"Украйна"
Строились на средства "Особого комитета
по усилению военного флота на добровольные
пожертвования". Решение о постройке минных
крейсеров водоизмещением около 500 тонн
определялось острой потребностью флота в
кораблях, обладавших более высокими боевыми
способностями, чем "стандартные" 350 тонные
эсминцы, и непродолжительными сроками постройки
таких кораблей при сравнительно малой стоимости
(порядка 1 млн. рублей за единицу, в ценах 1904 года).
Был использован проект дивизионного эсминца
германской фирмы "Вулкан", который в целях
секретности именовался "Паровой яхтой
водоизмещением 500 тонн" (т.к. все страны Европы
и Америки объявили строгий нейтралитет).
Контракт с заводом "Ланге и сын" в Риге на
постройку первых 4-х минных крейсеров был
заключен 26 марта 1904 года. 5-й и 6-й минные крейсера ("Стерегущий" и
"Страшный")
были заказаны 20 августа 1904 года, 7-й и 8-й ("Донской казак" и
"Забайкалец")
– 18 октября 1904 года. Артиллерийское и минное
вооружение устанавливалось за счет Морского
ведомства и в сметную стоимость заказов не
включалось.
"Войсковой"
(с 15 июня 1920 по август 1920 года – "Фридрих
Энгельс",с 25 марта 1923 года – "Маркин")
Длина - 73,18 м |
Ширина - 7,2 м |
Осадка - 3,35 м |
Водоизмещение - стандартное - 730 т |
Механизмы - 2 вертикальных паровых машины тройного
расширения - 6200 инд.л.с.(сумм. контр.) - 7010 л.с. (Пр.И.) ; 4 водотрубных котла системы
Normand (1340 м2, 16 кг/см2) в 2-х котельных отделениях фирмы "Vulcan"
; 2 паровых динамо-машины по 16 кВт. |
Скорость
хода - максимальная - 26,95 узла, экономическая - 9 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный - 80 т, усиленный -
100
т |
Дальность
плавания - 206 миль при 25 узлах ; - 600 миль при скорости от 9 до 12 узлов |
Вооружение - на 1912 год : 2 - 102мм/60
; 1 - 37мм салютн. ; 4 - 7,62мм пулемета ; с 1916 : 2 - 102мм/60 ; 1 - 40мм зенитка ; 1 - 37мм
салютн. ; 2 - 7,62мм пулемета; 2х1 торпедных аппарата 457мм; 2 прожектора по 60 см. |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт,
дальность - 75 миль |
Экипаж - 5 офицеров / 3 кондуктора / 74 нижних чина |
24 сентября 1904 года зачислен в списки судов
Балтийского флота, в 1904 году заложен на судоверфи
завода "Ланге и сын" в Риге, спущен на воду 26
ноября 1904 года, вступил в строй в июне 1905 года. В
кампании с 1905 по 1908 гг. входил в состав
Практического отряда обороны побережья
Балтийского моря. До 10 октября 1907 года
классифицировался как минный крейсер. С 1909 года
– в составе 1-ой минной дивизии. Прошел
капитальный ремонт корпуса в 1909-1910 гг. на заводе
акционерного общества "Крейтон и Ко" с
заменой водогрейных трубок в котлах и громоздких
вентиляционных дефлекторов котельных отделений
на "грибовидные". Кроме того, грот-мачту
перенесли к кормовому мостику. В 1917 году прошел
ремонт корпуса, главных и вспомогательных
механизмов с перевооружением на заводе
акционерного общества "Крейтон и Ко". В
период первой мировой войны входил в состав 6-го
дивизиона минной дивизии. Участвовал в набеговых
операциях на коммуникации и дозоры противника,
обороне Курляндского побережья и Рижского
залива, минных постановках в юго-восточной и
центральной частях Балтийского моря.
