"Завидный",
"Заветный",
"Жуткий",
"Живой",
"Жаркий" и
"Живучий" заказаны в рамках судостроительной программы на 1882-1902 гг., в
счет кредитов программы 1895 года. Частично должны были заменить устаревшие
миноносцы более ранней постройки. Первоначально предполагалось строить на
Балтике, а затем своим ходом отправлять на Черное море. Однако, из-за больших
дипломатических трудностей связанных с проводкой кораблей через Босфор и
Дарданеллы, Морское ведомство передало заказ Южным заводам. В соответствии с
контрактом строились по чертежам 350 тонного миноносца
класса "Буйный". В отличии от прототипа, помещение для офицеров
перепланировали на отдельные каюты, вынесли на верхнюю палубу камбуз, расширили
ходовой мостик, установили грот-мачту, убрали носовой минный (торпедный)
аппарат, боезапас торпед уменьшили до 4-х и уже в процессе постройки, калибр
торпедных аппаратов увеличили до 457 мм. В соответствии с проектом 20-летней
программы на 1903-1922 гг. для Черного моря предполагалось построить больше 10
таких же эсминцев. 22 августа 1903 года для реализации этих планов заказали "Задорный",
"Звонкий" и
"Зоркий". В отличии от предшественников, они имели кормовой мостик без
крыльев и 6 оборудованных постов для пулеметов. Первые 6 эсминцев
переоборудовали таким же образом, еще до их вступления в строй.
"Завидный"
(до 22 марта 1902 года – "Белуга")
22 марта 1902 года зачислен в списки судов Черноморского флота, в
1902 году заложен на стапеле завода "Наваль" Общества Николаевских заводов и
верфей в Николаеве, спущен на воду весной 1903 года, вступил в строй в конце
1903 года. До 10 октября 1907 года классифицировался как миноносец. Прошел
капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1911-1913 гг. на Франко-Русском заводе
в Николаеве, с заменой трубок в котлах и артиллерийского вооружения. В период
первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и
побережье противника, нес блокадную службу у берегов Турции и Румынии, оказывал
артиллерийскую поддержку приморским флангам армии в районе Батума, выставлял
мины у пролива Босфор, высаживал разведывательно-диверсионные группы,
обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил
флота. С 10 января по 16 февраля 1916 года участвовал в Эрзерумской
наступательной операции. Совместно с другими кораблями уничтожил до 490
различных судов и плав. средств противника. 29 декабря 1917 года вошел в состав
Красного Черноморского флота. В марте 1918 года участвовал в обороне Одессы. 1
мая 1918 года захвачен в Севастополе германскими войсками и вскоре, под литерой
"R 13", включен в состав ВМС Германии на Черном море, но в строй не вводился. 24
ноября 1918 года захвачен в Севастополе англо-французскими интервентами и в
период с 22 по 24 апреля 1919 года, по приказу английского командования, был
полностью выведен из строя. 29 апреля 1919 года освобожден частями советского
Украинского фронта, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами. После
освобождения Севастополя частями РККА в строй не вводился. В 1923 году сдан
"Комгосфондов" для реализации и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов
РККФ.
"Заветный"
(до 22 марта 1902 года – "Карп")
22 марта 1902 года зачислен в списки судов Черноморского флота, 14
июля 1901 года заложен на стапеле завода "Наваль" Общества Николаевских заводов
и верфей в Николаеве, спущен на воду весной 1903 года, вступил в строй в конце
1903 года. До 10 октября 1907 года классифицировался как миноносец. Прошел
капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1911-1913 гг. в Лазаревском
адмиралтействе Севастопольского порта, с заменой трубок в котлах и
артиллерийского вооружения. В период первой мировой войны участвовал в набеговых
операциях на коммуникации и побережье противника, нес блокадную службу у берегов
Турции и Румынии, оказывал артиллерийскую поддержку приморским флангам армии в
районе Батума, выставлял мины у пролива Босфор, высаживал
разведывательно-диверсионные группы, обеспечивал и прикрывал набеговые и
минно-заградительные действия других сил флота. С 10 января по 16 февраля 1916
года участвовал в Эрзерумской наступательной операции. Совместно с другими
кораблями уничтожил до 490 различных судов и плав. средств противника. 29
декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года
находился в Севастопольском военном порту на хранении. 1 мая 1918 года был
захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918 года – англо-французскими
интервентами. В конце апреля 1919 года был затоплен экипажем в Севастопольской
бухте, во избежании угона в Средиземное море. 12 августа 1921 года поднят
"Госсудоподъемом". 29 августа 1921 года принят Севастопольским военным портом на
хранение и 15 октября 1921 года зачислен в списки Морских сил Черного моря,
однако в строй не вводился и 13 декабря 1923 года исключен из состава РККФ с
передачей "Комгосфондов" для реализации.
