(до 6 октября 1919 - Бужин, с 25 декабря 1919 - Бужин, с 24 октября 1939 - Березина)
Длина -
35,6 |
Ширина -
./5,4 |
Осадка -
0,5 м |
Водоизмещение -
32,6 брт |
Силовая установка -
85 л.с. |
Вооружение -
1-76-мм полевое ор. и 4-7,62-мм пул. |
Экипаж -
42 (по другам данным, 40) человека |
Бывший речной колесный буксирный пароход, построенный в 1916 на Мальцевском заводе в с.
Людиново на Десне по заказу частного судовладельца и базировавшийся на Киев. 5 февраля 1919 после освобождения Киева частями РККА
национализирован и передан Главоду, а 9 июня 1919 мобилизован и в качестве буксирного парохода. зачислен в состав ДВФ. 19 августа
1919 вооружен, переведен в боевой состав флотилии и переклассифицирован сначала в бронепароход, а 6 октября 1919 в РКЛ. Участвовал
в гражданской войне (бои с частями польских войск на Припяти в июне-ноябре 1919). 6 ноября 1919 РКЛ оставлена на зимовку на
Припяти у с. Юревичи, а 25 декабря 1919 разоружена, передана Киевскому Рупводу и 1 января 1920 исключена из состава ДВФ. 5 марта
1920 во время стоянки во льдах захвачена противником, вооружена и включена в состав польской военной флотилии, а в июля 1920
уведена в Пинск и затоплена там при наступлении частей РККА. Впоследствии поднята польскими водолазами, перевооружена и под
наименованием Р-2 в качестве бронированного парохода включена в состав Речной флотилии Польши, а в 1930-х гг. переклассифицирована
в корабль ПВО и переименована в Hetman Chodkiewicz. 18 сентября 1939 при приближении частей РККА
затоплена экипажем на 64-м км Припяти, но 24 октября 1939 в качестве ПБС зачислена в состав ДВФ, 25 октября 1939 поднята
специальной группой ЭПРОН и отбуксирована в Киев для восстановительного ремонта. 17 июля 1940 вошла в состав ПВФ. Участвовала в
Великой Отечественной войне (обеспечение базирования и боевой деятельности сил флотилии на Днепре и его притоках). 28 августа 1941
погибла в районе дер. Домантово в бою с танками противника, вышедшими на берег Днепра, и 31 августа 1941 исключена из списков
судов ВМФ. |