Длина -
60,9 |
Ширина -
10,7 |
Осадка -
5 м |
Водоизмещение -
1250 т |
Силовая установка -
2x600 л.с. |
Скорость хода -
максимальная - 12,5 узлов ; экономическая - 10 узлов |
Вооружение -
5-76-мм полевых и 2-37-мм ор., 4-7,62-мм пул |
Экипаж -
75 человек |
Бывший озерный ледокол, построенный на судоверфи «Armstrong,
Whitworth & Co» в Ньюкасле (Англия) для обслуживания Кругобайкальской железной
дороги МПС, собранный и спущенный в 1902 в с. Лиственничное Иркутской губ. В июне 1918 мобилизован, вооружен и включен в состав
Байкальской военной флотилии в качестве вооруженного парохода. В августе 1918 разоружен и оставлен на Байкале при отходе частей
РККА, но 22 апреля 1920 мобилизован вновь, поставлен на вооружение и зачислен в состав Сибирской военной речной флотилии в
качестве РКЛ. Участвовала в гражданской войне (артиллерийская поддержка частей Сибирской армии при обороне Танхоя в 1918, охрана
прибрежного участка Кругобайкальской железной дороги, несение дозорной службы, воинские перевозки на Байкале в 1920). 11 февраля
1921 РКЛ переведена в состав Байкальского дивизиона судов и переклассифицирована в
вооруженный пароход, а в марте 1921 разоружена
и исключена из списков судов РККФ в связи с передачей Главоду для использования в качестве ледокола. Находился в подчинении
сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода, с 9 апреля 1939 - НКРФ, с 23 марта 1946 - МРФ СССР, с 15 марта 1953 - ММРФ, с 25
августа 1954 - вновь МРФ СССР и с 6 июня 1956 - МРФ РСФСР. В 1957 ледокол выведен из эксплуатации и поставлен на прикол для
использования в служебно-вспомогательных целях и в качестве УС ДОСААФ. В 1980-х гг установлен у набережной в Иркутске в качестве
судна-музея и культурно-экологического центра. |