"Лейтенант Пущин"
(до 22 марта 1902 года – "Задорный")
13 июля 1903 года зачислен в списки судов Черноморского флота, 17
января 1904 года заложен на стапеле завода "Наваль" Общества Николаевских
заводов и верфей в Николаеве, спущен на воду в ноябре 1904 года, вступил в строй
в августе 1907 года. До 10 октября 1907 года классифицировался как миноносец.
Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1910-1912 гг. в Севастопольском
порту, с заменой котлов и артиллерийского вооружения. В первый же день войны,
находясь в составе дозорного дивизиона ("Живучий"
и
"Жаркий", получил серьезные повреждения (разрушены носовая оконечность
корпуса и мостик), при попытке атаковать торпедами германо-турецкий линейный
крейсер "Гебен". Ремонт занял 20 суток. В период первой мировой войны участвовал
в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, оказывал
артиллерийскую поддержку приморским флангам войск Кавказского фронта,
обеспечивал и прикрывал действия других сил флота. С 10 января по 16 февраля
1916 года участвовал в Эрзерумской наступательной операции. Совместно с другими
кораблями уничтожил до 46 турецких парусников. 9 марта 1916 года при следовании
на разведку в районе Варны (мыс Иланджик), подорвался на болгарской мине
заграждения, переломился пополам и затонул.
"Звонкий"
13 июля 1903 года зачислен в списки судов Черноморского флота, 17
января 1904 года заложен на стапеле завода "Наваль" Общества Николаевских
заводов и верфей в Николаеве, спущен на воду в ноябре 1904 года, вступил в строй
в августе 1907 года. До 10 октября 1907 года классифицировался как миноносец.
Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1911-1913 гг. на Франко-Русском
заводе в Николаеве, с заменой трубок в котлах и артиллерийского вооружения. В
период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и
побережье противника, нес блокадную службу у берегов Турции и Румынии, оказывал
артиллерийскую поддержку приморским флангам армии в районе Батума, выставлял
мины у пролива Босфор, высаживал разведывательно-диверсионные группы,
обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил
флота. С 10 января по 16 февраля 1916 года участвовал в Эрзерумской
наступательной операции. Совместно с другими кораблями уничтожил до 480
различных судов и плав. средств противника. 29 декабря 1917 года вошел в состав
Красного Черноморского флота. В начале 1918 года поставлен на капитальный ремонт
в мастерские Севастопольского военного порта, где 1 мая 1918 года был захвачен
германскими войсками и в июле 1918 года, под литерой "R 11", включен в состав
ВМС Германии на Черном море. 24 ноября 1918 года был захвачен англо-французскими
интервентами, передан ВМС Греции и переименован в "Докса". В апреле 1919 года
уведен в порт Измир на Мраморном море. 12 сентября 1919 года возвращен греческим
командованием белогвардейцам и 21 сентября 1919 года зачислен в состав морских
сил Юга России. 14 ноября 1920 года уведен врангелевцами при эвакуации из
Севастополя в Стамбул и затем в Бизерту, где 29 декабря 1920 года был
интернирован французскими властями. 29 октября 1924 года признан правительством
Франции собственностью СССР, но из-за сложности международной обстановки
возвращен не был, в конце 20-х гг. продан "Рудметаллторгом" частной фирме на
слом и в начале 30-х гг. разобран во Франции на металл.
