Длина -
20,4 |
Ширина -
3,2 |
Осадка -
0,75 м |
Водоизмещение -
30 т |
Силовая установка -
2x80 л.с. |
Скорость хода -
максимальная - 12 узлов ; экономическая -
8 узлов |
Дальность плавания -
660 миль |
Вооружение -
2-76,2-мм ор. (горных) и 4-7,62-мм пул. |
Экипаж -
20 человек |
КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА № 1
(с 3 февраля 1919 - Интернационал, с 4 апреля 1919 - Сторожевое судно № 1, с апреля 1920 - Канонерская лодка № 1, с 15 августа 1929 - К-1, с 21 августа 1934 - Бронекатер № 105, с 15 апреля 1937 - Бронекатер № 71, с 10 февраля 1944 - БК-71, с 21 октября 1949 - БК-97)
Заложена в 1916 на заводе «Andre & Rosenquist» в Або
(Турку, Финляндия) по заказу ГВИУ, спущена в 1917, вступила в строй в 1917. В конце мая 1918 принята от Военного ведомства,
доставлена по железной дороге из Петрограда в Осташков и включена в состав Селигеро-Волжской флотилии. С 13 июля по 1 сентября
1918 и с октября 1918 по 2 апреля 1919 входила в состав Волхово-Ильменской флотилии, а 4 апреля 1919 переведена в состав ОВФ и
переклассифицирована в сторожевое судно. Участвовало в гражданской войне (воинские перевозки на оз. Селигер и Ильменском оз. в
1918, Видлицкая десантная операция 27-29 июня 1919). В апреле 1920 судно передано в Ладожский отряд судов БФ и
переклассифицировано в РКЛ. 22 марта 1921 РКЛ перечислена в состав Сыр–Дарьинской флотилии, а в августе 1922 доставлена по
железной дороге в Петроград, законсервирована и сдана к военному порту на долговременное хранение. 26 мая 1926 расконсервирована,
передана в пожарную охрану ГВП МСБМ для использования в качестве рейдового плавсредства и исключена из боевого состава флота. 15
августа 1929 судно возвращено в боевой состав РККФ, вновь вооружено, переклассифицировано в БКА и перечислено в состав Отдельного
отряда судов р. Днепр. Капитальный ремонт в 1929. 27 июня 1931 БКА вошел в состав ДВФ, 18 марта 1934 отправлен по железной дороге
из Киева в Сретенск и 3 апреля 1934 перечислен в состав АКФ. 1 ноября 1940 выведен из боевого состава и предназначен к сдаче в ОФИ
для демонтажа и реализации, но в 1941 восстановлен и 3 августа 1941 вновь возвращен в боевой состав АКФ. Участвовал в Маньчжурской
наступательной операции 9 августа-2 сентября 1945. 12 января 1949 отнесен к подклассу речных БКА. 2 апреля 1951 разоружен и
исключен из списков судов ВМС в связи с псредачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.
КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА № 2
(с 3 февраля 1919 - Коммунист, с 4 апреля 1919 - Сторожевое судно № 2, с апреля 1920 - Канонерская лодка № 2, с 15 августа 1929 - К-2, с 21 августа 1934 - Бронекатер № 106, с 15 апреля 1937 - Бронекатер № 72, с 10 февраля 1944 - БК-72, с 21 октября 1949 - БК-98)
Заложена в 1916 на заводе «Andre & Rosenquist» в Або
(Турку, Финляндия) по заказу ГВИУ, спущена в 1917, вступила в строй в 1917. В мае 1918 принята от Военного ведомства, доставлена
по железной дороге из Петрограда в Череповец и включена в состав Волхово-Ильменской флотилии. 2 апреля 1919 переведена в состав
ОВФ и 4 апреля 1919 переклассифицирована в сторожевое судно. Участвовало в гражданской войне (воинские перевозки на Ильменском оз.
в 1918, Видлицкая десантная операция 27-29 июня 1919, бои с белогвардейцами за ст. Лижма и в Повенецком зал. осенью 1919). В
апреле 1920 судно передано в Ладожский отряд судов БФ и переклассифицировано в РКЛ. 22 марта 1921 РКЛ перечислена в состав Сыр–Дарьинской
флотилии, а в августе 1922 доставлена по железной дороге в Петроград, законсервирована и сдана к военному порту на долговременное
хранение. 15 августа 1929 расконсервирована, переклассифицирована в БКА и перечислена в состав Отдельного отряда судов р. Днепр.