Эскортировал и осуществлял противолодочную
оборону главных сил флота. С 8 по 21 августа 1915 года
участвовал в Ирбенской и с 12 по 19 октября 1917 года
в Моонзундской операциях. Принимал участие в
февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в
состав Красного Балтийского флота. С 10 по 18
апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса
(Хельсинки) в Кронштадт. 24 октября 1919 года убыл по
Мариинской водной системе из Петрограда в
Астрахань и 7 мая 1920 года вошел в состав
Волжско-каспийской военной флотилии. С 5 июля 1920
года входил в состав Морских сил Каспийского
моря и с 27 июня 1931 года – Каспийской военной
флотилии. В декабре 1920 года участвовал в боях с
контрреволюционерами и бандитами в районе
Ленкорани. В июне 1922 года и июне 1928 года нанес
визиты в Энзели (Пехлеви, Персия). Прошел
капитальный ремонт в 1922-1923 гг. и с 17 февраля 1929
года по 1 июня 1931 года (модернизация). 23 августа 1926
года переклассифицирован в канонерскую лодку. В
годы Великой Отечественной войны обеспечивал
воинские и народнохозяйственные перевозки на
Каспии (с августа 1942 года по февраль 1943 года). 18
июля 1949 года исключен из состава ВМФ с передачей
организации ДОСФЛОТ города Сталинграда для
использования в качестве учебного судна, а 28 июня
1958 года исключен из списков судов ДОССАФ с
передачей "Главвторчермету" для разборки на
металл.
"Украйна"
(с 15 июня 1920 года по август 1920 года – "Карл
Маркс",с 31 декабря 1922 года – "Маркин", с 25 марта 1923
года – "Украина",с 29 февраля 1924 года –
"Бакинский рабочий")
Длина - 73,18 м |
Ширина - 7,2 м |
Осадка - 3,35 м |
Водоизмещение - стандартное - 730 т |
Механизмы - 2 вертикальных паровых машины тройного
расширения - 6200 инд.л.с.(сумм. контр.) - 6825 л.с. (Пр.И.) ; 4 водотрубных котла системы
Normand (1340 м2, 16 кг/см2) в 2-х котельных отделениях фирмы "Vulcan"
; 2 паровых динамо-машины по 16 кВт. |
Скорость
хода - максимальная - 26,92 узла, экономическая - 11 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный - 80 т, усиленный -
100
т |
Дальность
плавания - 206 миль при 25 узлах ; - 600 миль при скорости от 9 до 12 узлов |
Вооружение - на 1912 год : 2 - 102мм/60
; 1 - 37мм салютн. ; 4 - 7,62мм пулемета ; с 1916 : 2 - 102мм/60 ; 1 - 40мм зенитка ; 1 - 37мм
салютн. ; 2 - 7,62мм пулемета; 2х1 торпедных аппарата 457мм; 2 прожектора по 60 см. |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт,
дальность - 75 миль |
Экипаж - 5 офицеров / 3 кондуктора / 74 нижних чина |
24 сентября 1904 года зачислен в списки судов
Балтийского флота, в 1904 году заложен на судоверфи
завода "Ланге и сын" в Риге, спущен на воду 4
октября 1904 года, вступил в строй в 1905 году. До 10
октября 1907 года классифицировался как минный
крейсер. В кампании 1905-1908 гг. входил в состав
Практического отряда обороны побережья
Балтийского моря. С 1909 года в составе 1-ой минной
дивизии. 29 марта 1909 года зачислен в состав
гвардейского экипажа. Прошел капитальный ремонт
корпуса в 1909-1910 гг. на заводе акционерного
общества "Крейтон и Ко" с заменой
водогрейных трубок в котлах и громоздких
вентиляционных дефлекторов котельных отделений
на "грибовидные". Кроме того, грот-мачту
перенесли к кормовому мостику. В период первой
мировой войны входил в состав 6-го дивизиона 1-ой
минной дивизии. Участвовал в набеговых операциях
на коммуникации и дозоры противника, обороне
Курляндского побережья и Рижского залива, минных
постановках в юго-восточной и центральной частях
Балтийского моря. Эскортировал и осуществлял
противолодочную оборону главных сил флота. С 8 по
21 августа 1915 года участвовал в Ирбенской и с 12 по
19 октября 1917 года в Моонзундской операциях.