"Зоркий"
13 июля 1903 года зачислен в списки судов Черноморского флота, 17
января 1904 года заложен на стапеле завода "Наваль" Общества Николаевских
заводов и верфей в Николаеве, спущен на воду в ноябре 1904 года, вступил в строй
в декабре 1906 года. До 10 октября 1907 года классифицировался как миноносец.
Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1911-1913 гг. на Франко-Русском
заводе в Николаеве, с заменой трубок в котлах и артиллерийского вооружения. В
период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и
побережье противника, нес блокадную службу у берегов Турции и Румынии, оказывал
артиллерийскую поддержку приморским флангам армии в районе Батума, выставлял
мины у пролива Босфор, высаживал разведывательно-диверсионные группы,
обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил
флота. С 10 января по 16 февраля 1916 года участвовал в Эрзерумской
наступательной операции. Совместно с другими кораблями уничтожил до 490
различных судов и плав. средств противника. 29 декабря 1917 года вошел в состав
Красного Черноморского флота. В январе 1918 года устанавливал Советскую власть в
Одессе. В начале 1918 года поставлен на капитальный ремонт в мастерские
Севастопольского военного порта, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими
войсками и в июле 1918 года, под литерой "R 10", включен в состав ВМС Германии
на Черном море. 24 ноября 1918 года был захвачен англо-французскими интервентами
и в апреле 1919 года уведен в порт Измир на Мраморном море. С октября 1920 года
входил в состав белогвардейских морских сил Юга России. 14 ноября 1920 года
уведен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул и затем в Бизерту,
где 29 декабря 1920 года был интернирован французскими властями. 29 октября 1924
года признан правительством Франции собственностью СССР, но из-за сложности
международной обстановки возвращен не был, в конце 20-х гг. продан
"Рудметаллторгом" частной фирме на слом и в начале 30-х гг. разобран во Франции
на металл.
"Жуткий"
(до 22 марта 1902 года – "Угорь")
22 марта 1902 года зачислен в списки судов Черноморского флота, в
1902 году заложен на эллинге Николаевского Адмиралтейства в Николаеве, спущен на
воду в мае 1904 года, вступил в строй в марте 1905 года. До 10 октября 1907 года
классифицировался как миноносец. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов
в 1911-1913 гг. в Лазаревском адмиралтействе Севастопольского порта, с заменой
трубок в котлах и артиллерийского вооружения. В период первой мировой войны
участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес
блокадную службу у берегов Турции и Румынии, оказывал артиллерийскую поддержку
приморским флангам армии в районе Батума, выставлял мины у пролива Босфор,
высаживал разведывательно-диверсионные группы, обеспечивал и прикрывал набеговые
и минно-заградительные действия других сил флота, обеспечивал боевую
деятельность подводных лодок. 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного
Черноморского флота. В марте 1918 года поставлен на капитальный ремонт в
мастерские Севастопольского военного порта, где 1 мая 1918 года был захвачен
германскими войсками и в июля 1918 года, под литерой "R 11", включен в состав
ВМС Германии на Черном море, но в строй не вводился. 24 ноября 1918 года был
захвачен англо-французскими интервентами, и в период с 22 по 24 апреля 1919
года, по приказу английского командования, был полностью выведен из строя. 29
апреля 1919 года освобожден частями советского Украинского фронта и 24 июня 1919
года захвачен белогвардейцами. После освобождения Севастополя частями РККА в
строй не вводился, в 1923 году сдан "Комгосфондов" для реализации и 21 ноября
1925 года исключен из состава РККФ.
