"Охотник"
Строились на средства "Особого комитета
по усилению военного флота на добровольные
пожертвования". При создании было обращено
серьезное внимание на повышение боевых качеств,
с учетом основных недостатков минных крейсеров
класса "Украйна", имевших
узкий корпус, нерациональное распределение
отдельных статей весовой нагрузки и
посредственные мореходные качества. Проект был
разработан фирмой "Вулкан" (Германия) по
тактико-техническому заданию, составленному
главным корабельным инженером
Санкт-Петербургского порта генерал-майором Д. В.
Скворцовым. По сравнению с минными крейсерами
класса "Украйна" имели большее
водоизмещение (что позволило увеличить запас
топлива и соответственно дальность плавания) и
измененные пропорции (уменьшено отношение длины
к ширине) корпуса. Число котлов сократили до 4-ех и
каждый поместили в отдельные котельные
отделения. Кроме того, была улучшена система
испарителей, применены более совершенные и
надежные конденсаторы (с лужеными трубками).
"Пограничник"
Длина - 75,2 м |
Ширина - 8,2 м |
Осадка - 2,9 м |
Водоизмещение - полное - 740 т |
Механизмы - 2 вертикальных
паровых машины тройного расширения - 7300 инд. л.с. (сумм. контр.) ; - 7565 инд.л.с. (Пр.И.) ; 4 водотрубных котла системы
Normand в 4-х котельных
отделениях - фирмы "Vulcan" ; 2 турбинных динамо-машины по 16 кВт |
Скорость хода - максимальная - 25,48 узла,
экономическая - 12 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный -
190 т, усиленный - 220 т |
Дальность плавания - 1000 миль при 25 узлах ; 2400 миль
при 12 узлах |
Вооружение - 2 - 102мм/60 ; 2
- 47мм ; 4 - 7,62мм пулемета : 3х1 торпедных аппарата 457мм ; 24 мины заграждения ; 2 прожектора по 60 см : с 1916 : 3 -
102мм/60 ; 3х1 торпедных аппарата 457мм ; 24 мины заграждения ; 2 прожектора по 60 см |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 2 кВт, дальность - 200 миль |
Экипаж - на 1912 год : 5 офицеров / 4 кондуктора / 86 нижних чинов |
26 октября 1905 года зачислен в списки судов
Балтийского флота, в марте 1905 года заложен на
судоверфи завода акционерного общества "В.
Крейтон и Ко" в Або (Финляндия), спущен на воду в
начале 1906 года, вступил в строй 19 июля 1906 года.
Входил в состав Практического отряда обороны
побережья Балтийского моря. С началом кампании
1907 года использовался в качестве лидера
дивизиона минных крейсеров. С 1910 года – в составе
полудивизиона особого назначения, оставаясь при
этом флагманом одного из дивизионов миноносцев.
До 10 октября 1907 года классифицировался как
минный крейсер. Прошел капитальный ремонт
корпуса в 1911-1912 гг. на заводе акционерного
общества "Крейтон и Ко" в Санкт-Петербурге с
заменой трубок на всех котлах. В период первой
мировой войны участвовал в минных постановках в
районе Либавы, в Финском и Ботническом заливах,
южной и юго-восточной частях Балтийского моря.
Прикрывал минно-заградительные операции,
эскортировал и осуществлял противолодочную
оборону главных сил флота. С 8 по 21 августа 1915 года
участвовал в Ирбенской и с 12 по 19 октября 1917 года
в Моонзундской операциях, в февральской
революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав
Красного Балтийского флота. С мая 1918 года
находился в Кронштадтском военном порту на
долговременном хранении. 21 апреля 1921 года вошел в
состав Морских сил Балтийского моря, а 21 ноября
1924 года сдан Комгосфондов для разборки на металл
и 21 ноября 1925 года исключен из состава РККФ.
