“Новик”
(“Новик” с 13 июля 1926 г. “Яков Свердлов”)
Строился на средства “Особого комитета по усилению военного флота на добровольные
пожертвования”, оставшиеся после постройки 18 МК и 4-х ПЛ. Первый турбинный ЭМ русского флота, имевший
на вооружении 102мм орудия. При проектировании был полностью учтен опыт русско-японской войны. Постройку
предварял запрос, направленный “Особым комитетом” ряду заводов и фирм, с просьбой сообщить свой мнение о
стоимости и возможности постройки “миноносца 36-узловой скорости”. По результатам объявленного конкурса
4 июля 1909 г заказ был передан победителю - “Обществу Путиловских заводов”. Проект разработан
германской фирмой “A.G. Vulcan” инженерами Путиловского завода. В процессе
постройки классифицировался как МК и предназначался для нанесения торпедных ударов по противнику в
составе дивизиона из 4-5 однотипных кораблей, а также постанов активных минных заграждений и одиночных
действий шхерах. В ЭМ воплощена идея быстроходного торпед артиллерийского корабля с гармоничным
сочетанием наступательных и оборонительных элементов. Определил развитие ЭМ отечественного флота вплоть
до октября 1917 г.
Длина - 102,43
метра |
Ширина - 9,53
метра |
Осадка - 3,53
метра |
Водоизмещение - стандартное - 1280 т. |
Механизмы - 2 паротурбинный
агрегата системы A.E.G.-Curtis-Vulcan в 2-х машинных отделениях - 35100 л.с. (сумм.
контр.): - 41910 л.с. (Пр.И.); 6 водотрубных котлов системы Vulcan (4970 м2
;17 кг/см2) в 3-х котельных отделениях - фирмы “Vulcan” :
2 турбинных динамо-машины по 20 кВт; 2 дизель-генератора по 3 кВт. |
Скорость хода - максимальная - 36 узлов,
экономическая - 21 узел |
Запас топлива, нефть - нормальный - 315 т, усиленный - 418 т |
Дальность плавания - 576
миль при 36 узлах : - 1470 миль при 21
узле. |
Вооружение - 4-102 мм /60 ; 4 - 7,62м пулемета ; 4х2
торпедных аппарата 475мм ; 2 прожектора по 60 см |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 4 кВт, дальность -
200 миль (по другим данным - 300 миль) |
Экипаж - 8 офицеров / 5 кондукторов / 104 нижних чинов |
Зачислен 4 апреля 1911, заложен 19 июля 1910 на заводе а/о “Общества
Путиловских заводов”, спущен 21 июня 1911, вступил в строй 27 августа 1913. Входил в состав бригады крейсеров БФ. В период
1-ой MB участвовал в минно-заградительных операциях флота (в т.ч. у берегов Германии). 17 августа 1915 г. вел бой с германским
эсминцем “V-99” и ”V-100” в котором "Новик" добился убедительной победы. C 1916 г флагман минной дивизии БФ. В
мае 1916 г участвовал в разгроме немецкого конвоя в Норчепингской бухте. Оборона Рижского
залива, с 26 июля по 8 августа 1915 г Ирбенская и с 29 сентября по 6 октября 1917 г Моонзундская операции, последняя под флагом
начальника минной дивизии. 25 октября 1917 г вошел в состав советского БФ. С 9 сентября 1918 г по 1925 г находился в Петроградском
военном порту на долговременном хранении, 21 апреля 1921 г вошел в состав МСБМ, и 11 января 1935 г - в КБФ. Капитальный ремонт с
26 сентября 1925 г по 30 августа 1929 г (модернизация) и с 28 ноября 1937 г по 8 декабря 1940 г. 23 апреля 1940 г был выведен из
боевого состава, передан в ОУК УВМУЗ и переклассифицирован в учебный ЭМ. 23 июня 1941 г возвращен в боевой состав КБФ. В годы ВОВ
участвовал в обороне Палдиски и Таллина, нес конвойную службу - 28 августа 1941 г погиб у о. Мохни в Финском заливе от подрыва на
немецкой мине заграждения при переходе флота из Таллина у в Кронштадт. |