Заказаны в рамках программы нового
усиления Черноморского флота 1914 года, принятой в
связи с опасностью значительного роста ВМС и
прогерманской ориентацией правительственных
кругов Турции. По настоянию офицеров флота и
руководства Общества Николаевских заводов и
верфей (последнее – с целью удешевить и
упростить работы) был повторен эсминец "Дерзкий" с устранением
недостатков, выявленных в процессе его
эксплуатации – значительной перегрузки (из-за
установки оборудования, не входившего в
первоначальный проект), применения
вспомогательных механизмов с паровым приводом и
ограниченной скорости хода. Для соблюдения
весовой дисциплины, были сокращены запасы
топлива и убраны бортовые продольные переборки в
носовом котельном отделении. Одновременно
усилили палубный настил, увеличили высоту
котельных кожухов, ввели турбинные приводы
вспомогательных механизмов и улучшили
электрооборудование. В процессе постройки, на
основе боевого опыта, кормовой (пятый) торпедный
аппарат заменили на 102-мм орудие, а в апреле 1917
года 40-мм зенитные автоматы заменили на 57-мм
зенитные пушки. Все корабли названы в честь
побед, одержанных Русским флотом под
командованием Ф.Ф. Ушакова.
"Фидониси"
(до 22 января 1917 года – "Феодониси")
Длина - 92,51 м |
Ширина - 9,05 м |
Осадка - 3,2 м |
Водоизмещение - стандартное - 1326 т |
Механизмы - 2 паротурбинных агрегата системы Parsons - 29 000 л.с. (сумм. контр.) - 25 854
л.с. (Пр.И.) в 2-х машинных отделениях ; 5 водотрубных котлов системы Thorhycroft (3094 м2,
17 кг/см2) - треста "Наваль-руссуд" ; 2 турбогенератора по 20 кВт. |
Скорость хода - максимальная - 31,4 узла,
экономическая - 21 узел |
Запас топлива, нефть - нормальный - 265 т, усиленный - 330 т |
Дальность плавания - 1500 миль при 21 узле |
Вооружение - 4 - 102мм/60 ; 2
- 57мм зенитки ; 4 - 7,62мм пулемета ; 2 -40 мм зенитки ; 4х3 торпедных аппарата 457мм ; 80 мин заграждения ; 2 прожектора
по 60 см |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 2 кВт, дальность -
200 миль (по другим данным - 300 миль) |
Экипаж - 9 офицеров / 6 кондукторов / 121 нижних чинов |
15 июля 1915 года зачислен в списки судов
Черноморского флота, 11 ноября 1915 года заложен на
судоверфи завода "Наваль" Общества
Николаевских заводов и верфей (с 1915 года – треста
"Наваль-Руссуд") в Николаеве, спущен на воду
31 мая 1916 года, вступил в строй 7 июня 1917 года. В
период первой мировой войны нес
разведывательную и блокадную службы у берегов
Турции, обеспечивал и прикрывал минные
постановки, эскортировал и осуществлял
противолодочную оборону главных сил флота,
оказывал артиллерийскую поддержку войск
Кавказского фронта. 24 августа 1917 года
обеспечивал высадку десанта в Орду. 29 декабря 1917
года вошел в состав Красного Черноморского
флота. В декабре 1917 года – январе 1918 года
устанавливал Советскую власть в Евпатории и
Феодосии. 1 мая 1918 года прибыл из Ялты в
Новороссийск, где 18 июня 1918 года по приказу
Советского правительства, во избежании захвата
германскими войсками, был затоплен экипажем. В 1964
году частично (корма) поднят
Аварийно-спасательной службой Министерства
морского флота и сдан на слом.
