Заказаны в рамках судостроительной
программы на 1903-1923 гг. Первоначально
предполагалось построить 4 эсминца (истребителя)
класса улучшенный "Сокол" и
таким образом, вместе с эсминцами классов
"З" и "Ж", довести общее число
"стандартных" 350 тонных
миноносцев-истребителей на Черном море до 20.
Однако опыт боевого использования миноносцев в
русско-японской войне вынудил Морской
Технический комитет уже в 1904 году перейти у типу
минных крейсеров в 570 тонн, и на совещании в
Морском ведомстве 21 ноября 1904 года было принято
решение для Черноморского флота строить именно
такие корабли. Проект разработан специалистами
завода "Наваль", которые руководствовались
спецификацией и чертежами минного крейсера
типа "Всадник". В отличии от
прототипа имели увеличенные размеры корпуса,
большие запасы топлива и соответственно –
большую дальность плавания. Также были
установленные более совершенные (по мнению
Морского Технического комитета) котлы системы Норманда.
"Лейтенант
Шестаков"
Длина - 74,07 м |
Ширина - 8,3 м |
Осадка - 2,59 м |
Водоизмещение - стандартное - 635 т |
Механизмы - 2 вертикальных
паровых машины тройного расширения - 6500 инд. л.с. (сумм. контр.) ; - 7136 инд.л.с. (Пр.И.) ; 4 водотрубных котла системы
Normand (1364 м2, 17 кГс/см2) в 4-х котельных
отделениях - ОНЗ и В ; 2 паровых динамо-машины |
Скорость хода - максимальная - 24 узла в 1912,
экономическая - 12 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный -
145 т, усиленный - 200 т |
Дальность плавания - 310 миль при 24 узлах ; - 1700 миль
при 12 узлах |
Вооружение - 1 - 120мм/45 и 5 - 75мм/50
орудий, 4 - 7.62-мм пулемета, 3х1 надводных 457-мм
торпедных аппарата, 40 мин заграждения :
с 1909 года: 2 - 120мм/45 и 4 -75мм/50 орудий, 2 - 7.62-мм
пулемета, 3х1 надводных 457-мм торпедных аппарата, 40
мин заграждения :
с 1914 года: 2 - 120мм/45 орудия, 2 - 47-мм зенитки, 2 - 7.62-мм
пулемета, 3х1 надводных 457-мм торпедных аппарата, 50
мин заграждения |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт, дальность -75 миль |
Экипаж - на 1914 год : 5 офицеров / 3 кондуктора / 86 нижних чинов |
29 марта 1906 года зачислен в списки судов
Черноморского флота, 16 сентября 1906 года заложен
на судоверфи завода "Наваль" Общества
Николаевских заводов и верфей в Николаеве,
спущен на воду в августе 1907 года, вступил в строй 1
октября 1909 года. До 10 октября 1907 года
классифицировался как минный крейсер. Входил в
состав 2-го дивизиона минной бригады
Черноморского флота. В период первой мировой
войны находился в составе 3-го дивизиона минной
дивизии Черноморского флота, с сентября 1916 года
– в отряде особого назначения, предназначенного
для поддержки левого фланга Румынской армии. В 1915
году прошел капитальный ремонт котлов и машин с
установкой 2 47-мм зенитных орудий, увеличением
числа принимаемых мин. Участвовал в набеговых
операциях на коммуникации и побережье
противника, нес блокадную службу у берегов
Турции и Румынии, обеспечивал и прикрывал
действия других сил флота. Совместно с другими
кораблями уничтожил 22 турецких парусника и
вспомогательных судна. 29 декабря 1917 года вошел в
состав Красного Черноморского флота. 29 апреля 1918
года убыл из Севастополя в Новороссийск, где 18
июня 1918 года по приказу Советского
правительства, во избежании захвата германскими
войсками, был затоплен в Цемесской бухте
экипажем. 10 декабря 1927 года поднят Черноморской
партией ЭПРОН и, ввиду нецелесообразности
восстановления, сдан "Рудметаллторгу" для
разборки.