"Живой"
(до 22 марта 1902 года – "Рыбец")
22 марта 1902 года зачислен в списки судов Черноморского флота, в
1902 году заложен на эллинге Николаевского Адмиралтейства в Николаеве, спущен на
воду 10 апреля 1903 года, вступил в строй в 1906 году. До 10 октября 1907 года
классифицировался как миноносец. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов
в 1911-1913 гг. в Лазаревском адмиралтействе Севастопольского порта, с заменой
трубок в котлах и артиллерийского вооружения. В период первой мировой войны
участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес
блокадную службу у берегов Турции и Румынии, оказывал артиллерийскую поддержку
приморским флангам армии в районе Батума, выставлял мины у пролива Босфор,
высаживал разведывательно-диверсионные группы, обеспечивал и прикрывал набеговые
и минно-заградительные действия других сил флота. С 10 января по 16 февраля 1916
года участвовал в Эрзерумской наступательной операции. Совместно с другими
кораблями уничтожил свыше 90 турецких парусников. 29 декабря 1917 года вошел в
состав Красного Черноморского флота. 29 апреля 1918 года прибыл в Севастополь из
Новороссийска и был захвачен германскими войсками, укомплектован немецкой
командой и 22 октября 1918 года, под литерой "R 12", введен в состав ВМС
Германии на Черном море. 24 ноября 1918 года захвачен англо-французскими
интервентами и вскоре передан в распоряжение белогвардейского командования. 31
марта 1919 года был исключен из состава белогвардейского флота. 3 апреля 1919
года ушел из Севастополя в Новороссийск и 3 мая 1919 года вторично зачислен в
состав морских сил Юга России. 15 ноября 1920 года затонул во время шторма в
Черном море, при эвакуации врангелевцев из Севастополя в Стамбул.
"Жаркий"
(до 22 марта 1902 года – "Щука")
22 марта 1902 года зачислен в списки судов Черноморского флота, в
1902 году заложен на эллинге Николаевского Адмиралтейства в Николаеве, спущен на
воду в мае 1904 года, вступил в строй в 1905 году. До 10 октября 1907 года
классифицировался как миноносец. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов
в 1911-1913 гг. в Лазаревском адмиралтействе Севастопольского порта, с заменой
трубок в котлах и артиллерийского вооружения. В период первой мировой войны
участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес
блокадную службу у берегов Турции и Румынии, оказывал артиллерийскую поддержку
приморским флангам армии в районе Батума, выставлял мины у пролива Босфор,
высаживал разведывательно-диверсионные группы, обеспечивал и прикрывал набеговые
и минно-заградительные действия других сил флота. В ночь на 3 апреля 1917 года,
совместно с эсминцем
"Живучий", уничтожил 2 больших турецких парусника. 29 декабря 1917 года
вошел в состав Красного Черноморского флота. 29 апреля 1918 года ушел из
Севастополя в Новороссийск, но 19 июня 1918 года вернулся обратно в Севастополь,
где был захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918 года –
англо-французскими интервентами и вскоре передан в распоряжение белогвардейского
командования. 3 апреля 1919 года ушел из Севастополя в Новороссийск и 3 мая 1919
года включен в состав морских сил Юга России. 14 ноября 1920 года на буксире у
транспорта-мастерской "Кронштадт" уведен врангелевцами при эвакуации из
Севастополя в Стамбул и затем в Бизерту (Тунис), где 29 декабря 1920 года был
интернирован французскими властями. 29 октября 1924 года признан правительством
Франции собственностью СССР, но из-за сложности международной обстановки
возвращен не был, в конце 20-х гг. продан "Рудметаллторгом" Франции как
металлолом.
"Живучий"
(до 22 марта 1902 года – "Карась")
22 марта 1902 года зачислен в списки судов Черноморского флота, в
1902 году заложен на эллинге Николаевского Адмиралтейства в Николаеве, спущен на
воду в мае 1904 года, вступил в строй в 1906 году. До 10 октября 1907 года
классифицировался как миноносец. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов
в 1911-1913 гг. в Лазаревском адмиралтействе Севастопольского порта, с заменой
трубок в котлах и артиллерийского вооружения. В период первой мировой войны
участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес
блокадную службу у берегов Турции и Румынии, оказывал артиллерийскую поддержку
приморским флангам армии в районе Батума, выставлял мины у пролива Босфор,
высаживал разведывательно-диверсионные группы, обеспечивал и прикрывал набеговые
и минно-заградительные действия других сил флота. Совместно с другими кораблями
уничтожил в море и около берега 46 турецких парусников. 25 апреля 1916 года, во
время эскортирования линейного корабля
"Императрица Мария", на выходе из Севастополя на траверзе бухты Камышевая,
подорвался на минах, выставленных германской подводной лодкой "UC 15",
переломился пополам и затонул.
|