Заказаны в рамках программы судостроения
принятой в 1911 году и известной как
"ассигнование средств на усиление
Черноморского флота". Строились по проекту
Путиловского завода, победившего в конкурсе,
объявленным Морским генеральным штабом в 1911
году. По существу, повторяли эсминец "Дерзкий",
но по внешнему виду корабли обоих классов
различались между собой верхним срезом дымовых
труб: на Путиловских он шел параллельно верхней
палубе, на Николаевских – наклонно, на первых –
трубы круглого сечения, на вторых –
эллиптического. Стремясь стимулировать развитие
отечественных судостроительных предприятий,
Главное управление кораблестроения и снабжения
выдало наряды на постройку 5 эсминцев класса
"Счастливый" трем различным заводам, а чтобы
ее ускорить, разрешил заказать главные и ряд
вспомогательных механизмов германской фирме
"Вулкан". Предполагалось, что корпуса и
механизмы будут изготовлены в Санкт-Петербурге,
а окончательная сборка должна была пройти на
специально для этой цели арендованном заводе
Ваддона в Херсоне и на северо-восточном участке
Николаевского адмиралтейства. Фактически,
Путиловский завод помимо изготовления корпуса
своего эсминца, был вынужден заниматься сборкой
корпусов кораблей Металлического завода из-за
его реконструкции. Ввиду неготовности завода
Ваддона, постройка эсминцев на нем сильно
затянулась, а с началом войны практически
остановилась. Аналогичная ситуация сложилась и
на Невском заводе. Воспользовавшись ситуацией,
руководство Общества Николаевских заводов и
верфей перехватило контракт на достройку
эсминцев "Счастливый"
(Путиловского завода), "Громкий"
и "Поспешный" (Невского
завода), а Металлический завод сумел отстоять
свои корабли.
"Счастливый"
Длина - 97,99 м |
Ширина - 9,3 м |
Осадка - 3,41 м |
Водоизмещение - стандартное -
1110 т |
Механизмы - 2 паротурбинных агрегата системы A.E.G.-Curtis-Vulcan - 23 000 л.с. (сумм.
контр.) в 2-х машинных отделениях ; - 24 000 л.с. (Пр.И.) ; 5 водотрубных котлов системы Yarrow (3300
м2, 17 кг/см2) в 3-х котельных отделениях фирмы
"Vulkan" ; 2 турбогенератора по 20 кВт. |
Скорость
хода - максимальная - 30 узлов, экономическая - 21 узел |
Запас топлива, нефть - нормальный -
330 т, усиленный - 390
т |
Дальность
плавания - 1020 миль при 34 узлах ; - 1680 миль при 21 узле |
Вооружение - 3 - 102мм/60 ; 2
- 7,62мм пулемета : с 1916 года : 3 - 102мм/60 ; 2 - 47мм зенитки ; 4 - 7,62мм пулемета. |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 2 кВт, дальность - 200 миль |
Экипаж - 7 офицеров / 4 кондуктора / 100 нижних чинов |
24 октября 1911 года зачислен в списки судов
Черноморского флота, 29 октября 1913 года заложен на
судоверфи Путиловского завода в
Санкт-Петербурге, в начале 1914 года перезаложен на
судоверфи завода в Ваддона в Херсоне, спущен на
воду 29 марта 1914 года, достроен на судоверфи
Общества Николаевских заводов и верфей, вступил
в строй 1 мая 1915 года. В период первой мировой
войны входил в состав 22-го дивизиона минной
бригады Черноморского флота. Участвовал в
набеговых операциях на коммуникации противника,
нес блокадную и разведывательную службы у
берегов Турции, обстреливал береговые
укрепления и портовые сооружения , обеспечивал и
прикрывал минно-заградительные и набеговые
действия других сил флота, высаживал
разведывательно-диверсионные группы. С 10 января
по 16 февраля 1916 года участвовал в Эрзерумской
наступательной операции. Совместно с другими
кораблями уничтожил свыше 80 турецких парусников,
потопил 11 декабря 1915 года турецкие канонерские
лодки "Tachkeupru" и "Iesgar", а 31 декабря 1915
года – германскую подводную лодку "UC 13". 29
декабря 1917 года вошел в состав Красного
Черноморского флота. В 1918 году устанавливал
Советскую власть в Ялте. 1 мая 1918 года был
захвачен в Севастополе германскими войсками,
укомплектован немецкой командой и 7 августа 1918
года, под литерой "R 01", введен в состав ВМС
Германии на Черном море. 24 ноября 1918 года
захвачен англо-французскими интервентами и в
конце апреля 1919 года уведен английским экипажем
в порт Измир на Мраморном море. 24 октября 1919 года
затонул при буксировке во время шторма в бухте
Мудрос у острова Лемнос в Эгейском море.
