стандартное - 1390 т |
Механизмы -
2 паротурбинных агрегата в 2 машинных отделениях, 5 водотрубных котлов системы Normand (4050 м2
, 17 кг/cм2) в 5 котельных отделениях, 32 700 л.с. |
Скорость
хода - наибольшая - 31,7 узлов, экономическая - 21 узел |
Дальность
плавания - 360 миль при 35 узлах, 1880 миль при 21 узле |
Вооружение - 5 -
102/60 мм орудия, 1 - 76,2-мм зенитка, 2 - 7.62-мм пулемета, 3х3 надводных 457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 4 кВт,
дальность - 300 миль |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов
Балтийского флота, 9 ноября 1913 года заложен на
судоверфи акционерного общества
"Металлургических, механических и
судостроительных заводов Беккер и Ко" в Ревеле
(Таллин), спущен на воду 13 января 1914 года, вступил
в строй 12 августа 1917 года. Входил в состав 13-го
дивизиона минной дивизии Балтийского флота. В
период первой мировой войны нес дозорную и
конвойную службы, обеспечивал действия
различных сил флота. Участвовал в февральской
революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав
Красного Балтийского флота. С 10 по 19 апреля 1918
года совершил переход из Гельсингфорса
(Хельсинки) в Кронштадт. Во время гражданской
войны участвовал в боях против германских войск
и эстонских буржуазных националистов. Выставлял
мины у Шепелевского маяка в Финском заливе. С 8
декабря 1918 года входил в состав ДОТ (действующего
отряда кораблей). 27 декабря 1918 года в бою с
кораблями британского флота в районе Таллина
получил повреждения, потерял ход и был захвачен
противником. Был передан Эстонской республике и
с 2 января 1919 года под наименованием "Ленник"
входил в состав ее военного флота. 23 августа 1933
года был продан республике Перу и под
наименованием "Алмиранте Гуиссе" до 1948 года
входил в состав ее ВМС.
"Изяслав"
(с 27 июня 1915 года – "Громоносец", с 31 декабря 1922
года – "Карл Маркс")
Длина - 107 метров |
Ширина - 9,5 метров |
Осадка - 4,1 метра |
Водоизмещение - стандартное - 1390 т |
Механизмы -
2 паротурбинных агрегата в 2 машинных отделениях, 5 водотрубных котлов системы Normand (4050 м2
, 17 кг/cм2) в 5 котельных отделениях, 32 700 л.с. |
Скорость
хода - наибольшая - 31,77 узлов, экономическая - 21 узел |
Дальность
плавания - 360 миль при 35 узлах, 1880 миль при 21 узле |
Вооружение - 5 -
102/60 мм орудия, 1 - 76,2-мм зенитка, 2 - 7.62-мм пулемета, 3х3 надводных 457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 4 кВт,
дальность - 300 миль |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов
Балтийского флота, 9 ноября 1913 года (по другим
данным 19 сентября 1913 года) заложен на судоверфи
акционерного общества "Металлургических,
механических и судостроительных заводов Беккер
и Ко" в Ревеле (Таллин), спущен на воду 22 ноября
1914 года, вступил в строй 29 июня 1917 года. Приемные
испытания эсминца начались осенью 1916 года, но
из-за неисправности воздушно-конденсатных
турбонасосов и аварии носового конденсатора их
пришлось прервать и возвратить корабль на завод
для устранения замечаний. Формально с декабря 1916
года числился в составе 13-го дивизиона минной
дивизии Балтийского флота. Фактически ходовые
испытания закончились 29 июня 1917 года. В период
первой мировой войны нес дозорную и конвойные
службы, обеспечивал действия различных сил
флота. С 12 по 19 октября 1917 года участвовал в
Моонзундской операции. Принимал участие в
февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в
состав Красного Балтийского флота. С 11 по 17
апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса
(Хельсинки) в Кронштадт. С октября 1918 года по 10
декабря 1919 года находился в резерве из-за
отсутствия подготовленного личного состава. 21
апреля 1921 года вошел в состав Морских сил
Балтийского моря и 11 января 1935 года –
Краснознаменного Балтийского флота. 4 сентября
1925 года приказом Реввоенсовета СССР N 561 в звании
Почетного рулевого эсминца был утвержден
Народный комиссар по Военному и Морскому делам
М.В. Фрунзе. Прошел капитальный ремонт с 1 ноября
1925 года по 17 декабря 1927 года и в 1934-1937 гг. С 8 по 11
августа 1930 года совершил визит в Осло (Норвегия).
Во время советско-финляндской войны обстреливал
укрепления противника на побережье Финского
залива. В годы Великой Отечественной войны
участвовал в обороне Финского залива, нес
конвойную службу. 7 августа 1941 года при
нахождении в бухте Хара-Лехт подвергся ударам
немецкой авиации и, получив прямые попадания
несколькими авиабомбами, лег на грунт. На
следующий день был окончательно уничтожен
экипажем после подрыва боезапаса. В 1962-1963 гг. по
частям поднят аварийно-спасательной службой
Балтийского флота, доставлен в Таллин и сдан на слом.
|