Прошел капитальный ремонт корпуса и главных
механизмов в 1916 году с заменой трубок в котлах и
перевооружением. Принимал участие в февральской
революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав
Красного Балтийского флота. С 10 по 18 апреля 1918
года совершил переход из Гельсингфорса
(Хельсинки) в Кронштадт. 24 октября 1919 года убыл по
Мариинской водной системе из Петрограда в
Астрахань и 7 мая 1920 года вошел в состав
Волжско-каспийской военной флотилии. С 5 июля 1920
года входил в состав Морских сил Каспийского
моря и с 27 июня 1931 года – Каспийской военной
флотилии. В декабре 1920 года участвовал в боях с
контрреволюционерами и бандитами в районе
Ленкорани. В июне 1922 года и июне 1928 года нанес
визиты в Энзели (Пехлеви, Персия). Прошел
капитальный ремонт в 1922-1923 гг. и с 17 февраля 1929
года по 1 июня 1931 года (модернизация). 23 августа 1926
года переклассифицирован в канонерскую лодку. В
годы Великой Отечественной войны обеспечивал
воинские и народнохозяйственные перевозки на
Каспии (с августа 1942 года по февраль 1943 года). 18
июля 1949 года исключен из состава ВМФ с передачей
организации ДОСФЛОТ города Баку для
использования в качестве учебного судна, а в июле
1961 года использован в качестве мишени и потоплен
в районе Баку при обеспечении боевых упражнений.
В августе 1964 года был поднят
аварийно-спасательной службой Каспийской
флотилии и разобран на металл.
"Туркменец-Ставропольский"
(до 19 октября 1908 года – "Трухменец", с 15 июня 1920
года по 28 июля 1920 года – "Мирза Кучук", с 31 декабря 1922
года – "Альфатер", с 4 мая 1945 года –
"Советский Дагестан", после 1949 года –
"ДОССАФ")
Длина - 73,18 м |
Ширина - 7,1 м |
Осадка - 3,35 м |
Водоизмещение - стандартное - 730 т |
Механизмы - 2 вертикальных паровых машины тройного
расширения - 6200 инд.л.с.(сумм. контр.) - 6491 л.с. (Пр.И.) ; 4 водотрубных котла системы Normand
(1340 м2, 16 кг/см2) в 2-х котельных отделениях фирмы "Vulcan"
; 2 паровых динамо-машины по 16 кВт. |
Скорость
хода - максимальная - 26,1 узла, экономическая - 9 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный - 80 т, усиленный -
100
т |
Дальность
плавания - 206 миль при 25 узлах ; - 600 миль при скорости от 9 до 12 узлов |
Вооружение - на 1912 год : 2 - 102мм/60
; 1 - 37мм салютн. ; 4 - 7,62мм пулемета ; с 1916 : 2 - 102мм/60 ; 1 - 40мм зенитка ; 1 - 37мм
салютн. ; 2 - 7,62мм пулемета; 2х1 торпедных аппарата 457мм; 2 прожектора по 60 см. |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт,
дальность - 75 миль |
Экипаж - 5 офицеров / 3 кондуктора / 74 нижних чина |
24 сентября 1904 года (по другим данным 19
сентября) зачислен в списки судов Балтийского
флота, в 1904 году заложен на судоверфи завода
"Ланге и сын" в Риге, спущен на воду 18 февраля
1905 года, вступил в строй в 1905 году. В кампании с 1905
по 1908 гг. входил в состав Практического отряда
обороны побережья Балтийского моря. До 10 октября
1907 года классифицировался как минный крейсер. С
1909 года – в составе 1-ой минной дивизии. Прошел
капитальный ремонт корпуса в 1909-1910 гг. на заводе
акционерного общества "Крейтон и Ко" с
заменой водогрейных трубок в котлах и громоздких
вентиляционных дефлекторов котельных отделений
на "грибовидные". Кроме того, грот-мачту
перенесли к кормовому мостику. В 1917 году прошел
ремонт корпуса, главных и вспомогательных
механизмов с перевооружением на заводе
акционерного общества "Крейтон и Ко". В
период первой мировой войны входил в состав 6-го
дивизиона минной дивизии. Участвовал в набеговых
операциях на коммуникации и дозоры противника,
обороне Курляндского побережья и Рижского
залива, минных постановках в юго-восточной и
центральной частях Балтийского моря.
Эскортировал и осуществлял противолодочную
оборону главных сил флота. С 8 по 21 августа 1915 года
участвовал в Ирбенской и с 12 по 19 октября 1917 года
в Моонзундской операциях. Прошел капитальный
ремонт корпуса и главных механизмов в 1916 году с
заменой трубок в котлах и перевооружением на
заводе акционерного общества "Крейтон и Ко".