"Быстрый"
(с5 февраля 1925 года – "Фрунзе")
Длина - 98 м |
Ширина - 9,36 м |
Осадка - 3,76 м |
Водоизмещение - стандартное -
1110 т |
Механизмы - 2 паротурбинных агрегата системы Brown-Bovery-Parsons в 2-х машинных
отделениях ; - 25 000 л.с. (Пр.И.) ; 5 водотрубных котлов системы Yarrow
(3300 м2, 17 кг/см2) в 3-х котельных отделениях фирмы
"Vulkan" ; 2 турбогенератора по 20 кВт. |
Скорость
хода - максимальная - 30 узлов, экономическая - 21 узел |
Запас топлива, нефть - нормальный - 330 т, усиленный -
390
т |
Дальность
плавания - 1020 миль при 34 узлах ; - 1680 миль при 21 узле |
Вооружение - 3 - 102мм/60 ; 2
- 7,62мм пулемета : с 1916 года : 3 - 102мм/60 ; 2 - 47мм зенитки ; 4 - 7,62мм пулемета. |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 2 кВт, дальность - 200 миль |
Экипаж - 7 офицеров / 4 кондуктора / 100 нижних чинов |
24 октября 1911 года зачислен в списки судов
Черноморского флота, 29 октября 1913 года заложен на
судоверфи Металлического завода в
Санкт-Петербурге, в начале 1914 года перезаложен на
судоверфи завода в Ваддона в Херсоне, спущен на
воду 7 июня 1914 года, вступил в строй 1 мая 1915 года. В
период первой мировой войны входил в состав 22-го
дивизиона минной бригады Черноморского флота.
Участвовал в набеговых операциях на
коммуникации противника, нес блокадную и
разведывательную службы у берегов Турции,
обстреливал береговые укрепления и портовые
сооружения , обеспечивал и прикрывал
минно-заградительные и набеговые действия
других сил флота, высаживал
разведывательно-диверсионные группы. С 10 января
по 16 февраля 1916 года участвовал в Эрзерумской
наступательной операции. Совместно с другими
кораблями уничтожил до 10 турецких парусников и
паровых судов. 1 ноября 1917 года вместе с эсминцем
"Пылкий" в артиллерийском бою
потопил турецкий миноносец "Хамид Абад". 29
декабря 1917 года вошел в состав Красного
Черноморского флота. С января 1918 года проходил
капитальный ремонт в мастерских
Севастопольского военного порта, где 1 мая 1918
года был захвачен германскими войсками и вскоре,
под литерой "R 02", включен в состав ВМС
Германии на Черном море. Из-за
неудовлетворительного технического состояния в
строй введен не был. 24 ноября 1918 года захвачен
англо-французскими интервентами, 29 апреля 1919
года освобожден частями советского Украинского
фронта и 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами.
14 ноября 1920 года оставлен врангелевцами при
эвакуации из Севастополя в Стамбул, на следующий
день захвачен частями РККА и до 1923 года простоял
в Севастопольском порту на приколе. После
постановки на капитальный ремонт включен в
состав Морских сил Черного моря. Восстановлен на
Севастопольском морском заводе и 16 декабря 1927
года вновь введен в строй. С 27 мая по 7 июня 1928 года
нанес визит в Стамбул и с 31 августа по 12 сентября
1929 года – в Неаполь. В годы Великой Отечественной
войны осуществлял артиллерийскую поддержку
частей Одесского оборонительного района,
доставку воинских пополнений в Одессу. 8 сентября
1941 года на переходе из Севастополя в Одессу, в
районе Тендровской косы, подвергся атакам двух
групп вражеских самолетов, получил попадания
нескольких авиабомб и недалеко от берега, на
отмели, затонул.
"Громкий"
Длина - 97,99 м |
Ширина - 9,3 м |
Осадка - 3,41 м |
Водоизмещение - стандартное -
1110 т |
Механизмы - 2 паротурбинных агрегата системы A.E.G.-Curtis-Vulcan - 23 000 л.с. (сумм.
