(до 6 октября 1919 - Мандельштам, до 21 апреля 1919 - Доктор Макс Мандельштам)
Длина -
56,39 |
Ширина -
13,2/7,19 |
Осадка -
1,24 м |
Силовая установка -
180 л.с. |
Скорость хода -
8 уз |
Вооружение -
2-107-мм полевых ор. и
5-7,62-мм пул. (с 29 апреля 1920: 2-76-мм полевых ор. и 4-7,62-мм пул.; с 9 июня
1920: 2- 76-мм полевых и 1-47-мм ор., 4-7,62-мм пул.; с 28 августа 1920: 2-107-мм
полевых и 1-47-мм ор., 4-7,62-мм пул.; с 21 сентября 1920: 2- 107-мм и 1-76-мм
полевых ор., 4-7,62-мм пул.) |
Экипаж -
34 (с 1920: 53)
человека |
Бывший речной колесный грузовой пароход, построенный в 1910 на Южно-Русском заводе в Киеве по заказу частного
судовладельца и базировавшийся на Киев. 5 февраля 1919 после освобождения Киева частями РККА национализирован и передан Главоду, а
21 апреля 1919 мобилизован, поставлен на вооружение и зачислен в состав ДВФ. До 6 октября 1919 относился к подклассу
бронепароходов, а затем РКЛ. Участвовал в гражданской войне (бои с националистическими бандами в районе Триполье, Ржищев в июле
1919, у Орлика в июле 1920, в районе Кременчуга и Черкасс в сентябре 1920, с белогвардейцами у Черкасс в августе 1919 и под Киевом
в сентябре-октябре 1919, с частями польских войск в устье Припяти и под Киевом в апреле-мае 1920); 10 мая 1920 РКЛ сбила самолет
противника. 10 сентября 1920 за отличие в боях у с. Триполье в июне 1920 награждена Почетным революционным Красным знаменем ВЦИК.
20 января 1921 переведена в состав отряда судов охраны р. Днепр РККА, а 1 ноября 1922 разоружена и 4 ноября 1922 передана
Киевскому Рупводу для использования в качестве грузового парохода. Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 -
Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКРФ. В начальный период Великой Отечественной войны пароход участвовал в перевозках и переправах
войск на Днепре и его притоках. В сентябре 1941 ввиду невозможности эвакуации в низовья Днепра по приказу военного командования
затоплен экипажем на одной из рек бассейна Днепра при отступлении войск Красной Армии. |