"Генерал
Кондратенко"
Длина - 75,2 м |
Ширина - 8,2 м |
Осадка - 3 м |
Водоизмещение - полное - 750 т |
Механизмы - 2 вертикальных
паровых машины тройного расширения - 7300 инд. л.с. (сумм. контр.) ; -7668 инд.л.с. (Пр.И.) ; 4 водотрубных котла системы
Normand в 4-х котельных
отделениях - фирмы "Vulcan" ; 2 турбинных динамо-машины по 16 кВт |
Скорость хода - максимальная - 24,1 узла,
экономическая - 12 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный -
190 т, усиленный - 220 т |
Дальность плавания - 800 миль при 25 узлах |
Вооружение - 2 - 102мм/60 ; 2
- 47мм ; 4 - 7,62мм пулемета : 3х1 торпедных аппарата 457мм ; 24 мины заграждения ; 2 прожектора по 60 см : с 1916 : 3 -
102мм/60 ; 1 - 47мм ; 3х1 торпедных аппарата 457мм ; 24 мины заграждения ; 2 прожектора по 60 см |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 2 кВт, дальность - 200 миль |
Экипаж - на 1912 год : 5 офицеров / 4 кондуктора / 86 нижних чинов |
31 августа 1905 года зачислен в списки судов
Балтийского флота, в марте 1905 году заложен на
судоверфи завода акционерного общества
"Сандвикский кораблестроительный док и
механический завод" в Гельсингфорсе
(Хельсинки,Финляндия), спущен на воду 31 августа 1905
года, вступил в строй 7 июня 1906 года. Входил в
состав Практического отряда обороны побережья
Балтийского моря. С началом кампании 1907 года
использовался в качестве лидера дивизиона
минных крейсеров. С 1910 года – в составе
полудивизиона особого назначения, оставаясь при
этом флагманом одного из дивизионов миноносцев.
До 10 октября 1907 года классифицировался как
минный крейсер. Прошел капитальный ремонт
корпуса в 1911-1912 гг. на заводе акционерного
общества "Крейтон и Ко" в Санкт-Петербурге с
заменой трубок на всех котлах. В период первой
мировой войны участвовал в минных постановках в
районе Либавы, в Финском и Ботническом заливах,
южной и юго-восточной частях Балтийского моря.
Прикрывал минно-заградительные операции,
эскортировал и осуществлял противолодочную
оборону главных сил флота. С 8 по 21 августа 1915 года
участвовал в Ирбенской и с 12 по 19 октября 1917 года
в Моонзундской операциях, в февральской
революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав
Красного Балтийского флота. С мая 1918 года
находился в Кронштадтском военном порту на
долговременном хранении. 21 апреля 1921 года вошел в
состав Морских сил Балтийского моря, в 1924 году
сдан Комгосфондов для разборки на металл и 21
ноября 1925 года исключен из состава РККФ.
"Охотник"
Длина - 75,2 м |
Ширина - 8,2 м |
Осадка - 3 м |
Водоизмещение - полное - 750 т |
Механизмы - 2 вертикальных
паровых машины тройного расширения - 7300 инд. л.с. (сумм. контр.) ; -8100 инд.л.с. (Пр.И.) ; 4 водотрубных котла системы
Normand в 4-х котельных
отделениях - фирмы "Vulcan" ; 2 турбинных динамо-машины по 16 кВт |
Скорость хода - максимальная - 25,05 узла,
экономическая - 12 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный -
190 т, усиленный - 220 т |
Дальность плавания - 800 миль при 25 узлах |
Вооружение - 2 - 102мм/60 ; 2
- 47мм ; 4 - 7,62мм пулемета : 3х1 торпедных аппарата 457мм ; 24 мины заграждения ; 2 прожектора по 60 см : с 1916 : 3 -
102мм/60 ; 1 - 47мм ; 3х1 торпедных аппарата 457мм ; 24 мины заграждения ; 2 прожектора по 60 см |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 2 кВт, дальность - 200 миль |
Экипаж - на 1912 год : 5 офицеров / 4 кондуктора / 86 нижних чинов |
26 октября 1905 года зачислен в списки судов
Балтийского флота, в марте 1905 года заложен на
судоверфи завода акционерного общества "В.
Крейтон и Ко" в Або (Финляндия), спущен на воду в
начале 1906 года, вступил в строй 14 августа 1906 года.
Входил в состав Практического отряда обороны
побережья Балтийского моря. С началом кампании
1907 года использовался в качестве лидера
дивизиона минных крейсеров. С 1910 года – в составе
полудивизиона особого назначения, оставаясь при
этом флагманом одного из дивизионов миноносцев.
До 10 октября 1907 года классифицировался как
минный крейсер. Прошел капитальный ремонт
корпуса в 1911-1912 гг. на заводе акционерного
общества "Крейтон и Ко" в Санкт-Петербурге с
заменой трубок на всех котлах. В период первой
мировой войны участвовал в минных постановках в
районе Либавы, в Финском и Ботническом заливах,
южной и юго-восточной частях Балтийского моря.