Принимал участие в февральской революции. 7
ноября 1917 года вошел в состав Красного
Балтийского флота. С 10 по 18 апреля 1918 года
совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в
Кронштадт. С 24 октября по 21 ноября 1918 года перешел
по Мариинской водной системе в Астрахань и был
зачислен в состав Волжской военной флотилии и 13
мая 1919 года – в состав Азово-Каспийской военной
флотилии. С 31 июля 1919 года входил в состав
Волжско-Каспийской военной флотилии, с5 июля 1920
года – в состав Морских сил Каспийского моря и с
27 июня 1931 года – Каспийской военной флотилии. В
июле-сентябре 1920 года участвовал в боях с
контрреволюционерами и бандитами в районе
Ленкорани. В 1922 году нанес визит в Энзели
(Пехлеви, Персия). В 1922 году – стационар в Энзели и
Астаре (Персия). Прошел капитальный ремонт с 26 мая
1925 года по 30 мая 1929 года (модернизация). 23 августа
1926 года переклассифицирован в канонерскую лодку.
В годы Великой Отечественной войны обеспечивал
воинские и народнохозяйственные перевозки на
Каспии (с августа 1942 года по февраль 1943 года). 18
июля 1949 года исключен из состава ВМФ с передачей
организации ДОСФЛОТ города Астрахани для
использования в качестве учебного судна, а 30 июля
1962 года исключен из списков судов ДОССАФ с
передачей "Главвторчермету" для разборки на
металл.
"Забайкалец"
Длина - 73,05 м |
Ширина - 7,24 м |
Осадка - 3,35 м |
Водоизмещение - стандартное - 720 т |
Механизмы - 2 вертикальных паровых машины тройного
расширения - 6200 инд.л.с.(сумм. контр.) - 6390 л.с. (Пр.И.) ; 4 водотрубных котла системы Normand
(1340 м2, 16 кг/см2) в 2-х котельных отделениях фирмы "Vulcan"
; 2 паровых динамо-машины по 16 кВт. |
Скорость
хода - максимальная - 26,42 узла, экономическая - 12 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный - 80 т, усиленный -
100
т |
Дальность
плавания - 206 миль при 25 узлах ; - 600 миль при скорости от 9 до 12 узлов |
Вооружение - на 1912 год : 2 - 102мм/60
; 1 - 37мм салютн. ; 4 - 7,62мм пулемета ; с 1916 : 2 - 102мм/60 ; 1 - 40мм зенитка ; 1 - 37мм
салютн. ; 2 - 7,62мм пулемета; 2х1 торпедных аппарата 457мм; 2 прожектора по 60 см. |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт,
дальность - 75 миль |
Экипаж - 5 офицеров / 3 кондуктора / 74 нижних чина |
26 октября 1905 года зачислен в списки судов
Балтийского флота, в 1905 году заложен на судоверфи
завода "Ланге и сын" в Риге, спущен на воду 27
апреля 1906 года, вступил в строй весной 1907 года. В
кампании с 1905 по 1908 гг. входил в состав
Практического отряда обороны побережья
Балтийского моря. До 10 октября 1907 года
классифицировался как минный крейсер. С 1909 года
– в составе 1-ой минной дивизии. Прошел
капитальный ремонт корпуса в 1909-1910 гг. на заводе
акционерного общества "Крейтон и Ко" с
заменой водогрейных трубок в котлах и громоздких
вентиляционных дефлекторов котельных отделений
на "грибовидные". Кроме того, грот-мачту
перенесли к кормовому мостику. В 1916 году прошел
ремонт корпуса, главных и вспомогательных
механизмов с перевооружением на заводе
акционерного общества "Крейтон и Ко". В
период первой мировой войны входил в состав 6-го
дивизиона минной дивизии. Участвовал в набеговых
операциях на коммуникации и дозоры противника,
обороне Курляндского побережья и Рижского
залива, минных постановках в юго-восточной и
центральной частях Балтийского моря.
Эскортировал и осуществлял противолодочную
оборону главных сил флота. С 8 по 21 августа 1915 года
участвовал в Ирбенской и с 12 по 19 октября 1917 года
в Моонзундской операциях. Прошел капитальный
ремонт корпуса и главных механизмов в 1916 году с
заменой трубок в котлах и перевооружением на
заводе акционерного общества "Крейтон и Ко".
Принимал участие в февральской революции. 7
ноября 1917 года вошел в состав Красного
Балтийского флота. С 11 по 19 апреля 1918 года
совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в
Кронштадт, после чего находился в порту на
долговременном хранении. 21 апреля 1921 года вошел в
состав Морских сил Балтийского моря, а в 1923 году
сдан Комгосфондов для разборки на металл и 21
ноября 1925 года исключен из состава РККФ.
