(до 15 июля 1919 - Фирма Черных, с 26 июля 1919 - Воля, с 1 января 1922 - Фирма,
с 1930-х гг. - Товарищ Самойлова)
Длина -
38,1 |
Ширина -
12,8/6,09 |
Осадка -
1,65 м |
Водоизмещение - 174 брт |
Силовая установка - 260-320 л.с. |
Скорость хода -
8 уз |
Вооружение -
2-75-мм и 1-37-мм ор., 3-7,62-мм пул. |
Экипаж -
38 (по другим данным, 43) человек |
Бывший речной колесный буксирный пароход «Восточного общества», построенный в 1912 на заводе акционерного
общества «Сормово» в Нижнем Новгороде и базировавшийся на Астрахань. 8 февраля 1918 национализирован и передан Главоду. С 11 июня
1918 входил в состав Астраханского Рупвода, а 15 июля 1919 мобилизован, поставлен на переоборудование и зачислен в состав АКВФ в
качестве вооруженного парохода. 31 июля 1919 вошел в состав ВКВФ. Участвовал в гражданской войне (оборона дельты Волги и северной
части Каспийского моря в сентябре-ноябре 1919). 12 июня 1920 разоружен и возвращен Главоду, но 4 апреля 1921 мобилизован вновь,
вторично поставлен на вооружение и зачислен в состав МСКМ в качестве РКЛ для борьбы с контрреволюционными бандами в районе
Камышина. 1 января 1922 РКЛ разоружена и исключена из списков судов РККФ в связи с передачей Астраханскому Рупводу для
использования в качестве буксира. Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКМФ. В
годы Великой Отечественной войны буксировал баржи с нефтепродуктами на Астраханском рейде и в низовьях Волги, обеспечивал воинские
и народнохозяйственные перевозки. В середине 1940-х гг. затонул в районе Астрахани в результате аварии, но летом 1947 был поднят и
10 июля 1947 поставлен на прикол. 24 ноября 1950 буксир исключен из списков судов ММФ в связи с передачей МРП для использования в
служебно-вспомогательных целях. В 1950-х гг. сдан «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл. В некоторых документах
значится под наименованием Память Самойловой. |