"Капитан
Сакен"
(с 21 апреля 1907 года – "Лейтенант Пущин")
Длина - 74,07 м |
Ширина - 8,31 м |
Осадка - 2,59 м |
Водоизмещение - стандартное - 635 т |
Механизмы - 2 вертикальных
паровых машины тройного расширения - 6500 инд. л.с. (сумм. контр.) ; - 7310 инд.л.с. (Пр.И.) ; 4 водотрубных котла системы
Normand (1364 м2, 17 кГс/см2) в 4-х котельных
отделениях - ОНЗ и В ; 2 паровых динамо-машины |
Скорость хода - максимальная - 24,78 узла (23,36
узла в 1912),
экономическая - 12 узлов |
Запас топлива, нефть - нормальный - 145 т, усиленный -
200 т |
Дальность плавания - 310 миль при 23 узлах ; - 1700 миль
при 12 узлах |
Вооружение - 1 - 120мм/45 и 5 - 75мм/50
орудий, 4 - 7.62-мм пулемета, 3х1 надводных 457-мм
торпедных аппарата, 40 мин заграждения :
с 1909 года: 2 - 120мм/45 и 4 -75мм/50 орудий, 2 - 7.62-мм
пулемета, 3х1 надводных 457-мм торпедных аппарата, 40
мин заграждения :
с 1914 года: 2 - 120мм/45 орудия, 2 - 47-мм зенитки, 2 - 7.62-мм
пулемета, 3х1 надводных 457-мм торпедных аппарата, 50
мин заграждения |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт, дальность -75 миль |
Экипаж - на 1914 год : 5 офицеров / 3 кондуктора / 86 нижних чинов |
29 марта 1906 года зачислен в списки судов
Черноморского флота, 16 сентября 1906 года заложен
на судоверфи завода "Наваль" Общества
Николаевских заводов и верфей в Николаеве,
спущен на воду в сентябре 1907 года, вступил в строй
13 октября 1909 года. До 10 октября 1907 года
классифицировался как минный крейсер. Входил в
состав 2-го дивизиона минной бригады
Черноморского флота. Прошел капитальные ремонт
корпуса и механизмов в 1915 году. В период первой
мировой войны участвовал в набеговых операциях
на коммуникации противника, нес блокадную службу
у берегов Турции, обстреливал береговые
укрепления и портовые сооружения, прикрывал
набеговые и минно-заградительные действия
других сил флота, высаживал
разведывательно-диверсионные группы и
конвоировал транспорты с войсками Кавказского
фронта. В январе 1915 года совместно с другими
кораблями потопил в Синопе турецкий пароход
"Георгиус" и 3 парусника. 29 декабря 1917 года
вошел в состав Красного Черноморского флота. С
марта 1918 года находился в Севастопольском
военном порту на хранении. 1 мая 1918 года был
захвачен германскими войсками и 12 октября 1918
года под литерой "R 04", включен в состав ВМС
Германии на Черном море, а 24 ноября 1918 года
захвачен англо-французскими интервентами и
вскоре уведен в порт Измир на Мраморном море. С
октября 1920 года входил в состав белогвардейских
морских сил Юга России. 14 ноября 1920 года уведен
врангелевцами при эвакуации из Севастополя в
Стамбул и затем в Бизерту, где 29 декабря 1920 года
был интернирован французскими властями. 29
октября 1924 года признан правительством Франции
собственностью СССР, но из-за сложности
международной обстановки возвращен не был, в
конце 20-х гг. продан "Рудметаллторгом"
частной фирме на слом и в начале 30-х гг. разобран
во Франции на металл.
"Капитан-лейтенант
Баранов"
Длина - 74,14 м |
Ширина - 8,29 м |
Осадка - 3,05 м |
Водоизмещение - стандартное - 648 т |
Механизмы - 2 вертикальных
паровых машины тройного расширения - 6500 инд. л.с. (сумм. контр.) ; - 6674 инд.л.с. (Пр.И.) ; 4 водотрубных котла системы
Normand (1364 м2, 17 кГс/см2) в 4-х котельных
отделениях - ОНЗ и В ; 2 паровых динамо-машины |
Скорость хода - максимальная - 24,4 узла (22,64
узла в 1912),
экономическая - 12 узлов |
Запас топлива, нефть - нормальный - 184 т, усиленный -
215 т |
Дальность плавания - 576 миль при 22 узлах ; - 1440 миль
при 12 узлах |
Вооружение - 1 - 120мм/45 и 5 - 75мм/50
орудий, 4 - 7.62-мм пулемета, 3х1 надводных 457-мм
торпедных аппарата, 40 мин заграждения :
с 1909 года: 2 - 120мм/45 и 4 -75мм/50 орудий, 2 - 7.62-мм
пулемета, 3х1 надводных 457-мм торпедных аппарата, 40
мин заграждения :