"Керчь"
Длина - 92,51 м |
Ширина - 9,05 м |
Осадка - 3,2 м |
Водоизмещение - стандартное - 1326 т |
Механизмы - 2 паротурбинных агрегата системы Parsons - 29 000 л.с. (сумм. контр.) - 28 400
л.с. (Пр.И.) в 2-х машинных отделениях ; 5 водотрубных котлов системы Thorhycroft (3094 м2,
17 кг/см2) - треста "Наваль-руссуд" ; 2 турбогенератора по 20 кВт. |
Скорость хода - максимальная - 31,1 узла,
экономическая - 21 узел |
Запас топлива, нефть - нормальный - 265 т, усиленный - 330 т |
Дальность плавания - 1500 миль при 21 узле |
Вооружение - 4 - 102мм/60 ; 2
- 57мм зенитки ; 4 - 7,62мм пулемета ; 4х3 торпедных аппарата 457мм ; 80 мин заграждения ; 2 прожектора по 60 см |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 2 кВт, дальность -
200 миль (по другим данным - 300 миль) |
Экипаж - 9 офицеров / 6 кондукторов / 121 нижних чинов |
15 июля 1915 года зачислен в списки судов
Черноморского флота, 11 ноября 1915 года заложен на
судоверфи завода "Наваль" Общества
Николаевских заводов и верфей (с 1915 года – треста
"Наваль-Руссуд") в Николаеве, спущен на воду
31 мая 1916 года, вступил в строй 10 июля 1917 года. В
период первой мировой войны обеспечивал и
прикрывал минные постановки, нес дозорную и
конвойную службы, эскортировал и осуществлял
противолодочную оборону главных сил флота. 29
декабря 1917 года вошел в состав Красного
Черноморского флота. В январе 1918 года участвовал
в боях против румынских войск в районе Вилково в
устье реки Дунай. 29 апреля 1918 года убыл из
Севастополя в Новороссийск, где 18 июня 1918 года, по
приказу Советского правительства, принял
активное участие в потоплении части кораблей
Черноморского флота, во избежании захвата их
германскими оккупантами, после чего ушел к
Туапсе и 19 июня 1918 года, в 3 милях от входа в порт,
был затоплен экипажем. 3 декабря 1932 года частично
поднят Черноморской партией ЭПРОН для установки
турбин на Туапсинской электростанции.
"Гаджибей"
Длина - 92,51 м |
Ширина - 9,05 м |
Осадка - 3,2 м |
Водоизмещение - стандартное - 1326 т |
Механизмы - 2 паротурбинных агрегата системы Parsons - 29 000 л.с. (сумм. контр.) - 28 557
л.с. (Пр.И.) в 2-х машинных отделениях ; 5 водотрубных котлов системы Thorhycroft (3094 м2,
17 кг/см2) - треста "Наваль-руссуд" ; 2 турбогенератора по 20 кВт. |
Скорость хода - максимальная - 30,02 узла,
экономическая - 21 узел |
Запас топлива, нефть - нормальный - 265 т, усиленный - 330 т |
Дальность плавания - 1500 миль при 21 узле |
Вооружение - 4 - 102мм/60 ; 2
- 57мм зенитки ; 4 - 7,62мм пулемета ; 4х3 торпедных аппарата 457мм ; 80 мин заграждения ; 2 прожектора по 60 см |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 2 кВт, дальность -
200 миль (по другим данным - 300 миль) |
Экипаж - 9 офицеров / 6 кондукторов / 121 нижних чинов |
15 июля 1915 года зачислен в списки судов
Черноморского флота, 23 февраля 1915 года заложен на
эллинге Николаевского Алдмиралтейства,
арендованного Обществом Николаевских заводов и
верфей (с 1916 года – завод "Россуд" треста
"Наваль-Руссуд") в Николаеве, спущен на воду
27 августа 1916 года, вступил в строй 24 сентября 1917
года. В период первой мировой войны нес дозорную
и конвойную службы, эскортировал и осуществлял
противолодочную оборону главных сил флота. 29
декабря 1917 года вошел в состав Красного
Черноморского флота. 29 апреля 1918 года убыл из
Севастополя в Новороссийск, где 18 июня 1918 года, по
приказу Советского правительства, во избежании
захвата германскими оккупантами, был затоплен
экипажем. 6 декабря 1928 года поднят Черноморской
партией ЭПРОН. 4 ноября 1929 года отбуксирован в
Николаев и в 1930 году, ввиду нецелесообразности
восстановления, сдан "Рудметаллторгу" для
разборки.
