ИССА
(до 22 марта 1941 - Ванемуйне, до 13 августа 1940 - Уапетшпе, до 1919 - Президент, до 16 июня 1917 - Император)
Длина - 37,8 |
Ширина - 6,2 |
Осадка - 1,9 м |
Водоизмещение - 200 т |
Силовая установка - 406 л.с. |
Скорость хода - 10 узлов |
Дальность плавания - 300 миль |
Вооружение - 2-76-мм ор. (с учебного
КР «Аврора») и 2-7,62-мм пул. (первоначально 2-75-мм ор. и 2-7,62-мм пул.; с 1931:
3-47-мм ор.) |
Экипаж -
31 человек |
Бывший товаропассажирский пароход Лифляндского пароходного общества, построенный в
1914 на судоверфи «A.Alstrem AB» в Варкаусе
(Финляндия). В августе 1915 приобретен Морведом, вооружен и 9 сентября 1915 зачислен в состав ЧВФ в качестве вооруженного
парохода. Участвовал в Февральской революции и гражданской войне (бои с белогвардейцами на Чудском оз. в 1918). 26 октября 1917
вошел в состав Красной ЧВФ, но 28 октября 1918 перешел на сторону противника на р. Великая при занятии белогвардейцами Пскова. 20
декабря 1918 отбит частями РККА, однако 14 января 1919 из-за невозможности вывода в зимних условиях оставлен в Тарту, захвачен
белогвардейцами и весной 1919 включен в состав озерно-речного дивизиона КЛ Эстонской республики. 17 октября 1919 от взрыва орудия
получил ряд повреждений и в дальнейших боевых действиях не участвовал. 23 февраля 1920 разоружен, передан МТиП Эстонской
республики и возвращен в класс товаро-пассажирских пароходов, но с начала 1930-х гт. вновь вошел в состав озерно-речного дивизиона
КЛ. 13 августа 1940 после вхождения ЭССР в состав СССР зачислен в списки судов ВМФ и в качестве УС включен в ОУК Управления ВМУЗ
на Чудском оз. 30 июня 1941 вооружен вновь, переклассифицирован в КЛ и переведен в состав формируемой ЧВФ. КЛ участвовала в
Великой Отечественной войне (бои с частями немецко-фашистских войск и бандами эстонских националистов на Чудском оз. в
июле-августе 1941). 11 августа 1941 из-за серьезных Повреждений, полученных в результате атак авиации противника, и невозможности
вывода по приказу военного командования разоружена, затоплена экипажем в устье р. Раннапунгерья и 10 сентября 1941 исключена из
списков судов ВМФ. В 1942 поднята немецкими саперами, восстановлена и под наименованием Уапетшпе использовалась для воинских
перевозок. В августе 1944 потоплена советскими ВВС в Чудском оз. После Великой Отечественной войны вторично поднята и сдана «Главвторчермету»
для разделки на металл.
НАРОВА
(до 22 марта 1941 - Тарту, до 13 августа 1940 - Tartu, до 1919 -
Юрьев)
Длина - 39,2 |
Ширина - 5,3 |
Осадка - 0,8 м |
Водоизмещение - 110 т |
Силовая установка - 120 л.с. |
Скорость хода - 11 уз |
Вооружение - 3-45-мм ор. (первоначально
2-7,62-мм пул.; с 1919: 1-47-мм ор. и 2-7,62-мм пул.; с 1920: 2-47-мм и 1-40-мм ор.,
2- 7,62-мм пул.) |
Бывший колесный служебный пароход МПС, построенный в 1897 на заводе «Ланге и сын» в
Риге. Осенью 1915 призван по военно-судовой повинности, вооружен и 9 сентября 1915 зачислен в списки судов ЧВФ в качестве
вооруженного парохода. Участвовал в Февральской революции и гражданской войне (бои с белогвардейцами на Чудском оз. в 1918). 26
октября 1917 вошел в состав Красной ЧВФ, но 28 октября 1918 перешел на сторону противника на р. Великая при занятии
белогвардейцами Пскова. 20 декабря 1918 отбит частями РККА, однако 14 января 1919 из-за невозможности вывода в зимних условиях
оставлен в Тарту и захвачен белогвардейцами, а весной 1919 включен в состав озерно-речного дивизиона КЛ Эстонской республики. 13
августа 1940 после вхождения ЭССР в состав СССР зачислен в списки судов ВМФ и в качестве УС включен в ОУК Управления ВМУЗ на
Чудском оз. 30 июня 1941 вооружен вновь, переклассифицирован в КЛ и переведен в состав формируемой ЧВФ. КЛ участвовала в Великой
Отечественной войне (бои с частями немецко-фашистских войск и бандами эстонских националистов на Чудском оз. В июле.1941). 23 июля
1941 из-за тяжелых повреждений, полученных в результате атак авиации противника, и невозможности вывода разоружена, затоплена
экипажем в устье р. Омедо и 10 сентября 1941 исключена из списков судов ВМФ. В сентябре 1941 поднята немецкими саперами,
восстановлена и под наименованием Heimatland использовалась для воинских перевозок. 26 августа 1944
потоплена советскими ВВС на р. Эмайыги. После Великой Отечественной войны поднята и сдана «Главвторчермету» для разделки на
металл.