"Донской
казак"
Длина - 73,05 м |
Ширина - 7,24 м |
Осадка - 3,2 м |
Водоизмещение - стандартное - 700 т |
Механизмы - 2 вертикальных паровых машины тройного
расширения - 6200 инд.л.с.(сумм. контр.) - 6620 л.с. (Пр.И.) ; 4 водотрубных котла системы Normand
(1340 м2, 16 кг/см2) в 2-х котельных отделениях фирмы "Vulcan"
; 2 паровых динамо-машины по 16 кВт. |
Скорость
хода - максимальная - 26 узлов, экономическая - 9 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный - 80 т, усиленный -
100
т |
Дальность
плавания - 206 миль при 25 узлах ; - 600 миль при скорости от 9 до 12 узлов |
Вооружение - на 1912 год : 2 - 102мм/60
; 1 - 37мм салютн. ; 4 - 7,62мм пулемета ; с 1916 : 2 - 102мм/60 ; 1 - 40мм зенитка ; 1 - 37мм
салютн. ; 2 - 7,62мм пулемета; 2х1 торпедных аппарата 457мм; 2 прожектора по 60 см. |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт,
дальность - 75 миль |
Экипаж - 5 офицеров / 3 кондуктора / 74 нижних чина |
15 апреля 1905 года зачислен в списки судов
Балтийского флота, в 1905 году заложен на судоверфи
завода "Ланге и сын" в Риге, спущен на воду 10
марта 1906 года, вступил в строй летом 1906 года. В
кампании с 1905 по 1908 гг. входил в состав
Практического отряда обороны побережья
Балтийского моря. До 10 октября 1907 года
классифицировался как минный крейсер. С 1909 года
– в составе 1-ой минной дивизии. Прошел
капитальный ремонт корпуса в 1909-1910 гг. на заводе
акционерного общества "Крейтон и Ко" с
заменой водогрейных трубок в котлах и громоздких
вентиляционных дефлекторов котельных отделений
на "грибовидные". Кроме того, грот-мачту
перенесли к кормовому мостику. В 1916 году прошел
ремонт корпуса, главных и вспомогательных
механизмов с перевооружением на заводе
акционерного общества "Крейтон и Ко". В
период первой мировой войны входил в состав 6-го
дивизиона минной дивизии. Участвовал в набеговых
операциях на коммуникации и дозоры противника,
обороне Курляндского побережья и Рижского
залива, минных постановках в юго-восточной и
центральной частях Балтийского моря.
Эскортировал и осуществлял противолодочную
оборону главных сил флота. С 8 по 21 августа 1915 года
участвовал в Ирбенской и с 12 по 19 октября 1917 года
в Моонзундской операциях. 22 августа 1916 года в
Ирбенском проливе подорвался на мине
заграждения, но остался на плаву и после ремонта
вновь введен в строй. Прошел капитальный ремонт
корпуса и главных механизмов в 1916 году с заменой
трубок в котлах и перевооружением на заводе
акционерного общества "Крейтон и Ко".
Принимал участие в февральской революции. 7
ноября 1917 года вошел в состав Красного
Балтийского флота. С 10 по 18 апреля 1918 года
совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в
Кронштадт, после чего находился в порту на
долговременном хранении. 21 апреля 1921 года вошел в
состав Морских сил Балтийского моря, а в 1924 году
сдан Комгосфондов для разборки на металл и 21
ноября 1925 года исключен из состава РККФ.