"Калиакрия"
(с 24 ноября 1926 года – "Дзержинский")
Длина - 93,26 м |
Ширина - 9,05 м |
Осадка - 3,02 м |
Водоизмещение - стандартное - 1460 т |
Механизмы - 2 паротурбинных агрегата системы Parsons - 29 000 л.с. (сумм. контр.) - 28 000
л.с. (Пр.И.) в 2-х машинных отделениях ; 5 водотрубных котлов системы Thorhycroft (3094 м2,
17 кг/см2) - треста "Наваль-руссуд" ; 2 турбогенератора по 20 кВт. |
Скорость хода - максимальная - 33 узла,
экономическая - 21 узел |
Запас топлива, нефть - нормальный - 265 т, усиленный - 330 т |
Дальность плавания - 1500 миль при 21 узле |
Вооружение - 4 - 102мм/60 ; 2
- 57мм зенитки ; 4 - 7,62мм пулемета ; 4х3 торпедных аппарата 457мм ; 80 мин заграждения ; 2 прожектора по 60 см |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 2 кВт, дальность -
200 миль (по другим данным - 300 миль) |
Экипаж - 9 офицеров / 6 кондукторов / 121 нижних чинов |
15 июля 1915 года зачислен в списки судов
Черноморского флота, 11 ноября 1915 года заложен на
эллинге Николаевского Алдмиралтейства,
арендованного Обществом Николаевских заводов и
верфей (с 1916 года – завод "Россуд" треста
"Наваль-Руссуд") в Николаеве, спущен на воду
27 августа 1916 года, вступил в строй 12 ноября 1917
года. В период первой мировой войны нес дозорную
и конвойную службы, эскортировал и осуществлял
противолодочную оборону главных сил флота. 29
декабря 1917 года вошел в состав Красного
Черноморского флота. 29 апреля 1918 года убыл из
Севастополя в Новороссийск, где 18 июня 1918 года, по
приказу Советского правительства, во избежании
захвата германскими оккупантами, был затоплен
экипажем. 4 октября 1925 года поднят Черноморской
партией ЭПРОН. 27 апреля 1926 года отбуксирован в
Николаев и 1 января 1927 года поставлен на ремонт. 28
августа 1929 года вошел в состав Морских сил
Черного моря. С 11 по 24 декабря нанес визит в
Стамбул. Прошел капитальный ремонт в 1933-1934 гг. С 11
января 1935 года входил в состав Черноморского
флота. В годы Великой Отечественной войны
участвовал в обороне Одессы и Севастополя (в
1941-1942 гг.), осуществлял воинские перевозки в
Севастополь, конвоировал транспорты с грузами и
войсками. 14 мая 1942 года на подходах к Севастополю,
в тумане уклонился от фарватера, подорвался на
мине оборонительного заграждения и затонул.
"Занте"
(с 12 июня 1923 года – "Незаможный", с 29 апреля 1926
года – "Незаможник")
Длина - 92,75 м |
Ширина - 9,07 м |
Осадка - 3,81 м |
Водоизмещение - стандартное - 1745 т |
Механизмы - 2 паротурбинных агрегата системы Parsons - 29 000 л.с. (сумм. контр.) в 2-х
машинных отделениях ; 5 водотрубных котлов системы Thorhycroft (3094 м2, 17 кг/см2)
- треста "Наваль-руссуд" ; 2 турбогенератора по 20 кВт. |
Скорость хода - максимальная - 33 узла,
экономическая - 21 узел |
Запас топлива, нефть - нормальный - 265 т, усиленный - 330 т |
Дальность плавания - 1500 миль при 21 узле |
Вооружение - 4 - 102мм/60 ; 2
- 57мм зенитки ; 4 - 7,62мм пулемета ; 4х3 торпедных аппарата 457мм ; 80 мин заграждения ; 2 прожектора по 60 см |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 2 кВт, дальность -