контр.) в 2-х машинных отделениях ; - 24 500 л.с. (Пр.И.) ; 5 водотрубных котлов системы Yarrow (3300
м2, 17 кг/см2) в 3-х котельных отделениях фирмы
"Vulkan" ; 2 турбогенератора по 20 кВт. |
Скорость
хода - максимальная - 30 узлов, экономическая - 21 узел |
Запас топлива, нефть - нормальный - 330 т, усиленный -
390
т |
Дальность
плавания - 1020 миль при 34 узлах ; - 1680 миль при 21 узле |
Вооружение - 3 - 102мм/60 ; 2
- 7,62мм пулемета : с 1916 года : 3 - 102мм/60 ; 2 - 47мм зенитки ; 4 - 7,62мм пулемета. |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 2 кВт, дальность - 200 миль |
Экипаж - 7 офицеров / 4 кондуктора / 100 нижних чинов |
24 октября 1911 года зачислен в списки судов
Черноморского флота, в ноябре 1912 года заложен на
судоверфи Невского судостроительного и
механического завода в Санкт-Петербурге, 13
октября 1913 года перезаложен на эллинге
Николаевского адмиралтейства в Николаеве,
спущен на воду 18 декабря 1913 года, достроен на
судоверфи Общества Николаевских заводов и
верфей, вступил в строй 3 мая 1915 года. В период
первой мировой войны входил в состав 22-го
дивизиона минной бригады Черноморского флота.
Участвовал в набеговых операциях на
коммуникации противника, нес блокадную и
разведывательную службы у берегов Турции,
обстреливал береговые укрепления и портовые
сооружения , обеспечивал и прикрывал
минно-заградительные и набеговые действия
других сил флота, высаживал
разведывательно-диверсионные группы. С 10 января
по 16 февраля 1916 года участвовал в Эрзерумской
наступательной операции. Совместно с другими
кораблями уничтожил до 10 турецких парусников и
паровых судов. 29 декабря 1917 года вошел в состав
Красного Черноморского флота. 29 апреля 1918 года
ушел из Севастополя в Новороссийск, где 17 июня 1918
года по приказу Советского правительства, во
избежании захвата германскими войсками, был
затоплен экипажем в 3 милях от Широкой балки. В 1947
году обнаружен Аварийно-спасательной службой
Черноморского флота, но ввиду больших разрушений
и сильной коррозии корпуса, надстроек и
механизмов, был оставлен на грунте.
"Пылкий"
Длина - 97,99
м |
Ширина - 9,3 м |
Осадка - 3,41 м |
Водоизмещение - стандартное -
1110 т |
Механизмы - 2 паротурбинных агрегата системы Brown-Bovery-Parsons в 2-х машинных
отделениях ; - 24 500 л.с. (Пр.И.) ; 5 водотрубных котлов системы Yarrow (3300 м2, 17
кг/см2) в 3-х котельных отделениях фирмы "Vulkan" ; 2
турбогенератора по 20 кВт. |
Скорость
хода - максимальная - 30 узлов, экономическая - 21 узел |
Запас топлива, нефть - нормальный - 330 т, усиленный -
390
т |
Дальность
плавания - 1020 миль при 34 узлах ; - 1680 миль при 21 узле |
Вооружение - 3 - 102мм/60 ; 2
- 7,62мм пулемета : с 1916 года : 3 - 102мм/60 ; 2 - 47мм зенитки ; 4 - 7,62мм пулемета. |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 2 кВт, дальность - 200 миль |
Экипаж - 7 офицеров / 4 кондуктора / 100 нижних чинов |
24 октября 1911 года зачислен в списки судов
Черноморского флота, 29 октября 1913 года заложен на
судоверфи Металлического завода в
Санкт-Петербурге, в конце 1913 года перезаложен на
судоверфи завода в Ваддона в Херсоне, спущен на
воду 28 июля 1914 года, вступил в строй 13 июня 1915
года. В период первой мировой войны входил в
состав 22-го дивизиона минной бригады
Черноморского флота. Участвовал в набеговых
операциях на коммуникации противника, нес
блокадную и разведывательную службы у берегов
Турции, обстреливал береговые укрепления и
портовые сооружения , обеспечивал и прикрывал
минно-заградительные и набеговые действия
других сил флота, высаживал
разведывательно-диверсионные группы. Совместно
с другими кораблями уничтожил свыше 24 турецких
парусников, 5 транспортов и буксиров. 1 ноября 1917
года вместе с эсминцем "Быстрый"
в артиллерийском бою потопил турецкий миноносец
"Хамид Абад". На минах выставленных эсминцем
29 ноября 1916 года подорвалась и затонула
германская подводная лодка "UB 46". 29 декабря
1917 года вошел в состав Красного Черноморского
флота. 29 апреля 1918 года ушел из Севастополя в
Новороссийск, но 19 июня вернулся обратно в
Севастополь, где был захвачен и разоружен
германскими войсками, а 24 ноября 1918 года –
англо-французскими интервентами и в конце апреля
1919 года был уведен ими в порт Измир на Мраморном
море. С октября 1920 года входил в состав морских
сил Юга России. 14 ноября 1920 года уведен
врангелевцами при эвакуации из Севастополя в
Стамбул и затем в Бизерту, где 29 декабря 1920 года
был интернирован французскими властями. 29
октября 1924 года признан правительством Франции
собственностью СССР, но из-за сложности
международной обстановки возвращен не был, в
конце 20-х гг. продан "Рудметаллторгом" на
слом и в начале 30-х гг. разобран на металл.