"Страшный"
Длина - 73,05 м |
Ширина - 7,24 м |
Осадка - 3,35 м |
Водоизмещение - стандартное - 720 т |
Механизмы - 2 вертикальных паровых машины тройного
расширения - 6200 инд.л.с.(сумм. контр.) - 6523 л.с. (Пр.И.); 4 водотрубных котла системы Normand
(1340 м2, 16 кг/см2) в 2-х котельных отделениях фирмы "Vulcan"
; 2 паровых динамо-машины по 16 кВт. |
Скорость
хода - максимальная - 26,4 узла, экономическая - 9 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный - 80 т, усиленный -
100
т |
Дальность
плавания - 206 миль при 25 узлах ; - 600 миль при скорости от 9 до 12 узлов |
Вооружение - на 1912 год : 2 - 102мм/60
; 1 - 37мм салютн. ; 4 - 7,62мм пулемета ; с 1916 : 2 - 102мм/60 ; 1 - 40мм зенитка ; 1 - 37мм
салютн. ; 2 - 7,62мм пулемета; 2х1 торпедных аппарата 457мм; 2 прожектора по 60 см. |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт,
дальность - 75 миль |
Экипаж - 5 офицеров / 3 кондуктора / 74 нижних чина |
15 апреля 1905 года зачислен в списки судов
Балтийского флота, в 1904 году заложен на судоверфи
завода "Ланге и сын" в Риге, спущен на воду 5
января 1906 года, вступил в строй летом 1906 года. В
кампании с 1905 по 1908 гг. входил в состав
Практического отряда обороны побережья
Балтийского моря. До 10 октября 1907 года
классифицировался как минный крейсер. С 1909 года
– в составе 1-ой минной дивизии. Прошел
капитальный ремонт корпуса в 1911-1912 гг. на заводе
акционерного общества "Крейтон и Ко" с
заменой водогрейных трубок в котлах и громоздких
вентиляционных дефлекторов котельных отделений
на "грибовидные". Кроме того, грот-мачту
перенесли к кормовому мостику. В 1917 году прошел
ремонт корпуса, главных и вспомогательных
механизмов с перевооружением на заводе
акционерного общества "Крейтон и Ко". В
период первой мировой войны входил в состав 6-го
дивизиона минной дивизии. Участвовал в набеговых
операциях на коммуникации и дозоры противника,
обороне Курляндского побережья и Рижского
залива, минных постановках в юго-восточной и
центральной частях Балтийского моря.
Эскортировал и осуществлял противолодочную
оборону главных сил флота. С 8 по 21 августа 1915 года
участвовал в Ирбенской и с 12 по 19 октября 1917 года
в Моонзундской операциях. Прошел капитальный
ремонт корпуса и главных механизмов в 1916 году с
заменой трубок в котлах и перевооружением на
заводе акционерного общества "Крейтон и Ко".
Принимал участие в февральской революции. 7
ноября 1917 года вошел в состав Красного
Балтийского флота. В апреле 1918 года совершил
переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт,
после чего находился в порту на долговременном
хранении. 21 апреля 1921 года вошел в состав Морских
сил Балтийского моря, а в 1924 году сдан
Комгосфондов для разборки на металл и 21 ноября 1925
года исключен из состава РККФ.
"Стерегущий"
Длина - 73,05 м |
Ширина - 7,24 м |
Осадка - 3,35 м |
Водоизмещение - стандартное - 720 т |
Механизмы - 2 вертикальных паровых машины тройного
расширения - 6200 инд.л.с.(сумм. контр.) - 7200 л.с. (Пр.И.) ; 4 водотрубных котла системы Normand
(1340 м2, 16 кг/см2) в 2-х котельных отделениях фирмы "Vulcan"
; 2 паровых динамо-машины по 16 кВт. |
Скорость
хода - максимальная - 25,9 узла, экономическая - 9 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный - 80 т, усиленный -
100
т |
Дальность
плавания - 206 миль при 25 узлах ; - 600 миль при скорости от 9 до 12 узлов |
Вооружение - на 1912 год : 2 - 102мм/60
; 1 - 37мм салютн. ; 4 - 7,62мм пулемета ; с 1916 : 2 - 102мм/60 ; 1 - 40мм зенитка ; 1 - 37мм
салютн. ; 2 - 7,62мм пулемета; 2х1 торпедных аппарата 457мм; 2 прожектора по 60 см. |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт,
дальность - 75 миль |
Экипаж - 5 офицеров / 3 кондуктора / 74 нижних чина |
15 апреля 1905 года зачислен в списки судов
Балтийского флота, 20 августа 1904 года заложен на
судоверфи завода "Ланге и сын" в Риге, спущен
на воду 4 июля 1905 года, вступил в строй летом 1906
года. В кампании с 1905 по 1908 гг. входил в состав
Практического отряда обороны побережья
Балтийского моря. До 10 октября 1907 года
классифицировался как минный крейсер. С 1909 года
– в составе 1-ой минной дивизии. Прошел
капитальный ремонт корпуса в 1909-1910 гг. на заводе
акционерного общества "Крейтон и Ко" с
заменой водогрейных трубок в котлах и громоздких
вентиляционных дефлекторов котельных отделений
на "грибовидные". Кроме того, грот-мачту
перенесли к кормовому мостику. В 1917 году прошел
ремонт корпуса, главных и вспомогательных
механизмов с перевооружением на заводе
акционерного общества "Крейтон и Ко". В
период первой мировой войны входил в состав 6-го
дивизиона минной дивизии. Участвовал в набеговых
операциях на коммуникации и дозоры противника,
обороне Курляндского побережья и Рижского
залива, минных постановках в юго-восточной и
центральной частях Балтийского моря.