200 миль (по другим данным - 300 миль) |
Экипаж - 9 офицеров / 6 кондукторов / 121 нижних чинов |
15 июля 1915 года зачислен в списки судов
Черноморского флота, в мае 1916 года заложен на
судоверфи завода "Наваль" треста
"Наваль-Руссуд" в Николаеве, спущен на воду 3
апреля 1917 года. 17 марта 1918 года в недостроенном
состоянии захвачен в Николаеве германскими
войсками и затем белогвардейцами. В январе 1920
года отведен деникинцами в Одессу и в начале
февраля 1920 года затоплен в районе Большого
Фонтана при эвакуации в Крым. 7 сентября 1920 года
поднят "Госсудоподъемом", отбуксирован в
Николаев для достройки и 7 ноября 1923 года введен в
состав Морских сил Черного моря. В
сентябре-октябре 1925 года нанес визиты в Стамбул и
Неаполь, с 4 по 8 сентября 1929 года – в Неаполь, в
октябре 1930 года – в Стамбул, Пирей (Греция) и
Мессину (Италия). Прошел капитальные ремонты в
1928-1929 гг. и в 1935-1936 гг. С 11 января 1935 года входил в
состав Черноморского флота. В годы Великой
Отечественной войны участвовал в обороне Одессы,
Севастополя и Кавказа (в 1941-1942 гг.), высаживал
десант в Феодосию (29 декабря 1941 года) и прикрывал
высадку десанта в Южную Озерейку (4 февраля 1943
года), осуществлял воинские перевозки в
Севастополь и порты Кавказа. 8 июля 1945 года
награжден орденом Красного Знамени. 12 января 1949
года исключен из состава ВМС, разоружен и
переоборудован в корабль-мишень.
"Цериго"
Длина - 92,51 м |
Ширина - 9,05 м |
Осадка - 3,2 м |
Водоизмещение - стандартное - 1326 т |
Механизмы - 2 паротурбинных агрегата системы Parsons - 29 000 л.с. (сумм. контр.) в 2-х
машинных отделениях ; 5 водотрубных котлов системы Thorhycroft (3094 м2, 17 кг/см2)
- треста "Наваль-руссуд" ; 2 турбогенератора по 20 кВт. |
Скорость хода - максимальная - 33 узла,
экономическая - 21 узел |
Запас топлива, нефть - нормальный - 265 т, усиленный - 330 т |
Дальность плавания - 1500 миль при 21 узле |
Вооружение - 4 - 102мм/60 ; 2
- 57мм зенитки ; 4 - 7,62мм пулемета ; 4х3 торпедных аппарата 457мм ; 80 мин заграждения ; 2 прожектора по 60 см |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 2 кВт, дальность -
200 миль (по другим данным - 300 миль) |
Экипаж - 9 офицеров / 6 кондукторов / 121 нижних чинов |
15 июля 1915 года зачислен в списки судов
Черноморского флота, в 1915 году заложен на
судоверфи завода "Руссуд" треста
"Наваль-Россуд" в Николаеве, спущен на воду 3
апреля 1917 года. 17 марта 1918 года в недостроенном
состоянии захвачен германскими войсками и
позднее белогвардейцами. В январе 1920 года
отведен деникинцами сначала в Одессу, а затем в
Севастополь для достройки. 14 ноября 1920 года с
разобранными механизмами отбуксирован
врангелевцами из Севастополя в Стамбул и затем в
Бизерту, где 29 декабря 1920 года был интернирован
французскими властями. В 1923-1924 гг. продан
белогвардейским командованием как металлолом
частной французской фирме.
