(до 22 марта 1902 года – “Сокол”)
Заказан в рамках программы судостроения
на 1890-1895 гг. Проект предложен английской фирмой “Ярроу” Морскому ведомству
России в 1894 году. Он повторял проект британского эсминца (истребителя)
“Хэвок”. В отличии от прототипа на эсминце “Сокол” усилили продольную прочность
корпуса и использовали никелевую сталь повышенной прочности. Вместо одного
76-мм и трех 57-мм орудий установили одно 75-мм и три 47-мм орудия. Условия
контракта были уточнены в соответствии с требованиями специальной комиссии,
состоявшей из офицеров и инженеров Черноморского флота. По чертежам эсминца
“Сокол” были построены несколько серий из 36 примерно однотипных кораблей.
Являлся “стандартным” эсминцем русского флота вплоть до конца русско-японской
войны. К моменту начала первой мировой войны морально устарел и большого
боевого значения не имел.
Длина - 57,91
метра |
Ширина - 5,3
метра |
Осадка - 2,29
метра |
Водоизмещение - стандартное - 240 т. |
Механизмы - 2 вертикальных паровых
машины 3-го расш. - 3800 инд. л.с. (сумм. контр); -3900 инд л.с. (Пр.И.);
8 водотрубных котлов системы Yarrow (14 кГ/cм^2) в 2 котельных отделениях
фирмы Yarrow; 1 пародинамомашина 4 кВт. |
Скорость
хода - максимальная - 29 узлов, экономическая - 15 узлов |
Запас топлива. уголь - нормальный - 42 т, усиленный - 53 т |
Дальность
плавания - 250 миль при 25 узлах : - 1200 миль
при 15 узлах : - 2500 миль при 10 узлах |
Вооружение - 2 - 75/50 мм ; 2 - 7.62-мм пулемета ; 2 надводных 457-мм торпедных аппарата ; 10 мин заграждения
; 1 прожектор - 40 см |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт, дальность
- 75 миль |
Экипаж - 4 офицера / 2 кондуктора / 55 нижних
чинов |
Зачислен 30 января 1895, заложен в ноябре 1984 на судоверфи фирмы “Ярроу” в Глазго (Великобритания),
спущен 10 августа 1895, вступил в строй в октябре 1895.
28 октября 1895 года прибыл из Англии в Кронштадт. До 10 октября 1907 года
классифицировался как миноносец. Прошел капитальный ремонт корпуса и главных
механизмов в 1909-1910 гг. на Моторостроительном заводе в Гельсингфорсе
(Хельсинки), с заменой трубок в котлах и котельных кожухов. В 1915 году
было установлено тральное оборудование. 14 мая 1915 года переклассифицирован
в посыльное судно. В период первой мировой войны осуществлял боевое траление
в Финском и Ботническом заливах, нес дозорную, конвойную и посыльную службы.
В январе 1916 года был передан 2-му дивизиону дивизии траления и использовался
как посыльное судно и тральщик. Участвовал в февральской революции. 7 ноября
1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 15 марта 1918 года
был передан в распоряжение Финляндской Советской Рабочей республики. С
10 по 19 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки)
в Кронштадт. 2 августа 1918 года возвращен в класс миноносцев и по указанию
В.И. Ленина убыл по Мариинской водной системе из Петрограда на Волгу. 24
августа 1918 года прибыл в Нижний Новгород и вошел в состав Волжской военной
флотилии. С 20 октября 1918 года входил в состав Азово-Каспийской военной
флотилии, с 31 июля 1919 года – в состав Волжско-Каспийской военной флотилии
и с 5 июля 1920 года – в состав Морских сил Каспийского моря. В августе-октябре
1918 года участвовал в боях с белогвардейцами под Казанью и на реке Кама,
в низовьях реки Волга и в 1919-1920 гг. – на Каспийском море. 16 августа
1922 года был разоружен, исключен из состава РККФ и сдан Комгосфондов для
разборки. |