с 1914 года: 2 - 120мм/45 орудия, 2 - 47-мм зенитки, 2 - 7.62-мм
пулемета, 3х1 надводных 457-мм торпедных аппарата, 50
мин заграждения |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт, дальность -75 миль : с
1916 1 станция мощностью 1 кВт, дальность - 150 миль |
Экипаж - на 1914 год : 5 офицеров / 3 кондуктора / 86 нижних чинов |
29 марта 1906 года зачислен в списки судов
Черноморского флота, 16 сентября 1906 года заложен
на судоверфи завода "Наваль" Общества
Николаевских заводов и верфей в Николаеве,
спущен на воду 5 ноября 1907 года, вступил в строй 13
октября 1909 года. До 10 октября 1907 года
классифицировался как минный крейсер. Входил в
состав 2-го дивизиона минной бригады
Черноморского флота. Прошел капитальные ремонт
корпуса и механизмов в 1915 году. В период первой
мировой войны участвовал в набеговых операциях
на коммуникации противника, нес блокадную службу
у берегов Турции, обстреливал береговые
укрепления и портовые сооружения, прикрывал
набеговые и минно-заградительные действия
других сил флота, высаживал
разведывательно-диверсионные группы и
конвоировал транспорты с войсками Кавказского
фронта. В январе 1915 года совместно с другими
кораблями потопил в Синопе турецкий пароход
"Георгиус" и 3 парусника. 29 декабря 1917 года
вошел в состав Красного Черноморского флота. 29
апреля 1918 года убыл из Севастополя в
Новороссийск, где 18 июня 1918 года по приказу
Советского правительства, во избежании захвата
германскими войсками, был затоплен в Цемесской
бухте экипажем. 10 декабря 1927 года поднят
Черноморской партией ЭПРОН и, ввиду
нецелесообразности восстановления, сдан
"Рудметаллторгу" для разборки.
"Лейтенант
Зацаренный"
Длина - 74,07 м |
Ширина - 8,28 м |
Осадка - 2,59 м |
Водоизмещение - стандартное - 645 т |
Механизмы - 2 вертикальных
паровых машины тройного расширения - 6500 инд. л.с. (сумм. контр.) ; - 6962,9 инд.л.с. (Пр.И.) ; 4 водотрубных котла
системы Normand (1364 м2, 17 кГс/см2) в 4-х
котельных отделениях - ОНЗ и В ; 2 паровых динамо-машины |
Скорость хода - максимальная - 24,28 узла (22,5
узла в 1912),
экономическая - 12 узлов |
Запас топлива, нефть - нормальный - 184 т, усиленный -
215 т |
Дальность плавания - 630 миль при 22 узлах ; - 1944 мили
при 12 узлах |
Вооружение - 1 - 120мм/45 и 5 - 75мм/50
орудий, 4 - 7.62-мм пулемета, 3х1 надводных 457-мм
торпедных аппарата, 40 мин заграждения :
с 1909 года: 2 - 120мм/45 и 4 -75мм/50 орудий, 2 - 7.62-мм
пулемета, 3х1 надводных 457-мм торпедных аппарата, 40
мин заграждения :
с 1914 года: 2 - 120мм/45 орудия, 2 - 47-мм зенитки, 2 - 7.62-мм
пулемета, 3х1 надводных 457-мм торпедных аппарата, 50
мин заграждения |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт, дальность -75 миль : с
1916 1 станция мощностью 1 кВт, дальность - 150 миль |
Экипаж - на 1914 год : 5 офицеров / 3 кондуктора / 86 нижних чинов |
29 марта 1906 года зачислен в списки судов
Черноморского флота, 16 сентября 1906 года заложен
на судоверфи завода "Наваль" Общества
Николаевских заводов и верфей в Николаеве,
спущен на воду 29 октября 1907 года, вступил в строй
16 октября 1909 года. До 10 октября 1907 года
классифицировался как минный крейсер. Входил в
состав 2-го дивизиона минной бригады
Черноморского флота. Прошел капитальные ремонт
корпуса и механизмов в 1915 году. В период первой
мировой войны участвовал в набеговых операциях
на коммуникации противника, нес блокадную службу
у берегов Турции, обстреливал береговые
укрепления и портовые сооружения, прикрывал
набеговые и минно-заградительные действия
других сил флота, высаживал
разведывательно-диверсионные группы и
конвоировал транспорты с войсками Кавказского
фронта. С 5 февраля по 18 апреля 1916 года участвовал
в Трапезундской наступательной операции. 30 июня
1917 года затонул в 25 милях к юго-востоку от маяка
Фидониси после подрыва на германской мине
заграждения.
|