"Корфу"
(с5 февраля 1925 года – "Петровский", с 23 июня 1939
года – "Железняков",с 30 декабря 1954 года –
"ПКЗ-62")
Длина - 93,26 м |
Ширина - 9,07 м |
Осадка - 3,8 м |
Водоизмещение - стандартное - 1795 т |
Механизмы - 2 паротурбинных агрегата системы Parsons - 29 000 л.с. (сумм. контр.) в 2-х
машинных отделениях ; 5 водотрубных котлов системы Thorhycroft (3094 м2, 17 кг/см2)
- треста "Наваль-руссуд" ; 2 турбогенератора по 20 кВт. |
Скорость хода - максимальная - 33 узла,
экономическая - 21 узел |
Запас топлива, нефть - нормальный - 265 т, усиленный - 330 т |
Дальность плавания - 1500 миль при 21 узле |
Вооружение - 4 - 102мм/60 ; 2
- 57мм зенитки ; 4 - 7,62мм пулемета ; 4х3 торпедных аппарата 457мм ; 80 мин заграждения ; 2 прожектора по 60 см |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 2 кВт, дальность -
200 миль (по другим данным - 300 миль) |
Экипаж - 9 офицеров / 6 кондукторов / 121 нижних чинов |
15 июля 1915 года зачислен в списки судов
Черноморского флота, 6 июля 1916 года заложен на
судоверфи завода "Наваль" треста
"Наваль-Руссуд" в Николаеве, спущен на воду 23
октября 1917 года. Вступил в строй 10 июня 1925 года и в
этот же день вошел в состав Морских сил Черного
моря. С сентябре-октябре 1925 года нанес визит в
Стамбул и Неаполь, в мае-июне 1928 года – в Стамбул,
с 17 октября по 7 ноября 1933 года – в Стамбул, Пирей
(Греция) и Мессину (Италия). Прошел капитальный
ремонт с 5 сентября 1930 года по 7 июня 1932 года. С 11
января 1935 года входил в состав Черноморского
флота. В годы Великой Отечественной войны
участвовал в обороне Одессы, Севастополя и
Кавказа, высаживал десант в Феодосию (29 декабря
1941 года), Евпаторию (февраль 1942 года) и прикрывал
высадку десанта в Южную Озерейку (4 февраля 1943
года), осуществлял воинские перевозки в
Севастополь и порты Кавказа, нес конвойную
службу. 8 июля 1945 года награжден орденом Красного
Знамени. С 18 декабря 1947 года по 15 сентября 1949 года,
под тем же названием, входил в состав ВМФ
Народной республики Болгария. 8 апреля 1953 года
выведен из боевого состава флота, разоружен и
переформирован в плавучую казарму, а 27 июля 1956
года исключен из списков судов ВМФ и в 1957 году на
базе "Главвторчермета" в Поти разобран на
металл.
"Левкас"
(с5 февраля 1925 года – "Шаумян")
Длина - 93,26 м |
Ширина - 9,07 м |
Осадка - 4,04 м |
Водоизмещение - стандартное - 1760 т |
Механизмы - 2 паротурбинных агрегата системы Parsons - 29 000 л.с. (сумм. контр.) в 2-х
машинных отделениях ; 5 водотрубных котлов системы Thorhycroft (3094 м2, 17 кг/см2)
- треста "Наваль-руссуд" ; 2 турбогенератора по 20 кВт. |
Скорость хода - максимальная - 33 узла,
экономическая - 21 узел |
Запас топлива, нефть - нормальный - 265 т, усиленный - 330 т |
Дальность плавания - 1500 миль при 21 узле |
Вооружение - 4 - 102мм/60 ; 2
- 57мм зенитки ; 4 - 7,62мм пулемета ; 4х3 торпедных аппарата 457мм ; 80 мин заграждения ; 2 прожектора по 60 см |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 2 кВт, дальность -
200 миль (по другим данным - 300 миль) |
Экипаж - 9 офицеров / 6 кондукторов / 121 нижних чинов |
15 июля 1915 года зачислен в списки судов
Черноморского флота, 5 июня 1916 года заложен на
судоверфи завода "Руссуд" треста
"Наваль-Россуд" в Николаеве, спущен на воду 23
октября 1917 года. Вступил в строй 10 декабря 1925 года
и в этот же день вошел в состав Морских сил
Черного моря. С мае-июне 1928 года нанес визиты в
Стамбул, в октябре 1930 года – в Стамбул, Пирей
(Греция) и Мессину (Италия), с 17 октября по 7 ноября
1933 года – в Стамбул, Пирей (Греция) и Мессину
(Италия). Прошел капитальный ремонт с 5 октября 1928
года по 16 июля 1930 года и в 1935 году.. С 11 января 1935
года входил в состав Черноморского флота. В годы
Великой Отечественной войны участвовал в
обороне Одессы и Севастополя (в 1941-1942 году),
высаживал десант в Феодосию (29 декабря 1941 года),
осуществлял воинские перевозки в Севастополь,
нес конвойную службу. 3 апреля 1942 года в районе
Геленджика, выскочил на прибрежные камни, пробил
днище и лег на грунт. 3 июня 1942 года после
разоружения исключен из состава ВМФ.
|