27 июня 1931 БКА вошел в состав ДВФ, 18 марта 1934 отправлен по железной дороге из Киева в Сретенск и 3 апреля 1934 перечислен в
состав АКФ. 30 июня 1937 затонул у о-ва Сычевский от попаданий артиллерийских снарядов, выпущенных с территории Маньчжурии, но
вскоре был поднят, восстановлен и вновь введен в строй. Участвовал в Маньчжурской наступательной операции 9 августа-2 сентября
1945. 12 января 1949 отнесен к подклассу речных БКА. 2 апреля 1951 разоружен и исключен из списков судов ВМС в связи с передачей в
ОФИ для демонтажа и разделки на металл.
КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА № 3
(с ноября 1919 - Истребитель № 310, с 20 августа 1920 - Канонерская лодка № 310)
Заложена в 1916 на заводе «Andre & Rosenquist» в Або
(Турку, Финляндия) по заказу ГВИУ, спущена в 1917, вступила в строй в 1917. В июле 1918 принята от Военного ведомства, доставлена
по железной дороге из Петрограда в Нижний Новгород и включена в состав ВВФ. В октябре 1918 переведена в состав АКВФ, 9 мая 1919 -
в состав Донской военной флотилии, 29 июня 1919 - вновь в состав ВВФ, 31 июля 1919 - в состав ВКВФ и 5 июля 1920 - в состав МСКМ.
В ноябре 1919 переклассифицирована в истребитель , а 20 августа 1920 возвращена в подкласс РКЛ. Участвовала в гражданской войне
(обеспечение боевых действий сил РККФ). 15 ноября 1920 РКЛ перечислена в состав Сыр-Дарьинского дивизиона судов и 17 марта 1921 -
в состав АДВФ, а 27 октября 1921 исключена из списков судов РККФ в связи с передачей в Погранфлотилию Каспийского моря МПО ОГПУ. В
августе 1922 доставлена по железной дороге в Петроград и перечислена в состав Финско-Ладожской флотилии МПО ОГПУ. С 1934 входила в
состав МПО НКВД Дальневосточного погранокруга и использовалась на Амуре. В 1950-х гт. разоружена и сдана «Главвторчермету» для
демонтажа и разделки на металл.
КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА № 4
(с 9 февраля 1919 - Посыльное судно № 307, с ноября 1919 - Истребитель № 307, с 20 августа 1920 - Канонерская лодка № 307)
Построена в 1913 на заводе Золотова в Санкт-Петербурге по заказу ГВИУ. В июле 1918 принята от Военного
ведомства, доставлена по железной дороге из Петрограда в Нижний Новгород и включена в состав ВВФ. 9 февраля 1919
переклассифицирована в ПС. Участвовало в гражданской войне (бои с белогвардейцами на р. Вятка в мае 1919). 31 июля 1919 ПС вошло в
состав ВКВФ, в ноябре 1919 переклассифицировано в истребитель. 5 июля 1920 вошел в состав МСКМ, а 20 августа 1920 возвращен в
подкласс РКЛ. 4 ноября 1920 РКЛ перечислена в состав Аму-Дарьинской военной флотилии. 22 апреля 1921 затонула на Аму-Дарье в
результате аварии. Впоследствии поднята и ввиду нецелесообразности восстановления сдана на слом.
КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА № 5
(с 3 февраля 1919 - Пролетарий, с 4 апреля 1919 - Сторожевое судно № 3, с осени 1919 - Боевой, с 28 мая 1920 - РИ-5)
Построена в 1917 на заводе Золотова в Петрограде по заказу ГВИУ. В мае 1918 принята от Военного ведомства,
доставлена по железной дороге из Петрограда в Череповец и включена в состав Волхово-Ильменской флотилии. 2 апреля 1919 переведена
в состав ОВФ и 4 апреля 1919 переклассифицирована в сторожевое судно. Участвовало в гражданской войне (бои с белогвардейцами на
Онежском оз. в 1919). 3 августа 1919 судно погабло в бою с кораблями противника в Повенецком зал., но вскоре было поднято
противником, восстановлено и включено в состав белогвардейской флотилии на Онежском оз. в качестве РКЛ. В конце 1919 РКЛ
отправлена по железной дороге белогвардейским командованием из Медвежьей Горы в Мурманск, где 13 марта 1920 была захвачена частями
РККА и 28 мая 1920 зачислена в состав МССМ в качестве истребителя. 16 октября 1922 передана МПО ОГПУ для использования в качестве
ПСКА, 10 июня 1924 принята от МПО в Убеко Севера, законсервирована и поставлена на отстой, а впоследствии сдана Комгосфондов для
демонтажа и реализации.
КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА № 6
(с ноября 1919 - Истребитель № 311, с 20 августа 1920 - Канонерская лодка №311, с 15 августа 1929 - К-4, с 21 августа 1934 - Бронекатер № 108, с 15 апреля 1937 - Бронекатер № 74, с 10 февраля 1944 - БК-74)
Построена в 1916 на Русско-Балтийском заводе в Ревеле (Таллин) по заказу ГВИУ. В июле 1918 принята от Военного
ведомства, доставлена по железной дороге из Петрограда в Нижний Новгород и включена в состав ВВФ. В октябре 1918 переведена в
состав АКВФ, 9 мая 1919 - в состав Донской военной флотилии, 29 июня 1919 - вновь.в состав ВВФ, 31 июля 1919 - в состав ВКВФ и 5
июля 1920 - в состав МСКМ. В ноябре 1919 переклассифицирована в истребитель, а 20 августа 1920 возвращена в подкласс РКЛ.
Участвовала в гражданской войне (обеспечение боевых действий сил РККФ). 26 ноября 1920 перечислена в состав АДВФ, а 27 октября
1921 исключена из списков судов РККФ в связи с передачей в Погранфлотилию Каспийского моря МПО ОГПУ. В августе 1922 доставлена по
железной дороге в Петроград и сдана к военному порту на долговременное хранение. 15 августа 1929 расконсервирована,
переклассифицирована в БКА и перечислена в состав Отдельного отряда судов р. Днепр. 27 июня 1931 БКА вошел в состав ДВФ. 18 марта
1934 отправлен по железной дороге из Киева в Сретенск и 3 апреля 1934 перечислен в состав АКФ. 1 ноября 1940 исключен из боевого
состава и предназначался к сдаче на слом, но затем был вновь вооружен и возвращен в боевой состав АКФ. Участвовал в Маньчжурской
наступательной операции 9 августа-2 сентября 1945. 12 января 1949 отнесен к подклассу речных БКА, а 2 апреля 1951 разоружен вновь
и исключен из списков судов ВМС в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.
КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА № 7
(с 9 февраля 1919 - Посыльное судно № 308, с ноября 1919 - Истребитель № 308, с 20 августа 1920 - Канонерская лодка № 308)
Построена в 1913 на заводе Золотова в Санкт-Петербурге по заказу ГВИУ. В июле 1918 принята от Военного
ведомства, доставлена по железной дороге из Петрограда в Нижний Новгород и включена в состав ВВФ. 9 февраля 1919
переклассифицирована в ПС. Участвовало в гражданской войне (бои с белогвардейцами на р. Вятка в мае 1919). 31 июля 1919 ПС вошло в
состав ВКВФ, в ноябре 1919 переклассифицировано в истребитель. 5 июля 1920 истребитель вошел в состав МСКМ, а 20 августа 1920
возвращен в подкласс РКЛ. 26 ноября 1920 РКЛ перечислена в состав Аму-Дарьинской военной флотилии, а 27 октября 1921 исключена из
списков судов РККФ в связи с передачей в Погранфлотилию Каспийского моря МПО ОГПУ. В августе 1922 доставлена по железной дороге в
Петроград и переведена в состав Финско-Ладожской флотилии МПО ОГПУ. С 1930-х гг. входила в состав МПО НКВД Дальневосточного
погранокруга и использовалась на Амуре. В 1950-х гг. разоружена и сдана «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.
КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА № 8
(с 9 февраля 1919 - Посыльное судно № 309, с ноября 1919 - Истребитель № 309, с 20 августа 1920 - Канонерская лодка № 309, с 15 августа 1929 - К-3, с 21 августа 1934 - Бронекатер № 107, с 15 апреля 1937 - Бронекатер № 73, с 10 февраля 1944 - БК-73)
Построена в 1913 на заводе Золотова в Санкт-Петербурге по заказу ГВИУ. В июле 1918 принята от Военного
ведомства, доставлена по железной дороге из Петрограда в Нижний Новгород и включена в состав ВВФ. 9 февраля 1919
переклассифицирована в ПС. Участвовало в гражданской войне (бои с белогвардейцами ыа Вятке и Каме в мае-июне 1919). 31 июля 1919
ПС вошло в состав ВКВФ, в ноябре 1920 переклассифицировано в истребитель. 5 июля 1920 истребитель вошел в состав МСКМ, а 20
августа 1920 возвращен в подкласс РКЛ. 15 ноября 1920 РКЛ перечислена в состав Сыр–Дарьинского дивизиона судов, 17 марта 1921 - в
состав Аму-Дарьинской военной флотилии, а 27 октября 1921 исключена из списков судов РККФ в связи с передачей в Погранфлотилию
Каспийского моря МПО ОГПУ. В августе 1922 доставлена по железной дороге в Петроград и передана в состав Финско-Ладожской флотилии
МПО ОГПУ. 15 августа 1929 возвращена РККФ, переклассифицирована в БКА и перечислена в состав Отдельного отряда судов р. Днепр. 27
июня 1931 БКА вошел в состав ДВФ. 18 марта 1934 отправлен по железной дороге из Киева в Сретенск и 3 апреля 1934 перечислен в
состав АКФ. Участвовал в Маньчжурской наступательной операции 9 августа-2 сентября 1945. 12 января 1949 отнесен к подклассу речных
БКА. 2 апреля 1951 разоружен и исключен из списков судов ВМС в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.
КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА № 9
(с 3 февраля 1919 - Спартак, с 4 апреля 1919 - Сторожевое судно № 4, с апреля 1920 - Канонерская лодка № 9)
Построена в 1917 на заводе Золотова в Петрограде по заказу ГВИУ. В конце мая 1918 принята от Военного
ведомства, доставлена по железной дороге из Петрограда в Осташков и включена в состав Селигеро-Волжской флотилии. С 13 июля 1918
по 1 сентября 1918 и с октября 1918 по 2 апреля 1919 входила в состав Волхово-Ильменской флотилии, а 2 апреля 1919 переведена в
состав ОВФ и 4 апреля 1919 переклассифицирована в сторожевое судно. Участвовало в гражданской войне (воинские перевозки на
Ильменском оз. в 1918, Видлицкая десантная операция 27- 29 июня 1919). В апреле 1920 судно передано в Ладожский отряд судов БФ и
возвращено в подкласс РКЛ. В 1922 РКЛ выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к порту на долговременное хранение, а
впоследствии сдана Комгосфондов для реализации.
Д-1
(с 9 февраля 1919 - Посыльное судно № 301, с 20 августа 1920 - Канонерская лодка № 301)
Заложена в 1917 на заводе Золотова в Петрограде по заказу ГВИУ, спущена в 1918, вступила в строй в 1918 и вошла
в состав БФ. 30 июля 1918 убыла по Мариинской водной системе из Петрограда на Волгу и 4 августа 1918, прибыв в Казань, вошла в
состав ВВФ в качестве истребителя. 9 февраля 1919 переклассифицирована в ПС. 31 июля 1919 ПС вошло в состав ВКВФ и 5 июля 1920 - в
состав МСКМ. Участвовало в гражданской войне (бои с белогвардейцами на Каме в мае 1919). 20 августа 1920 возвращено в подкласс РКЛ
и перечислено в состав Аму-Дарьинской военной флотилии. 1 октября 1921 РКЛ передана в Погранфлотилию Каспийского моря МПО ОГПУ,
откуда 25 июня 1922 была возвращена в состав МСКМ. С 24 октября 1922 вновь находилась в распоряжении МПО ОГПУ. В 1923 доставлена
по железной дороге в Петроград и сдана к Кронштадтскому военному порту на долговременное хранение. Впоследствии разоружена,
исключена из списков судов РККФ и сдана Комгосфондов для реализации.
Д-2
(с 9 февраля 1919 - Посыльное судно № 302)
Заложена в 1917 на заводе Золотова в Петрограде по заказу ГВИУ, спущена в 1918, вступила в строй в 1918 и вошла
в состав БФ. 30 июля 1918 убыла по Мариинской водной системе из Петрограда на Волгу и 4 августа 1918, прибыв в Казань, вошла в
состав ВВФ в качестве истребителя. 9 февраля 1919 переклассифицирована в ПС. Участвовало в гражданской войне (бои на Каме в мае
1919). 31 июля 1919 ПС вошло в состав ВКВФ. 6 февраля 1920 разоружено и исключено из списков судов РККФ в связи с демонтажем на
запчасти и передачей Комгосфондов для реализации.