Прикрывал минно-заградительные операции,
эскортировал и осуществлял противолодочную
оборону главных сил флота. С 8 по 21 августа 1915 года
участвовал в Ирбенской операции. 27 августа 1915
года при постановке минного заграждения в районе
Люзерота подорвался на мине заграждения
противника, но остался на плаву и самостоятельно
прибыл на базу для устранения повреждений. 29
сентября 1917 года во время несения дозора в
Ирбенском проливе вторично подорвался на мине,
выставленной германским самолетом и затонул.
"Сибирский
стрелок"
(с 10 декабря 1926 года – "Конструктор", с 10 июля 1956
года – "ОТ-29")
Длина - 75,2 м |
Ширина - 8,2 м |
Осадка - 2,9 м |
Водоизмещение - полное - 740 т |
Механизмы - 2 вертикальных
паровых машины тройного расширения - 7300 инд. л.с. (сумм. контр.) ; -7563 инд.л.с. (Пр.И.) ; 4 водотрубных котла системы
Normand в 4-х котельных
отделениях - фирмы "Vulcan" ; 2 турбинных динамо-машины по 16 кВт |
Скорость хода - максимальная - 24,48 узла,
экономическая - 12 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный -
190 т, усиленный - 220 т |
Дальность плавания - 1000 миль при 25 узлах ; 2220 миль
при 12 узлах |
Вооружение - 2 - 102мм/60 ; 2
- 47мм ; 4 - 7,62мм пулемета : 3х1 торпедных аппарата 457мм ; 24 мины заграждения ; 2 прожектора по 60 см : с 1916 : 3 -
102мм/60 ; 3х1 торпедных аппарата 457мм ; 24 мины заграждения ; 2 прожектора по 60 см |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 2 кВт, дальность - 200 миль |
Экипаж - на 1912 год : 5 офицеров / 4 кондуктора / 86 нижних чинов |
26 октября 1905 года зачислен в списки судов
Балтийского флота, в марте 1905 году заложен на
судоверфи завода акционерного общества
"Сандвикский кораблестроительный док и
механический завод" в Гельсингфорсе
(Хельсинки, Финляндия), спущен на воду 19 сентября
1905 года, вступил в строй 3 июля 1906 года. Входил в
состав Практического отряда обороны побережья
Балтийского моря. С началом кампании 1907 года
использовался в качестве лидера дивизиона
минных крейсеров. С 1910 года – в составе
полудивизиона особого назначения, оставаясь при
этом флагманом одного из дивизионов миноносцев.
До 10 октября 1907 года классифицировался как
минный крейсер. Прошел капитальный ремонт
корпуса в 1911-1912 гг. на заводе акционерного
общества "Крейтон и Ко" в Санкт-Петербурге с
заменой трубок на всех котлах. В период первой
мировой войны участвовал в минных постановках в
районе Либавы, в Финском и Ботническом заливах,
южной и юго-восточной частях Балтийского моря.
Прикрывал минно-заградительные операции,
эскортировал и осуществлял противолодочную
оборону главных сил флота. С 8 по 21 августа 1915 года
участвовал в Ирбенской и с 12 по 19 октября 1917 года
в Моонзундской операциях, в февральской
революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав
Красного Балтийского флота. С 11 по 20 апреля 1918
года совершил переход из Гельсингфорса
(Хельсинки) в Кронштадт после чего был сдан в порт
на долговременное хранение. 21 апреля 1921 года
вошел в состав Морских сил Балтийского моря, а 10
сентября 1925 года переклассифицирован в опытовое
судно, разоружен и передан Остехбюро. Прошел
капитальный ремонт в 1925 году и в 1930-1931 гг. С 31
декабря 1939 года входил в отряд судов НИМТИ ВМФ.
Участвовал в советско-финляндской войне. В годы
Великой Отечественной войны вел боевые действия
на Ладожском озере (в 1941году и в 1943-1944 гг.),
артиллерийским огнем поддерживал сухопутные
части во время Тулоксинской десантной операции
(с 23 по 27 июня 1944 года). С 3 августа 1941 года по 16
октября 1944 года входил в состав Ладожской
военной флотилии Краснознаменного Балтийского
флота. 4 ноября 1941 года был тяжело поврежден и
затонул в районе Осиновца после ударов авиации
противника. Был поднят, восстановлен и 13 апреля
1943 года в качестве канонерской лодки вновь
введен в строй. 3 января 1945 года был разоружен и
вновь переведен в опытовые суда, 15 мая 1956 года
переформирован в бон-отопитель, а 1 июня 1957 года
исключен из списков судов ВМФ с передачей в Отдел
фондового имущества для разборки на металл.
|