"Поспешный"
Длина - 97,99 м |
Ширина - 9,3 м |
Осадка - 3,41 м |
Водоизмещение - стандартное -
1110 т |
Механизмы - 2 паротурбинных агрегата системы A.E.G.-Curtis-Vulcan - 23 000 л.с. (сумм.
контр.) в 2-х машинных отделениях ; - 24 500 л.с. (Пр.И.) ; 5 водотрубных котлов системы Yarrow (3300
м2, 17 кг/см2) в 3-х котельных отделениях фирмы
"Vulkan" ; 2 турбогенератора по 20 кВт. |
Скорость
хода - максимальная - 30 узлов, экономическая - 21 узел |
Запас топлива, нефть - нормальный - 330 т, усиленный -
390
т |
Дальность
плавания - 1020 миль при 34 узлах ; - 1680 миль при 21 узле |
Вооружение - 3 - 102мм/60 ; 2
- 7,62мм пулемета : с 1916 года : 3 - 102мм/60 ; 2 - 47мм зенитки ; 4 - 7,62мм пулемета. |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 2 кВт, дальность - 200 миль |
Экипаж - 7 офицеров / 4 кондуктора / 100 нижних чинов |
24 октября 1911 года зачислен в списки судов
Черноморского флота, в ноябре 1912 года заложен на
судоверфи Невского судостроительного и
механического завода в Санкт-Петербурге, 25 июля
1913 года (по другим данным 18 октября 1913 года)
перезаложен на эллинге Николаевского
адмиралтейства в Николаеве, спущен на воду 4
апреля 1914 года, достроен на судоверфи Общества
Николаевских заводов и верфей, вступил в строй 29
сентября 1915 года. В период первой мировой войны
входил в состав 22-го дивизиона минной бригады
Черноморского флота. Участвовал в набеговых
операциях на коммуникации противника, нес
блокадную и разведывательную службы у берегов
Турции, обстреливал береговые укрепления и
портовые сооружения, обеспечивал и прикрывал
минно-заградительные и набеговые действия
других сил флота, высаживал
разведывательно-диверсионные группы. Совместно
с другими кораблями уничтожил свыше 90 турецких
парусников. 17 марта вместе с эсминцем "Пронзительный" потопил
германский пароход "Эсперанс", а 10 июля 1916
года в паре с эсминцем "Быстрый"
захватил в качестве приза турецкий пароход. 25
августа 1916 года при возвращении в Севастополь,
после набега на Варну, подвергся атаке самолетов
противника, получил повреждения палубы и дымовой
трубы. Самостоятельно пришел на базу и, вскоре
после ремонта, вновь введен в строй. 29 декабря 1917
года вошел в состав Красного Черноморского
флота. 29 апреля 1918 года ушел из Севастополя в
Новороссийск, но 19 июня вернулся обратно в
Севастополь, где был захвачен и разоружен
германскими войсками, а 24 ноября 1918 года –
англо-французскими интервентами и вскоре
передан ими в распоряжение белогвардейского
командования. 31 марта 1919 года по техническому
состоянию был исключен из состава
белогвардейского флота. 3 апреля 1919 года ушел из
Севастополя в Новороссийск и 3 мая 1919 года
вторично зачислен в состав морских сил Юга
России. 14 ноября 1920 года уведен врангелевцами при
эвакуации из Севастополя в Стамбул и затем в
Бизерту, где 29 декабря 1920 года был интернирован
французскими властями. 29 октября 1924 года признан
правительством Франции собственностью СССР, но
из-за сложности международной обстановки
возвращен не был, в конце 20-х гг. продан
"Рудметаллторгом" на слом и в начале 30-х гг.
разобран на металл.
|