Эскортировал и осуществлял противолодочную
оборону главных сил флота. С 8 по 21 августа 1915 года
участвовал в Ирбенской и с 12 по 19 октября 1917 года
в Моонзундской операциях. Прошел капитальный
ремонт корпуса и главных механизмов в 1916 году с
заменой трубок в котлах и перевооружением на
заводе акционерного общества "Крейтон и Ко".
Принимал участие в февральской революции. 7
ноября 1917 года вошел в состав Красного
Балтийского флота. В апреле 1918 года совершил
переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт,
после чего находился в порту на долговременном
хранении. 21 апреля 1921 года вошел в состав Морских
сил Балтийского моря, а в 1924 году сдан
Комгосфондов для разборки на металл и 21 ноября 1925
года исключен из состава РККФ.
"Казанец"
Длина - 73,18 м |
Ширина - 7,21 м |
Осадка - 3,35 м |
Водоизмещение - стандартное - 732 т |
Механизмы - 2 вертикальных паровых машины тройного
расширения - 6200 инд.л.с.(сумм. контр.) - 6686 л.с. (Пр.И.) ; 4 водотрубных котла системы Normand
(1340 м2, 16 кг/см2) в 2-х котельных отделениях фирмы "Vulcan"
; 2 паровых динамо-машины по 16 кВт. |
Скорость
хода - максимальная - 25,9 узла, экономическая - 9 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный - 80 т, усиленный -
100
т |
Дальность
плавания - 206 миль при 25 узлах ; - 600 миль при скорости от 9 до 12 узлов |
Вооружение - на 1912 год : 2 - 102мм/60
; 1 - 37мм салютн. ; 4 - 7,62мм пулемета ; с 1916 : 2 - 102мм/60 ; 1 - 40мм зенитка ; 1 - 37мм
салютн. ; 2 - 7,62мм пулемета; 2х1 торпедных аппарата 457мм; 2 прожектора по 60 см. |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт,
дальность - 75 миль |
Экипаж - 5 офицеров / 3 кондуктора / 74 нижних чина |
24 сентября 1904 года зачислен в списки судов
Балтийского флота, в 1904 году заложен на судоверфи
завода "Ланге и сын" в Риге, спущен на воду 11
мая 1905 года, вступил в строй в 1906 году. В кампании
с 1905 по 1908 гг. входил в состав Практического
отряда обороны побережья Балтийского моря. До 10
октября 1907 года классифицировался как минный
крейсер. С 1909 года – в составе 1-ой минной дивизии.
Прошел капитальный ремонт корпуса в 1911-1912 гг. на
заводе акционерного общества "Крейтон и Ко"
с заменой водогрейных трубок в котлах и
громоздких вентиляционных дефлекторов
котельных отделений на "грибовидные". Кроме
того, грот-мачту перенесли к кормовому мостику. В
1917 году прошел ремонт корпуса, главных и
вспомогательных механизмов с перевооружением на
заводе акционерного общества "Крейтон и Ко".
В период первой мировой войны входил в состав 6-го
дивизиона минной дивизии. Участвовал в набеговых
операциях на коммуникации и дозоры противника,
обороне Курляндского побережья и Рижского
залива, минных постановках в юго-восточной и
центральной частях Балтийского моря.
Эскортировал и осуществлял противолодочную
оборону главных сил флота. С 8 по 21 августа 1915 года
участвовал в Ирбенской операции. 28 октября 1916
года при конвоировании вместе с эсминцем "Украйна" из Моонзундского
пролива в Ревель (Таллин) транспорта
"Хабаровск" в районе острова Вормси был
торпедирован и потоплен германской подводной
лодкой. Торпеда попала в середину правого борта,
корабль переломился и затонул.
|