ПЛЮССА
(до 22 марта 1941 - Ильматор, до 13 августа 1940 - Ilmator, до 1920
- София, с 1946 - София)
Длина - 36,6 |
Ширина - 5,8 |
Осадка - 1,6 м |
Водоизмещение - 150 т |
Силовая установка - 200 л.с. |
Скорость хода -
максимальная - 10 узлов ; экономическая - 8 узлов |
Дальность плавания - 240 миль |
Вооружение - 2-45-мм ор. и 2-7,62-мм
пул. (первоначально 2-75-мм ор. и 2-7,62-мм пул.) |
Экипаж -
24 человека |
Бывший частный колесный товаро-пассажирский пароход, построенный в 1892 хозспособом на
частной судоверфи в Нарве. В августе 1915 приобретен Морведом, вооружен и 9 сентября 1915 зачислен в списки судов ЧВФ в качестве
вооруженного парохода. Участвовал в Февральской революции и гражданской войне (бои с белогвардейцами на Чудском оз. в 1918- 1919).
26 октября 1917 вошел в состав Красной ЧВФ, но 20 мая 1919 из-за невозможности эвакуации во избежание захвата противником затоплен
экипажем в Раскопеле при эвакуации частей РККА. В 1920 поднят эстонскими спасателями, перестроен в товаро-пассажирский пароход и
передан МТиП Эстонской республики, а с 1936 входил в резерв озерно-речного дивизиона КЛ Эстонии. 13 августа 1940 после вхождения
ЭССР в состав СССР зачислен в списки судов ВМФ и в качестве УС включен в ОУК Управления ВМУЗ на Чудском оз. 30 июня 1941 вооружен
вновь, переклассифицирован в КЛ и переведен в состав формируемой ЧВФ. КЛ участвовала в Великой Отечественной войне (бои с частями
немецко-фашистских войск и бандами эстонских националистов на Чудском оз. в июле-августе 1941); из-за неисправностей механизмов
водилась на буксире и использовалась как несамоходная ПБА. 11 августа 1941 из-за серьезных повреждений, полученных в результате
атак авиации противника, разоружена, по приказу военного командования затоплена экипажем в устье р. Раннапунгерья и 10 сентября
1941 исключена из списков судов ВМФ. В сентябре 1941 поднята немецкими саперами, восстановлена и под наименованием
Ilmator использовалась для воинских перевозок. В 8.1944 потоплена советскими ВВС на р. Эмайыги. В 1946
поднята, передана Чудскому речному пароходству МРФ и переоборудована в несамоходную грузовую баржу. В 1950-х гг. выведена из
эксплуатации и сдана «Главвторчермету» для разделки на металл.
ЭМБАХ
(до 22 марта 1941 - Ахти, до 13 августа 1940 – Ahti до 1919 - Ольга)
Длина - 27,5 |
Ширина - 5 |
Осадка - 1,8 м |
Водоизмещение - 115 т |
Силовая установка - 200 л.с. |
Скорость хода - 10 узлов |
Дальность плавания - 280 миль |
Вооружение - 2-45-мм ор. (с учебно го
КР «Аврора») и 2-7,62-мм пул. (первоначально 2-75-мм ор. и 2-7,62-мм пул.) |
Экипаж -
24 человека |
Бывший буксирный пароход, построенный в 1908 в Германии. Первоначальное наименование
Hansa. Принадлежал германской судоходной компании, а затем был куплен русским частным судовладельцем и
приписан к Юрьеву (Тарту). В августе 1915 призван по военно-судовой повинности, вооружен и включен в состав ЧВФ в качестве
вооруженного парохода. Участвовал в Февральской революции и гражданской войне (бои с белогвардейцами на Чудском оз. в 1918-1919).
26 октября 1917 вошел в состав Красной ЧВФ, но 20 мая 1919 захвачен белогвардейцами в Раскопеле и осенью 1919 вошел в состав
озерно-речного дивизиона КЛ Эстонской республики. 13 августа 1940 после вхождения ЭССР в состав СССР зачислен в списки судов ВМФ и
в качестве УС включен в ОУК Управления ВМУЗ на Чудском оз. 30 июня 1941 вооружен вновь, переклассифицирован в КЛ и переведен в
состав формируемой ЧВФ. КЛ участвовала в Великой Отечественной войне (бои с частями немецко-фашистских войск и бандами эстонских
нацконалистов в июле-августе 1941). 25 июля 1941 в связи с приближением противника по приказу командования ЧВФ разоружена и
затоплена экипажем в устье р. Раннапунгерья, но вскоре была поднята и вновь введена в строй. 13 августа 1941 из-за серьезных
повреждений, полученных в результате ударов авиации противника, и невозможности вывода вторично разоружена, затоплена
экипажем в
Ремнику и 10 сентября 1941 исключена из списков судов ВМФ. В октябре 1941 поднята немецкими саперами, восстановлена и под
наименованием Baltenland использовалась для воинских перевозок. 26 августа 1944 потоплена советскими ВВС
на р. Эмайыги. После Великой Отечественной войны поднята и сдана «Главвторчермету» для разделки на металл.